Влияние научно-технического прогресса на развитие сельского хозяйства: структурные трансформации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы раскрыть современные тенденции развития мирового сельского хозяйства.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:
• исследовать влияние научно-технического прогресса на развитие сельского хозяйства: структурные трансформации;
• изучить эволюция форм хозяйствования ;
•проанализировать Перспективы развития мирового сельского хозяйства до 2050 года: возможности, угрозы, приоритеты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..………3
1. Влияние научно-технического прогресса на развитие сельского хозяйства: структурные трансформации…………………………………………………………5
2. Государственное регулирование сельского хозяйства (на примере США)……………………………………………………………………………………….20
3. Перспективы развития мирового сельского хозяйства до 2050 года: возможности, угрозы, приоритеты………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………..36
Список использованных источников………………………………………38

Работа содержит 1 файл

Kursavoy rabota.docx

— 462.02 Кб (Скачать)

В связи с отсутствием  полной и достоверной информации об уровне развития НТП в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности анализ, оценка и эффективность определены нами только по отдельным элементам научно-технического прогресса.

Анализ  данных таблицы 5 свидетельствует об общем снижении и стабилизации числа организаций, выполнявших исследования и разработки, особенно значительно снизилось число проектных и проектно-изыскательских организаций – на 50,59%.   Увеличилось число опытных заводов – 1,75 раза,  конструкторских бюро в 1,31 раза.   Следует отметить рост участия в научных разработках высших учебных заведений и прочих организаций, которые занимают второе место после НИИ по количеству.  В целом структура организаций, участвующих в научных разработках стабилизировалась (рис.3) при общем сокращении числа организаций на 10,56% [7].

Рисунок 3 -  Динамика изменения численности  персонала, занятого научными разработками

Следует отметить, что наибольший рост числа некоммерческих организаций - в 1,95 раза и наибольшее сокращение предпринимательского сектора – на 13,57 пункта в удельном весе организаций обусловлено

различиями в формировании доходов  этих секторов и повышенным риском вложений в научную деятельность.

В разрезе  государственных академий количество организаций РАСХН занимает наибольший удельный вес – 35,14% после Российской академии наук, что свидетельствует  о значительном институциональном  потенциале агарной науки.

Тенденция изменения численности персонала, занятого научными разработками характеризуется снижением по всем категориям персонала в целом на 15%. В АПК РФ создана система научно-исследовательских учреждений. Помимо отраслевых научно-исследовательских институтов (земледелия, животноводства, почвоведения, механизации сельского хозяйства, аграрной экономики, защиты растений создана сеть областных опытных станций, опытных хозяйств и заводов, научно- производственных объединений.

В работе показано, что развитие аграрного производства обусловлено  изменениями внешней среды (экономика, политика, культура и др.), изменениями  внутренней среды (перемещения работников, переход на новые технологии и др.); потребностями и интересами человека и общества (потребность в самовыражении и самопроявлении человека, потребность в прибавочном продукте общества и др.); старением и износом материальных элементов (оборудования, человека, технологии); изменениями экологии; техническим прогрессом; глобальным состоянием мировой цивилизации.

Исходя из этого, дальнейшее развитие и подъем сельского хозяйства  должны быть связаны с освоением  прогрессивных технологий производства сельскохозяйственной продукции, использованием современной производительной техники, развитием перерабатывающих отраслей, улучшением использования земли  и других ресурсов,

ликвидацией диспаритета цен на промышленные и сельскохозяйственные товары, осуществлением комплекса мер по поддержанию села со стороны государства, совершенствованием производственной и социальной инфраструктуры и внутрихозяйственных отношений, улучшением сервисного обслуживания, управлением данной сферой производства на основе применения современных достижений науки.  Принципиальная особенность такой системы ведения хозяйства заключается в инновационном подходе к ее организации и функционированию.

Перспективные показатели развития НТП рассмотрим на макроэкономическом уровне.  Основными показателями являются наукоемкость, соотношение между уровнем бюджетного финансирования науки, обеспеченностью научными исследователями. Основные показатели в динамике и их прогнозные значения представлены на рис.7.

