А. Маршалл

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:15, реферат

Описание работы

Альфред Маршалл родился 26 июля 1842-го в Бермондси, Лондон, Англия (Bermondsey, London, England). Его отец был кассиром банка и набожным последователем одной из евангелических церквей. Маршалл учился в Merchant Taylor's School в Нортвуде (Northwood) и колледже Св. Иоанна, Кембридж (St John's College, Cambridge), где выказал свою склонность к математике

Работа содержит 1 файл

Альфред Маршалл родился 26 июля 1842.doc

— 70.00 Кб (Скачать)


Альфред Маршалл родился 26 июля 1842-го в Бермондси, Лондон, Англия (Bermondsey, London, England). Его отец был кассиром банка и набожным последователем одной из евангелических церквей. Маршалл учился в Merchant Taylor's School в Нортвуде (Northwood) и колледже Св. Иоанна, Кембридж (St John's College, Cambridge), где выказал свою склонность к математике

Вся жизнь Альфреда Маршалла прошла в Кембриджском университете. Там он учился, а затем преподавал и занимался научной работой.

Во времена Маршалла студенты все еще изучали экономику по "Принципам политической экономии" Милла. Маршалл решил исправить такое положение вещей и в 1890 году опубликовал свою книгу "Принципы экономической науки".

Сегодняшняя микроэкономическая теория в целом очень мало отличается от того, о чем писал Маршалл. Маршалл схематически разбил микроэкономическую теорию на четыре части:

Спрос

Теория спроса дает ответ на вопрос: если изменяется рыночная цена, как изменится количество товара, которое захотят приобрести потребители?

Предложение

Теория предложения объясняет, как реагируют на изменение рыночной цены производители.

Равновесие

Теория равновесия объясняет, как именно устанавливается рыночная цена в зависимости от спроса и предложения.

Теория фирмы

Теория фирмы (иногда ее называют еще теорией прибыли) описывает поведение фирм, стремящихся получить максимально возможную прибыль.

Маршалл придумал очень простой способ показать свою идею в виде диаграммы. Оказалось, что спрос и предложение очень удобно изображать линиями на графике в координатах "цена" - "количество". Маршалл обозначил спрос буквой D, а предложение - S (по первым буквам соответствующих английских слов demand и supply). Точно также цена получила обозначение P (англ. price), а количество - Q (англ. quantity) (см рис.1).

Рис.1.

С одной стороны, чем выше цена, тем меньше товара потребители могут приобрести. С другой стороны, чем выше цена, тем больше товара производители хотят изготовить, отвлекая свои ресурсы от производства других товаров. Кривая спроса, таким образом, имеет отрицательный наклон, а кривая предложения - положительный. В какой-то точке эти кривые пересекаются. Иначе говоря, существует какая-то цена, при которой величина спроса уравнивается с величиной предложения (в точности по Вальро).

. Из-за психического кризиса он переключился с физики на философию. Его особенно заинтересовала метафизика. Она в свою очередь привела Альфреда к этике, в частности к одной из версий утилитаризма.

Наконец, непрерывное движение Маршалла остановилось на экономике, потому что именно экономика играла существенную роль в обеспечении предпосылок для развития рабочего класса. Однако его этические взгляды по-прежнему остались доминирующей силой в его мышлении.

Альфред признал, что в реальном мире экономическая жизнь тесно связана с этическими, социальными и политическими течениями – течениями, которые, по его ощущениям, нельзя игнорировать. Он видел, что обязанности экономики заключались в улучшении материальных условий, но такое улучшение будет происходить, по его мнению, только при подключении к социальным и политическим силам. Его интерес к либерализму, социализму, профсоюзам, женскому образованию, бедности и прогрессу в свете его ранней социальной философии отражен в его более поздних произведениях.

В 1868-м Маршалл стал читать лекции на тему 'Наука о морали'. В 1885-м он стал профессором политэкономии в Кембридже, где оставался вплоть до своей отставки в 1908-м. За эти годы он сотрудничал со многими британскими мыслителями, в том числе с Генри Сиджвиком (Henry Sidgwick), Бенджамином Джоветтом (Benjamin Jowett), Уильямом Стенли Джевонсом (William Stanley Jevons), Джоном Невиллом Кейнсом (John Neville Keynes) и другими.

Альфред основал 'Кембриджскую школу', которая обращала особое внимание на возрастающую отдачу, теории фирмы и экономику благосостояния. После его ухода на пенсию руководство школой перешло к Альфреду Пигу (Alfred Pigou) и Джону Мейнарду Кейнсу (John Maynard Keynes).

