Анализ альтернативных вариантов организации предприятия общественного питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в обосновании выбора наиболее эффективного и наилучшего варианта организации малого предприятия общественного питания на основе изучения и систематизации основ развития франчайзинговых схем в исследуемой отрасли на современном этапе. Реализации поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
рассмотрение сущности франчайзинга как особой формы ведения бизнеса;
проанализировать механизм управления взаимоотношениями в сфере франчайзинговой деятельности;
провести исследование основных преимуществ и недостатков использования франчайзинговой системы бизнеса;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретическая база построения франчайзинговых отношений как адаптация международных бизнес-моделей …………………………………………..
6
1.1. Сущность франчайзинга: понятие, виды, основные компоненты и факторы успеха франчайзинговой системы……………………….………….

6
1.2. Преимущества и недостатки франчайзинговых систем…………………
11
1.3. Франчайзинг как один из способов интеграционной поддержки малого бизнеса в сфере общественного питания..............................................

15
Глава 2. Анализ альтернативных вариантов организации предприятия общественного питания......................................................................................................
23
2.1. Анализ рынка общественного питания в Пермском крае.........................
23
2.2. Описание услуг предприятия общественного питания на примере кафе японской кухни...........................................................................................

26
2.3. Сравнительная характеристика стратегий организации и дальнейшего развития предприятия..........................................................................................

28
Заключение………………………………………………………………………………… 34
Список используемой литературы………

Работа содержит 1 файл

курсовая Франчайзинг.doc

— 477.50 Кб (Скачать)

 

     Оглавление

Введение  …………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретическая  база построения франчайзинговых  отношений как  адаптация международных  бизнес-моделей  …………………………………………..  
6
      1.1. Сущность  франчайзинга: понятие, виды, основные  компоненты и факторы успеха франчайзинговой системы……………………….………….
 
6
      1.2. Преимущества и недостатки франчайзинговых систем…………………
11
      1.3. Франчайзинг  как один из способов интеграционной  поддержки малого бизнеса в  сфере общественного питания..............................................
 
15
Глава 2. Анализ альтернативных вариантов организации  предприятия общественного  питания......................................................................................................  
23
      2.1. Анализ  рынка общественного питания в Пермском крае.........................
23
      2.2. Описание  услуг предприятия общественного  питания на примере кафе японской  кухни...........................................................................................
 
26
      2.3. Сравнительная  характеристика стратегий организации и дальнейшего развития предприятия..........................................................................................
 
28
Заключение………………………………………………………………………………… 34
Список  используемой литературы………………………………………………………... 37
Приложения   
 

 

    Введение 

    Сервисная сфера в постиндустриальной экономике охватывает многие виды деятельности и рассматривается уже не как единая отрасль, а как масштабный сектор экономики с разветвленной и сложной структурой. Сфера услуг каждой страны имеет свой индивидуальный, неповторимый путь развития. И хотя в одних странах уже сформировалась "сервисная экономика", а в других сфера услуг не столь развита, в целом можно говорить об общей тенденции повышения роли сервисного сектора в общемировом экономическом пространстве.

    Общественное  питание относится к тем отраслям, которые постоянно привлекают предпринимателей. В этой связи, особенно в крупных  городах постоянно растет число  предприятий общественного питания, относящихся к разным ценовым  и ассортиментным категориям. Такая ситуация способствует усилению конкуренции и ужесточению борьбы за выживание в сфере общественного питания.

    Сфера услуг и ресторанный бизнес, не смотря на кризис, остается популярным у инвесторов. Причина проста - эти  два направления базируются на человеческих потребностях. Другое дело, что выбирать, скорее всего, придется заведения, которые дешевле. Анализ статистических данных, научных публикаций показывает, что за последние 5 лет население России стало меньше питаться дома и чаще ходить в предприятия общественного питания.