Рисунок  7 - Зависимость  между наукоемкостью ВВП и его удельным весом на душу населения

Сравнивая в динамике наукоемкость и уровень ВВП на душу населения отметим, возможности удвоения ВВП по сравнению с 2000г. при обеспечении стабильной доли затрат на науку в ВВП на уровне 1,5%.  В то время как для США этот уровень составляет 2,64%, для Японии 3,04%.  С учетом этого при самом оптимистическом прогнозе наукоемкость в перспективе может быть увеличена в 2 раза [8].

Рисунок 8 - Динамика и прогноз наукоемкости, расходов бюджета на НИОКР, обеспеченность исследователями.

Все факторы НТП содержат множество определенных, конкретных его направлений, среди которых необходимо выделить приоритетные в конкретном случае, на определенном этапе.

Для оценки факторов НТП, влияющих на сельскохозяйственное производство, нами предлагается использование математической модели расчета сквозных прогнозов  с учетом динамики различных факторов. Таблица 15 - Прогноз объема произведенного ВВП в сельском хозяйстве в зависимости от факторов, характеризующих научную деятельность в сельском хозяйстве [9].

Год*

Номинальный объем произведенного ВВП в сельском хозяйстве 
в текущих ценах, млрд. рублей

Коэффициент корреляции Кф1=0,999

Коэффициент корреляции Кф2=0,973

Коэффициент корреляции Кф3=0,999

Коэффициент корреляции Кф4=0,955

Коэффициент корреляции Кф5=0,850

Коэффициент корреляции Кф6=0,988

Коэффициент корреляции Кф7=0,998

Коэффициент корреляции Кф8=0,909

Функция 1 - Объем внутренних затрат РАСХН на фундаментальные  исследования

Прогноз

Функция 2 - Объем внутренних затрат РАСХН на прикладные исследования

Прогноз

Функция 3- Объем внутренних затрат РАСХН на разработки

Прогноз

Функция 4 - Численность исследователей в сельскохозяйственной науке

Прогноз

Функция 5 - Численность исследователей с учеными степенями

Прогноз

Функция 6 - Число организаций  в РАСХН, выполнявших научные  разработки

Прогноз

Функция 7- Расходы федерального бюджета на аграрную науку

Прогноз

Функция 8 - Выпуск аспирантов с защитой диссертации

Прогноз

2000

489

468,1

 

274,8

 

284,8

 

14390

 

6231

 

454

 

240,07

 

834

 

2001

576

698,7

 

444,1

 

368

 

14259

 

6255

 

453

 

338,734

 

814

 

2002

615,5

1032,6

 

729,8

 

375,9

 

14061

 

6042

 

454

 

490,682

 

767

 

2003

730.1

1311

 

717,9

 

400,3

 

13735

 

6182

 

463

 

582,068

 

859

 

2004

850.5

1679,9

 

877,4

 

489,1

 

14280

 

6436

 

452

 

693,18

 

885

 

2005

962.4

2035,4

 

871,8

 

529,2

 

13724

 

6278

 

451

 

1122,88

 

938

 

2006

1 096.1

2505,6

 

1101,3

 

710,6

 

13447

 

6296

 

465

 

1421,5

 

1017

 

2007

1 275.9

3795,5

 

1288,5

 

830,8

 

13743

 

6578

 

479

 

1950,74

 

1024

 

2008

1 400

4610,2

 

1528,6

 

1018,5

 

13622

 

6557

 

468

 

2431,74

 

979

 

2009

1368,7

4119,3

1293,7

1459,5

1300,4

923,6

1282,1

13476,7

1500,5

6517,1

1185,4

470,1

1518,2

2193,2

1304,5

1037,1

1564,4

2010

1440,9

4435,0

1362,0

1547,9

1365,9

978,7

1350,6

13410,5

1580,3

6547,1

1236,1

471,6

1607,4

2367,7

1375,2

1057,4

1649,9

2011

1513,2

4750,6

1430,4

1636,2

1431,5

1033,8

1419,1

13344,3

1660,0

6577,1

1286,7

473,2

1696,5

2542,1

1446,0

1077,7

1735,3

2012

1585,4

5066,2

1498,8

1724,6

1497,0

1088,9

1487,5

13278,1

1739,7

6607,0

1337,4

474,7

1785,7

2716,6

1516,7

1098,0

1820,7


*2000-2012

 

