Внешнеторговое регулирование России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

России необходимо активно участвовать в мировых интеграционных процессах. Это приводит к изменению направлений развития ее внешнеторговых связей. Поэтому представляется актуальным исследование значения внешнеторговых отношений России в процессе ее интеграционного сотрудничества со своими партнерами.

Содержание

1.Введение.
2.Основы и особенности ценообразования на мировом рынке.
3.Ценнообразование на различных типах мировых товарных рынков.
3.1.Рынок современной (чистой) конкуренции.
3.2.Рынок чистой монополии.
3.3.Монополистический рынок.
3.4.Рынок конкуренции немногих поставщиков- олигополия.
3.5.Влияние государства на внешнеторговые цены.
3.6.Механизм стимулирования НТП.
4.Политика и методы определения внешнеторговых цен.
5.Понятие валютный курс и валютная система.
6.Формы международных расчетов.
7.Сравнительный анализ теории развития внешнеторговых отношений, их приемлемость для России.
8. Система внешнеторгового регулирования России.
8.1.Таможенные пошлины. Таможенная политика.
8.2.Маркетинговые исследования.
9.Вывод

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 126.03 Кб (Скачать)

рынке. Если цены ниже залоговых ставок, то товар остается в собственности

правительственной организации. Таким образом, Россия, являясь крупнейшим

экспортером агропродукции, путем поддержки собственных производителей

принимает действенные меры по сохранению такого зазора мировых цен, в

результате которых и собственный производитель не остается в проигрыше, и

уровень мировых  цен остается под контролем.

Устанавливаются несколько категорий цен - индикативные цены, определяемые Сообществами как желательные, минимальные цены импорта или пороговые, минимальные продажные цены, гарантированные производителю интервенциями, официальными организациями.

Существование пороговой цены защищает рынок от импорта, цена интервенции

гарантирует минимальный  доход производителям. Таким образом протекционизм

защищает производителей от резких толчков мирового рынка.

Предоставляя экспортные субсидии компаниям,

государство позволяет  им держать экспортные цены на уровне мировых и не

покидать рынок. Устанавливая низкий уровень импортных пошлин, например, на

сырье, государство  имеет своей целью повышение  конкурентоспособности на

внешнем рынке тех товаров, на изготовление которых оно идет. Одной из

разновидностей  воздействия на цены мирового рынка  является демпинг. Цель

демпинга - завоевание определенным товаром или группой товаров внешнего

рынка путем  продажи товаров на мировом рынке  по ценам ниже внутренних. В

дальнейшем убытки покрываются путем повышения цен на внешнем рынке, а затем и

за счет проникновения в экономику стран-импортеров.

Имеются и другие механизмы и инструменты, используемые государством для

проведения внешнеторговой политики (квоты, добровольное ограничение  экспорта

и т.д.), использование которых в конечном счете оказывает существенное

влияние на уровень цен на мировом рынке, особенно если данная страна

является, с экономической  точки зрения, крупной.

3.6 Механизм стимулирования НТП 

Принципы  экономического стимулирования НТП. Стимулирование - наиболее динамический элемент управления, связанный с воздействием на интересы участников процесса "исследование - производство", их осознанные социальные потребности, в результате чего они ускоряют НТП из внутренних побуждений, а не только по указанию свыше.

Стимулирование  научно-технического прогресса - создание преимуществ в удовлетворении экономических  и социальных интересов организаций и предприятий, разрабатывающих и осваивающих новую высокоэффективную технику. Его органическая составная часть - экономическое стимулирование - представляет собой установление соответствия между хозрасчетным доходом предприятий и НТП и их реальным вкладом в достижение эффекта НТП, решение научно-технических проблем.

Механизм экономического стимулирования НТП включает его  основные принципы (комплексность, перспективность, нормативный характер, гласность) и формы (налогообложение, фондообразование и финансирование, кредитование, установление цен и других экономических нормативов, организация оплаты труда, экономическая ответственность, страхование риска).

Комплексность стимулирования НТП предполагает органическое единство систем премирования по итогам научно-технической и производственной деятельности. Эти системы имеют общий источник (хозрасчетный доход), сопоставимые оценочные показатели (прирост прибыли, снижение себестоимости). Однако это не должно означать растворение фондов поощрения за создание и освоение нововведений в едином фонде оплаты по труду, используемом на премирование по итогам текущей хозяйственной деятельности, вознаграждения по итогам года и т.д. Результаты НТП оцениваются с учетом срока окупаемости нововведений (в среднем - 2 года), премируются лишь непосредственные участники их разработки и освоения, при этом учитывается не только экономический, но и другие виды эффекта НТП. Стимулирование НТП предполагает как материальное и моральное поощрение, так и соответствующее наказание - уменьшение фондов оплаты и социального развития коллективов, выпускающих устаревшую и малоэффективную продукция, их роспуск.

