Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:37, курсовая работа
Цель курсовой работы раскрыть современные тенденции развития мирового сельского хозяйства.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:
• исследовать влияние научно-технического прогресса на развитие сельского хозяйства: структурные трансформации;
• изучить эволюция форм хозяйствования ;
•проанализировать Перспективы развития мирового сельского хозяйства до 2050 года: возможности, угрозы, приоритеты.
Введение…………………………………………………………………..………3
1. Влияние научно-технического прогресса на развитие сельского хозяйства: структурные трансформации…………………………………………………………5
2. Государственное регулирование сельского хозяйства (на примере США)……………………………………………………………………………………….20
3. Перспективы развития мирового сельского хозяйства до 2050 года: возможности, угрозы, приоритеты………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………..36
Список использованных источников………………………………………38
Рисунок 1 - Внутренние текущие затраты на исследования и разработки РАСХН по видам работ
Общепринятые следующие четыре группы факторов, влияющих на эффективность производства (организационно-экономические, информационно-методические, социально-психологические и экологические) разделены на группы факторов, стимулирующих развитие НТП и сдерживающих его. С учетом исследований отечественных ученых нами дополнен и конкретизирован перечень факторов. Факторы влияют на формирование отношений между производителями и потребителями научных достижений, состояние рынка научно-технической продукции.(табл. 3)
Под инновационным процессом следует понимать преобразование научных знаний в ходе создания, освоения производством, насыщения рынка в соответствии со спросом, и эксплуатация инновационного продукта потребителем. Инновационный процесс является совокупностью взаимосвязанных элементов, которые объединяются в единое комплексное технологическое целое. Отличие инновационного процесса от НТП заключается в том, что он не завершается появлением на рынке инновационной продукции, услуги или доведением до проектной мощности технологической инновации.
Исследования показали, что
инновационный процесс
- цикличностью - чередованием
эволюционного и
- непрерывностью - инновационный
процесс не прерывается в
- многостадийностью. При рассмотрении инновационного процесса следует выделить две фазы разработки, которые включают производственное освоение, и насыщение рынка инновацией [19].
Таблица 3 - Факторы, стимулирующие и сдерживающие развитие НТП
Факторы |
Сдерживающие |
Стимулирующие |
Организационно-экономические |
Несовершенный механизм освоения научно-технической продукции. Нерациональное управление процессом освоения научных достижений Низкая платежеспособность потребителей разработок. Неразвитость рынка научно- технической продукции. Несовершенство методики определения эффективности освоения научных Низкая роль отраслевых союзов, ИКС в развитии и реализации достижений НТП. |
Формирование смешанной Совершенствование системы управления процессом освоения на региональном уровне. Развитие системы кредитования освоения научных достижений Расширение сегментов рынка научно- технической продукции. Разработка алгоритма оценки совместного освоения фундаментальных и прикладных исследований. |
Информационно- методические |
Несовершенство методов и форм освоения научных достижений. Недостаточное развитие системы распространения информации. Отсутствие единой информационно-технологической системы научного обеспечения. Отсутствие правовой процедуры создания хозяйственных товариществ с результатами интеллектуальной деятельности |
Разработка и внедрение новых организационно-правовых форм внедренческой деятельности. Совершенствование системы информирования сельхозтоваропроизводителей о перспективных разработках Формирование банка данных готовых к освоению научных разработок |
Социально- психологические |
Отсутствие приоритетности аграрного сектора экономики. Недостаточный кадровый потенциал научного обеспечения. Сокращение государственного финансирования научно-технических программ. Ведение налоговой и кредитной политики, неадекватной условиям функционирования отрасли |
Упрочнение социально- экономической мотивации. Совершенствование системы мотивации и стимулирования научных кадров. Стабильное финансирование федеральных целевых программ. Частичное или полное освобождение от налогов научных организаций, развитие кредитования науки. |
Экологические |
Сложность производства экологически безопасной продукции. Отсутствие нормативно-правовых документов по сертификации экологически безопасной продукции |
Эффективная организация производства экологически безопасной сельскохозяйственной продукции |
Нами составлена динамическая модель развития инноваций. Первая фаза включает в себя все этапы проведения НИОКР, испытаний, подготовки и организации серийного производства. Эта фаза характеризуется наличием прогнозного экономического эффекта и ростом затратной части инновационного проекта (кривые S2, S4, S6 на рисунке 2).
