Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 09:58, курсовая работа
Рынок -- косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок -- это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок -- основа рыночной экономики.
Введение……….……………………………………………………………………….….3
Глава1. Спрос и предложение……………………………………………………...…….….5
Общая характеристика спроса……………………………………….….5
Закон падающего спроса………………………………………...……..…7
1.3. Эластичность спроса……………………………………………...…..…..11
1.4. Общая характеристика предложения………………………………..…15
1.5. Закон изменения предложения………………………………………….18
1.6. Эластичность предложения……………………………………………...21
Глава2 Рыночное равновесие……………………………………………………..…24
Заключение…………………………………………………………………………….27
Литература……………………
В каждый момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, неодинаково. Некоторые произвели и привезли на рынок много товара, другие — мало. Одни из них затратили на производство меньше средств производства и труда. У других затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом чем выше цена товара, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличить предложение (при наличии конкурентов).
Объем
предложения у каждого
Предложение товаров на рынке во многом зависит от издержек производства — производственных затрат, которые многие экономисты определяют как важнейший фактор, воздействующий на предложение. Производитель, если на него не оказывается экономического давления, действует, соблюдая свои собственные интересы, т. е. стремится максимизировать получаемую им прибыль (разницу между выручкой от реализации и затратами на производство). Это означает, что производитель всякий раз выбирает такой объем производства, который обеспечивает ему наибольшую прибыль. На первый взгляд кажется, что уменьшение объема производства ведет к увеличению выручки (валового дохода). Но оказывается, что каждая фирма имеет пределы своего роста. Рост фирмы и, следовательно, предложения на рынке за этими пределами ведет к увеличению издержек производства, пример, таких, как транспортные расходы, затраты на управление производством и реализацию продукции из-за возросших трудностей т. д.
На объем предложения, кроме самого товара, оказывают влияние и такие факторы, как цены взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров, уровень технологии, деятельность государства, налоги, перспективные ожидания, степень монополизации производства и рынка, и т. д.
Цены ресурсов непосредственно воздействуют на издержки производства и через них — на объем предложения. Но величина затрат на ресурсы в экономическом смысле не тождественна сумме денежных издержек производства. Ресурсы, как правило, имеют несколько возможных сфер применения, поэтому экономист стремится учесть все альтернативные способы применения ресурсов. Например, фермер, который арендует участок земли, сталкивается с вопросом: что на этой земле выращивать — яблоки или пшеницу? Известно, что один гектар земли, отведенный под яблоки, приносит доход в 2 раза больше, чем тот же гектар, отведенный под пшеницу. Нетрудно догадаться, какой выбор сделает фермер. Но если он все же выбрал пшеницу, то в его издержки включается вся сумма упущенного им дохода от возможного использования земли под яблоки. Таким образом, в качестве затрат на ресурс должна учитываться и денежная выручка от наиболее выгодного способа использования ресурса..
Экономист, в отличие от бухгалтера, учитывает не только стоимость ресурсов, оплаченных в явном виде производителем собственнику ресурсов, но и неявно оплаченные ресурсы. Например, для владельца магазина к таким ресурсам относится собственный труд и вложенный капитал. Очевидно, что рост процентной ставки или предложения работы по найму с высокой оплатой могут вынудить предпринимателей закрыть дело, хотя никакого изменения в стоимости явно оплаченных ресурсов и не произойдет. При анализе цен ресурсов должны учитываться абсолютно все факторы, участвующие в производстве товара, включая географическое положение и даже, в широком смысле, человеческие контакты.
Технический прогресс приводит к снижению затрат на производство и последующему увеличению объема предложения.
Государство,
осуществляя законодательную
влияние на производство товаров (в некоторых случаях выплачиваются дотации). Государство занимается регулированием цен и стандартизацией товаров. Иногда оно прямо вмешивается в процессы производства и обмена.
На
микроуровне говорят об индивидуальном
предложении (отдельных производителей
на частном, отдельном рынке), на макроуровне
— о совокупном предложении — реальном
объеме национального производства, который
может быть получен всеми товаропроизводителями
при различных уровнях цен.
1.5. Закон изменения предложения
На рынке складывается определенное соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которое производители желают предложить покупателям. Эту зависимость можно также отразить графически, применив систему координат. Пусть ось абсцисс (Q) служит для обозначения товара, доставленного на рынок, а ось ординат означает движение цены (Р). В ситуации, когда при цене 5 долл. за единицу товара предложение товара составит 18 изделий, при цене 4 долл. — 16, 3 долл. — 12, 2 долл. — 7 и при 1 долл. — ни одного изделия, график предложения получит форму кривой предложения (рис. 10.7).