При организации  стимулирования следует учесть, что  ускорение НТП предполагает развитие не только науки и техники, но и социально-экономических отношений, в том числе внутриколлективных. Наука как объект стимулирования отличается универсальностью своего языка и методов, а использование техники и технологии во многом связано со спецификой интересов и традиций данной страны, региона, трудового коллектива. Если на микроуровне стимулируется отдельное нововведение как клеточка НТП, процесс последовательной смены этапов цикла, то на уровне предприятия, не говоря уже о народном хозяйстве в целом, стимулировать следует не только отдельные мероприятия НТП, но прежде всего структурные сдвиги в экономике, процесс обновления производства в целом включая преобразование техники и технологии, организации производства и управления, культуры и квалификации работников.

Перспективность в стимулировании НТП требует  учета не только годового хозрасчетного, но и народнохозяйственного экономического эффекта за весь срок использования  нововведения. При этом особо поощряется создание и освоение новых поколений техники и технологии, а также конкурентоспособных нововведений, не уступающих высшему мировому уровню в данной области. До сих пор премии за новую технику в промышленности составляли всего 2-3% общей суммы поощрений, что делало ускорение НТП второстепенной задачей по сравнению с перевыполнением планов по объему реализации и прибыли. Доля вознаграждений изобретателей в полученном эффекте сократилась за последние 15 лет в три раза (до 1%).

Нормативный характер стимулирования предполагает установление прямой связи между фактическим экономическим эффектом НТП (при соблюдении социальных и экологических требований) и величиной премий. Это означает также стимулирование в реальном, а не календарном масштабе времени (за конкретный результат, а не за квартал), отмену регрессивной шкалы, при которой наибольшая премия (в процентах к сумме экономии) причитается за мелкие нововведения. Все выплаты до освоения новшества носят авансовый характер. В то же время норматив отчислений от эффекта НТП в фонд премирования в рамках НТП целесообразно дифференцировать в зависимости от типа нововведений (направления НТП), новизны техники в сравнении с мировым уровнем, ее народнохозяйственной значимости. Источником прибыли может стать не только понижение затрат и изменение цен, но и формирование новых общественных потребностей, радикальная смена номенклатуры продукции.

Гласность поощрения  означает, что его условия должны быть известны коллективу до начала работы. Распределение соответствующих  фондов между работниками на основе принятых на данном предприятии положений - дело самого коллектива. По его решению  могут поощряться другие коллективы и отдельные лица, содействие успеху нововведения.

Стимулирование  НТП связано с экономическими методами управления природоохранной деятельностью. Устанавливаемые предприятиям нормативы платы за природные ресурсы стимулируют их рациональное и комплексное использование. Становится выгодным применять ресурсосберегающие технологии, извлекать из каждой тонны оплаченных ресурсов как можно больший доход. Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду заинтересовывают коллектив в использовании техники, сокращающей эти выбросы. При превышении допустимых норм и аварийных загрязнениях взимается в несколько раз повышенная плата за счет хозрасчетного дохода коллектива.

Финансирование  НТП. Финансирование НТП включает формирование и использование специальных фондов для ускорения НТП на всех уровнях управления. По своей экономической природе эти фонды являются частью общественных издержек производства и служат формой их резервирования, переноса авансированных затрат на стоимость готового продукта. Фонды финансирования НТП по своей роли в процессе воспроизводства близки к амортизационным отчислениям. Они компенсируют затраты хозрасчетных предприятий и НТО на создание и освоение нововведений (с учетом неравномерности затрат по фазам цикла) и страхуют связанный с этим риск.

Компенсационные фонды носят возвратный характер. В безвозвратном финансировании нуждаются лишь затраты на фундаментальные исследования, не рассчитанные на экономический эффект или дающие его лишь в отдаленной перспективе. В остальных случаях средства для создания указанных фондов образуются за счет отчислений от стоимости продукции в период массового использования нововведения.

