Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 12:34, контрольная работа
Связь экономических учений с экономикой общества наиболее непосредственная. Роль их в общественном развитии весьма велика. Экономические учения не пассивно отражают процессы, совершающиеся в экономике, а оказывают на них определённое воздействие, способствуя общественному развитию, ускоряя или, наоборот замедляя его. Общеизвестно, что многие концепции (например, неоклассические или кейнсианские), явились основой государственных экономических программ.
Данная контрольная работа рассказывает об экономической теории Альфреда Маршалла, основателя Кембриджской школы в Англии, вошедшего в историю экономической мысли в первую очередь как автор синтетической теории цены.
Введение 3
Глава 1. История жизни Альфреда Маршалла (1842 - 1924) 5
1.1. Появление концепции. 8
1.2. Основные произведения 12
Глава 2. Основные экономические концепции идеи А. Маршалла
2.1. Сущность экономической теории. 13
Глава 3. Экономическая теория А.Маршалла. 21
Заключение 33
Список используемой литературы 35
Филиал НОУ ВПО «Санкт-
Экономический факультет
Кафедра менеджмента и маркетинга
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему: «Экономическая теория А. Маршалла»
по дисциплине «История экономических учений»
Выполнил: студент 3 курса
Гр. 69 М
Полякова Дарья Дмитриевна
Руководитель: Доцент
Власенко Раиса Дмитриевна
Калининград 2013
Содержание
Введение 3
Глава 1. История жизни Альфреда Маршалла (1842 - 1924) 5
1.1. Появление концепции. 8
1.2. Основные произведения
Глава 2. Основные экономические концепции идеи А. Маршалла
2.1. Сущность экономической теории. 13
Глава 3. Экономическая теория А.Маршалла. 21
Заключение 33
Список используемой литературы 35
Введение
История экономических учений занимает большое место в системе экономических наук. Дополняя экономическую теорию, она вместе с тем несёт определённую самостоятельную нагрузку. Велико значение истории экономических учений и в системе экономического образования, в подготовке экономистов, в формировании их квалификации.
В литературе принято следующее определение науки: история экономических учений изучает исторический процесс возникновения и развития основных систем экономических взглядов ученых различных исторических периодов. Из этого следует, что анализ возникновения и развития экономических учений охватывает весь исторический процесс общественного развития, все исторические эпохи, начиная с рабовладельческого общества.
Корни экономических теорий уходят в природу экономического строя, составляющего основу развития общества. «Экономические условия, - подчёркивал Ф. Энгельс, - как бы сильно ни влияли на них прочие — политические и идеологические, — являются в конечном счёте всё же решающими и образуют ту красную нить, которая пронизывает всё развитие и одна приводит к его пониманию»
Связь экономических учений с экономикой общества наиболее непосредственная. Роль их в общественном развитии весьма велика. Экономические учения не пассивно отражают процессы, совершающиеся в экономике, а оказывают на них определённое воздействие, способствуя общественному развитию, ускоряя или, наоборот замедляя его. Общеизвестно, что многие концепции (например, неоклассические или кейнсианские), явились основой государственных экономических программ.
Данная контрольная работа рассказывает об экономической теории Альфреда Маршалла, основателя Кембриджской школы в Англии, вошедшего в историю экономической мысли в первую очередь как автор синтетической теории цены.
Глава 1. История жизни Альфреда Маршалла (1842 - 1924)
Альфред Маршалл родился 26 июля 1842 г. в Лондоне. Отец его, Уильям Маршалл, служил кассиром в Английском банке. Происходили они из клерикальной семьи, основанной в конце XVII в. в Корнуолле.
В девятилетнем возрасте Альфреда Маршалла послали в школу Мерчанта Тейлора, где, заняв в 1861 г. третье место в классе, Альфред, согласно старым уставам, получил право на стипендию в Оксфордском колледже Сент-Джон, что обеспечивало ему через три года аспирантскую стипендию и такое же стабильное материальное положение, каким пользовались стипендиаты Итона в Кинге-колледже или Уинчестера в Нью-колледже. Это уже был первый шаг на пути к посвящению в духовный сан в протестантской церкви, к чему и предназначал его отец. Но для самого Альфреда такая перспектива отнюдь не была главной целью жизни, она означала для него вечное порабощение древними языками.
Он не намеревался похоронить себя в Оксфорде среди мертвых языков; его манил Кембридж. В Кембридже, в колледже Сент-Джон, Альфред Маршалл реализовывал свои честолюбивые устремления. В 1865 г. он занял второе место на экзаменах по математике, тогда как первое место досталось лорду Рейли; его тут же зачислили в аспирантуру. Он собирался посвятить себя изучению молекулярной физики. Однако, вскоре, его стремление изучать физику было (по его собственным словам) «пресечено внезапным пробуждением в нем глубокого интереса к философским основам знания, особенно в связи с теологией». Далее, Маршалл повернул от метафизики к этике.
К экономической науке он впервые обратился, исследуя проблемы этики.
Начало серьезного исследования Маршаллом экономической теории относится к 1867 г.; его собственные доктрины получили большое развитие к 1875 г., а к 1883 г. они уже приобрели завершенную форму. Между тем ни одна часть его трудов не была представлена широкой публике в надлежащей редакции до 1890 г.
