Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:16, курсовая работа
Цель работы состоит в обосновании выбора наиболее эффективного и наилучшего варианта организации малого предприятия общественного питания на основе изучения и систематизации основ развития франчайзинговых схем в исследуемой отрасли на современном этапе. Реализации поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
рассмотрение сущности франчайзинга как особой формы ведения бизнеса;
проанализировать механизм управления взаимоотношениями в сфере франчайзинговой деятельности;
провести исследование основных преимуществ и недостатков использования франчайзинговой системы бизнеса;
Введение …………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретическая база построения франчайзинговых отношений как адаптация международных бизнес-моделей …………………………………………..
6
1.1. Сущность франчайзинга: понятие, виды, основные компоненты и факторы успеха франчайзинговой системы……………………….………….
6
1.2. Преимущества и недостатки франчайзинговых систем…………………
11
1.3. Франчайзинг как один из способов интеграционной поддержки малого бизнеса в сфере общественного питания..............................................
15
Глава 2. Анализ альтернативных вариантов организации предприятия общественного питания......................................................................................................
23
2.1. Анализ рынка общественного питания в Пермском крае.........................
23
2.2. Описание услуг предприятия общественного питания на примере кафе японской кухни...........................................................................................
26
2.3. Сравнительная характеристика стратегий организации и дальнейшего развития предприятия..........................................................................................
28
Заключение………………………………………………………………………………… 34
Список используемой литературы………
Тем
не менее, согласно маркетинговым исследованиям,
жители и гости города готовы оставлять
ежегодно в кафе и ресторанах около 13 млрд.
рублей. Сегодняшняя цифра — 6 миллиардов.
Наиболее востребованы фастфуды — предприятия
быстрого обслуживания (ПБО). Исследование
«Кухня на любой вкус», проведенное городской
администрацией в 2009 году, показало: около
50% жителей Перми предпочитают обедать
в столовых и точках ПБО, 36% — дома, и только
около 15% выбирают рестораны. Но доля фастфудов
в общем объеме рынка общепита не превышает
пока 10%7.
Рис. 2.1. Обеспеченность населения посадочными местами в предприятиях общественного питания недостаточна (норма – 40 мест на 1000 жителей)8
Пока региональный рынок фаст-фуда почти полностью закрывают местные игроки. Абсолютный лидер (около 90%) на рынке предприятий быстрого обслуживания Перми - компания «Алендвик», представляющая в этом сегменте семь сетевых брендов, в том числе - «Баскин Роббинс», «Цыплята по-английски», «Кофе-эксперт», «Вив ала Пицца». «Алендвик» - компания местная, на рынке общепита работает с 2000 года и в основном - под франшизой зарубежных фирм (например, английской Fast Food Sistem). Собственные бренды пока только разрабатываются: по словам менеджмента, набирается опыта в совместной работе с зарубежными партнерами.
Популярностью среди операторов общепита пользуются не только центральные улицы Перми, но и фудкорты успешных торговых центров с высокой проходимостью. Существует прямая зависимость: насколько популярен ТЦ, настолько популярны и операторы фудкорта. Пока в спальных районах нет смысла располагаться в отдельно стоящих помещениях — люди идут обедать в ТЦ. Можно говорить о том, что проводником сетевых концепций на окраины явились торговые центры. С размещением и в ТЦ, и в отдельно стоящих зданиях необходим гибкий подход к вопросам аренды и (или) выкупа помещений в собственность.
Размещение
в торговых центрах — это перспективный
путь. На сегодняшний день, чем больше
концентрация различного рода услуг
и предложений в одном месте,
тем это выгоднее для участников
проекта. Сегодня предприятия «
Несмотря на вызванные мировым финансовым кризисом пессимистические ожидания экспертов и представителей ресторанного бизнеса в январе 2010г., ситуация на рынке сложилась не столь критичная, часть экспертов даже говорит о «качественном переломе, который все более очевиден в ряде сегментов рынка». По оценкам экспертов наибольшее снижение коснулось ресторанов премиум-сегмента, выраженное в снижении стоимости среднего чека и уменьшения общего количества посетителей. Обратная ситуация проявляется в среднеценовом сегменте и в сегменте фаст-фуда. Кризис в достаточной степени уже повлиял на предпочтения посетителей. В условиях экономии многие россияне, сохраняя практику посещения ресторанов, смещают свои предпочтения в пользу заведений с более демократичными ценами. В результате уже в январе, как малоизвестные рестораны, так и сетевые заведения японской, итальянской и русской кухни столкнулись с резким наплывом посетителей.