    По  данным Федеральной службы статистики, если в 2008 году рынок общественного  питания в стране вырос на 6,4%, то в январе-июле 2009 года показатель роста составил уже 11%. В то же время  практический опыт свидетельствует о неоднозначных, а зачастую и противоречивых процессах развития, наличии значительного количества предпринимательства в общественном питании, жизненный цикл которых весьма мал в связи с их самоликвидацией. Анализ показывает, что во многом это явление объясняется недостаточной теоретической и методической разработанностью организационно-экономических механизмов, проблемно ориентированных на специфику предпринимательской деятельности в данной конкретной отрасли и доступной для практического использования, а также отсутствием необходимых знаний у начинающих предпринимателей.

    Несомненную актуальность приобретает в настоящее  время исследование вопросов развития малого бизнеса в сфере общественного  питания, и особое внимание сегодня  обращено возможности применения зарубежного опыта в развитии малого бизнеса в области общественного питания. А как показывает мировой опыт, в создании эффективных бизнес-структур в современной экономике прослеживается две основные тенденции: в среднем и крупном бизнесе - это реструктуризация - трансформация организационных структур в направлении децентрализации с образованием бизнес-единиц с высокой степенью автономности в отношении принятия управленческих решений в сфере текущих операций; в малом бизнесе - это интеграционные процессы со средним и крупным бизнесом, открывающие доступ малому бизнесу не только к более совершенным технологиям, но и дающие возможность работы под известной торговой маркой. Один из вариантов структурных преобразований, сочетающих в себе одновременно обе тенденции - создание франчайзинговых сетей, объединяющих предприятия малого и крупного или среднего бизнеса, ориентированных на производство низкодифференцированной продукции массового спроса.

    В силу своих очевидных преимуществ  и подтверждаемой на практике эффективности франчайзинг очень быстро завоевал широкую популярность во всем мире. На сегодняшний день франчайзинг используется в более чем 75 сферах бизнеса - по данным FRANDATA Corporation, сферами экономики, в которых франчайзинг получил на сегодняшний день наибольшее распространение являются: заведения фаст-фуд - около 20% общемирового количества франчайзи, розничная торговля - 15%, сфера услуг - около 12%, автомобильные перевозки и обслуживание - 8%, строительство - 7%.

    В настоящий момент Россия вышла на одно из первых мест в мире по темпам развития франчайзингового бизнеса. В России сейчас работает около 500 франчайзеров и примерно 3000 франчайзи, тогда как в 2006 году, согласно статистике Российской Ассоциации Франчайзинга (РАФ), на отечественном рынке действовало лишь 250 франчайзеров. Однако, по мнению специалистов, рынок франчайзинга в России находится лишь в зачаточном состоянии. Так, в Америке подобные методы используются более чем в 70 отраслях хозяйства, в России ими охвачены не больше десятка отраслей. Тем более, что в условиях кризиса кредитных систем франчайзинг становится одним из самых надежных средств для сохранения и приумножения капитала. Все вышеперечисленное предопределяет актуальность выбранной темы курсовой работы.

    Объектом исследования является возможность применения франчайзинговой системы при организации бизнеса. Предметом исследования является развитие франчайзинговых систем на современном этапе.

    Цель работы состоит в обосновании выбора наиболее эффективного и наилучшего варианта организации малого предприятия общественного питания на основе изучения и систематизации основ развития франчайзинговых схем в исследуемой отрасли на современном этапе. Реализации поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:

  • рассмотрение сущности франчайзинга как особой формы ведения бизнеса;
  • проанализировать механизм управления взаимоотношениями в сфере франчайзинговой деятельности;
  • провести исследование основных преимуществ и недостатков использования франчайзинговой системы бизнеса;
  • выделить особенности формирования и перспективы развития франчайзинговой

 системы  бизнеса в России и Пермском  крае.

    - рассмотреть преимущества использования  франчайзинга при создании малого предприятия общественного питания на территории Пермского края.

    В соответствии с поставленной целью  и задачами структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы курсовой работы, сформулированы цель и задачи исследования. Первая глава посвящена комплексному исследованию теоретической базы построения франчайзинговых отношений: приведен анализ подходов к определению понятия, рассмотрены основные виды и факторы успеха франчайзинговой системы. Во второй главе приведено исследование двух вариантов организации бизнеса – как самостоятельное предприятие, и на основе франшизы, в результате которого сделан выбор наиболее эффективного и наилучшего вложения капитала. В заключении излагаются наиболее важные результаты проведенного исследования и содержатся соответствующие рекомендации.

