Взаимодействие спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:03, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы – анализ взаимосвязей и взаимодействия спроса и предложения, и как следствие процесса формирования рыночной цены.

Содержание

Введение 3
1. Содержание и характеристика спроса. Закон спроса 4
2. Содержание и характеристика предложения. Закон предложения 8
3. Взаимодействие спроса и предложения. Способы формирования рыночной цены товара 12
Заключение 16
Список использованных источников 18

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория (Взаимодействие спроса и предложения).docx

— 70.20 Кб (Скачать)

     Если  неценовые факторы приводят к  увеличению предложения, то кривая предложения  сдвигается вправо вниз. Если неценовые факторы приводят к снижению предложения, то кривая предложения сдвигается влево вверх.

     Степень изменения объема предложения под  влиянием изменения цены характеризует  эластичность предложения и измеряется коэффициентом эластичности предложения (Es). Коэффициент эластичности определяется как соотношение процентного выражения количественного изменения предложения к процентному выражению изменения цены.

     Так как зависимость между ценой  и количеством предлагаемой продукции  прямая, то коэффициент эластичности предложения всегда больше 0.

     Предложение может быть:

    - эластичное (Es > 1);

    - неэластичное (Es < 1);

     - характеризоваться единичной эластичностью (Es =1);

    - совершенно эластичным (Es = );

    - совершенно неэластичным (Es = 0).

     Характер  эластичности предложения зависит  от:

    - способности производства к быстрой переналадке;

    - возможности хранения продукции (предложение скоропортящихся продуктов менее эластично, чем продуктов длительного хранения);

    - фактора времени, т.е. времени, имеющегося в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

3. Взаимодействие спроса и предложения. Способы формирования рыночной цены товара

     Предложение и спрос взаимосвязаны, и они  «работают» вместе и одновременно подобно  двум лезвиям ножниц (знаменитые «ножницы»  А. Маршалла). В рыночной экономике цены формируются на основе соотношения спроса и предложения. В результате образуется равновесная цена.

     На  рынке типичными могут быть следующие  соотношения спроса и предложения:

1.  Предложение товаров превышает спрос покупателей.

Такое относительное товарное обилие может быть результатом не только излишнего производства изделий, но и следствием непомерного взвинчивания цен или невысокого качества продуктов, или дефицита денег у населения при неудовлетворенных потребностях, или каких-либо других обстоятельств. Тогда возникает затоваривание рынка излишними продуктами, не находящими сбыта. Это при определенных условиях может привести к кризису перепроизводства. Выходом из этой неблагоприятной ситуации может быть, в частности, снижение цен (уценка товаров, их сезонная распродажа).

2. Спрос  превышает предложение.

Неудовлетворенный покупательский спрос заставляет людей  искать приложения своим деньгам. Товарный дефицит может возникнуть в следующих  случаях:

     - денежные доходы населения растут  быстрее, чем выпуск изделий,  пользующихся спросом;

     - изготавливаются вещи, не отвечающие  повышенным требованиям покупателей;

     - искусственно понижаются цены  на какие-то продукты и услуги, что не соответствует их стоимости.

     Выходом их критической ситуации  может  служить некоторое уменьшение роста  денежных доходов населения. Увеличение производства пользующихся спросом  товаров или повышением рыночных цен на эти продукты.

3. Равновесие спроса и предложения.

Взаимодействие (пересечение) спроса и предложения устанавливает равновесную цену товара и объем его реализации. В результате достигается рыночное равновесие – термин, означающий, что все рыночные факторы сбалансированы.

     А. Маршалл, внесший огромный вклад  в развитие теории рынка, писал, что  когда «цена спроса равна цене предложения, объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни к сокращению; налицо – равновесие. Когда спрос и предложение  пребывают в равновесии, количество товаров, производимых в единицу  времени, можно назвать равновесным  количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой».

     Покупатели  и продавцы используют цены как сигналы, которые увязывают их желания, а  затем происходит обмен денег  на потребительские товары или факторы  производства. Покупатели определяют цены спроса (максимум цены, который  они желают платить), а цены предложения  устанавливают продавцы (минимум, за который они готовы продать единицу  своей продукции). При этом объем  продаж будет равен объему спроса. Построив на одном графике кривые спроса и предложения, можно убедиться, что уравновешивающая рыночная цена соответствует точке пересечения кривых спроса и предложения (рис. 3.1). 