Кривая предложения — это кривая, показывающая, какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.
S — (suрр1у) предложение
S — (suрр1у) предложение
Рис. 10.7.
Кривая предложения
Кривая предложения представляет собой плавно изогнутую и поднимающуюся кверху кривую. Она иллюстрирует зависимость между рыночными ценами и количеством продукции, которое производители изъявляют готовность произвести и продать. Эту зависимость Антуан Огюстен Курно описал математически в виде формулы
S = f(Р),
где S — предложение;
f — функция,
и назвал ее законом изменения предложения.
Суть закона изменения предложения состоит в том, что объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.
На кривую предложения все возрастающую роль оказывает технический прогресс. Он позволяет снижать издержки производства и изменять предложение товара. Форма кривой предложения товара обусловлена во многом технологией его производства, доступностью ресурсов, используемых при изготовлении данного товара. Если мобильность производства и используемых в ней ресурсов высока, то кривая предложения имеет более пологий вид, т. е. незначительное изменение цен означает существенное увеличение предложения товара. Когда же увеличение производства требует больших затрат, ресурсов и труда, кривая предложения более крутая.
Предложение является функцией всех факторов, определяющих его изменение:
S=f(Р, Рr, К, Т, N. В),
.
где Pr — цены ресурсов; K — характер применяемой технологии;
Т — налоги и субсидии; N — количество продавцов; В - прочие факторы.
Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов.
Аналогично спросу необходимо
различать изменение предложения и изменение
объема предложения. Объем предложения
меняется тогда, когда изменяется только
цена товара (см. рис. 10.7). Изменение предложения
происходит, когда меняются другие факторы,
которые раньше принимались за постоянные.
Предположим, что используется новая технология,
которая позволяет при тех же затратах
выпустить больше продукции. Тогда кривая
предложения сдвигается вправо, в положение
. Сдвиг будет означать, что при каждой
пене производитель предложит большее
количество товара. Таи при цене
а при цене
(рис. 10.8)
Рис. 10.8. Изменение характера предложения
Если увеличиваются налоги, растут издержки потребления, кривая предложения смещается влево, в положение . Сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложит меньшее количество товара (Q4).
В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочей сила и др.) являются переменными, в долгосрочном — все факторы переменны (включая производственные мощности число фирм в отрасли и т. д.).
В условиях кратчайшего
Рис. 10.9. Взаимосвязь изменений спроса, цен и предложения:
а
— кратчайший; б — краткосрочный; в
— долгосрочный периоды
1.6. Эластичность предложения
Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения служит коэффициент эластичности предложения, который рассчитывается как отношение объема предложения к росту цен, т. е. по формуле
где — коэффициент эластичности предложения;
S — предложение;
Р — цена.
Эластичность предложения служит показателем относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены.
Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее цены обусловливает увеличение предложения, то дело с абсолютно эластичным предложением.
Различают
пять вариантов эластичности предложения
(см. рис. 10.10).
Рис. 10.10.
Пять вариантов эластичности предложения
Эластичность предложения равна нулю, когда кривая предложения вертикальна. Здесь предложение не изменяется от того, что возрастает цена. Например, кривая предложения картины И. Шишкина "Утро в сосновом бору" является совершенно неэластичной, так как имеется фиксированное количество (одна картина), которое не может быть увеличено, как бы высоко ни поднялась цена.
Эластичность предложения обычно больше на протяжении длительного времени, чем в короткие сроки. Это вызвано приспособлением производителей к более высокой цены.
Эластичность предложения меняется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов. Усиление ограниченности ресурсов, применяемых при производстве того или иного товара, ведет к уменьшению значения эластичности предложения.
Глава2 Рыночное равновесие
Равновесие — это ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны при приемлемой 1 для потребителя и производителя цене.
Возникает
рыночное равновесие в результате взаимодействия
спроса и предложения. Чтобы выяснить,
как это происходит, необходимо совместить
кривую спроса и кривую предложения на
одном графике (рис. 10.11).
Рис. 10.11.
График равновесия на рынке
Данный график выражает
Точка равновесия показывает, что здесь спрос и предложение, будучи противоположными рыночными силами, уравновешиваются. Равновесная цена означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателям. Такое равновесие является выражением максимальной эффективности рыночной экономики, ибо в состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавца, ни у покупателя нет внутренних побуждений к его нарушению. Наоборот, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован, и покупатели, и продавцы стремятся изменить ситуацию на рынке.
Информация о работе Законы спроса и предложения и их роль в установлении равновесной рыночной цены