Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:37, курсовая работа
Цель курсовой работы раскрыть современные тенденции развития мирового сельского хозяйства.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:
• исследовать влияние научно-технического прогресса на развитие сельского хозяйства: структурные трансформации;
• изучить эволюция форм хозяйствования ;
•проанализировать Перспективы развития мирового сельского хозяйства до 2050 года: возможности, угрозы, приоритеты.
Введение…………………………………………………………………..………3
1. Влияние научно-технического прогресса на развитие сельского хозяйства: структурные трансформации…………………………………………………………5
2. Государственное регулирование сельского хозяйства (на примере США)……………………………………………………………………………………….20
3. Перспективы развития мирового сельского хозяйства до 2050 года: возможности, угрозы, приоритеты………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………..36
Список использованных источников………………………………………38
В связи с отсутствием полной и достоверной информации об уровне развития НТП в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности анализ, оценка и эффективность определены нами только по отдельным элементам научно-технического прогресса.
Анализ данных таблицы 5 свидетельствует об общем снижении и стабилизации числа организаций, выполнявших исследования и разработки, особенно значительно снизилось число проектных и проектно-изыскательских организаций – на 50,59%. Увеличилось число опытных заводов – 1,75 раза, конструкторских бюро в 1,31 раза. Следует отметить рост участия в научных разработках высших учебных заведений и прочих организаций, которые занимают второе место после НИИ по количеству. В целом структура организаций, участвующих в научных разработках стабилизировалась (рис.3) при общем сокращении числа организаций на 10,56% [7].
Рисунок 3 - Динамика изменения численности персонала, занятого научными разработками
Следует отметить, что наибольший рост числа некоммерческих организаций - в 1,95 раза и наибольшее сокращение предпринимательского сектора – на 13,57 пункта в удельном весе организаций обусловлено
различиями в формировании доходов этих секторов и повышенным риском вложений в научную деятельность.
В разрезе государственных академий количество организаций РАСХН занимает наибольший удельный вес – 35,14% после Российской академии наук, что свидетельствует о значительном институциональном потенциале агарной науки.
Тенденция изменения численности персонала, занятого научными разработками характеризуется снижением по всем категориям персонала в целом на 15%. В АПК РФ создана система научно-исследовательских учреждений. Помимо отраслевых научно-исследовательских институтов (земледелия, животноводства, почвоведения, механизации сельского хозяйства, аграрной экономики, защиты растений создана сеть областных опытных станций, опытных хозяйств и заводов, научно- производственных объединений.
В работе показано, что развитие аграрного производства обусловлено изменениями внешней среды (экономика, политика, культура и др.), изменениями внутренней среды (перемещения работников, переход на новые технологии и др.); потребностями и интересами человека и общества (потребность в самовыражении и самопроявлении человека, потребность в прибавочном продукте общества и др.); старением и износом материальных элементов (оборудования, человека, технологии); изменениями экологии; техническим прогрессом; глобальным состоянием мировой цивилизации.
Исходя из этого, дальнейшее развитие и подъем сельского хозяйства должны быть связаны с освоением прогрессивных технологий производства сельскохозяйственной продукции, использованием современной производительной техники, развитием перерабатывающих отраслей, улучшением использования земли и других ресурсов,
ликвидацией диспаритета цен на промышленные и сельскохозяйственные товары, осуществлением комплекса мер по поддержанию села со стороны государства, совершенствованием производственной и социальной инфраструктуры и внутрихозяйственных отношений, улучшением сервисного обслуживания, управлением данной сферой производства на основе применения современных достижений науки. Принципиальная особенность такой системы ведения хозяйства заключается в инновационном подходе к ее организации и функционированию.
Перспективные показатели развития НТП рассмотрим на макроэкономическом уровне. Основными показателями являются наукоемкость, соотношение между уровнем бюджетного финансирования науки, обеспеченностью научными исследователями. Основные показатели в динамике и их прогнозные значения представлены на рис.7.
Рисунок 7 - Зависимость между наукоемкостью ВВП и его удельным весом на душу населения
Сравнивая в динамике наукоемкость и уровень ВВП на душу населения отметим, возможности удвоения ВВП по сравнению с 2000г. при обеспечении стабильной доли затрат на науку в ВВП на уровне 1,5%. В то время как для США этот уровень составляет 2,64%, для Японии 3,04%. С учетом этого при самом оптимистическом прогнозе наукоемкость в перспективе может быть увеличена в 2 раза [8].