     

     Рисунок 3.1. - Рыночное равновесие 

     Данный  график иллюстрирует становление на конкурентном рынке равновесной  цены (50 руб.) и равновесного объема реализации товара – 300 шт. (в точке Е пересекаются кривые спроса и предложения). В зоне, где цены выше равновесных (60 руб.), образуется избыток товаров, что постепенно снижает цены. В зоне, где цена ниже равновесной (40 руб.), образуется дефицит товаров, который «работает» на повышение цен. В точке равновесной цены Е выражен наибольший социальный эффект: все, кто желает покупать, могут найти всех тех, кто желает продавать свои товары.

     Точка пересечения кривых спроса и предложения  характеризует неустойчивое равновесие. Только в этой рыночной ситуации  не возникает ни избытка, ни дефицита благ.

     Равновесная цена - это такая рыночная цена, при которой уравновешиваются величина спроса и величина предложения. Мощной рыночной силой, которая экономическим способом заставляет всех товаропроизводителей изготавливать продукты по равновесной цене, служит конкуренция.

     В зависимости от временных возможностей производителей, влияющих на эластичность предложения, различают три типа равновесия:

     - мгновенное равновесие: возникает тогда, когда возрастает спрос, а у производителей нет времени, чтобы изменить предложение, т.е. предложение оказывается совершенно неэластичным. Например, из-за дождливой погоды на рынке резко возрос спрос на зонтики, но у производителей нет возможности мгновенно увеличить предложение (оно абсолютно неэластично). Равновесие устанавливается при цене выше первоначальной.

     - краткосрочное равновесие: повышение спроса и цены заставит производителей увеличить загрузку имеющихся мощностей, например, ввести третью смену и за счет этого увеличить предложение, оно станет более эластичным. Соответственно цена рыночного равновесия установится на уровне ниже цены мгновенного равновесия.

     - долгосрочное равновесие: достигается за счет увеличения предложения в результате расширения существующих мощностей и появления в данной отрасли новых фирм и соответствующего перераспределения ресурсов. Предложение становится еще более эластичным. Цена долгосрочного равновесия ниже цены мгновенного и краткосрочного равновесия, она носит достаточно устойчивый характер и называется «нормальной» рыночной ценой.

     Благодаря достижению равновесия цен и объемов продукции рынок распределяет ресурсы общества между различными вариантами их использования. Таким образом, посредством процесса взаимодействия спроса и предложения рынок отвечает на вопросы, что, как и для кого производить нужные товары и услуги. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В условиях свободной рыночной экономики  цены определяются взаимодействием  спроса и предложения. Любой рынок  состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится  максимально полно удовлетворить  собственные потребности при  любой установленной на товар  цене, однако каждая из них находится  во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью  своего бюджета, а поставщики - ограниченностью  своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение  будут изменяться.

     Результатом взаимодействия спроса и предложения  выступает рыночная цена, которая  также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние  рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения  величины изменения спроса и предложения  используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.

     Спрос и предложение подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой  и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения  в условиях рынка предусматривает  прямую зависимость между ценой  и объемом предлагаемого к  продаже товара: по более высокой  цене производитель готов выпускать  и продавать большее количество товара, чем по низкой.

     Рынок сводит продавцов и покупателей; равновесная цена и объем продаж устанавливаются в точке, где  намерения продавцов и покупателей  совпадают. Изменения в спросе или  предложении, вызванные действием  неценовых факторов (изменением потребительских  предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов  и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

 
  1. Основы  экономической теории: Учебник / Под ред. Белокрыловой О.С. - Ростов - на - Дону.: «Феникс», 2002. - 448 с.
  2. Основы экономической теории: Учебник для вузов / Александрова Н.А.,  Беркович М.И., Быструхин А.П., Гибало Н.П. и др. Под общ. ред. А.И. Тяжова. – Кострома, 1997.-100 стр.
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2005. - 399 с.
  4. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник - М.: Экономистъ, 2005. - 861 с.
  5. Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 400 с.
  6. Экономика: Учебник/Архипов А.И. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, изд-во «Проспект», 2007. - 840 с.
  7. Экономика: Учебник/Под ред. А.С. Буланова  - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006. - 831 с.
  8. Экономическая теория: Учебн. Пособие / Под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколтянского  -  2-е изд. перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2005. - 464 с.
  9. Экономическая теория: Учебник/Под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 557 с.

Информация о работе Взаимодействие спроса и предложения