Для определения влияния  НТП на результативные показатели сельского  хозяйства (номинальный объем произведенного ВВП в сельском хозяйстве 
в текущих ценах, млрд. рублей) нами построена прогнозная модель зависимости  номинального объема произведенного ВВП в сельском хозяйстве в текущих ценах, млрд. рублей в зависимости от восьми функций (факторов НТП): объем внутренних затрат РАСХН на фундаментальные и прикладные исследования; а также на разработки; численность исследователей в сельскохозяйственной науке, в том числе с учеными степенями; число организаций в РАСХН, выполнявших научные разработки; расходы федерального бюджета на аграрную науку; выпуск аспирантов с защитой диссертации.

Для результирующей функции  и каждой из выбранных 8 функций получены корреляционные зависимости, показывающие тесную взаимосвязь, так как коэффициенты корреляции по каждой из выбранной функций составили от 0,85 до 0,999, что говорит о тесной взаимосвязи между выбранными факторами.

Для каждой из функций с  учетом фактических данных за 2000-2008гг. построены прогнозы до 2013г. Результаты расчетов представлены в таблице 13.

Анализируя полученные прогнозные данные, можно констатировать, что  номинальный объем ВВП в сельском хозяйстве повысится. При этом из выбранных факторов наиболее существенное влияние в перспективе окажут увеличение объема внутренних затрат РАСХН на научные исследования, в первую очередь на фундаментальные исследования, незначительное сокращение числа исследователей с повышением их качественной характеристики – остепененности.

Таким образом, под перспективным  направлением научно-технического прогресса  в АПК понимается такое, которое  в наибольшей мере обеспечивает рост производительных сил, прогрессивные структурные сдвиги в отрасли, повышение уровня производства, его эффективности и удовлетворение общественных потребностей. В сфере производства конкретной сельскохозяйственной продукции и сырья реализация перспективных направлений научно-технического прогресса в достаточно короткие сроки сможет обеспечить решение ключевых задач по увеличению производства продукции, значительное улучшение его качественных параметров, быструю переориентацию на удовлетворение спроса, предъявляемого современным и перспективным рынком, выбор оптимальных размеров производства для достижения высоких экономических показателей.

 

 

2 Государственное регулирование сельского хозяйства (на примере США)

Историю государственного регулирования сельского хозяйства США условно делят на два периода — до и после "великой экономической депрессии" начала 30-х гг. XX в.

Закон о гомстедах, принятый в 1862 г. и упорядочивший распределение земли гражданам страны, стал первым общегосударственным действием в аграрной сфере. Закон юридически оформил частную собственность на землю, которая и сегодня составляет экономическую основу сельского хозяйства США. За короткий период после принятия закона 1862 г. появилось большое число новых фермерских хозяйств. С возникновением частной земельной собственности стал формироваться рынок земли и важнейшая составная часть рыночной аграрной экономики — ипотека (кредит под залог земли).

К началу экономического кризиса 1929—1933 гг. проблемы фермерства становились все сложнее, значительное перепроизводство сельскохозяйственной продукции привело к падению цен и доходов, а движение протеста фермеров угрожало стабильности самого американского государства. Закон "О сельско- хозяйственном маркетинге" 1929 г. стал первым из пакета законов, которыми определялись основные цели и инструменты государственной аграрной политики в новых экономических условиях. Важнейшим направлением государственного регулирования сельского хозяйства становится поддержка цен на сельскохозяйственную продукцию и доходов фермеров [3].

Сокращение реализации сельскохозяйственной продукции и падение цен на нее в период "великой депрессии" сопровождались ростом ипотечных долгов. К началу 1933 г. такими должниками были более 45% фермеров США. Все большее число несостоятельных хозяев вынуждено было отдавать за долги свои фермы банкам и другим кредитным учреждениям. В 1933 г. были приняты законы "О рефинансировании фермерской задолженности" и "О восстановлении сельского хозяйства". Главной целью этих законов была попытка ликвидировать "ножницы" между ценами, по которым фермеры приобретали средства производства, и ценами на сельскохозяйственную продукцию. Для стабилизации цен предусматривались бюджетное финансирование программы изъятия из сельскохозяйственного производства части земель и предоставление фермерам субсидий за участие в этой программе. Государственная поддержка аграрного сектора оказалась эффективной: спад прекратился, темпы роста объемов производства возросли. Выходу из кризиса в немалой степени способствовала вторая мировая война.