Так же согласно мнению представителей крупных ресторанных сетей «возможно, сегмент элитных ресторанов и сократился на 50%, но в целом по рынку наблюдается падение не более чем на 20%. В ресторанах «Росинтера» («Il Патио», «Сибирская Корона» и др.), по данным на март 2010 г., клиентская активность снизилась на 6,7%. Все зависит от места расположения ресторана. Посетителей заведений в торговых центрах меньше не стало» [23, электронный ресурс].
Оценив сложившуюся на рынке ситуацию, можно сделать вывод о том, что кризисные явления не столь разрушительны для оцениваемого проекта, так как он предполагает демократичную ценовую политику средний чек ниже, чем у своих основных конкурентов.
Вывод: при выборе формата предприятия общественного питания мы исходим из того, что в Перми развитие различных сегментов рынка происходит неравномерно - наиболее динамичными стали заведения типа street food и fast food, сегмент кофеен.
В Перми «средний чек» в подобных местах составляет 80–150 руб., т.е. около 3 долл. Дневной оборот стационарного фаст-фуда на 30–60 посадочных мест - в среднем 1000–3000 долл. Даже если исходить из минимальной рентабельности в 20% стандартный фаст-фуд может принести около 60–200 тыс. долл. прибыли в год. При этом размер первоначальных вложений может быть от 50 до 200 тыс. долл.
У покупателя уже появилась привычка посещать заведения быстрого питания. Потребитель теперь относится к ним лояльно. Особенно набирают популярность кафе, расположенные на базе торговых центров. Это один из основных путей развития точек быстрого питания в мире. Рентабельность небольшого, удобно расположенного кафе с хорошей кухней, по данным статистики, довольно велика, а прибыль – не менее 30%. При этом рестораны, кафе, как правило, располагаются в центрах городов. Поэтому можно сказать, что рынок еще не занят полностью конкурентами.
2.2. Описание услуг предприятия общественного питания на примере кафе японской кухни
Японская кухня, представленная однажды западному миру в виде блюда «сукияки» или более экзотического блюда «суси», со временем получила высокую оценку во всем мире, и в последние годы перестала быть частью экзотики, став привычной и любимой многими иностранцами.
Судьба Японии определила благоговейное отношение народа к пище, умение придать самым скромным блюдам великолепный вкус, запах и вид. Классический кулинарный японский стиль кайсеки отражает историческую судьбу Японии и неповторимый дух ее природы. Согласно кайсеки, разнообразные, но довольно простые блюда должны находиться в гармонии друг с другом и со способом подачи, строго соответствовать времени года и характеру трапезы.
Древнейший пласт кулинарной культуры Страны восходящего солнца связан с тем периодом глубокой древности, когда первым переселенцам с континента пришлось коренным образом перестраивать систему питания и вместо привычной пищевой основы изобильного материка покрывать дефицит белков и витаминов за счет сбора даров моря на отмелях во время океанских отливов. В этот период формируется важнейшая особенность японской кулинарии — минимальная тепловая обработка продуктов, позволяющая сохранить в целости витамины и другие биологически активные вещества. Ведь действительно, если задуматься над тем, сколько витаминов и полезных веществ остаётся в куске говядины после её термической обработке, то поневоле задумаешься о целесообразности такого питания. Особенно, если учесть, что на нашем рынке общедоступной - по ценовому признаку - широким слоям населения является только именно говядина, а не телятина.
С VI по X в. и далее до XV в. в кулинарии японцев появляются многочисленные заимствования из китайской и корейской кухонь. Чрезвычайно расширяется ассортимент овощных культур. В рацион японцев входят соя, лапша из пшеничной и гречневой муки, многие другие блюда. Часть заимствованных в это время блюд, таких, как соевый соус, соевая паста и тофу, воспринимаются сегодняшними японцами как исконно национальные, другие — жареные пельмени «гедза», например, — продолжают и поныне осознаваться как китайские заимствования. Именно в этот период японская кулинария воспринимает китайскую модель питания.
Основной источник животных белков в стране — рыба, моллюски и морские раки. Рыболовство и приморское собирательство задолго до появления рисосеяния служили основой питания древних первопоселенцев. Население большинства прибрежных поселков и по сей день специализируется на рыболовстве и добыче всевозможных морских продуктов, но, конечно же, основные уловы приходятся на океанский рыболовный флот Японии, один из самых больших в мире. Значительную долю в рационе жителей страны составляют также водоросли и другие морские растения, по добыче и потреблению которых Япония далеко опережает все остальные государства.