Рисунок 8 - Динамика и прогноз наукоемкости, расходов бюджета на НИОКР, обеспеченность исследователями.
Все факторы НТП содержат множество определенных, конкретных его направлений, среди которых необходимо выделить приоритетные в конкретном случае, на определенном этапе.
Для оценки факторов НТП, влияющих на сельскохозяйственное производство, нами предлагается использование математической модели расчета сквозных прогнозов с учетом динамики различных факторов. Таблица 15 - Прогноз объема произведенного ВВП в сельском хозяйстве в зависимости от факторов, характеризующих научную деятельность в сельском хозяйстве [9].
Год* |
Номинальный объем произведенного
ВВП в сельском хозяйстве |
Коэффициент корреляции Кф1=0,999 |
Коэффициент корреляции Кф2=0,973 |
Коэффициент корреляции Кф3=0,999 |
Коэффициент корреляции Кф4=0,955 |
Коэффициент корреляции Кф5=0,850 |
Коэффициент корреляции Кф6=0,988 |
Коэффициент корреляции Кф7=0,998 |
Коэффициент корреляции Кф8=0,909 | ||||||||
Функция 1 - Объем внутренних затрат РАСХН на фундаментальные исследования |
Прогноз |
Функция 2 - Объем внутренних затрат РАСХН на прикладные исследования |
Прогноз |
Функция 3- Объем внутренних затрат РАСХН на разработки |
Прогноз |
Функция 4 - Численность исследователей в сельскохозяйственной науке |
Прогноз |
Функция 5 - Численность исследователей с учеными степенями |
Прогноз |
Функция 6 - Число организаций в РАСХН, выполнявших научные разработки |
Прогноз |
Функция 7- Расходы федерального бюджета на аграрную науку |
Прогноз |
Функция 8 - Выпуск аспирантов с защитой диссертации |
Прогноз | ||
2000 |
489 |
468,1 |
274,8 |
284,8 |
14390 |
6231 |
454 |
240,07 |
834 |
||||||||
2001 |
576 |
698,7 |
444,1 |
368 |
14259 |
6255 |
453 |
338,734 |
814 |
||||||||
2002 |
615,5 |
1032,6 |
729,8 |
375,9 |
14061 |
6042 |
454 |
490,682 |
767 |
||||||||
2003 |
730.1 |
1311 |
717,9 |
400,3 |
13735 |
6182 |
463 |
582,068 |
859 |
||||||||
2004 |
850.5 |
1679,9 |
877,4 |
489,1 |
14280 |
6436 |
452 |
693,18 |
885 |
||||||||
2005 |
962.4 |
2035,4 |
871,8 |
529,2 |
13724 |
6278 |
451 |
1122,88 |
938 |
||||||||
2006 |
1 096.1 |
2505,6 |
1101,3 |
710,6 |
13447 |
6296 |
465 |
1421,5 |
1017 |
||||||||
2007 |
1 275.9 |
3795,5 |
1288,5 |
830,8 |
13743 |
6578 |
479 |
1950,74 |
1024 |
||||||||
2008 |
1 400 |
4610,2 |
1528,6 |
1018,5 |
13622 |
6557 |
468 |
2431,74 |
979 |
||||||||
2009 |
1368,7 |
4119,3 |
1293,7 |
1459,5 |
1300,4 |
923,6 |
1282,1 |
13476,7 |
1500,5 |
6517,1 |
1185,4 |
470,1 |
1518,2 |
2193,2 |
1304,5 |
1037,1 |
1564,4 |
2010 |
1440,9 |
4435,0 |
1362,0 |
1547,9 |
1365,9 |
978,7 |
1350,6 |
13410,5 |
1580,3 |
6547,1 |
1236,1 |
471,6 |
1607,4 |
2367,7 |
1375,2 |
1057,4 |
1649,9 |
2011 |
1513,2 |
4750,6 |
1430,4 |
1636,2 |
1431,5 |
1033,8 |
1419,1 |
13344,3 |
1660,0 |
6577,1 |
1286,7 |
473,2 |
1696,5 |
2542,1 |
1446,0 |
1077,7 |
1735,3 |
2012 |
1585,4 |
5066,2 |
1498,8 |
1724,6 |
1497,0 |
1088,9 |
1487,5 |
13278,1 |
1739,7 |
6607,0 |
1337,4 |
474,7 |
1785,7 |
2716,6 |
1516,7 |
1098,0 |
1820,7 |
*2000-2012
Для определения влияния
НТП на результативные показатели сельского
хозяйства (номинальный объем
в текущих ценах, млрд. рублей) нами построена
прогнозная модель зависимости номинального
объема произведенного ВВП в сельском
хозяйстве в текущих ценах, млрд. рублей
в зависимости от восьми функций (факторов
НТП): объем внутренних затрат РАСХН на
фундаментальные и прикладные исследования;
а также на разработки; численность исследователей
в сельскохозяйственной науке, в том числе
с учеными степенями; число организаций
в РАСХН, выполнявших научные разработки;
расходы федерального бюджета на аграрную
науку; выпуск аспирантов с защитой диссертации.
