Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 01:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрытие сущности антимонопольного законодательства и антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой и в Республике Беларусь.
При написании курсовой работы мною были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть необходимость антимонопольного регулирования;
2. Исследовать антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь;
3. Проанализировать деятельность монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь .
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Антимонопольное регулирование и антимонопольное законодательство: понятие, основные принципы 5
2 Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь 13
2.1 Становление антимонопольного регулирования в Беларуси 13
2.2 Специфика антимонопольного законодательства 15
2.3 Применение антимонопольной политики в Беларуси 26
3 Анализ деятельности монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь 30
3.1 Анализ деятельности монополий и антимонопольного регулирования в Республике Беларусь 30
3.2 Становление конкурентной среды в Республике Беларусь 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
Количество крупнейших хозяйствующих субъектов, поставляющих произведенные товары на товарный рынок | Значение минимальной предельной величины (%) |
Окончание таблицы 3.2
один | 45 |
два | 67 |
три | 86 |
четыре | 100 |
Примечание – Источник: [17]
Факт доминирования хозяйствующего субъекта, доля товара которого не превышает установленную предельную величину, определяется исходя из стабильности этой доли на товарном рынке относительно размера на нем принадлежащих конкурентам долей, возможности доступа на этот рынок конкурентов или иных характеризующих его критериев.
Субъект не подлежит включению в Реестр хозяйствующих субъектов, если между ним и Департаментом ценовой политики Минэкономики РБ заключено соглашение о конкурентном поведении, исключающем монополистическую деятельность (на период действия соглашения). Включение в указанный Реестр осуществляется после истечения срока действия соглашения или его расторжения.
Основания для исключения из Реестра хозяйствующих субъектов следующие [17]:
По состоянию на 1 января 2010 г. количество хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (республиканский и местный уровни), составило 754 организации. Среди них:
Таблица 3.3 – Хозяйствующие субъекты, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и естественные монополии
Уровень Реестра | Количество организаций: | Всего | |
субъектов естественных монополий | субъектов, занимающих доминирующее положение | ||
Областные уровни | 178 | 398 | 576 |
В т.ч.: | |||
Брестская область | 26 | 39 | 65 |
Витебская область | 35 | 75 | 110 |
Гомельская область | 24 | 61 | 85 |
Гродненская область | 24 | 49 | 73 |
г.Минск | 4 | 34 | 38 |
Окончание таблицы 3.3
Минская область | 35 | 79 | 114 |
Могилевская область | 30 | 61 | 91 |
Республиканский уровень | 29 | 149 | 178 |
Всего | 207 | 547 | 754 |
Примечание – Источник: [18, 19]
В ходе мониторинга 43 товарных рынков на предмет подтверждения либо утраты хозяйствующими субъектами своего доминирующего положения на этих рынках, проводимого Минэкономики в 2009 г., были изучены следующие рынки: распределения газообразного топлива по трубопроводам и его продажа; транспортировки газа по распределительным трубопроводам; производства, передачи и распределения электроэнергии; производства, передачи и распределения тепловой энергии; башенных кранов; реализации газа сжиженного автозаправочными станциями; производства присадок, люков; реализации каменного угля; реализации ювелирных изделий; строительства и ремонта сооружений на железных дорогах; строительства и ремонта мостов; ремонта железнодорожных вагонов; обслуживания и ремонта электронных таксометров; металлоконструкций; материалов мягких кровельных; шлифовальных станков; ликероводочных изделий; токарных патронов; искусственных мягких кож; механизмов и узлов рулевого управления; насосов гидроусилителя руля; гидроцилиндров; поковок; стеллажей библиотечных мобильных; стеллажей библиотечных стационарных; насосов водяных; насосов масленых и др.
