Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 14:30, курсовая работа
России необходимо активно участвовать в мировых интеграционных процессах. Это приводит к изменению направлений развития ее внешнеторговых связей. Поэтому представляется актуальным исследование значения внешнеторговых отношений России в процессе ее интеграционного сотрудничества со своими партнерами.
1.Введение.
2.Основы и особенности ценообразования на мировом рынке.
3.Ценнообразование на различных типах мировых товарных рынков.
3.1.Рынок современной (чистой) конкуренции.
3.2.Рынок чистой монополии.
3.3.Монополистический рынок.
3.4.Рынок конкуренции немногих поставщиков- олигополия.
3.5.Влияние государства на внешнеторговые цены.
3.6.Механизм стимулирования НТП.
4.Политика и методы определения внешнеторговых цен.
5.Понятие валютный курс и валютная система.
6.Формы международных расчетов.
7.Сравнительный анализ теории развития внешнеторговых отношений, их приемлемость для России.
8. Система внешнеторгового регулирования России.
8.1.Таможенные пошлины. Таможенная политика.
8.2.Маркетинговые исследования.
9.Вывод
Еще одной интерпретацией рикардианской теории стала модель альтернативных издержек, которую развивал Г. Хаберлер. Ее суть заключается в следующем. При рассмотрении двух стран, осуществляющих торговлю двумя товарами (А и Б), для каждой из них вводятся кривые производственных возможностей. Эти кривые отражают, в каком соотношении каждая страна может производить товары при использовании всех ресурсов и лучшей технологии. Сравнительные преимущества отдельной страны при производстве товара А определяются объемом производства товара Б, от которого необходимо отказаться для увеличения производства товара А, то есть альтернативной стоимостью товара А. Та страна, у которой альтернативная стоимость меньше и будет обладать сравнительными преимуществами в производстве и экспорте товара.
В дальнейшем теория Смита - Рикардо развивалось Джоном Стюартом Миллем. В своих работах он обращал особое внимание на вопрос ценности обмениваемых товаров. Ученый отказывался, от сравнения стоимостей производства как абстрактных величин и утверждал, что ценность ввозимого продукта измеряется количеством вывозимого, которое следует дать в обмен. То есть в действие вступает закон спроса и предложения. Например, если в стране А спрос на первый товар больше, чем в стране Б спрос на второй товар, то страна Б получит большее количество второго товара в обмен на первый.
Таким образом, согласно классической теории страна при выборе международной специализации должна основываться на относительных преимуществах в затратах труда на производство данного товара. Развитие товарообмена будет приводить к взаимоприспособлению структуры производства в сотрудничающих странах и возникновению предпосылок зарождения интеграционных процессов.
Однако, с развитием производительных сил стало ясно, что всемирное разделение труда и специализация не статичны. Постоянно происходит смена стран, имеющих сравнительные преимущества в производстве той или иной продукции. Возникла потребность модифицировать классическую концепцию. Шведские экономисты Эли Хекшер и Бертел Олин предложили учитывать при выборе международной специализации страны затраты не только труда, но и других производственных факторов: капитала и земли. Основным тезисом этой модели стала неравномерность распределения ресурсов между странами. Именно благодаря этому участники международной торговли специализируются на экспорте товаров, при производстве которых используется имеющийся в избытке фактор. Соответственно импортироваться будет товар, производимый с применением дефицитного фактора.
8.
СИСТЕМА ВНЕШНЕТОРГОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИИ
Вплоть до конца
80-х годов регулирование
Система государственной монополий внешней
торговли жестко отделяла внешний рынок
от внутреннего. Распределение ресурсов
было лишь в незначительной степени ориентировано
на концепцию сравнительных преимуществ,
главной же его целью было обеспечение
производственных нужд . Импорт решал
задачу получения недостающих товаров,
а экспорт обеспечивал необходимые средства
платежа, Все союзные объединения монопольно
специализировались на экспорте (импорте)
отдельных товаров.
Право на внешнеторговые операции было
предоставлено исключительно специализированным
государственным организациям—95% внешнеторгового
оборота страны приходилось на объединения
Министерства внешней торговли
(позже—Министерства внешних экономических
связей).