Для результирующей функции и каждой из выбранных 8 функций получены корреляционные зависимости, показывающие тесную взаимосвязь, так как коэффициенты корреляции по каждой из выбранной функций составили от 0,85 до 0,999, что говорит о тесной взаимосвязи между выбранными факторами.
Для каждой из функций с учетом фактических данных за 2000-2008гг. построены прогнозы до 2013г. Результаты расчетов представлены в таблице 13.
Анализируя полученные прогнозные данные, можно констатировать, что номинальный объем ВВП в сельском хозяйстве повысится. При этом из выбранных факторов наиболее существенное влияние в перспективе окажут увеличение объема внутренних затрат РАСХН на научные исследования, в первую очередь на фундаментальные исследования, незначительное сокращение числа исследователей с повышением их качественной характеристики – остепененности.
Таким образом, под перспективным направлением научно-технического прогресса в АПК понимается такое, которое в наибольшей мере обеспечивает рост производительных сил, прогрессивные структурные сдвиги в отрасли, повышение уровня производства, его эффективности и удовлетворение общественных потребностей. В сфере производства конкретной сельскохозяйственной продукции и сырья реализация перспективных направлений научно-технического прогресса в достаточно короткие сроки сможет обеспечить решение ключевых задач по увеличению производства продукции, значительное улучшение его качественных параметров, быструю переориентацию на удовлетворение спроса, предъявляемого современным и перспективным рынком, выбор оптимальных размеров производства для достижения высоких экономических показателей.
2 Государственное регулирование сельского хозяйства (на примере США)
Историю государственного регулирования сельского хозяйства США условно делят на два периода — до и после "великой экономической депрессии" начала 30-х гг. XX в.
Закон о гомстедах, принятый в 1862 г. и упорядочивший распределение земли гражданам страны, стал первым общегосударственным действием в аграрной сфере. Закон юридически оформил частную собственность на землю, которая и сегодня составляет экономическую основу сельского хозяйства США. За короткий период после принятия закона 1862 г. появилось большое число новых фермерских хозяйств. С возникновением частной земельной собственности стал формироваться рынок земли и важнейшая составная часть рыночной аграрной экономики — ипотека (кредит под залог земли).
К началу экономического кризиса 1929—1933 гг. проблемы фермерства становились все сложнее, значительное перепроизводство сельскохозяйственной продукции привело к падению цен и доходов, а движение протеста фермеров угрожало стабильности самого американского государства. Закон "О сельско- хозяйственном маркетинге" 1929 г. стал первым из пакета законов, которыми определялись основные цели и инструменты государственной аграрной политики в новых экономических условиях. Важнейшим направлением государственного регулирования сельского хозяйства становится поддержка цен на сельскохозяйственную продукцию и доходов фермеров [3].