Количество хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на различных товарных рынках Республики Беларусь, приведено в таблице 3.4
Таблица 3.4 – количество хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на различных товарных рынках Республики Беларусь
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |
Количество хозсубъектов, включенных в Реестр | 312 | 300 | 265 | 205 | 197 | 190 | 155 | 150 | 149 | 149 |
Примечание – Источник: [18, 19]
В сравнении с 2000 г., в 2009 г. количество хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на различных товарных рынках Республики Беларусь, уменьшилось на 163 субъекта (или на 52 %):
Кратко резюмируя итог подраздела, отметим, что антимонопольное регулирование в Беларуси применяется к естественным монополиям и предприятиям-монополистам. Предприятия-монополисты могут занимать доминирующее положение на товарных рынках страны (190 предприятий) и на местных товарных рынках (629 предприятий). Инструкция по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь №229 от 17.10.2002 определяет минимальные предельные величины объема реализации продукции предприятия на соответствующем рынке. Это 30% для одного предприятия, 54% - для двух, 78% - для трех, 95% - для четырех.
Соответственно, получается, что очень многие производственные предприятия попадают в указанный список. Цены и рентабельность продукции этих предприятий регулируется особым образом. В результате зачастую предприятия нарушают государственную дисциплину цен и антимонопольное регулирование.
Особенность переходной экономики Республики Беларусь состоит в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и противоречиво.
Структурные
диспропорции, наличие элементов
административно-командной
Процесс
становления новых
В
настоящее время в республике
преобладает капитал обращения,
т.е. денежный и товарный, что соответствует
этапу его первоначального
Во
всем этом заключается своеобразие
трансформации экономики
Для республики также характерно формальное копирование компонентов развитых рыночных систем, активная их пропаганда. Это касается приватизации, содержания антимонопольного закона, формирования финансово- промышленных групп, концернов, холдингов, пенсионных и инвестиционных фондов, трастовых компаний и целого ряда других явлений и процессов. Для их развития должны быть созданы: так называемый критический объем частной собственности, охрана ее неприкосновенности законом, развитой обмен, конкуренция, достаточно крупные размеры капитала и т.д.
Формирование конкурентной среды - сложный процесс с точки зрения практики и четкости определения его содержания в экономической теории.
Формированию конкурентной среды предшествуют становление рыночной конкуренции как таковой и столкновение частных экономических интересов, обусловленных собственностью на факторы производства, продукт и доход. Чем больше носителей и самих экономических интересов, тем вероятнее возможность возникновения полноценной конкуренции как системы отношений между экономически самостоятельными хозяйствующими субъектами, определяющими новые способы реализации своих экономических интересов.
В
Беларуси рыночная конкуренция была
устранена с ликвидацией
Основными конкурентами там выступают предприниматели.
В
трансформационной экономике
В
настоящее время в Беларуси возникает
конкуренция между
Кроме того, имеет место конкуренция между иностранными экспортерами и белорусскими производителями на рынке производственной и бытовой электронной аппаратуры; между самими иностранными экспортерами на рынке транспортных средств (микроавтобусы, легковые и грузовые автомобили малой грузоподъемности, экскаваторы) в связи с отсутствием отечественных производителей; между ведущими автомобилестроительными фирмами республики, что обусловило создание на Минском автозаводе ПО "Белавтомаз" дилерской сети (здесь используются услуги посредников, системы гарантийного и сервисного обслуживания, принимаются новые управленческие решения), а также между действующими предприятиями по переработке сельскохозяйственной продукции и появляющимися мелкими и средними предприятиями (цехами) колхозов и совхозов. Однако данную конкуренцию нельзя назвать ни совершенной, ни эффективной.
Появление и развитие олигополий на отдельных товарных рынках (потребительских товаров, торговых, бытовых, медицинских и строительных услуг, связи, автомобильного транспорта) обусловливает смену стратегии поведения отдельных хозяйствующих субъектов.
Возникающая конкуренция между банками за предоставление краткосрочных кредитов способствует накоплению не производительного, а ростовщического капитала непроизводственного происхождения, увеличению доходов коммерсантов- финансистов без прироста товарного предложения и, как следствие, росту неотоваренной денежной массы ограниченного числа субъектов. Это ведет к банкротству ряда небольших коммерческих банков и укрепляет монополию крупных.