На внешнем рынке товары продавались по
мировым ценам, в то время как на внутреннем
они закупались по фиксированным национальным.
Возникающие прибыли и убытки покрывались
за счет государственного бюджета. Банк
для внешней торговли и Государственный
банк финансировали торговую деятельность
этих объединений.
Монополизация внешнеторговой деятельности,
оторванность производителей от мирового
рынка, косвенная связь с ним через обязательных
внешнеторговых посредников, подчиненность
задач внешнеторговой деятельности, призванной
компенсировать дисбалансы в национальном
хозяйстве, — все это приводило к ухудшению
качества производимой продукции, нерациональной
структуре экспорта и импорта.
Негативные тенденции были в определенной
степени нейтрализованы благоприятными
для страны изменениями конъюнктуры на
мировом рынке. Это выразилось прежде
всего в значительно более высоких темпах
роста цен на топливно-энергетические
товары, составлявшие основу экспорта,
по сравнению с ценами на импортируемые
машины и оборудование.
Через несколько
лет ситуация на внешнем рынке
изменилась в худшую сторону.
Темпы роста объема внешней торговли сравнялись
с темпами роста национального дохода.
В результате сократились поступления
от внешней торговли в бюджет и снизилась
ее роль в формировании национального
дохода.
Реагируя на изменившуюся экономическую
ситуацию государственные власти предприняли
попытку реорганизовать систему внешнеэкономического
регулирования, либерализовать условия
внешнеторговой деятельности.
Была ликвидирована внешнеторговая монополия
союзных объединений.
Право ведения внешнеторговых операций
получил ряд крупных предприятий и министерств.
Ликвидация внешнеторговой монополии
была дополнена либерализацией цен и установлением
более реального обменного курса рубля.
Последовательной реорганизации подверглась
таможенно-тарифная система страны. Из
чисто символической структуры, перераспределявшей
средства между отдельными статьями государственного
бюджета, тариф превратился в важный инструмент
торговой политаможенный тариф России,
действующий в настоящее время, представляет
собой перечень товаров, подготовленный
на базе международной классификации.
Каждому товару соответствуют различные
уровни ставок таможенных пошлин в зависимости
от режимов, применяемых в отношении стран
происхождения товара.
Основой являются ставки, применяемые
по отношению к странам, пользующимся
в
России режимом наибольшего благоприятствования;
по отношению к этим 125 странам используются
базовые ставки. Для товаров, поступающих
из стран, не пользующихся этим режимом,
базовые ставки увеличиваются вдвое.
Для товаров, ввозимых из стран, относящихся
к развивающимся (по классификации ООН),
базовые ставки уменьшаются в 2 раза. Товары,
происходящие из 46 наименее развитых государств,
ввозятся беспошлинно, точно так же, как
импорт товаров из стран СНГ. В среднем
базовая ставка таможенного тарифа составляет
20% стоимости изделия. Более высокие пошлины
установлены на ряд изделий, которые в
российских условиях можно считать предметом
роскоши. Пошлины на легковые автомобили
возросли до 30%, на другие транспортные
средства—до 46%. Введение нового тарифа
привело к увеличению ставок пошлин на
комплектующие для электронной техники
(до
20—60%), бытовую электронику (20—30%), сигареты
(до 30%).
Новый тариф предусматривает не только
адвалорный порядок начисления ставок
таможенных пошлин, но и возможность использования
двух новых: в экю за
«физическую единицу ввозимого, т. е. специфические
пошлины, и комбинированный порядок начисления.
На некоторые виды сельскохозяйственной
продукции растительного происхождения
(овощи, фрукты) введены сезонные пошлины
с ограниченным сроком действия.
Вводится также налог на добавленную,
стоимость, исчисляемый с величины, включающей
таможенную стоимость товара, импортную
пошлину и сумму акциза.
Итак, наблюдается тенденция к фискальному
обложению импорта, а также разработка
четко выраженных протекционистских правительственных
программ.