Сокращение реализации сельскохозяйственной продукции и падение цен на нее в период "великой депрессии" сопровождались ростом ипотечных долгов. К началу 1933 г. такими должниками были более 45% фермеров США. Все большее число несостоятельных хозяев вынуждено было отдавать за долги свои фермы банкам и другим кредитным учреждениям. В 1933 г. были приняты законы "О рефинансировании фермерской задолженности" и "О восстановлении сельского хозяйства". Главной целью этих законов была попытка ликвидировать "ножницы" между ценами, по которым фермеры приобретали средства производства, и ценами на сельскохозяйственную продукцию. Для стабилизации цен предусматривались бюджетное финансирование программы изъятия из сельскохозяйственного производства части земель и предоставление фермерам субсидий за участие в этой программе. Государственная поддержка аграрного сектора оказалась эффективной: спад прекратился, темпы роста объемов производства возросли. Выходу из кризиса в немалой степени способствовала вторая мировая война.
Проблема перепроизводства сельскохозяйственной продукции вновь возникла в 50-е годы. В 1956 г. для активизации программы сокращения посевных площадей создается Земельный банк, с помощью которого пашня отчуждалась в земельный консервационный резерв. В 60-х годах правительство США предложило фермерам новую программу диверсификации земель с целью сокращения посевов под кормовыми зерновыми, пшеницей и хлопком. Она предусматривала выплаты фермерам субсидий при добровольном переходе от этих культур на другие. В 1970 г. появились программы сокращения посевных площадей, участие в которых становилось условием получения права на поддержку цен основных видов продукции. Все эти программы требовали значительных бюджетных средств на реализацию, но не достигли поставленной цели роста доходов фермеров.
' В 70-х годах новые меры государственного регулирования аграрного производства в США не использовались в связи с благоприятной ситуацией на мировых сельскохозяйственных рынках. Однако к началу 80-х годов трудности со сбытом зерна появились снова. Принятый в 1981 г. сельскохозяйственный закон среди прочих мер предусматривал введение минимальных гарантированных и целевых цен, которые должны были ежегодно индексироваться в соответствии с уровнем инфляции. Однако проблемы нарастали, и к середине 80-х годов необходимость существенного изменения аграрной политики государства стала очевидной. В 1985 г. принят закон "О продовольственной безопасности".
Этот законодательный акт сохранил масштабы субсидирования сельского хозяйства. В то же время он демонстрировал кардинальные изменения подхода государства к вопросам использования сельскохозяйственных ресурсов страны, к проблемам обеспечения ее продовольственной безопасности. Можно выделить следующие особенности сельскохозяйственного закона 1985 г., свидетельствовавшие о новых подходах в американской аграрной политике. Во-первых, в законе приоритет отдан решению таких задач, как стабилизация сельскохозяйственных рынков и обеспечение благосостояния сельских районов; во- вторых, закон ввел новые механизмы и направления государственных субсидий сельскому хозяйству, залога сельскохозяйственной продукции под государственные кредиты, содействия экспорту продовольствия; в-третьих, важнейшее место в законе заняла проблема рационального использования сельскохозяйственных ресурсов, при этом впервые была выдвинута конкретная программа борьбы с эрозией почв; в-четвертых, в законе также впервые был определен подход США к проблеме продовольственной безопасности.
Продолжением и дополнением закона 1985 г. стал закон 1990 г. "Об охране сельского хозяйства, обеспечении продовольствием и торговле". В нем дальнейшее развитие получили программы регулирования объемов производства основных сельскохозяйственных культур. В начале 90-х годов запасы сельскохозяйственной продукции достигли максимальных значений и государству пришлось увеличить субсидии для поддержания финансовой устойчивости ферм и сельского хозяйства в целом. Законом уровень субсидий был поставлен в зависимость от текущего уровня цен, при этом выплаты на ферму ограничивались суммой в 50 тыс. долл. Дальнейшее развитие получило также использование залога товаров для получения доступа к государственным заемным средствам.
Закон 1996г. « О совершенствовании и реформировании сельского хозяйства» содержал новые подходы к определению целей государственного регулирования сельскохозяйственного производства и внес существенные изменения в механизм регулирования производства продовольствия. Закон установил, что если фермер поддерживает сельскохозяйственную политику правительства, то он имеет право на государственную поддержку независимо от того, что выращивает и какой сегодня уровень цен на его продукцию. При этом общую сумму бюджетных выплат (учитывая складывающуюся конъюнктуру) предполагается снизить с 47 млрд. долл. в 1987—1995 гг. до 36 млрд. в 1996—2002 гг., т.е. примерно на четверть.