Мясо птиц и животных занимает в питании населения гораздо меньшее место, чем морские продукты. Крупный рогатый скот и лошадей до сравнительно недавнего времени использовали только как тягловую силу. В горных районах выпасали ничтожное количество мелкого рогатого скота. С XVII в. начало развиваться свиноводство, но до самого последнего времени его масштабы были весьма скромны. До международного соглашения об ограничении китоловства в больших количествах потреблялось китовое мясо.
До середины XX в. многие японцы неодобрительно относились к потреблению говядины и молочных продуктов, считая греховным есть мясо рабочих животных, помогающих человеку добывать хлеб свой насущный, и отнимать молоко у теленка, которому оно богами в пищу предназначено. Впрочем, эти ограничения никогда не принимали характера общественно предписанного норматива и в настоящее время полностью изжиты. В кухне архаичных народностей северной Японии пищевые запреты отсутствовали даже в древности.
По сравнению с европейцами японцы потребляют очень мало жира. Основные кулинарные жиры — растительные масла: арахисовое, соевое и рапсовое. Кунжутное чаще используется для придания блюдам аромата. Животные жиры применяют для смазывания сковороды перед жаркой и особого типа припускания блюд в смеси жира и разведенного крахмала.
При создании предприятия существует два варианта дальнейшего развития бизнеса – открытие собственной точки сбыта и расширение сбыта за счет открытия кофейни на условиях франчайзинга. Сравним экономическую эффективность данных вариантов.
Сетевые ресторанные проекты и холдинги все активнее развиваются в России, привлекая интерес инвесторов. По мнению специалистов, сетевые концепции являются наиболее прибыльными и устойчивыми на рынке. Традиционно к сетевым форматам принадлежат заведения быстрого питания, разнообразные кофейни, рестораны free flow, бары. В последние годы начали развиваться и более дорогие концептуальные сетевые проекты – «тиражируемые» рестораны среднеценовой категории. По мнению большинства участников рынка, преимущества работы в сетевом формате очевидны. В отличие от одиночек ресторанные сети могут существенно минимизировать затраты за счет корпоративных цен поставки, скидок и длительных партнерских отношений с поставщиками. Выделение центрального управленческого офиса снижает издержки на содержание административного аппарата, бухгалтерии. Единые стандарты организации большинства технологических процессов, включая требования к качеству кухни и обслуживания, способствуют повышению лояльности клиентов. Как следствие, сетевой бизнес отличает большая доходность, конкурентоспособность на рынке. Однако сетевые амбиции требуют от ресторатора соответствующих подходов к организации работ всех подразделений предприятия.
В отличие от одиночных заведений, обычными условиями работы ресторанных сетей являются:
-
Большие объемы закупок и
-
Территориальная удаленность
-
Единые корпоративные
- Особенности управления ресторанными сетями
-
Мониторинг территориально
-
Централизованная работа с
-
Сокращение количества
- Контроль закупочных цен на местах
- Анализ эффективности меню
- Открытие новых ресторанов по отлаженной схеме в короткие сроки
Рассчитаем инвестиции, необходимые для открытия собственной точки – кафе «ЯКУ» в микрорайне «Парковый» г. Перми, опираясь на данные по эффективности работы уже существующей точки. На сегодня среднее количество посетителей в день – 300 человек. Однако в первые месяцы возможно количество посетителей 60 –100 человек в день. Средний чек – 3-4 доллара. Для этого планируется приобрести в собственность помещение площадью 130 м2, по адресу: г. Пермь, ул. Пр. Парковый, д. 20 (на 1 этаже).
Режим работы предприятия ежедневно с 11 - 00 до 23 - 00 ч. Время работы персонала – с 9-00 до 23-30. Для персонала предусмотрена следующая система работы: один день - рабочий, другой - выходной.
Весь персонал кафе работают только в дневные часы. Предусмотрена следующая система работы: один день - рабочий, другой - выходной. Предполагается, что персонал начинает выполнять свои функции за 30 мин. до открытия кафе. Это делается для того, чтобы первый посетитель уже имел возможность приобрести любое из предложенных в меню блюд.
В
настоящий момент, нет возможности,
определиться в объемах средств,
необходимых для
Информация о работе Анализ альтернативных вариантов организации предприятия общественного питания