По сравнению с национальным производством
импортные товары ставятся в заведомо
невыгодное положение не только потому,
что облагаются дополнительными высокими
пошлинами, но и в связи с явно завышенной
базой для взимания налога на добавленную
стоимость.
Особенностью таможенного режима России
является применение экспортных налогов,
взимаемых с целью уравнивания внутренней
и внешней цен, в первую очередь сырьевых
товаров, и пополнения госбюджета. Наиболее
значительны в настоящее время ценовые
диспропорции по сырьевым товарам, и поэтому
основными товарами, подлежащими экспортному
налогообложению, служат минералы и сырье,
на которые приходится более 80% всего экспорта
России.
Экспортные пошлины взимаются в экю с
1 т (т. е. являются специфическими), лишь
в отдельных случаях используются адвалорные
пошлины.
Ставки экспортных пошлин постоянно менялись.
Изменения касались также систем и условий
льготного налогообложения.
Например, был проведен пересмотр в сторону
увеличения системы прямых экспортных
налогов. В число товаров, облагаемых экспортными
пошлинами, были включены продовольственные
и фармацевтические товары, химические
продукты. По существу, запретительные
ставки дополнительных налогов на экспортную
торговлю увеличились с 15 до 30%.
Очередные изменения ставок пошлин были
проведены в связи с принятием нового
таможенного тарифа Под давлением промышленных
.групп были увеличены импортные пошлины
на промышленные товары, конкурирующие
с национальным производством (автомашины,
ковры и т. д.). Уровень налогообложения
повысился до 25—30%.
Основным методом определения таможенной
стоимости товара закрепленным в таможенном
тарифе России, выступает признаваемый
и рекомендуемый ГАТТ метод определения
по цене сделки с ввозимыми товарами или
идентичными (в российской редакции «однородными»)
по расчетной цене товарами.
Такое построение таможенной оценки приближает
Россию к использованию мировых норм и
правил. В действительности проверка такой
оценки крайне затруднена, поскольку государственные
органы в состоянии проконтролировать
лишь весьма ограниченное число внешнеторговых
сделок (нужно сравнить таможенную стоимость,
указанную в декларации, с данными банка
или банков по оплате фирмой декларированного
товара) На практике реальный контроль
осуществляется лишь над очень крупными
сделками. То, что происходит при заключении
небольших сделок, обычно проходит мимо
контролирующих организаций, а именно
в этой сфере двух - трехкратное занижение
контрактной стоимости практически является
нормой.
Таможенные чиновники далеко не всегда
хорошо разбираются в товарной номенклатуре:
в ряде случаев провозится иной товар,
нежели тот, что указан по коду товарной
номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Так, часто под видом деревянных срубов
вывозят лес Могут также возникнуть конфликтные
ситуации, когда цены на широко известные
товары уменьшены по вполне законным причинам,
например, при ввозе бывшей в употреблении
техники, товаров с нестандартной или
нарушенной упаковкой и т. д.
Действующий российский таможенный тариф
можно рассматривать как временный.
Его основная задача— пополнение госбюджета
и протекционистская защита национальных
отраслей. В связи с предполагаемой активизацией
роли России в международных экономических
организациях следует ожидать последующей
корректировки тарифных ставок.
Среди других мер, призванных непосредственно
воздействовать на цену импортированных
товаров, нужно' отметить акцизные сборы,
налог на добавленную стоимость и, наконец,
импортные субсидии.
Акцизные сборы и налог на добавленную
стоимость идентичны аналогичным сборам,
взимаемым с национальных товаров. Исключение
составляет дискриминационная практика
взимания с иностранных товаров налога
на добавленную стоимость на базе совокупной
стоимости товара, включая и пошлину.
Система таможенно - тарифного налогообложения
дополняется широким использованием импортного
субсидирования.
Импортное субсидирование представляет
собой рудимент прежней распределительной
системы с целью выравнивания различий
во внешний и внутренних ценах. Завышенный
обменный курс в рублях иностранной валюты,
в которой происходит оплата импортного
товара, дополнительные сборы и в том числе
налог на добавленную стоимость—все это
делает импортные товары недоступными
по цене малоимущим слоям населения. Для
избежания негативных последствий, вызванных
дорогостоящим импортом, российское государство
субсидирует ввоз жизненно важных для
населения и экономики страны товаров.