Он хотел улучшить математическую строгость экономики и превратить ее в научную профессию. В 1870-м Маршалл написал несколько небольших трактатов о международной торговле и проблемах протекционизма. В 1879-м многие из его работ были обобщены в одной под названием 'Чистая теория внешней торговли' ('The Pure Theory of Foreign Trade: The Pure Theory of Domestic Values'). В этом же году вышла книга 'Экономика промышленности' ('The Economics of Industry'), написанная в соавторстве с его женой Мэри Пэйли Маршалл (Mary Paley Marshall).

И все же, преследуя математическую точность, Маршалл не хотел, чтобы математика вытеснила экономику, превратив последнюю в находку для дилетантов. По его словам, математика должна была использоваться в качестве языка сокращений, а не инструмента исследования. Маршалл также предлагал иллюстрировать заключения других экономистов яркими примерами, которые играют важную роль в реальной жизни.

Альфред и Мэри Пэйли поженились в 1877-м. Он стал первым директором Бристольского колледжа (University College, Bristol), позднее Бристольского Университета (University of Bristol), и вновь читал лекции по политической экономике и экономической теории. После смерти Уильяма Джевонса (William Jevons) в 1882-м Маршалл стал ведущим британским экономистом научной школы своего времени.

После кончины Генри Фосетта (Henry Fawcett) в 1884-м Маршалл стал профессором политической экономики в Кембридже, где попытался создать новую систему экзаменов для получения отличия по экономике. Ему удалось осуществить задуманное только в 1903-м.

Успех его книги 'Принципы экономической науки' во многом объясняло эффективное использование диаграмм, которые в скором времени взяли на вооружение другие преподаватели во всем мире.

Из-за ухудшающихся проблем со здоровьем Альфред ушел из университета в 1908-м. Начавшаяся в 1914-м Первая мировая война заставила его пересмотреть свои исследования международной экономики и в возрасте 77 лет он опубликовал книгу 'Промышленность и торговля' ('Trade at the age') в 1919-м. Затем в 1923-м вышло его произведение 'Деньги, кредит и торговля' ('Money, Credit, and Commerce').

Альфред Маршалл умер в возрасте 81 года, 13 июля 1924-го. Его дом, Баллиол Крофт (Balliol Croft), был переименован в Дом Маршалла в 1991-м в его честь, когда был выкуплен колледжем Люси Кэвендиш, Кембридж (Lucy Cavendish College, Cambridge).

Перу Маршалла принадлежат работы "Экономика промышленности" (1879), которую он написал совместно с женой, "Принципы экономической науки" (1890), ". Трехтомный труд "Принципы экономической науки" сделал его знаменитым. Первый том этой книги представляет собой общее введение в экономическую науку, второй посвящен проблемам спроса и предложения и отношениям распределения, в третьем рассматриваются финансы и торговля, исследуется будущее промышленности. В целом этот труд охватывает главные проблемы экономической науки, и не случайно он стал своего рода библией европейских студентов-экономистов.

Идеи, выдвинутые Маршаллом, в значительной степени предопределили современную структуру политэкономии, ряд ее основных моментов и используемый понятийный аппарат. Работа Маршалла коренным образом изменила дальнейшее развитие политической экономии, так что даже говорили о "маршаллианской революции". В условиях полемики вокруг проблем стоимости, отдав предпочтение такому варианту теории факторов производства, как теория жертв этих факторов, Маршалл в то же время указал выход из дискуссии путем компромисса между идеями, выдвигаемыми в рамках различных теорий стоимости. Он считал, что надо не дискутировать по проблемам стоимости, а изучать закономерности формирования и взаимодействия спроса и предложения и на этой основе формировать теорию цены.

Новые подходы, предложенные Маршаллом, заключаются в следующем. Во-первых, он указал на необходимость включать фактор времени в анализ цены, первым отметил различную взаимосвязь между издержками производства и ценой в зависимости от того, какой подход — долгосрочный или краткосрочный — кладется в основу анализа. Во-вторых, Маршалл выдвинул идею об эластичности предложения и спроса по цене. В-третьих, он предложил идею о представительной фирме как основе для анализа закономерностей предложения.

Задачей экономической науки Маршалл считал сбор информации об экономическом поведении человека, ее обобщение и анализ. Он писал, что "экономическая наука — это не совокупность конкретной истины, а лишь орудие конкретной истины". Тем самым Маршалл придавал экономической науке практическую функцию. В современном Маршаллу образованном обществе на экономику смотрели как на науку мрачную и абстрактную, а он сумел изменить этот взгляд, показав нравственные и гуманные ее аспекты. Но все же "теория А.Маршалла — это в основном теория цен в конкурентных условиях". Цена и факторы, ее определяющие, — главный предмет внимания ученого.

Определяя цену как количественное соотношение между вступившими в обмен товарной и денежной массами, Маршалл считал, что стоимости, отличной от цены, не существует. Цена, с его точки зрения, определяется взаимодействием спроса и предложения, которые, в свою очередь, сами зависят от цен.

