Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:16, курсовая работа
Цель работы состоит в обосновании выбора наиболее эффективного и наилучшего варианта организации малого предприятия общественного питания на основе изучения и систематизации основ развития франчайзинговых схем в исследуемой отрасли на современном этапе. Реализации поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
рассмотрение сущности франчайзинга как особой формы ведения бизнеса;
проанализировать механизм управления взаимоотношениями в сфере франчайзинговой деятельности;
провести исследование основных преимуществ и недостатков использования франчайзинговой системы бизнеса;
Введение …………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретическая база построения франчайзинговых отношений как адаптация международных бизнес-моделей …………………………………………..
6
1.1. Сущность франчайзинга: понятие, виды, основные компоненты и факторы успеха франчайзинговой системы……………………….………….
6
1.2. Преимущества и недостатки франчайзинговых систем…………………
11
1.3. Франчайзинг как один из способов интеграционной поддержки малого бизнеса в сфере общественного питания..............................................
15
Глава 2. Анализ альтернативных вариантов организации предприятия общественного питания......................................................................................................
23
2.1. Анализ рынка общественного питания в Пермском крае.........................
23
2.2. Описание услуг предприятия общественного питания на примере кафе японской кухни...........................................................................................
26
2.3. Сравнительная характеристика стратегий организации и дальнейшего развития предприятия..........................................................................................
28
Заключение………………………………………………………………………………… 34
Список используемой литературы………
Общественное
питание как особая форма внедомашнего,
общественно-организованного
Общественное
питание как хозяйственная
Особенность
общественного питания как
Особенностью
предприятий общественного
них реализуется продукция непосредственно
населению. Здесь процессы производства,
обмена (реализации) и потребления практически
совпадают как во времени, так и в пространстве.
Важная роль в распределении предметов потребления между членами общества принадлежит общественному питанию. Работники производства в предприятиях общественного питания реализуют часть своих доходов на нужные им продукты питания. Тем самым предприятия общественного питания участвуют в конечном распределении доходов населения в их вещественно-натуральной форме.
Таким образом, общественное питание непосредственно связано со всеми четырьмя фазами воспроизводства: производством, распределением, обменом и потреблением, и, в свою очередь, оказывает активное воздействие на каждую из этих фаз. Этим обстоятельством определяется и та роль, которую оно играет в народном хозяйстве, а также его социально-экономическая функция и назначение.
Общественное питание тесно связано с пищевой промышленностью, сельским хозяйством и розничной торговлей. Пищевая промышленность и сельское хозяйство составляют сырьевую базу общественного питания, а от торговли предприятия общественного питания получают многие виды сырья и готовых к реализации товаров.
Традиционный способ развития предприятий «общественного питания» во всем мире - франчайзинг - продажа лицензии на воспроизводство продукта или услуги под определенной маркой.
При слове «франчайзинг» первыми приходят на ум ресторанный бизнес и модная индустрия. Подобные стереотипы сложились, скорее всего, из-за широкого освещения в деловой прессе деятельности таких активных франчайзеров как рестораны «Макдоналдс» и сеть модных магазинов «Benetton». Это они задали тон, сформировали правила игры, создали франчайзингу имидж одного из наиболее эффективных и недорогих способов продвижения на региональные рынки, поэтому большинство франчайзинговых проектов возникает именно в этих областях.
В
настоящее время франчайзинг
стабильно и поступательно
В США эта форма малого бизнеса приносит свыше 13 процентов ВНП. Доля франчайзинговых компаний превышает 40 процентов общего объема торговли американского рынка; суммарно в них задействовано более 7 миллионов сотрудников. В 2008 году в США насчитывалось 767 483 франчайзинговых предприятий, на которых задействовано около 10 млн. работников, что составляет 7,4% рабочих мест в частном секторе. При этом предприятия общественного питания, работающих по франчазингу занимают:
- 56,3% от общего числа ресторанов быстрого обслуживания,
- 13,1% ресторанов полного сервиса.
В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой постоянно увеличивается продажа товаров и услуг на условиях франчайзинга, то есть путем предоставления на договорной основе (на условиях франшизы) определенных привилегий и льгот. Эта форма организации продажи товаров и оказания услуг сегодня популярна во многих странах мира, главным образом в США и Великобритании.