Спектр товаров, охватываемых импортными
субсидиями, достаточно широк и включает
такие товары, как продовольствие, запасные
части, медицинские товары и лекарства.
Основанием для предоставления субсидий
служат доводы гуманистического характера
(медикаменты для больных, пенсионеров
и участников войны), необходимость замены
износившегося оборудования (части для
амортизированного оборудования, закупленного
ранее), задача подъема жизненно важных
для экономики отраслей (сельскохозяйственное
оборудование) и т.д.
На практике величина субсидий зависит
от силы и организованности лоббистских
группировок в парламенте и правительстве.
Так, аграрному лобби, получившему значительное
количество мест в парламенте и сумевшему
оказать давление на правительство, удалось
«выбить» значительные субсидии на закупки
сельскохозяйственных машин и оборудования
для переработки сельхозсырья.
Общий объем субсидий был значительным
и составлял 7,5% ВНП России.
Уровень, субсидирования колебался от
60% по импорту продовольствия до"
. 90%. при закупке оборудования не переработке
сельскохозяйственных товаров.
Источниками субсидирования обычно являются
получаемые правительством от иностранных
государств банков или международных
организаций. На практике система субсидирования
далеко не всегда выполняет свои задачи
и оправдывает вложенные в нее средства.
Минуя намечаемых потребителей, товары
попадают в коммерческую торговлю, где
продаются, по рыночным ценам. Это особенно
часто происходит с продовольственными
товарами и медикаментами. Что касается
станков, оборудования и запасных частей,
то их распределение не по назначению
менее типично, однако и здесь зачастую
происходит перепродажа импортных товаров
на биржах.
Неценовые методы регулирования внешней
торговли в России широко распространены
и включают квоты, лицензии, систему специальной
регистрации экспортеров и специальный
экспортный контроль.
Наиболее значимый из перечисленных методов—
квотирование с целью резервирования
определенного количества жизненно важных
товаров для внутреннего рынка Квоты формируются
на основе материальных балансов и представляют
собой разницу между производством и внутренним
потреблением.
Таким образом, квотирование выступает
своеобразным порождением прежней системы
централизованного распределения товаров
при которой экспорт осуществлялся только
в том случае, если товары производились
в избытке по сравнению с требованиями
внутреннего рынка, а объем квот обеспечивал
получение, необходимого количества валюты
для оплаты запланированного импорта.
Квоты распределяются Министерством внешних
экономических связей.
На долю Рос контракта (отделение бывшего
Госплана) приходилось около 50% всех разрешенных
объемов экспорта; из этого количества
предприятия получили около 30—35%, приблизительно
10% пришлось на регионы и приблизительно
3—5% продавалось на аукционах.
Непосредственное осуществление поставок
на экспорт производится
Росконтрактом через общероссийские объединения.
Вырученные средства используются для
оплаты централизованного импорта и выплаты
государственного долга. Главными источниками
поступления валюты по линии
Росконтракта служат нефть и газ, обеспечивающие
около 40% всего экспорта на
России, некоторая часть квот передается
регионам. Такие квоты обычно выделяются
местному руководству и используются
в качестве средства стимулирования со
стороны центрального правительства отдельных
регионов.
В дополнение к перечисленным задачам
лицензионная система России контролирует
вывоз запрещенных международными организациями
товаров
(наркотиков» расщепляющихся материалов,
товаров военного назначения).
Россия согласилась подчиняться правилам
Координационного Комитета по контролю
за экспортом (КОКОМ), накладывающим ограничения
на экспорт и лицензирование продукции
двойного назначения. Лицензии на экспорт
вооружения предоставляются Министерством
внешних экономических связей после одобрения
Министерством экономики.
Еще одной формой нетарифных ограничений
является предоставление права на экспорт
стратегически важных товаров только
зарегистрированным экспортерам.