Маршалл полагал, что спрос и предложение равнозначны в определении цены. При анализе цены он рассматривал представительную фирму, т.е. фирму со средними отраслевыми характеристиками. По мнению Маршалла, существует совершенная конкуренция, т.е. конкуренция, "не испорченная" ни вмешательством государства, ни монополией. Он утверждал, что в этих условиях с ростом цены предложение товаров растет, а платежеспособный спрос падает. Это положение он проиллюстрировал графически, изобразив так называемый "маршаллианский крест" (рис. 2). На вертикальной оси Q показано количество товара в натуральных едини­цах, Р — цена, Р0 — равновесная цена. Этот график — пример типичного устойчивого равновесия для товара, подчиняющегося закону убывающей отдачи. При постоянной отдаче цена предложения одинакова для всех количеств товара. "Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, — пишет Маршалл, — количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, — равновесной ценой".

Рис. 2. "Маршаллианский крест"

В основе спроса, по Маршаллу, лежит полезность (график кривой спроса совпадает с графиком убывающей предельной полезности — общая полезность запаса возрастает, но не в той пропорции, в какой возрастает количество единиц в запасе). Значит, полезность в этом случае практически отождествляется с ценами. Предельная полезность, отмечает ученый, — это максимальная цена, которую готовы уплатить за товар. Следовательно, это совершенно объективная реальная предпосылка цены. Причем Маршалл считает, что убывающую полезность можно измерить с помощью денег. Он использует понятие "выгода потребителя", характеризующее выраженный в денежной форме "излишек удовлетворения", который возникает как разница между полной и предельной полезностями вещи. Маршалл пишет: "Разница между ценой, которую покупатель готов был уплатить, лишь бы не обойтись без данной вещи, и той ценой, которую он фактически за нее платит, представляет собою экономическое мерило его добавочного удовлетворения. Можно назвать это потребительским избытком". Иногда Маршалл называет это рентой потребителя.

Предложение товаров, по Маршаллу, определяется издержками производства, при этом он различает реальные и денежные издержки. Реальные издержки производства — это жертвы труда (трудовые усилия) и жертвы капитала (воздержание от личного потребления капитала). Реальные издержки (иначе говоря, стоимость) определяют цены в так называемый нормальный период — период равновесия во всех частях экономики. Не давая детального анализа этого периода, Маршалл обращает внимание на фактор времени. Он выделяет мгновенное равновесие при неизменном предложении, краткосрочное равновесие при изменении размеров производства и при неизменном числе предприятий и фирм и длительное равновесие нормальной цены, когда число фирм и предприятий соответствует новому уровню спроса. В долгосрочном аспекте особая роль в определении цены принадлежит предложению, в краткосрочном — спросу.

Итак, сформулировано два тезиса. Первый: цена определяется соотношением спроса и предложения. Второй: за ценой скрывается стоимость, цена — исключительно рыночная категория. Поэтому причинно-следственный анализ, утверждает Маршалл, крайне вреден, нужны функциональный анализ и анализ того, что на что влияет. Исходная точка такого анализа — спрос. В основе спроса лежит предельная полезность, в основе предложения — издержки производства.

Такое состояние рынка, при котором, во-первых, существует абсолютная гибкость цен; во-вторых, ни один производитель и ни один потребитель не влияют существенно на общий объем спроса и предложения; в-третьих, все располагают одинаковой информацией о рынке для принятия решений, Маршалл называет совершенной конкуренцией. Таким образом, свободная конкуренция означает чистый рынок. Заключение, которое Маршалл делает на основе своих рассуждений, являет собой идею, новую для экономической науки его времени: капиталистической экономике свойственна внутренняя тенденция к равновесию, а механизмом установления этого равновесия выступает свободная конкуренция. Вмешательство государства возможно, но оно должно быть минимальным, иначе в экономике возникнут диспропорции. Роль государства — это роль арбитра на футбольном поле, где в качестве футболистов выступают предприниматели.

Заслугой Маршалла является введение в научный оборот понятия эластичности спроса, под которой он понимал величину приращения спроса (положительную или отрицательную) при изменении цены. Если изменяется цена на товар на 1%, то изменяется и спрос на определенную величину, которую ученый назвал коэффициентом эластичности спроса по цене. Существует особая группа товаров, неэластичных по цене, т.е. спрос на них остается постоянным, независимо от цены. Это товары первой необходимости, прежде всего продукты питания (товары Гиффина). Коэффициенты эластичности спроса по ценам различны для разных групп общества, так как спрос зависит не только от полезности товаров, но и от дохода. Эластичность спроса зависит от того, как изменяется общая выручка при снижении цены. Эластичность предложения показывает, как изменяется предлагаемое количество товаров, если рыночная цена возрастает на определенную величину.

Информация о работе А. Маршалл