Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 01:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрытие сущности антимонопольного законодательства и антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой и в Республике Беларусь.
При написании курсовой работы мною были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть необходимость антимонопольного регулирования;
2. Исследовать антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь;
3. Проанализировать деятельность монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь .
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Антимонопольное регулирование и антимонопольное законодательство: понятие, основные принципы 5
2 Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь 13
2.1 Становление антимонопольного регулирования в Беларуси 13
2.2 Специфика антимонопольного законодательства 15
2.3 Применение антимонопольной политики в Беларуси 26
3 Анализ деятельности монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь 30
3.1 Анализ деятельности монополий и антимонопольного регулирования в Республике Беларусь 30
3.2 Становление конкурентной среды в Республике Беларусь 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна прежде всего пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее. [3, c. 324-325]
Опыт развитых стран свидетельствует, что антитрестовская политика оказалась малоэффективной и влияла лишь на формы централизации капитала, но сам процесс монополизации она не приостановила. Противодействие монополизации экономики выражается в форме запретов на ведение производственно-коммерческой деятельности, в разукрупнении фирм, их реорганизации, разделении, вплоть до ликвидации. Несмотря на различия антимонопольных законодательств разных стран, они имеют общие черты и цели. К таковым относятся: поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими доминирующие положение на рынке, и над процессом слияний и поглощений компаний; защита интересов потребителей; содействие развитию малого и среднего бизнеса.
Итак, в заключение главы сделаем вывод, что монополия – это исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы. Антимонопольная политика – комплекс государственных мер (соответствующие законодательство и система налогообложения, денационализация собственности, поощрение малого предпринимательства и пр.), направленных против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей. Во многих странах мира борьба с монополиями является одной из первоочередных мер в сфере регулирования экономических вопросов.
Становление антимонопольного регулирования в Беларуси происходит в неопределенных, непредсказуемых условиях, традиционно не предусмотренных, при отсутствии рыночной конкурентной среды, при тотальном хроническом дефиците и углубляющемся экономическом кризисе. Необходимость его обусловили [14, с.19]:
1) высокий уровень концентрации и слабая диверсификация производства;
2) преобладание крупных чистых монополий - единственных производителей;
3) формирование квазирыночных структур;
4) усиление злоупотреблений доминирующим положением на рынке со стороны отдельных хозяйствующих субъектов, чему способствовали распад хозяйственных связей в рамках бывшего СССР, расстройство финансовой и денежно-кредитной систем, сокращение объемов производства, стагнация в инвестиционной сфере, потеря управляемости экономикой, отсутствие четкой классификации видов монополий.
Начало государственной политики в области антимонопольного регулирования положено принятием в декабре 1992 г. первого в истории республики антимонопольного закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", вступившего в силу I марта 1993 г. (далее – Закон). Проведение последовательной антимонопольной политики стало одной из постоянных функций государственного управления.
Антимонопольная
политика в Республике Беларусь направлена
на формирование конкурентных отношений
в сфере производства и обращения товаров
и услуг путем ограничения, пресечения
и предупреждения монополистической деятельности
хозяйствующих субъектов, устранение
сложившейся в экономике республики монопольной
структуры рынков путем введения в действие
дифференцированных подходов к регулированию
деятельности естественных и искусственных
монополий, учета антимонопольных требований
в ходе приватизации; ликвидацию монополизма,
связанного с деятельностью различного
рода объединений; установление порядка
создания новых субъектов хозяйствования,
исключающих монополизацию рынка; на снижение
отрицательных последствий монополизма,
сохраняющегося по технологическим и
иным причинам. Данная целевая функция
определена антимонопольным Законом и
конкретизирована в республиканской Комплексной
программе демонополизации экономики.
Одним из главных
направлений антимонопольной политики
должно стать обеспечение условий свободного
доступа новых фирм на рынки. Вместе
с тем опыт стран Восточной Европы, приступивших
к антимонопольным преобразованиям, показывает,
что существование на рынке нескольких
производителей не гарантирует отсутствие
монополизма. Выявлены новые его формы
- сговоры между предприятиями в целях
устранения конкуренции; бойкоты по отношению
к потенциальным партнерам-поставщикам,
не входящим в сговор; установление цен,
наносящих урон потребителям; договоренность
между производителями, ведущая к навязыванию
потребителям обременительных условий
поставок; разделение сфер влияния, на
рынке [13, с.25].
Для Республики Беларусь характерен монополизм особого рода - как типичное для постсоциалистических стран положение предприятия, являвшегося единственным поставщиком определенной продукции. Такие предприятия создавались как единый технологический комплекс, что в современных условиях является серьезным препятствием для их принудительной демонополизации, и тем самым отличает наш монополизм от традиционного монополизма капиталистических стран.
Сохранение монополизма в Республике Беларусь обусловили следующие причины [15, с.14]:
Система
и органы антимонопольного регулирования
сформировались на фоне этих факторов,
обусловивших высокий уровень монополизации
экономики страны. В 1991 г. был создан
Антимонопольный комитет
В
сентябре 1994 г. Антимонопольный комитет
был преобразован в Министерство
по антимонопольной политике Республики
Беларусь, которое в 1996 г. было упразднено,
а антимонопольное
В министерстве выделялись следующие функциональные подсистемы управления [17]:
Монополистическую деятельность применительно к национальной экономической системе хозяйствования можно определить как действия, прежде всего органов управления и хозяйствующих субъектов, злоупотребляющих своим доминирующим положением, ущемляющие интересы контрагентов и потребителей. Применительно к странам с рыночной экономикой монополистическую деятельность правомерно связывать с ограничением конкуренции. В Беларуси делать это преждевременно, так как конкурентные отношения здесь находятся в стадии формирования.
Основой
антимонопольного регулирования является
антимонопольное
Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь состоит из:
Акты
антимонопольного законодательства Республики
Беларусь действуют в соответствии
с вертикальной иерархией норм о
конкуренции и ограничении
Конституционные основы антимонопольного регулирования образуют нормы раздела I и II Конституции Республики Беларусь. Это наиболее стабильная часть антимонопольного законодательства, поскольку в Основной Закон государства не могут вноситься частые изменения и дополнения.
Статья 13 Конституции Республики Беларусь гарантирует всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях [1].
Эти
гарантии тесным образом связаны
с основополагающими