    Теоретическую и методологическую основу работы составляют фундаментальные положения теории инвестиций, труды отечественных  и зарубежных авторов по вопросам инвестиционного процесса в предпринимательской деятельности. В качестве информационной базы исследования использовались законодательные государственные акты, решения Правительства РФ, методические материалы, статистические данные Госкомстата России, Пермского края, публикации в периодической печати.

    При решении поставленных задач использовались методы системного подхода, анализ и  синтез, метод сравнений, статистическое исследование.

 

    Глава 1. Теоретическая база построения франчайзинговых  отношений.

    1. Сущность франчайзинга: понятие, виды, основные компоненты и факторы успеха франчайзинговой системы.

    Само  слово «франчайзинг» произошло  от французского «franchise», что означает «льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса». Впоследствии оно закрепилось  в англоязычных странах.

    Франчайзинг имеет почти двухсотлетнюю историю. Его появление относят к началу 1800-х годов (хотя схожие отношения  существовали еще в средние века), к так называемой системе «связанных домов», использовавшейся британскими  пивоварами. Деловые соглашения, подобные сегодняшним соглашениям о франчайзинге, существовали уже в средние века. Франчайзинговые организации, более похожие на современные, можно обнаружить в США второй половины XIX в., когда возникла компания Singer Sewing Machine Company, производящая швейные машины. Взаимоотношения между Singer и владельцами мастерских ее сети, которые продавали запасные детали к швейным машинам и осуществляли их ремонт, имели определенное сходство с сегодняшним франчайзингом: в частности, на мастерских был изображен торговый знак Singer.

    Франчайзинг второго поколения, который также  называется франчайзинг бизнес-формата, возник в США в конце 1940-х — начале 1950-х гг. Впервые франчайзинг стал применяться как отличительный способ организации нового бизнеса, а не просто как способ распределения существующего товара.

    Франчайзинг быстро распространялся в США в течение 1950-х и в начале 1960-х гг. В 1946 г. можно было обнаружить несколько франчайзеров, а в 1960 г. их насчитывалось уже более 700. На протяжении этого периода возникли предприятия, чьи имена стали с тех пор привычными, такие как McDonald’s, Holiday Inn, Budget-Rent-a-Car. В конце 1960-х гг. в экономике США наметился спад, что неблагоприятно сказалось на развитии франчайзинга. Это заставило многих американских франчайзеров задуматься об освоении зарубежных рынков.

    Согласно  определению Международной ассоциации франчайзинга, «франчайзинг - это система  перманентных отношений, устанавливаемых  между франчайзером и франчайзи, в результате которых знания, имидж, успех, методы производства и маркетинговые исследования первого передаются второму в обмен на взаимное удовлетворение интересов». Система франчайзинга основана на использовании конкретного товара. Этот товар должен обладать следующими признаками:

    • известной торговой маркой;
    • номенклатура товаров должна быть ограничена.

    Объектом  франчайзинга могут быть следующие  товары:

    • продукт (изделие, имеющее материальную форму);
    • услуга;
    • производственный процесс;
    • бизнес-процесс (набор управленческих, коммерческих, финансовых, организационных действий);
    • комплексный товар, в котором могут сочетаться друг с другом в различной степени ранее названные товары.

    Во  франчайзинговом процессе принимают  участие, по меньшей мере, две стороны, между которыми заключен договор  франчайзинга (франшиза).

    Первая  сторона - франчайзер. Это крупная  фирма (корпорация), имеющая широко известную торговую марку и высокий  имидж на потребительском рынке. Эта фирма предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право  действовать на заранее оговоренных  условиях и в определенный срок на рынке от имени франчайзера и под его торговой маркой. Франчайзер в системе всегда один.

Информация о работе Анализ альтернативных вариантов организации предприятия общественного питания