Рис. 2 - Динамическая модель развития инновации.
S - экономическая эффективность
всего объема освоенной
Вторая фаза характеризуется
последовательным ростом эффективности
инновации в зависимости от темпа
насыщения рынка и
Каждую стадию инновационного процесса сопровождают действия организаций инновационной инфраструктуры, роль которых рассмотрена нами далее. Следует отметить особую роль отраслевых союзов и ассоциаций, которые определяют параметры и выражают требования сельскохозяйственных товаропроизводителей к научным разработкам как основных потребителей научной продукции, а также часто являются соинвесторами или соисполнителями в проведении научных исследований.
Первая стадия включает фундаментальные и прикладные исследования, опытно - конструкторские разработки, хозяйственные испытания, освоение производством и внедрение новой продукции в сферу ее использования.
Среди элементов инновационной инфраструктуры здесь важная роль отводится учебно-опытным хозяйствам вузов и организациям ИКС, которые берут на себе испытание, инноваций, пропаганду полученных результатов, доведение инновационных разработок до сельскохозяйственных товаропроизводителей.
На второй стадии (подъем,
высокие темпы диффузии инноваций)
осуществляется наиболее широкое использование
инновации (техники, технологии), возрастают
масштабы производства, снижается себестоимость
и достигается наибольший эффект
от освоения инновационной продукции.
Этой фазе свойственно увеличение числа
моделей, расширение параметрического
ряда инновационной продукции, модификации
выпускаемых изделий с целью
максимального использования
Третья стадия характеризуется стабилизацией или даже уменьшением темпов роста масштабов производства. Основным направлением деятельности здесь становятся повышение качества и надежности изготовления, восстановление парка путем замены физически изношенных и списанных инновационных изделий.
Четвертая стадия - моральное
старение изделия, использующего данный
принцип. Возможность конструктивных
улучшений в этом случае может
иметь место лишь при монопольном
владении рынка, но экономически такая
доработка не целесообразна. Стадия
обычно характеризуется падением спроса
на выпускаемое изделие и
Исследования показали, что
оценка эффективности освоения научных
достижений в сельском хозяйстве
сегодня проводится по методическим
рекомендациям, разработанными учеными
ГНУ ВНИИЭСХ, которые нуждаются
в улучшении в части
Следует отметить, что на этапе создания научно-исследовательских разработок (НИР) эффективность фундаментальных исследований оценивается по актуальности тематики, скоординированности, научной обоснованности; прикладных - по практической значимости, прогнозу экономической эффективности.
На этапе внедрения фундаментальные разработки оцениваются по наличию новых знаний и теоретических положений, прикладные исследования - по максимальной скорости и оперативности информирования товаропроизводителей о новой научной продукции по таким каналам распространения, как система подготовки и переподготовки кадров, осуществление функций управления па всех его уровнях, информационно-консультационная служба, пропаганда научных разработок через научные организации и средства массовой информации.
На этапе освоения НИР основным показателем оценки совместного применения фундаментальных и прикладных исследовании служит оценка по уровню совокупной эффективности хозяйственной деятельности.
На этапе распространения НИР оценка дается по характеру и степени удовлетворения запросов потребителя, а также по масштабам распространения.
Исходя из этого, можно
рекомендовать систему
1. Создание научно-технической продукции;
2. Использование научно-технической продукции (расчет);
3. Совершенствование научно-технической продукции;
С учетом предложенных стадий освоения инноваций, считаем необходимым рассчитывать экономический эффект на стадии совершенствования научной продукции, которая предполагает проведение 2-3 ее модернизаций за период использования. Кроме того, возможен ущерб от недоиспользования научной разработки.
