Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:22, контрольная работа
Экономическая теория А. Маршалла является синтезом достижений классической экономической науки и теорий маржинализма.
С точки зрения преемственности идей «классиков», А.Маршалл исследовал экономическую деятельность людей с позиций «чистой» экономической теории и идеальной модели хозяйствования, возможной благодаря «совершенной конкуренции»
Введение………………………………………………………………….…..…...3
1. Маржинализм. Неоклассическая школа.…………………………………4
2. Альфред Маршалл – основатель неоклассической школы
политической экономии……………….........…………………………...…...5
2.1. Особенности методологии.………………………………………..…........6
2.2.Основные теории и концепции………..………..………..….……....…......6
3. Концепция эластичности спроса……….…………………….......................8
4. Возможность применения концепция эластичности спроса
в современном микроэкономическом анализе………..……….….….…...9
4.1.Перекрестная эластичность спроса……………………….….………...…10
4.2. Эластичность спроса по доходу……………………………..………..….11
Заключение……………………………………………………………….……..13
Список литературы……………..………...………………………………..…16
Санкт-Петербургский университет управления и экономики
Новосибирский филиал
Контрольная работа
по дисциплине «История экономических учений»
Тема № 23 «Теоретические положения А. Маршалла об эластичности
спроса. Возможность его применения в современном
микроэкономическом анализе.»
Новосибирск 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Маржинализм. Неоклассическая школа.…………………………………4
2. Альфред Маршалл – основатель неоклассической школы
политической
экономии……………….........…………………
2.1. Особенности методологии.………………………………………..…
2.2.Основные теории и концепции………..………..………..….……..
3. Концепция эластичности
спроса……….……………………............
4. Возможность применения концепция эластичности спроса
в современном микроэкономическом анализе………..……….….….…...9
4.1.Перекрестная эластичность спроса……………………….….………...…10
4.2. Эластичность спроса
по доходу……………………………..………..….
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………..………...
Введение.
Экономическая теория А. Маршалла является синтезом достижений классической экономической науки и теорий маржинализма.
С точки зрения преемственности идей «классиков», А.Маршалл исследовал экономическую деятельность людей с позиций «чистой» экономической теории и идеальной модели хозяйствования, возможной благодаря «совершенной конкуренции». Но придя через новые маржинальные принципы к идее равновесия экономики, он характеризовал ее лишь как «частную» ситуацию, т.е. на уровне фирмы, отрасли (микроэкономики).
Одной из наиболее значимых его концепций является концепция ценообразования. А. Маршалл определил функциональную зависимость спроса на товар от предельной полезности, а цену спроса, как денежную оценку желания. А. Маршалл сформулировал закон спроса, согласно которому спрос на товар возрастает при снижении цены и снижается при повышении цены.
Он ввел понятие «эластичность спроса» – функциональная зависимость спроса от изменения цены. Спрос на товар эластичен, если он меняется в большей степени, чем цена товара.
Его теории, созданные в конце XIX в., актуальны и в современном микроэкономическом анализе.
1.Маржинализм. Неоклассическая школа.
В последней трети
XIX в. возникло новое направление
экономической мысли –
Основными идеями маржинализма явились:
- переворот в методах анализа, центр тяжести в анализе перемещается с издержек на конечные результаты, возникает предельный анализ;
- изменение постановки задач, упор на статические задачи, характерные для краткосрочных периодов;
- революция в теории ценности, ценность – это степень полезного эффекта, т.е. степень удовлетворения потребностей.
Маржиналистская революция проходила в два этапа. Первый этап охватывает 70-80 гг. XIX в., второй этап (1890-е гг.) получил название неоклассической школы.
Для второго этапа маржиналистской революции характерен отказ от «субъективного направления» политической экономии и отвержение психологического аспекта оценки полезности вещей.
Неоклассическая школа исследовала рыночное хозяйство в период господства свободной конкуренции. Она соединила идеи классической, политической экономии с идеями маржинализма.
2. Альфред Маршал – основатель неоклассической школы политической экономии.
Альфред Маршалл (1842-1924) - один из ведущих
представителей неоклассической экономической
теории, лидер "кембриджской школы"
маржинализма.
В детстве под влиянием отца его готовили
к духовной карьере, учитывая, что дед
был священником. Из изучаемых предметов
более других любил математику, а из увлечений
в свободное от учебы время - шахматы.
Не разделяя взгляда отца и заняв у дяди
денег, самостоятельно отправился учиться
математике в Кембриджский университет,
который закончил с отличием и был там
оставлен для преподавательской работы.
Работа стала основным занятием в жизни.
Политическую экономию А.Маршалл преподавал с 1863 по 1908г., в том числе с 1877 по 1885 г. был вынужден (по семейным обстоятельствам) покинуть Кембридж и преподавал в Бристольском и Оксфордском университетах. С 1902 г. по его инициативе было введено новое изложение этой специальности под названием "экономике", и тем самым окончательно вытеснено построение курса по учебникам политической экономии "классической школы" Дж. С.Милля.
А. Маршалл является автором ряда работ, в частности «Экономика промышленности» (1889 г.), «Промышленность и торговля» (1919 г.).
Главный труд А.Маршалла - шестикнижие "Принципы экономикс"1 - был издан в 1890 г. и впоследствии постоянно им дополнялся и перерабатывался в восьми вышедших при его жизни изданиях.
В своих исследованиях он использовал математические и графические методы анализа. А. Маршалл считал эволюцию единственной формой общественного развития, распространяя учение дарвинизма на экономические отношения. Он был сторонником маржинализма, хотя и переработал многие из его идей. Он предложил отказаться от определения того, что единственными факторами, влияющими на цену, являются издержки или субъективная оценка человека.
Альфреда Маршалла считают последним представителем маржиналистской революции.
2.1. Особенности методологии.
Метод А. Маршалла – метод частичного равновесия. При рассмотрении ситуации все элементы, кроме одного, принимаются как постоянные, и ведется наблюдение за изменением этого одного элемента. Подобный подход стал определяющим как для созданной им «кембриджской школы», так и для большинства неоклассиков конца XIX – первой трети XX в.
В отличие от своих ортодоксальных предшественников, классиков, А. Маршалл считал нецелесообразным прибегать к определениям экономических категорий на каузальной основе, требующей «доказывать» те или иные сущностные разграничения. На его взгляд, судя по предисловию к первому изданию «Принципов», «в реальной жизни нет четкого разграничения между вещами, которые являются капиталом и не являются им, которые относятся к насущным жизненным средствам и не относятся к ним, так же как между трудом производительным и непроизводительным». Причем к этой проблеме ученый возвращается и в соответствующих разделах своей работы.
2.2.Основные теории и концепции.
Центральное место в исследованиях А. Маршалла занимает проблема свободного ценообразования на рынке, характеризуемом им как единый организм равновесной экономики, состоящий из мобильных и информированных друг о друге хозяйствующих субъектов. Рыночную цену он рассматривает как результат пересечения цены спроса, определяемой предельной полезностью, и цены предложения, определяемой предельными издержками. В этой связи упоминаются его знаменитые «лезвия ножниц» как образная характеристика двухкритериальной сущности стоимости товара.
А. Маршалл фактически сохранил заимствованную у «классиков» исходную позицию о совершенной конкуренции, предопределяющую положение о том, что цена задается рынком, а не предприятием.
Одной из важных заслуг А. Маршалла является обобщение положений ранних маржиналистов о функциональной зависимости таких факторов, как цена, спрос и предложение. Он показал, в частности, что с понижением цены спрос растет, а с ростом цены – снижается и что в свою очередь с понижением цены предложение падает, а с ростом цены – растет. Устойчивой или равновесной А. Маршалл считал такую цену, которая установлена в точке равновесия спроса и предложения (на графике точку пересечения кривых спроса и предложения принято называть «крестом Маршалла»).
Исследования в рамках теории «предельных издержек производства» позволили А. Маршаллу выявить закономерности изменения удельных издержек производства при увеличении объемов производства на предприятии. Он обращался к проблематике возрастания и убывания отдачи от производства при расширении его масштабов. Он отмечал, что, как правило, крупный масштаб производства в конкурентной экономике обеспечивает предприятию (фирме) снижение цены товарной продукции и соответственно преимущество перед конкурентами (благодаря постоянно возрастающей экономии от умения работать и от применения специализированных машин и всякого рода оборудования), и что главную выгоду от такой экономии извлекает все же общество.
По мнению А. Маршалла, в условиях конкуренции удельные издержки с укрупнением производства либо снижаются, либо развиваются параллельно, но только не опережают темп роста объема продукции. Впоследствии, на основе этих суждений, микроэкономическая теория выдвинула более достоверные методические решения проблемы оптимизации производства и размеров предприятий. С другой стороны, подразделяя издержки производства на постоянные и переменные, А. Маршалл убедительно показал, что в длительном периоде постоянные издержки становятся переменными. На его взгляд, основной мотив, вынуждающий фирму покинуть рынок, – это превышение ее издержек уровня рыночной цены.
Процент на капитал, по Маршаллу, проявляет
себя как «вознаграждение» тому, кто,
обладая материальными
Наконец, весьма важна мысль автора «Принципов» об уровне процентной ставки. На его взгляд, «хотя с возрастанием масштабов распоряжения человека природными ресурсами он может продолжить делать большие накопления даже, при низкой процентной ставке, все же, пока натура человеческая сохраняет свои извечные свойства, каждое сокращение процентной ставки способно побуждать многих людей сберегать меньше, а не больше, чем в противном случае».
3. Концепция эластичности спроса
В развитие теории «цены спроса» А. Маршалл выдвинул концепцию об «эластичности спроса», она характеризуется им как показатель зависимости объема спроса от изменения цены. Он выявил разную степень эластичности спроса товаров в зависимости от структуры потребления, уровня доходов и других факторов, показал, что наименьшая эластичность спроса присуща товарам первой необходимости, но почему-то не признал подобное относительно предметов роскоши.
По Маршаллу, существует особая зависимость влияния спроса, и предложения на уровень рыночной цены от анализируемого периода времени. Рассматривая эту взаимосвязь «как общее правило», суть его он поясняет так: «Чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в нашем анализе влияние спроса на стоимость (цену), а чем этот период продолжительнее, тем большее значение приобретает влияние издержек производства (предложения) на стоимость».
4. Возможность
применения концепции
Анализ, как один из методов познания, основывается на многоступенчатом, многоходовом процессе мысленного расчленения изучаемого явления, то есть целого, на составные части для последующего отдельного исследования каждой из этих частей.
Исследование принципов
В настоящее время теоретические положения А. Маршалла об эластичности спроса нашли свое применение в современном микроэкономическом анализе.
При анализе спроса интерес представляет не его абсолютный объем, а изменения его в ответ на изменение цены товара или какого-то другого параметра, определяющего объем спроса. Но объем спроса по разным товарам измеряется в различных единицах (штуках, метрах, тоннах). Поэтому по абсолютным изменениям объема спроса нельзя судить о реакции спроса на изменение цен по различным товарам. Удобнее пользоваться показателями относительного изменения. Это и есть понятие эластичности.