Ограничение
прав и свобод личности допускается
только в случаях, предусмотренных
законом, в интересах национальной
безопасности, общественного порядка,
защиты нравственности, здоровья населения,
прав и свобод других лиц (статья 23 Конституции)
[1].
Таким
образом, Конституция Республики Беларусь
ориентирует законодателя, что законом
может быть запрещена социально
опасная деятельность, в том числе экономическая
деятельность, которая направлена на монополизацию
и недобросовестную конкуренцию. Но этот
общий конституционный принцип здесь
не конкретизирован.
Другое
законодательство Республики Беларусь
содержит запрет конкретной экономической
деятельности, которая направлена на монополизацию
и недобросовестную конкуренцию. В частности,
указанный запрет материализован в части
2 пункта 1 статьи 9 ГК, которая не допускает
использование гражданских прав в целях
ограничения конкуренции, а также злоупотребления
своим доминирующим положением на рынке.
Однако
диапазон действия запрета, закрепленного
в статье 9 ГК, ограничен. Во-первых,
он распространяется только на участников
гражданского оборота (граждан и
юридических лиц) и применяется
к отношениям с участием иностранных
лиц (иностранных граждан, лиц без гражданства,
беженцев и иностранных юридических лиц),
если иное не предусмотрено ГК и международным
договором. Во-вторых, запрет распространяется
на товарные рынки, где конкуренция по
объективным причинам отсутствует: это
рынки естественных, государственных
и временных монополий. В-третьих, по субъектному
составу запрет распространяется на тех
лиц, которые обладают доминирующим положением
на рынке. Названный в ГК запрет не применяется
к отношениям, основанным на властном
подчинении одной стороны другой. Но и
в этой сфере иное может быть предусмотрено
законодательством.
Так,
в статье 3 Закона «О противодействии
монополистической деятельности»
предусмотрено, что он действует
на всей территории Республики Беларусь
и распространяется на отношения, в которых
участвуют хозяйствующие субъекты, государственные
органы, их должностные лица в процессе
деятельности на товарных рынках. Он применяется
к тем правоотношениям, в которых участвуют
хозяйствующие субъекты, государственные
органы, их должностные лица, которые имеют
или могут иметь своими последствиями
ограничение конкуренции на товарных
рынках, в том числе в результате совершения
сделок с акциями (долями), приобретения
имущественных паевых взносов в имущество
кооперативов (паев), долей уставных фондов
хозяйствующих субъектов [2].
Действие
Закона «О противодействии монополистической
деятельности» не распространяется
на отношения, вытекающие из охраны изобретений,
промышленных образцов, топологий интегральных
микросхем, нераскрытой информации, товарных
знаков и авторских прав, за исключением
случаев, когда права, связанные с этими
отношениями, используются их обладателями
в целях ограничения конкуренции, а также
на отношения, связанные с товарами, изъятыми
из гражданского оборота в Республике
Беларусь [2].
Отношения,
связанные с монополистической
деятельностью и недобросовестной
конкуренцией на рынках ценных бумаг
и финансовых услуг, за исключением
случаев, когда складывающиеся на этих
рынках отношения оказывают влияние
на конкуренцию на товарных рынках, регулируются
иными актами законодательства.
Правила
Закона «О противодействии монополистической
деятельности» применяются к
отношениям, связанным с монополистической
деятельностью на товарных рынках,
где товары имеют ограниченную гражданскую
оборотоспособность лишь постольку, поскольку
иное не установлено законодательными
актами, содержащими правовые нормы об
обращении этих видов товаров, а также
если иное не определено соответствующими
нормами международного права.
Положения
Закона «О противодействии монополистической
деятельности» применяются также
в тех случаях, когда субъекты
права, указанные в пункте 1 статьи
3 этого закона (хозяйствующие субъекты,
государственные органы, их должностные
лица в процессе деятельности на товарных
рынках), совершают действия (бездействие)
за пределами территории Республики Беларусь,
которые приводят или могут привести к
ограничению конкуренции либо влекут
за собой другие неблагоприятные последствия
на товарных рынках. Иные правила могут
быть установлены нормами международного
права [2].