Около 200 наиболее крупных внешнеторговых
организаций и предприятий обладают правом
экспорта товаров, значащихся в официальных
списках. Все другие экспортеры стратегически
важных товаров обязаны осуществлять
экспорт по линии 'этих официально зарегистрированных
экспортеров, взимающих комиссию, не превышающую
2% стоимости товара. Официально такая
практика объясняется необходимостью
обеспечить контроль за получаемой экспортерами
валютой и помочь мелким предприятиям,
стремящимся выйти на внешний рынок, но
не обладающим соответствующими возможностями»
получить Информацию о специфике рынка.
Фактически же такая система приводит
к ограничениям в развитии рыночных структур,
стимулирует монополию и концентрацию
производства. В результате система сбыта
концентрируется в руках небольшого числа
экспортных организаций и не обеспечивает
создание рыночной структуры, которая
могла бы гибко реагировать на изменение
цен.
Экспортное квотирование поставок нефти,
дополненное системой
«зарегистрированных» экспортеров, .представляет
собой наиболее одиозный рудимент бывшей
государственной монополии. Оно вызывает
вполне обоснованную озабоченность сторонников
развития рыночных отношений в России,
а, также представителей международных
организаций, ведающих распределение
программ финансовой поддержки реформам
в России. Вопросы внешнеторгового, регулирования
стали камнем преткновения в переговорах
о кредитах международных финансовых
организаций.
Отменив под нажимом международных органов
систему экспортных квот на нефть, российской
правительство фактически снова вернулось
к этой системе через месяц, поставив этот
экспорт в зависимость от баланса производства
и потребления нефти на внутреннем рынке».
Что касается системы лицензирования
импорта, то она Ориентирована не столько
на ограничение импорта как Лакового,
сколько на защиту здоровья и жизни граждан.
Лицензионная система контролирует ввоз
промышленных отходов и химикалий. Лицензии
выдаются Министерством сельского хозяйства
и охватывают около 3% импорта. Однако в
ряде случаев требуется сертификат качества
ввозимого товара (особенно это относится
к продовольственным товарам).
Общий вывод, касающийся системы государственного
регулирования внешней торговли в России,
заключается в том, что она охватывает
прежде всего экспортные поставки и характеризуется
высоким уровнем дифференциации.
Существующее, с одной стороны, значительное
расхождение между внутренними и внешними
ценами делает невозможным беспрепятственный
Допуск экспортеров на внешние рынки;
с другой стороны, различные отрасли обладают
далеко не одинаковым экспортным потенциалом.
Отечественные производители защищены
не столько высокими импортными пошлинами,
сколько дешевизной сырья и действенным
экспортным контролем за его вывозом.
Такая поддержка производителей требует
дотаций на импорт машин и оборудования,
ведет к значительным государственным
расходам.
Регулирование внешней торговли и внешнеторговая
политика России непоследовательны и
противоречивы; они отражают, в свою очередь,
общую ситуацию, характеризующуюся значительными
колебаниями общеэкономического и общеполитического
курса.
8.1
Таможенные пошлины.
Таможенная политика
Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза
В зависимости
от обложения таможенной
пошлиной ввозимых либо вывозимых товаров
существует два вида таможенных
пошлин:
- ввозная (импортная) таможенная
пошлина;
- вывозная (экспортная) таможенная
пошлина.
Наибольший перечень товаров (по видам)
подлежит обложению ввозными таможенными
пошлинами.
Вывозными таможенными
пошлинами облагаются в основном товары,
отнесенные к категории сырьевых, например,
древесина и изделия из нее, древесный
уголь, нефть сырая, нефтепродукты, спирт
этиловый неденатурированный.
Правовые основы применения в РФ таможенных
пошлин закреплены в Законе РФ "О таможенном
тарифе". Порядок уплаты таможенной
пошлины устанавливается ТК РФ.
Особенности расчета таможенной
пошлины зависят от вида ее ставки. Законом
РФ "О таможенном тарифе" предусмотрены
3 вида ставок:
а) адвалорная ставка таможенной
пошлины;
б) специфическая ставка таможенной
пошлины;
в) комбинированная ставка таможенной
пошлины.