Популярность
франчайзинга объясняется эффективностью
и высокой устойчивостью
Общественное питание и розничная торговля преобладают в настоящее время на франчайзинговом рынке стран Центральной и Юго-Восточной Европы и являются наиболее динамическими. Кроме того, специалисты полагают, что есть еще неиспользованные резервы развития этого бизнеса. Поэтому иностранные компании планируют открыть новые рестораны. Например, McDonald's в Чешской Республике планирует открыть 10 новых ресторанов, KFC - 3 ресторана, Dunkin Donuts - 3 ресторана. Такие же действия будут предприняты вышеупомянутыми компаниями и в Польше, Венгрии, Болгарии и т.д.
Рынок общественного питания традиционно славился тем, что франшизы именно этой сферы пользовались максимальным спросом среди покупателей. В США франчайзинг в сфере общественного питания занимает более четверти рынка франчайзинга, в нашей стране этот показатель составляет примерно 15 %. Большинство российских предпринимателей, услышав слово «франчайзинг», уверены, что эта бизнес-технология пришла к нам из США и неразрывно связана со сферой общественного питания, а точнее фаст-фудом и «Макдональдсом». Однако в этом тезисе есть явное лукавство.
Во-первых,
до сих пор ведутся споры, в
какой стране впервые были установлены
франчайзинговые отношения, во-вторых,
фаст-фуд далеко не единственная сфера,
где франчайзинг успешно
По данным Международной Ассоциации франчайзинга, франчайзинг завоевал популярность более чем в 70 отраслях народного хозяйства. В то же время и в нашей стране, и за рубежом наибольшую популярность франчайзинг приобрел именно в розничной торговле и сфере общественного питания. Трудно поверить, что франчайзинг на российском рынке еще новичок, первые франчайзинговые проекты были учреждены менее чем 20 лет назад, в отличие от зарубежных стран, где его история насчитывает уже столетия.
Одним из первых франчайзинговых договоров, заключенным между иностранным франчайзером и российским франчайзи, называется договор на открытие кафе-мороженого Baskin Robbins в Москве. В настоящее время положительная динамика в области увеличения количества франшиз очевидна, что еще раз подтверждает популярность данного метода организации и ведения коммерческой деятельности.
С
другой стороны, популяризация термина
«франчайзинг» привело к тому,
что некоторые недобросовестные
предприниматели, объявляя о том, что
запускают франчайзинговый
По данным Школы Профессионального Франчайзинга, в настоящее время около 65% франшиз, предлагаемых на российском рынке, приходятся именно на торговлю (около 50 %) и общественное питание (около 15%). В то же время до уровня популярности франчайзинга в США российскому франчайзингу еще далеко. В США франчайзинг в сфере общественного питания занимает 26% от рынка франчайзинга. О востребованности франчайзинговой технологии на рынке общественного питания свидетельствует и тот факт, что в пятерку наиболее популярных американских международных франшиз (Global Franchise 2008) входят только предприятия с данной специализацией (табл. 1.1.)
Табл. 1.1.
Лидеры рейтинга американских международных франшиз1
В настоящее время франчайзинг успешно развивается на рынке общественного питания, причем популярность его не зависит от того, в каком сегменте работает франчайзер: в сфере фаст-фуда или же предлагает концепцию национальной кухни.
Учитывая
наличие большого количества различных
классификаций предприятий
Франчайзинг как раз и позволяет открыть свое предприятие под раскрученным брендом и по разработанным стандартам, проверенным на практике. Соответственно, запросы посетителей к предприятиям общественного питания максимально удовлетворяются. К преимуществам присоединения к франчайзинговым программам на рынке общественного питания относятся:
- использование раскрученного и известного бренда, как следствие, узнаваемость, еще на этапе внедрения вашего предприятия на рынок;
-
сокращение издержек на
-
централизованная рекламная
- внедрение разработанных и доказавших эффективность на практике стандартов работы предприятия общественного питания. Большинство продавцов франшизы выдвигают строгие требования к помещению потенциального франчайзи, что связано с необходимостью придерживаться стандартам, разработанным франчайзером.
Наиболее часто выдвигаются следующие требования:
- Отдельно стоящее здание; пристроенное здание (площадь от 100 м2) или арендованное место на фуд-корте в торговом центре, в зависимости от выбранного формата;
- Хорошая проходимость (метро, вокзалы, учебные заведения, торговые комплексы, театры, кинотеатры и т.п.), возможность парковки;
-
Наличие электричества (
Рис. 1.2. Процедура открытия кафе по франчайзингу
Типовая анкета, размещаемая на сайте франчайзера, как правило, содержит следующие положения:
-
Название предприятия (
- Место предполагаемого открытия кафе (ресторана);
-
Информация о помещении под
кафе (расположение относительно
центральной улицы, близость
-
Действующее ли предприятие
Информация о работе Анализ альтернативных вариантов организации предприятия общественного питания