В начале 80-х  годов лишь половина затрат на освоение новой техники компенсировалась из соответствующих фондов. Другая половина покрывалась за счет снижения рентабельности в первые годы выпуска новой продукции (это делало невыгодным обновление номенклатуры) или повышения цен за счет завышенной калькуляции затрат (это приводило к невыгодности новой техники для потребителя). В новых условиях хозяйствования для финансирования НТП используется несколько фондов.

Фонд фундаментальных  исследований при АН СССР, республиканских и отраслевых академиях создается за счет ассигнований из союзного, республиканского и местного бюджетов, а также целевого финансирования поисковых НИР и работ по созданию научного задела из средств министерств, предприятий, НТО, благотворительных фондов и других спонсоров. Средства распределяются по решению научных советов и общественных органов, причем поддерживаются все направления современной науки, по которым можно ожидать новых результатов, включая альтернативные проекты.

Фонды финансирования государственных и международных  научно-технических программ, планов МНТК а также других работ по созданию принципиально новой техники и технологии формируется обычно на долевых началах за счет госбюджета и средств заинтересованных предприятий, НТО, министерств, концернов, ассоциаций, банков, финансовых фондов, местных Советов и т.д. Эти затраты носят строго целевой и возвратный характер. В них включаются и банковские кредиты.

Инновационные фонды могут быть образованы в  каждом регионе за счет средств разработчиков и потребителей научно-технической продукции (они частично исключаются из налогообложения), банковских вложений, а также средств республиканского и местного бюджета, заинтересованных предприятий. Они служат для финансирования малых НТО, инициативных проектов разрабатываемых отдельными учеными и специалистами или их группами, а также для оплаты оказываемых им консультационных, патентных инжиниринговых и других технических услуг.

Дополнительным  источником финансирования разработок со значительным экологическим и  социальным эффектом служат целевые субсидии (субвенции), льготы по налогам, плате за ресурсы и услуги, компенсация части затрат за счет инвестиционных фондов  потребителей, а также целевые дотации покупателям новой дорогостоящей продукции в первые годы ее выпуска

Фонд развития производства, науки и техники  предприятий (объединений) образуется за счет пяти основных источников -

1) амортизационных  отчислений, предназначенных для  полного восстановления основных  фондов; 2) отчислений от прибыли  предприятий по стабильным нормативам (они могут дифференцироваться в зависимости от степени износа основных фондов),

3) выручки от  реализации излишнего имущества,  числящегося в составе основных  фондов (за вычетом расходов по  его ликвидации) и выбраковки скота 4) части средств, получаемых от других предприятий за использование научно-технических разработок 5) поступлений из централизованного ФРПНиТ.

Средства ФРПНиТ используются государственными предприятиями самостоятельно, после одобрения сметы расходов их советом и профсоюзным комитетом. Из ФРПНиТ финансируется 1) техническое перевооружение, реконструкция и расширение производства, включая строительство общезаводских и вспомогательных объектов 2) проведение НИОКР, проектных работ, приобретение лицензий, оборудования и т.д.; 3) подготовка производства и освоение новой продукции, компенсация повышенных затрат в период освоения 4) приобретение научно-технической продукции, погашение кредитов на НТП и уплата процентов по ним; 5) создание и расширение мощностей по производству товаров народного потребления, оказанию услуг населению и т.д. Государственные предприятия имеют право передавать часть средств фРПНиТ смежникам и НТО для стимулирования решения сложных технических проблем, ускорения технического перевооружения производства, а также использовать их в порядке долевого участия для строительства и реконструкции объектов совместного пользования, образования временных научнотехнических коллективов, консорциумов и т.д.

В условиях самофинансирования многие предприятия используют ФРПиТ лишь для ликвидации узких мест на производстве, избегая поисковых работ,  связанных  с  ломкой  сложившейся технологии, риском, рассчитанных на длительную перспективу.

Если 1 руб. затрат на НТП обещает даже 3 руб. эффекта, но в распоряжении предприятия остается лишь 30% прибыли, то для него вложения оказываются невыгодными, т.к. вместо израсходованного из ФРПНиТ рубля он получит (через длительный срок и со значительной долей риска) лишь 90 коп. Поэтому финансирование программ НТП требует налоговых льгот, ускоренной (в течение 3-5 лет) амортизации оборудования, страхования риска, скидок с цен на технику при реконструкции наиболее важных производств, планомерной реализации выбывающих машин на менее важные участки.

Информация о работе Внешнеторговое регулирование России