Анализ деятельности монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 01:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрытие сущности антимонопольного законодательства и антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой и в Республике Беларусь.
При написании курсовой работы мною были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть необходимость антимонопольного регулирования;
2. Исследовать антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь;
3. Проанализировать деятельность монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Антимонопольное регулирование и антимонопольное законодательство: понятие, основные принципы 5
2 Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь 13
2.1 Становление антимонопольного регулирования в Беларуси 13
2.2 Специфика антимонопольного законодательства 15
2.3 Применение антимонопольной политики в Беларуси 26
3 Анализ деятельности монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь 30
3.1 Анализ деятельности монополий и антимонопольного регулирования в Республике Беларусь 30
3.2 Становление конкурентной среды в Республике Беларусь 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

     Кроме осуществления процесса демонополизации  антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна прежде всего пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее. [3, c. 324-325]

     Опыт  развитых стран свидетельствует, что  антитрестовская политика оказалась  малоэффективной и влияла лишь на формы централизации капитала, но сам процесс монополизации она не приостановила. Противодействие монополизации экономики выражается в форме запретов на ведение производственно-коммерческой деятельности, в разукрупнении фирм, их реорганизации, разделении, вплоть до ликвидации. Несмотря на различия антимонопольных законодательств разных стран, они имеют общие черты и цели. К таковым относятся: поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими доминирующие положение на рынке, и над процессом слияний и поглощений компаний; защита интересов потребителей; содействие развитию малого и среднего бизнеса.

     Итак, в заключение главы сделаем вывод, что монополия – это исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы. Антимонопольная политика – комплекс государственных мер (соответствующие законодательство и система налогообложения, денационализация собственности, поощрение малого предпринимательства и пр.), направленных против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей. Во многих странах мира борьба с монополиями является одной из первоочередных мер в сфере регулирования экономических вопросов.

  1. Антимонопольное законодательство и  антимонопольное  регулирование в  Республике Беларусь
    1. Становление антимонопольного регулирования  в Беларуси
 

     Становление антимонопольного регулирования в Беларуси происходит в неопределенных, непредсказуемых условиях, традиционно не предусмотренных, при отсутствии рыночной конкурентной среды, при тотальном хроническом дефиците и углубляющемся экономическом кризисе. Необходимость его обусловили [14, с.19]:

     1) высокий уровень концентрации и слабая диверсификация производства;

     2) преобладание крупных чистых монополий - единственных производителей;

     3) формирование квазирыночных структур;

     4) усиление злоупотреблений доминирующим положением на  рынке со стороны отдельных хозяйствующих субъектов, чему способствовали распад хозяйственных связей в рамках бывшего СССР, расстройство финансовой и денежно-кредитной систем, сокращение объемов производства, стагнация в инвестиционной сфере, потеря управляемости экономикой, отсутствие четкой классификации видов монополий.

     Начало  государственной политики в области  антимонопольного регулирования положено принятием в декабре 1992 г. первого в истории республики антимонопольного закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", вступившего в силу I марта 1993 г. (далее – Закон). Проведение последовательной антимонопольной политики стало одной из постоянных функций государственного управления.

     Антимонопольная политика в Республике Беларусь направлена на формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров и услуг путем ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, устранение сложившейся в экономике республики монопольной структуры рынков путем введения в действие дифференцированных подходов к регулированию деятельности естественных и искусственных монополий, учета антимонопольных требований в ходе приватизации; ликвидацию монополизма, связанного с деятельностью различного рода объединений; установление порядка создания новых субъектов хозяйствования, исключающих монополизацию рынка; на снижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и иным причинам. Данная целевая функция определена антимонопольным Законом и конкретизирована в республиканской Комплексной программе демонополизации экономики.  
       Одним из главных направлений антимонопольной политики должно стать обеспечение условий свободного доступа новых фирм на  рынки.  Вместе с тем опыт стран Восточной Европы, приступивших к антимонопольным преобразованиям, показывает, что существование на рынке нескольких производителей не гарантирует отсутствие монополизма. Выявлены новые его формы - сговоры между предприятиями в целях устранения конкуренции; бойкоты по отношению к потенциальным партнерам-поставщикам, не входящим в сговор; установление цен, наносящих урон потребителям; договоренность между производителями, ведущая к навязыванию потребителям обременительных условий поставок; разделение сфер влияния, на рынке [13, с.25].

     Для Республики Беларусь характерен монополизм особого рода - как типичное для постсоциалистических стран положение предприятия, являвшегося единственным поставщиком определенной продукции. Такие предприятия создавались как единый технологический комплекс, что в современных условиях является серьезным препятствием для их принудительной демонополизации, и тем самым отличает наш монополизм от традиционного монополизма капиталистических стран.