Актами
законодательства в соответствии с
нормами международного права могут
устанавливаться изъятия по отнесению
иностранных государств, международных
организаций, физических и юридических
лиц, лиц без гражданства и других субъектов
права к числу потребителей.
Деятельность
хозяйствующих субъектов Республики
Беларусь, занимающих доминирующее положение
на товарных рынках других государств
(групп государств, международных
организаций), а также хозяйствующих
субъектов других государств, осуществляющих
монополистическую деятельность на товарных
рынках или в отношении потребителей,
хозяйствующих субъектов Республики Беларусь,
регулируется на основании норм национального
права, а также норм международного права.
Доминирующее
положение хозяйствующих субъектов
Республики Беларусь на товарных рынках
других государств (групп государств,
международных организаций) и хозяйствующих
субъектов других государств на товарных
рынках Республики Беларусь определяется
в соответствии с нормами международных
договоров, действующих для Республики
Беларусь, и иными нормами международного
права.
Положения
статьи 9 ГК являются, по сути, бланкетными
(легальные определения понятий
«конкуренция» и «доминирующее
положение» и других приводятся в статье
1 Закона «О противодействии монополистической
деятельности»). Их применение зависит
от дефиниций и правил антимонопольного
законодательства.
Например,
понятие «доминирующее положение»
раскрывается как «исключительное
положение хозяйствующего субъекта
или нескольких хозяйствующих субъектов
на рынке товара, не имеющего заменителей,
либо взаимозаменяемых товаров, дающее
ему (им) возможность оказывать решающее
влияние на общие условия обращения товара
на соответствующем товарном рынке или
затруднять доступ на товарный рынок другим
хозяйствующим субъектам. Доминирующим
признается положение хозяйствующего
субъекта [7, стр. 56]:
1) доля
которого на рынке определенного товара
превышает предельную величину, установленную
уполномоченным республиканским органом
государственного управления, за исключением
случаев осуществления государственной
или естественной монополии;
2) доля
которого на рынке определенного товара
не превышает установленную предельную
величину, если уполномоченным республиканским
органом государственного управления,
исходя из стабильности доли хозяйствующего
субъекта на товарном рынке относительно
размера принадлежащих конкурирующим
хозяйствующим субъектам (далее — конкуренты)
долей на товарном рынке, возможности
доступа на этот рынок новых конкурентов
или иных критериев, характеризующих товарный
рынок, будет установлено, что положение
хозяйствующего субъекта является доминирующим».
А понятие «конкуренция» как состязательность
хозяйствующих субъектов, при которой
их самостоятельные действия эффективно
ограничивают возможность каждого из
них односторонне воздействовать на общие
условия обращения товаров на соответствующем
товарном рынке. Недобросовестная конкуренция
— любые, направленные на приобретение
преимуществ в предпринимательской деятельности,
действия хозяйствующих субъектов, которые
противоречат Закону «О противодействии
монополистической деятельности», требованиям
добросовестности и разумности и могут
причинить или причинили убытки другим
хозяйствующим субъектам — конкурентам
либо нанести ущерб их деловой репутации.
Поэтому
расширить или сузить сферу действия
пункта 1 статьи 9 ГК можно путем внесения
изменений и дополнений в вышеуказанные
Законы. Реализация запрета, предусмотренного
статьей 9 ГК, осуществляется в судебном
порядке. В случае несоблюдения этого
запрета общий или хозяйственный суд вправе
отказать лицу в защите принадлежащего
ему права.
Следующими
в иерархии нашего национального антимонопольного
законодательства стоят названные выше
законы (Закон «О противодействии монополистической
деятельности» и Закон «О естественных
монополиях»).
Ключевое
место среди них занимает Закон
«О противодействии монополистической
деятельности», который является первым
белорусским антимонопольным законодательным
актом (первая его редакция была принята
в декабре 1992 года). В нем содержится понятийный
аппарат антимонопольного законодательства,
положения о функциях и компетенции антимонопольных
органов, характеризуются основные виды
монополистической деятельности и признаки
составов нарушений антимонопольного
законодательства, приводится система
предупреждения, ограничения и пресечения
монополистической деятельности и недобросовестной
конкуренции, а также положения о принятии,
обжаловании и исполнении решений и предписаний
антимонопольных органов [13, стр. 26].