На основе полученных результатов экспертных оценок с последующим ранжированием элементов и выявлением наиболее значимых критериев оценки эффективности научных разработок, а также методики оценки научно-технических разработок ФГУП ВНИИНТПИ с помощью корреляционно-регрессионного анализа, нами была построена модель оценки эффективности научных разработок в сельскохозяйственном производстве с расчетом рейтинга каждой конкретной разработки: по пяти группам критериев: государственной значимости; эффективности по результатам экспертных оценок; степени готовности научно-технической разработки; затрат на освоение, внедрение; безопасности.
Суммарная величина значимости и эффективности определяется рейтингом R оценки эффективности научных разработок, вычисляемым как среднеарифметическое от набранных баллов каждой разработки и ранжирования их по абсолютным значениям баллов.
Целью построения этой модели является установление степени влияния факторов на достоверность методики оценки научных разработок по разработанным группам критериев и взаимозависимости увеличения балльной оценки научно-технических разработок с основными экономическими параметрами эффективности.
По разработанной методике с помощью метода корреляционно-регрессионного анализа построена модель зависимости балльной оценки научно-технических достижений от основных экономических показателей освоения достижений научно-технического прогресса в сельском хозяйстве.
y =0,054 × x1 - 0,032 × x2 + 0,129 × x3 + 0,008 × x4 - 0,225× x5 + 8,254
где у - балл эффективности разработки
X1- оценка значимости научной разработки, баллы,
X2 – стоимость разработки (проекта), тыс. руб.,
X3 - затраты на внедрение, тыс. руб.
X4 - прибыль от освоения, тыс. руб.,
X5 - срок освоения, мес.,
Оценка параметров уравнения регрессии свидетельствует о том, что при снижении стоимости разработки (проекта) на 32 руб в расчете на каждую тысячу рублей, срока освоения на 6,7 дней, увеличения затрат на внедрение на 129 руб в расчете на каждую тысячу рублей, увеличения значимости разработки на 0,05 балла, эффективности разработки растет на 1 балл [6].
Состояние научно-технического прогресса на любых этапах развития АПК, как показывает практика, в значительной мере зависит от функционирования аграрной науки, целью которой является дальнейшее углубление и расширение исследований, подготовка научно обоснованных разработок (рекомендаций) по эффективной организации и технологии производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки для устойчивого обеспечения населения страны продуктами питания высокого качества в необходимых объемах и ассортименте, другими сырьевыми ресурсами, являющимися конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках, а также продовольственной безопасности страны.
Таблица 5 - Число и структура организаций, выполнявших исследования и разработки
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2008г. к 2000г, % | |||
количество |
% к общему числу |
количество |
% к общему числу | |||||
Число организаций – всего |
4099 |
100 |
3566 |
3622 |
3957 |
3666 |
100 |
89,44 |
в том числе: |
||||||||
научно- исследовательские организации |
2686 |
65,53 |
2115 |
2049 |
2036 |
1926 |
52,54 |
71,71 |
конструкторские бюро |
318 |
7,76 |
489 |
482 |
497 |
418 |
11,40 |
131,45 |
проектные и проектно- изыскательские организации |
85 |
2,07 |
61 |
58 |
49 |
42 |
1,15 |
49,41 |
опытные заводы |
33 |
0,81 |
30 |
49 |
60 |
58 |
1,58 |
175,76 |
высшие учебные заведения |
390 |
9,51 |
406 |
417 |
500 |
503 |
13,72 |
128,97 |
научно- исследовательские, проектно- конструкторские подразделения в организациях |
284 |
6,93 |
231 |
255 |
265 |
239 |
6,52 |
84,15 |
прочие |
303 |
7,39 |
234 |
312 |
550 |
480 |
13,09 |
158,42 |