Проблема перепроизводства сельскохозяйственной продукции вновь возникла в 50-е годы. В 1956 г. для активизации программы сокращения посевных площадей создается Земельный банк, с помощью которого пашня отчуждалась в земельный консервационный резерв. В 60-х годах правительство США предложило фермерам новую программу диверсификации земель с целью сокращения посевов под кормовыми зерновыми, пшеницей и хлопком. Она предусматривала выплаты фермерам субсидий при добровольном переходе от этих культур на другие. В 1970 г. появились программы сокращения посевных площадей, участие в которых становилось условием получения права на поддержку цен основных видов продукции. Все эти программы требовали значительных бюджетных средств на реализацию, но не достигли поставленной цели роста доходов фермеров.

' В 70-х годах новые  меры государственного регулирования аграрного производства в США не использовались в связи с благоприятной ситуацией на мировых сельскохозяйственных рынках. Однако к началу 80-х годов трудности со сбытом зерна появились снова. Принятый в 1981 г. сельскохозяйственный закон среди прочих мер предусматривал введение минимальных гарантированных и целевых цен, которые должны были ежегодно индексироваться в соответствии с уровнем инфляции. Однако проблемы нарастали, и к середине 80-х годов необходимость существенного изменения аграрной политики государства стала очевидной. В 1985 г. принят закон "О продовольственной безопасности".

Этот законодательный  акт сохранил масштабы субсидирования сельского хозяйства. В то же время  он демонстрировал кардинальные изменения  подхода государства к вопросам использования сельскохозяйственных ресурсов страны, к проблемам обеспечения ее продовольственной безопасности. Можно выделить следующие особенности сельскохозяйственного закона 1985 г., свидетельствовавшие о новых подходах в американской аграрной политике. Во-первых, в законе приоритет отдан решению таких задач, как стабилизация сельскохозяйственных рынков и обеспечение благосостояния сельских районов; во- вторых, закон ввел новые механизмы и направления государственных субсидий сельскому хозяйству, залога сельскохозяйственной продукции под государственные кредиты, содействия экспорту продовольствия; в-третьих, важнейшее место в законе заняла проблема рационального использования сельскохозяйственных ресурсов, при этом впервые была выдвинута конкретная программа борьбы с эрозией почв; в-четвертых, в законе также впервые был определен подход США к проблеме продовольственной безопасности.

Продолжением и дополнением  закона 1985 г. стал закон 1990 г. "Об охране сельского хозяйства, обеспечении продовольствием и торговле". В нем дальнейшее развитие получили программы регулирования объемов производства основных сельскохозяйственных культур. В начале 90-х годов запасы сельскохозяйственной продукции достигли максимальных значений и государству пришлось увеличить субсидии для поддержания финансовой устойчивости ферм и сельского хозяйства в целом. Законом уровень субсидий был поставлен в зависимость от текущего уровня цен, при этом выплаты на ферму ограничивались суммой в 50 тыс. долл. Дальнейшее развитие получило также использование залога товаров для получения доступа к государственным заемным средствам.

Закон 1996г. « О совершенствовании  и реформировании сельского хозяйства» содержал новые подходы к определению целей государственного регулирования сельскохозяйственного производства и внес существенные изменения в механизм регулирования производства продовольствия. Закон установил, что если фермер поддерживает сельскохозяйственную политику правительства, то он имеет право на государственную поддержку независимо от того, что выращивает и какой сегодня уровень цен на его продукцию. При этом общую сумму бюджетных выплат (учитывая складывающуюся конъюнктуру) предполагается снизить с 47 млрд. долл. в 1987—1995 гг. до 36 млрд. в 1996—2002 гг., т.е. примерно на четверть.

Информация о работе Влияние научно-технического прогресса на развитие сельского хозяйства: структурные трансформации