Закон
«О противодействии монополистической
деятельности» по своим целям
и методу правового регулирования
содержит элементы как европейской модели
антимонопольного законодательства (основополагающий
принцип — контроль за злоупотреблениями
рыночной властью), так и американской
системы антитрестового законодательства
(принцип запрета монополий). Так, в статье
9 данного Закона установлено, что в случае
когда положение на товарном рынке хозяйствующего
субъекта или нескольких хозяйствующих
субъектов признается доминирующим, устанавливается
специальный государственный контроль
за объемом производства и качеством товаров,
уровнем цен и иными показателями деятельности
данного хозяйствующего субъекта (субъектов)
с целью установления факта злоупотребления
таким положением.
Правовой
и экономической базой Закона
«О противодействии монополистической
деятельности» является структурно-регулятивный
принцип. Это означает, что с помощью данного
Закона государство предполагает комплексно
решать возникающие в этой сфере проблемы:
не только противодействовать происходящим
противоправным монополистическим проявлениям,
но и предотвращать возникновение хозяйствующих
субъектов или организационных связей
между ними, монополизирующих экономику
и негативно влияющих на структуру рынка.
Так, в статье 8 отмечено, что:
«Государство в лице уполномоченных
органов осуществляет меры по
предупреждению, ограничению и пресечению
монополистической деятельности хозяйствующих
субъектов, государственных органов, а
также по финансовому, информационному
и иному обеспечению условий для развития
конкуренции и товарных рынков посредством
[2]:
- осуществления
государственного контроля за деятельностью
хозяйствующих субъектов, занимающих
доминирующее положение на товарном рынке;
- принятия
в установленном порядке мер по реорганизации
и ликвидации хозяйствующих субъектов,
занимающих доминирующее положение на
товарном рынке;
- осуществления
государственного контроля за реорганизацией
и ликвидацией хозяйствующих субъектов;
- осуществления
государственного контроля за сделками
с акциями, имущественными паевыми взносами
в имущество кооперативов (паями), долями
уставных фондов хозяйствующих субъектов;
- оказания
содействия осуществлению общественного
контроля за соблюдением антимонопольного
законодательства;
- принятия
иных мер».
Нужно
обратить внимание на неопределенность
значения и места Закона «О противодействии
монополистической деятельности» по
отношению к другим законодательным актам,
составляющим антимонопольное законодательство
Республики Беларусь. Речь идет о содержании
статьи 2 данного Закона: «Антимонопольное
законодательство в Республике Беларусь
состоит из настоящего Закона и других
актов законодательства, а также международных
договоров, участницей которых является
Республика Беларусь». Учитывая специфику
правоотношений, связанных с монополизацией
и недобросовестной конкуренцией, на наш
взгляд, следовало в Законе «О противодействии
монополистической деятельности» сформулировать
правило, в соответствии с которым другие
акты законодательства антимонопольного
регулирования должны соответствовать
Закону «О противодействии монополистической
деятельности». Это позволило бы выстроить
вертикальную и горизонтальную иерархию
актов антимонопольного законодательства,
эффективно регулирующую все правоотношения
в этой сфере без дублирования и противоречий.
Существенной
особенностью Закона «О противодействии
монополистической деятельности»
является его экстерриториальный характер.
Это выражается в том, что нормы данного
Закона применяются и в тех случаях, когда
действия и соглашения, указанные в статье
3 Закона «О противодействии монополистической
деятельности», совершаются или заключаются
за пределами территории Республики Беларусь.
Для того чтобы применить правила Закона
«О противодействии монополистической
деятельности» к таким соглашениям (действиям),
в соответствии с теорией последствий
необходимо доказать, что они приводят
или могут привести к ограничению конкуренции
или влекут другие отрицательные последствия
на рынках Республики Беларусь.