Адвалорная (стоимостная) ставка
таможенной пошлины устанавливается
в процентах к таможенной стоимости облагаемого
товара. Поэтому необходимая сумма таможенной
пошлины рассчитывается как произведение
таможенной стоимости и соответствующей
ставки пошлины в процентах.
Специфическая ставка таможенной
пошлины устанавливается в денежном
выражении за определенную единицу облагаемых
товаров. В качестве денежного эквивалента
выступает евро, пиво безалкогольное -
0,6 евро за 1 л или зажигалки карманные
газовые (не подлежащие повторной заправке)
- 5 евро за 1000 шт.
Комбинированная ставка таможенной
пошлины, включает в себя как стоимостные,
так и количественные показатели перемещаемых
товаров. При этом, в зависимости от вида
комбинированной ставки размер таможенной
пошлины может определяться либо путем
сравнения либо путем сложения полученных
величин. Например, комбинированная ставка
для одежды меховой овчинной - 20 % там. стоим.,
но не менее 30 евро за 1 шт. указывает на
исчисление таможенной пошлины посредством
последовательного определения величин
по стоимостной (20 % там. стоим.) и количественной
(30 евро за 1 шт.) составляющих ставки.
Окончательный размер таможенной
пошлины определяется путем сравнения
по наибольшему показателю. Комбинированная
ставка для спортивной обуви - 15 % там. стоим.
плюс 0,7 евро за 1 пару, также указывает
на последовательность расчета по стоимостной
и количественной составляющим, однако
размер таможенной
пошлины определяется путем сложения
полученных результатов.
Таможенная политика- часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объём, структуру и условия экспорта и импорта товаров.
Таможенная политика капиталистических государств в 17—18 вв., отражая интересы торговой буржуазии, была направлена на обеспечение активного торгового баланса, Высокие таможенные пошлины, имевшие одновременно фискальный характер, использовались для ограничения импорта . В период развития промышленного капитализма . Таможенная политика содействовала созданию национальной промышленности при помощи введения высоких покровительственных пошлин.
В эпоху империализма
средства Таможенная политика используются
в борьбе монополий за рынки сбыта, сферы
приложения капитала, для государственно-
Одновременно обострение межимпериалистических противоречий в условиях кризиса, охватившего экономику всех капиталистических стран, хронической инфляции вызывает в ряде случаев ужесточение Таможенная политика, применение протекционистских и сверхпротекционистских средств в конкурентной борьбе за господство на мировом рынке.
Таможенная политика развивающихся стран проводится в интересах обеспечения экономической и политической самостоятельности, укрепления и развития национальной экономики; она носит ярко выраженный протекционистский характер. Например, минимальными ставками облагаются ввозимые машины и оборудование, химические товары, металлы. С.-х. продукты импортируются, как правило, беспошлинно. На одежду, предметы домашнего обихода ставки возрастают; максимальными ставками облагаются предметы роскоши, алкогольные напитки.
Таможенная политика социалистических стран направлена на соблюдение принципа равенства и взаимной выгоды сторон в международной торговле. Во взаимоотношениях между социалистическими странами она строится с учётом интересов каждой страны и в целом социалистического содружества в целях экономического сближения государств, выравнивания уровней их хозяйственного развития, укрепления мировой системы социалистического хозяйства. В торговых взаимоотношениях с развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки Т. п. направлена на освобождение торговых отношений от насаждавшихся в эпоху колониального господства и культивируемых современными капиталистическими монополиями неравноправных, дискриминационных норм и условий, на содействие подъёму национальной экономики государств, ставших на путь самостоятельного развития.
8.2
Маркетинговые исследования
Сущность маркетингового исследования услуг на основе маркетинговой информации.
Маркетинговое
исследование услуги или ее рыночного
окружения представляет собой систематические
мероприятия по получению оперативной
информации в отношении данных, описывающих
текущее или перспективное (прогнозное)
состояние самой услуги или ее
маркетингового окружения, а также
анализ и отражение данных в форме,
необходимой для решения
Назначение и типы маркетинговых исследований
Маркетинговые
исследования классифицируются по назначению
и типу в соответствии с областью
предпринимательской