     Сохранение  монополизма в Республике Беларусь обусловили следующие причины [15, с.14]:

  • высокий уровень концентрации производства (на среднем промышленном предприятии в республике по состоянию на 1 января 1997 г. было занято 486 чел., что в 6 раз больше, чем в странах Западной Европы; но это уже меньше, чем в 1990 г. - 1010 человек, в 1992 г. - 854 чел.;
  • не получившая развития диверсификация производства (отдельные виды продукции производятся на 1-4 предприятиях республики, на долю которых приходится около 70% всего выпуска);
  • ряд предприятий не сумел адаптироваться к новым правовым и экономическим условиям, что сдерживает их переориентацию в соответствии с требованиями потребителей;
  • замедленные темпы приватизации;
  • отечественный малый и средний бизнес не составляют серьезной конкуренции государственным предприятиям-монополистам, особенно в сфере материального производства;
  • смещение антимонопольного регулирования на периферию государственного регулирования;
  • нуждается в расширении и совершенствовании нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность предприятий-монополистов;
  • ведомственные интересы отраслевых органов управления.

     Система и органы антимонопольного регулирования  сформировались на фоне этих факторов, обусловивших высокий уровень монополизации  экономики страны. В 1991 г. был создан Антимонопольный комитет Республики Беларусь, его основными задачами были [14, с.22]:

  • разработка и осуществление совместно с органами государственного управления мероприятий по ограничению, пресечению и предупреждению монополистической деятельности;
  • контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Республики Беларусь;
  • содействие созданию конкурентной среды и развитию предпринимательства.

     В сентябре 1994 г. Антимонопольный комитет  был преобразован в Министерство по антимонопольной политике Республики Беларусь, которое в 1996 г. было упразднено, а антимонопольное регулирование  возложено на Министерство предпринимательства и инвестиций, подчиненное Совету Министров Республики Беларусь. Перед министерством в области антимонопольного регулирования ставились задачи противодействия монополистической деятельности, развития конкуренции; регулирования отношений, связанных с защитой прав потребителей, включая контроль за осуществлением рекламной деятельности.

     В министерстве выделялись следующие  функциональные подсистемы управления [17]:

  • перспективного и текущего планирования;
  • выработки государственной политики по вопросам антимонопольного регулирования;
  • реализации государственной политики в области поддержки предпринимательства;
  • создания условий для развития инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности;
  • реализации Программы демонополизации и развития конкуренции;
  • регулирования отношений, связанных с защитой прав потребителей, включая контроль за рекламной деятельностью.
  • Для реализации всех перечисленных выше задач и положений министерство имело в областях и в г. Минске свои территориальные органы.

     Монополистическую деятельность применительно к национальной экономической системе хозяйствования можно определить как действия, прежде всего органов управления и хозяйствующих субъектов, злоупотребляющих своим доминирующим положением, ущемляющие интересы контрагентов и потребителей. Применительно к странам с рыночной экономикой монополистическую деятельность правомерно связывать с ограничением конкуренции. В Беларуси делать это преждевременно, так как конкурентные отношения здесь находятся в стадии формирования.

    1. Специфика антимонопольного законодательства

     Основой антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство, представленное серией законодательных  и нормативных актов, направленных на предупреждение, пресечение и ограничение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, сговоров и соглашений на рынке, подрывающих конкуренцию. Отправным началом и основой формирования республиканского антимонопольного законодательства стал Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», принятый в 1992 году.

     Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь состоит из:

  • Конституции Республики Беларусь (статья 13);
  • норм Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК);
  • Закона от 10 декабря 1992 года № 2034—XII (в редакции Законов Республики Беларусь от 10 января 2000 года № 364—З, от 2 декабря 2002 года № 154—З) «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»  (далее — Закон «О противодействии монополистической деятельности»);
  • Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года № 162—З «О естественных монополиях»  (далее — Закон «О естественных монополиях») и других актов законодательства, а также международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь.

     Акты  антимонопольного законодательства Республики Беларусь действуют в соответствии с вертикальной иерархией норм о  конкуренции и ограничении монополистической  деятельности. Первое место в этой иерархии занимает Конституция Республики Беларусь, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Беларуси [13, стр. 25].

     Конституционные основы антимонопольного регулирования  образуют нормы раздела I и II Конституции  Республики Беларусь. Это наиболее стабильная часть антимонопольного законодательства, поскольку в Основной Закон государства не могут вноситься частые изменения и дополнения.

     Статья 13 Конституции Республики Беларусь гарантирует всем равные права для  осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях [1].

     Эти гарантии тесным образом связаны  с основополагающими конституционными правами и свободами. Государство  обязано не только провозгласить  их («все равны перед законом и  имеют право без всякой дискриминации  на равную защиту прав и законных интересов») (статья 22), но и обеспечить условия для их практической реализации в частноправовых и публичных отношениях.

Информация о работе Анализ деятельности монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь