Кембриджская школа. Учение А. Маршалла. Теория спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:47, контрольная работа

Описание работы

Альфред Маршалл (1842-1924) – одна из наиболее выдающихся фигур в истории экономической мысли.
Маршалл родился 26 июля 1842 г. в лондонском районе Бермондси. Учился в Итоне и Кембриджском университете, который окончил в 1865 г.; преподавал математику в Кембридже, политическую экономию в университетском колледже Бристоля, с 1885 по 1908 возглавлял кафедру политэкономии в своем родном университете.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятия спроса и предложения. Цена спроса и предложения………………5
1.1. Понятие спроса……………………………………………………………….5
1.2. Понятие предложения………………………………………………………..7
2. Теория цены. Равновесная цена………………………………………..……...8
2.1. Концепция равновесной цены А.Маршалла………………………………..9
2.2. Равновесная цена в краткосрочном и долгосрочном периодах………….11
Заключение………………………………………………………………………13
Список литературы………………………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

титульный.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

министерство  образования и науки российской федерации

Владивостокский государственный  университет 

экономики и сервиса

Институт  заочного и дистанционного обучения

Кафедра мировой экномики и экономической теории

комплексная работа

по дисциплине «История экономических учений»

Кембриджская школа. Учение А. Маршалла. Теория спроса и предложения

Студент

гр. ДБ/ЭУ-11-91                  _____________ Д.Р. Симирякова

Преподаватель

ст. преподаватель               ______________

Владивосток 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятия спроса и предложения.  Цена спроса и предложения………………5

1.1. Понятие спроса……………………………………………………………….5

1.2. Понятие предложения………………………………………………………..7

2. Теория цены. Равновесная цена………………………………………..……...8

2.1. Концепция  равновесной цены А.Маршалла………………………………..9

2.2. Равновесная  цена в краткосрочном и долгосрочном  периодах………….11

Заключение………………………………………………………………………13

Список литературы………………………………………………………………14

 

 

Введение

Альфред Маршалл (1842-1924) – одна из наиболее выдающихся фигур в истории экономической мысли.

Маршалл родился 26 июля 1842 г. в лондонском районе Бермондси. Учился в Итоне и Кембриджском университете, который окончил в 1865 г.; преподавал математику в Кембридже, политическую экономию в университетском колледже Бристоля, с 1885 по 1908 возглавлял кафедру политэкономии в своем родном университете.

В своих трудах Маршалл пытался объединить подходы  маржинализма, классической политической экономии и исторической школы. Подобно  «классикам» он ставил на передний план проблемы экономического роста и распределения.

 Маршалл определил  экономику как: «учение о нормальной  жизнедеятельности человечества».  Этим он показывает, что экономическая  теория – это не «искусство  для искусства». Альфред Маршалл  предполагал ее практическое применение. Свои работы он писал для широкого круга читателей.

В центре анализа  Маршалла была проблема ценообразования. Решающее влияние на цену, по его  мнению, оказывают предложение и  спрос. В качестве инструментов анализа  Маршалл использовал такие понятия как цена спроса и цена предложения.

    А.  Маршалл разработал концепцию,  явившуюся своего рода компромиссом  между различными направлениями  экономической науки, и, в частности,  теориями стоимости. Ключевая  идея Маршалла состоит в переключении усилий с теоретических споров вокруг стоимости на изучение проблем взаимодействия спроса и предложения, как сил, определяющих процессы, протекающие на рынке. Он обстоятельно проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение; ввел понятие эластичности спроса, предложил свою, “компромиссную” теорию цены. Маршалл использовал понятие равновесной цены: когда цена спроса равна цене предложения, объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни к сокращению; налицо - равновесие. Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой. Подход Маршалла к трактовке цены и проблеме ценообразования опирается как на теорию производственных издержек, так и на положения австрийской школы о предельной полезности. Напомним, что полезность - это способность удовлетворять определенные потребности индивидуума. Но как оценить, измерить полезности, если они неодинаковы, субъективны для каждого конкретного индивидуума (человека, фирмы)? И почему нужно сравнивать, соизмерять полезности, сопоставлять потребительные стоимости? Экономисты не сразу пришли к пониманию того, что при изучении закономерностей спроса, формирования цен необходимо понять поведение потребителя, его интересы, принимаемые им решения, нужно точнее представить, чем он руководствуется, как возникают и “выстраиваются” его побудительные мотивы. А для этого надо с позиций потребителя попытаться оценить, соизмерить полезности - воды, пищи, одежды, духовных благ и т. п. Тогда можно будет представить, что именно, в каких размерах, в какой последовательности он будет стремиться найти и приобрести на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятия спроса и предложения. Цена спроса и предложения.

При анализе  происхождения стоимости А. Маршалл  считал ее определяющими два фактора - спрос и предложение. Что касается определения более важного из них, он считал, что по степени влияния  на цену в общем смысле их различать нельзя. Этим самым он подчеркивает, что ни один из этих факторов не является определяющим и что общим правилом является следующее положение: чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в анализе влияние спроса на стоимость, а чем этот период продолжительнее, тем большее значение приобретает влияние издержек производства на стоимость. В долгие периоды эти факторы взаимно погашают влияние друг друга и, таким образом, постоянно действующие причины в конечном счете полностью определяют стоимость. По сути, он говорит, что стоимость есть отношение издержек производства к полезности.

1.1. Понятие спроса

Основные достижения Маршалла в области теории спроса связаны с концепцией кривой спроса и эластичности спроса.

Понятие кривой спроса ввел в экономическую теорию О.Курно. Но до Маршалла кривая спроса существовала отдельно от теории предельной полезности. Экономисты интуитивно ощущали связь между убывающей кривой спроса и уменьшающейся предельной полезностью. Именно Маршаллу впервые удалось связать закон спроса и с уменьшающейся предельной полезностью. Для этого пришлось ввести допущение о фиксированной предельной полезности денег для покупателя, т.е. о «равенстве покупательной силы денег и равном количестве денег в его распоряжении». Маршалл утверждал, что соизмерять полезность благ можно только косвенным путем – с помощью цен, которые человек готов заплатить за благо. Для того, чтобы эти цены соответствовали предельным полезностям благ, необходимо, чтобы ценность денежной единицы для человека была всегда одинаковой. Поэтому, если мы хотим рассматривать кривую спроса как следствие убывающей предельной полезности, следует исключить ситуации, когда цена на товар резко колеблется, а расходы на него занимают значительное место в бюджете потребителя. Этим мы абстрагируемся от влияния эффекта дохода. Маршаллианская кривая спроса отражает эффект замещения.

Далее Маршалл  переходит от индивидуальной кривой спроса к рыночной, которую можно  вывести для крупных рынков, где  «специфические особенности потребностей отдельных лиц уравновешивают друг друга в сравнительно закономерной динамике общего спроса». Применительно к таким рынкам он формулирует «общий закон спроса: чем больше количество товара, которое имеется в виду продать, тем ниже должна быть назначенная на него цена, чтобы он мог найти себе покупателей, или, другими словами, количество товара, на которое предъявлен спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при повышении цены».

Идея эластичности была введена в экономику раньше Маршалла, но систематическое описание понятия эластичность спроса и превращение его в категорию экономического анализа принадлежит именно А.Маршаллу. Он сделал эластичность универсальной категорией, впервые применив это понятие не только к спросу на товар, но и к спросу на факторы производства, а также к предложению.

Количественным  выражением эластичности спроса является отношение процентного изменения  величины спроса к процентному изменению  цены блага. По мере изменения цены блага эластичность спроса тоже изменяется. Общее правило для товаров широкого потребления состоит в том, что «эластичность спроса велика при высоких ценах, велика или, по крайней мере, значительна при средних ценах, но по мере снижения цен сокращается и эластичность спроса, причем она постепенно вовсе исчезает, если падение цен столь сильно, что достигается уровень насыщения спроса».

Сложность в  исследовании совокупного спроса и  его эластичности вносят различие этих показателей на одно и то же благо  со стороны разных имущественных  классов: бедных, среднего класса и богатых. В качестве примера Маршалл берет спрос на зеленый горошек. Спрос богатых на этот продукт, как правило, неэластичен. Эластичность спроса среднего класса вначале высока, сокращается по мере снижения цены и исчезает при насыщении спроса. У бедных спрос остается эластичным и при очень низких ценах.

Для определения  общего спроса на данное благо спрос  отдельных индивидуумов надо суммировать. Так как бедные и средние слои общества более многочисленны, чем  богатые, то совокупный спрос на товары широкого потребления обычно бывает эластичным.

1.2. Понятие предложения

В области анализа  предложения и издержек Маршалл  уделял особое внимание тенденциям к  возрастающей и убывающей отдаче при росте объемов производства.

Маршалл приходит к выводу, что тенденция к убывающей отдаче связана с использованием природных факторов производства, тогда как идущие от человека усовершенствования организации ведет к возрастанию отдачи от масштабов производства. Причиной этой последней тенденции он видит в экономии «внутренней» (от технологических усовершенствований) и «внешней» (от сосредоточения предприятий одной отрасли в одних и тех же центрах – агломерациях).

А.Маршалл рассматривает  цену предложения на цену, которая  равна издержкам на выпуск последнего блага, т.е. предельным издержкам.

 

 

2. Теория цены. Равновесная цена.

Проблемы цены и механизма ее формирования являются одними из самых сложных и фундаментальных  в курсе экономической теории. Система цен в рыночной экономике  играет роль основной организующей силы. Цены товаров служат ориентирами, руководствуясь которыми, предприниматели и потребители делают свой выбор, обеспечивающий личный интерес. В цене товара фокусируются материальные интересы продавцов и покупателей, отдельного работника, предпринимателя, коллективов работников, групп предпринимателей, отраслей, общества, государства, производственные и воспроизводственные, региональные и федеральные, национальные и интернациональные интересы.

В современной мировой  экономической теории наибольшее распространение  получила концепция цены А.Маршалла.

Д.Робинсон назвала теорию А.Маршалла, изложенную в «Принципах экономике», экономической библией, а М.Фридмен полагает, что в  этой книге теория цен уже почти  полностью оформилась в своем  современном виде.

В своей концепции цены А.Маршалл опирается на теории А.Смита, Д.Рикардо, Ж.Б. Сэя, Е.Бем-Баверка, Д.Лодердейла. В своей теории он пытается объединить три концепции: предельной полезности, издержек производства, спроса и предложения — в одну теорию цены. Он отрицал существование стоимости (хотя и многократно употреблял термины «стоимость» и «рыночная стоимость»), считал, что существует только меновая стоимость, т.е. цена. В главе V «Принципов...» он выразил свое отношение к этой проблеме так: лучшим экономистом может оказаться тот человек, который доверяется своему здравому смыслу и практической смекалке, чем тот, кто претендует на исследование теории стоимости да еще отваживается считать такое исследование легким. А.Маршалл изучил дискуссию экономистов по этой проблеме и утверждал, что «мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц». Тем самым он подчеркивает, что ни один из этих факторов не является определяющим и что общим правилом является следующее положение: чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в анализе влияние спроса на стоимость, а чем этот период продолжительнее, тем большее значение приобретает влияние издержек производства на стоимость. В длинные периоды эти факторы взаимно погашают влияние друг друга и, таким образом, постоянно действующие причины в конечном счете полностью определяют стоимость. По сути он говорит, что стоимость есть отношение издержек производства к полезности. Цена какой-либо вещи, утверждает А.Маршалл, представляет ее меновую стоимость относительно всех вещей вообще, или представляет ее покупательную стоимость.

Цена определяется как  определенное количество денежных единиц, получаемое за товар.