Когда Маршалл только начинал свою деятельность, Милль и Рикардо все еще безраздельно господствовали в экономической теории. Единственным другим авторитетным экономистом, на которого часто ссылался Маршалл, был Вильгельм Рошер. Идея применения в экономической науке математических методов уже витала в воздухе. Но сколько-нибудь существенных результатов она еще не принесла.
Сначала Маршалл работал над созданием обобщенной системы графического анализа, которую он предал гласности в своих докладах о «Чистой теории внешней торговли и внутренней стоимости продукции». Они, очевидно, были в существенной мере завершены в 1873 г. и тогда же изложены его ученикам (особенно Г. Г. Каннингему). Он поместил их в разрозненных главах «Теории внешней торговли», работу над которой он почти закончил в 1875 — 1879 гг. В 1877 г. он отвлекся на написание совместно с миссис Маршалл «Экономики промышленности».
Первый серьезный вклад Маршалла в разработку теории денег содержался в его ответах на вопросник, напечатанный в 1886 г. Королевской комиссией по кризису в торговле и промышленности. Затем последовала его статья в журнале «Контемпорери ревью» за март 1887 г. под названием «Меры по регулированию колебаний общего уровня цен»; несколько позднее появились его обширные показания в Комиссии по золоту и серебру в 1887 и 1888 гг. В 1889г. были обнародованы его показания в Комитете по денежной системе Индии. Но в систематизированном виде теории Маршалла не были обобщены до публикации в 1923г. его книги «Деньги, кредит и торговля». Приведем самые важные и характерные из оригинальных вкладов Маршалла в этот раздел экономической науки.
(1) Формулирование количественной
теории денег как составной
части общей теории стоимости.
Он всегда учил, что стоимость
денег — это, с одной стороны,
функция их предложения, а с
другой — функция спроса на
них, причем измеряется она
«средним запасом товаров,
(2) Различие между «реальной»
процентной ставкой и «
(3) Причинная связь, в
результате которой — в
(4) Формулировка теории
«паритета покупательной
(5) «Цепной» метод составления
индексов. Первое упоминание об
этом методе содержится в
(6) Предложение о введении
в обращение бумажных денег
(в духе выдвинутых Рикардо
«Предложений об экономичных
и надежных деньгах»), базирующихся
на золото-серебряном
Маршалл не настаивал на немедленном введении этой системы, но выдвинул ее как по крайней мере более предпочтительную, чем система биметаллизма. То же предложение он повторил в 1887 г. в статье «Меры по регулированию колебаний общего уровня цен», а также в 1888 г. в своих показаниях Комиссии по золоту и серебру,
(7) Предложение ввести
«Табличный стандарт» для
1.1. Появление концепции.
Для понимания роли
и значения Альфреда Маршалла
необходимо вспомнить
Представители этих
трех направлений тратили
Несостоятельность сформировавшихся
взглядов и представлений об экономических
процессах, кризис современной экономической
мысли являются глобальной тенденцией
в современном мире. 74Прочитав работы
Давида Риккардо и Джона Стюарта
Милля, Альфред Маршалл постарался
из этих данных сделать диаграммы, после
чего и возник его графический
метод анализа, который он сумел
закрепить в науке. Среди его
учеников были такие известные ученые,
как А. С. Пигу, Джон Мейнард Кейнс,
Дж. Робинсон и др. Альфред Маршалл
имел исключительный талант, позволяющий
ему развивать и
Не в пример многим английским экономистам Маршалл высоко оценивал труды представителей немецкой исторической школы, которую возглавлял Вильгельм Рошер. Также он полагал, что самая важная работа в области экономической науки была проделана именно в Германии.
Альфреда Маршалла очень часто упрекали в эклектизме. Эти замечания он воспринимал очень болезненно.
Маршалл был сторонником маржинализма, хотя и переработал многие из его идей. Он предложил отказаться от определения того, что единственными факторами, влияющими на цену, являются издержки или субъективная оценка человека. Альфред Маршалл выдвинул теорию о том, что каждое из этих утверждений влияет на цену товара.
Альфреда Маршалла считают последним представителем маржиналистской революции.
Начало серьезного исследования
Маршаллом экономической теории
относится к 1867 г.; его собственные
доктрины получили большое развитие
к 1875 г., а к 1883 г. они уже приобрели
завершенную форму. Между тем
ни одна часть его трудов не была
представлена широкой публике в
надлежащей редакции до 1890 г. ("Principles
of Economics" — «Принципы экономической
науки») [В русском переводе «Принципы
политической экономии», М. «Прогресс».
т. I — III, 1983 — 1984. ], а та часть исследования,
над которой он работал ранее
и которая была полностью закончена
к 1875 г., была издана в виде книги ("Money,
Credit and Commerce" — «Деньги, кредит и
торговля») лишь почти полвека спустя,
в 1923 г. Он, однако, не держал свои идеи
при себе, а щедро делился ими,
читая лекции и беседуя с друзьями
и студентами. Они просачивались
в более широкие крути в
форме приватно печатавшихся брошюр
и сочинений его учеников, их выжимали
из него на перекрестных допросах в
Королевских комиссиях. Неизбежно
поэтому, что, когда появились на
свет сами книги, им уже не хватало
новизны и