2.1. Концепция равновесной цены  А.Маршалла

На рынке особое значение имеет равновесная цена, которая является результатом взаимодействия цены спроса и цены предложения. Цена спроса на каждое количество товара это  цена, по которой каждая отдельная  порция товара способна привлечь покупателей в течение определенного периода времени. Цена спроса на каждый товар уменьшается по мере увеличения его предложения. Цена предложения это цена, по которой товар поступает в продажу на конкретный рынок. По мере сокращения или возрастания ежегодного количества товара, цена предложения может либо повышаться, либо снижаться, она может даже попеременно повышаться и падать. Цена предложения данного количества товара зависит от затрат усилий рабочих. Производство товара требует приложения различных видов труда и применения капитала во многих его формах. Затраты всех различных видов труда, прямо или косвенно занятого в его производстве, вместе с ожиданием, необходимым для накопления применяемого в его производстве капитала, иными словами, все эти усилия и жертвы в совокупности, А. Маршалл называет реальными издержками производства товара. Суммы денег, которые приходится платить за эти усилия и жертвы, называются денежными издержками производства либо, для краткости, издержками производства. Можно подразделить элементы, требующиеся для изготовления товара, на любые группы и назвать их факторами производства. В таком случае издержки производства определенного количества данного товара будут равны ценам предложения соответствующих количеств факторов его производства. А сумма этих цен предложения составит цену предложения указанного количества товара.

Исходная позиция А. Маршалла такова: на рынке представлен нормальный спрос и нормальное предложение. Силы спроса и предложения действуют свободно, не существует прочного объединения торговцев, широко развертывается свободная конкуренция. На рынке в одно и то же время существует лишь одна цена. Общая конъюнктура рынка остается неизменной на протяжении всего принятого периода, за это время не меняется мода или вкусы, никакой новый заменитель не влияет на спрос, никакое новое изобретение не воздействует на предложение.

Смысл такого подхода заключается  в том, чтобы в спокойном, нормальном, обычном, постоянно повторяющемся  явлении выявить существенные черты анализируемого предмета.

Нормальная цена определяется состоянием устойчивого равновесия нормального спроса и нормального  предложения.

Нормальная цена предложения  как для долгих, так и для  коротких, так и для коротких периодов определяется делением совокупных затрат производства на количество товара, то есть это средние затраты.

Совокупные затраты на производство могут быть получены либо путем умножения предельных затрат на число единиц товара, ли6о путем  сложения всех фактических затрат производства его отдельных частей и добавления всех рент, полученных за счет дифференциальных преимуществ производства.

Нижней границей цены товара являются предельные издержки производства. Цена должна быть достаточной, чтобы  возместить предельные издержки (издержки производства тех товаров, которые находятся на грани целесообразности производства).

Принимая во внимание усиление взаимосвязей в макроэкономике, т.е. дополняя анализ цены новыми условиями, можно утверждать, что цена в конечном счете зависит не от предельных, а от совокупных затрат труда и капитала и, следовательно, цены определяются общим уровнем спроса и предложения.

 

2.2. Равновесная цена в краткосрочном  и долгосрочном периодах

В краткосрочный  период возможны изменения, как спроса, так и реагирующего на него предложения. Загрузка мощностей может возрасти, но их величина остается неизменной. В качестве примера Маршалл приводит случай, когда спрос на рыбу увеличивается вследствие падежа крупного рогатого скота и повышения цен на мясо. Краткосрочный период характеризуется тем, что предложение рыбы может быть увеличено, но в ограниченном размере. Количество рыбаков и количество их производственных мощностей остается фиксированным, но их загрузка увеличивается. Рыбаки будут чаще выходить в море или начнут использовать старые лодки. Это произведет к увеличению удельных издержек, но вызванное ростом спроса увеличение цены должно его компенсировать. В данной ситуации кривая спроса сдвигается вверх и пересекает кривую предложения в более высокой точке. Устанавливается новая «нормальная цена», которая соответствует, по мнению Маршалла, «реальным издержкой производства» (включая нормальную прибыль) «типичного предприятия».

Информация о работе Кембриджская школа. Учение А. Маршалла. Теория спроса и предложения