Влияние международной миграции на рынки труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

В главе 1 данной курсовой работы я хочу рассмотреть основные понятия международной миграции населении, её виды и функции с целью показать значимость международной трудовой миграции для экономики Российской Федерации и международного сообщества в целом. Во второй главе мною будет проанализирована динамика миграционных процессов в России, влияние международной трудовой миграции на российский рынок труда. В данной главе я использую статистические данные Росстата за последние 5 лет. В последней, третьей, главе данной курсовой работы будут сделаны выводы по итогам исследования международных миграционных процессов и предложены пути решения проблем, связанных с перемещением рабочей силы.

Содержание

Введение. 3 стр.
Глава 1. Значение международной миграции для экономики страны.
1.1 Понятие международной миграции и её классификация по различным признакам. 5 стр.
1.2 Функции международной миграции и стадии миграционного процесса 11 стр.
1.3 Факторы, причины и показатели международной миграции 14 стр.
Глава 2. Анализ влияния международной трудовой миграции
на современный рынок труда РФ.
2.1. Динамика и особенности численности мигрантов в России 18 стр.
2.2. Тенденции миграционных процессов 28 стр.
2.3. Влияние международной миграции на российский рынок труда 35 стр.
Глава 3. Выводы и предложения.
3.1. Миграционная политика в современной России 39 стр.
3.2. Выводы и предложения по регулированию миграционных процессов и расширению их влияния на российский рынок труда 45 стр.
Заключение. 48 стр.
Список использованной литературы. 50 стр.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Рынку Труда.doc

— 438.00 Кб (Скачать)

    Регулирование миграции в России осуществляет Федеральная миграционная служба в составе Министерства внутренних дел РФ. ФМС выполняет множество функций, основными из которых являются:

      1. подготовка предложений по основным направлениям государственной миграционной политики;
      2. подготовка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию правового регулирования миграционных отношений;
      3. координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации государственной миграционной политики; исполнение в пределах его полномочий законодательства РФ по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев; 
      4. участие в реализации установленного порядка предоставления 
        политического убежища иностранным гражданам и лицам без 
        гражданства;
      5. осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами РФ мер по регулированию процессов внешней трудовой миграции, привлечению иностранной рабочей силы на территорию Российской Федерации и трудоустройству граждан РФ;
      6. разработка и реализация мер по предупреждению и пересечению незаконной миграции, осуществление иммиграционного контроля в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства;
      7. подготовка предложений по выделению в установленном порядке средств федерального бюджета и по использованию иных источников финансирования на реализацию государственной миграционной политики, осуществление контроля за расходованием указанных средств;
      8. участие в подготовке и реализации в пределах его полномочий 
        международных договоров РФ в области миграции.

    Проблемы трудовой миграции регулирует также Управление альтернативной гражданской службы и трудовой миграции Федеральной службы по труду и занятости РФ. В его функции, в частности, входит организационное и методическое обеспечение работы территориальных органов по вопросам занятости населения Федеральной службы по труду и занятости по выдаче работодателям заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников; формирование, сопровождение и использование федерального банка вакансий и банка данных о работодателях, привлекающих и использующих иностранную рабочую силу.

    Правовое положение трудящихся-мигрантов в РФ и порядок их привлечения и использования определяется Федеральным Законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и «Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы».

    При пересечении границ между государствами  мигранту необходимо зарегистрировать пребывание в стране в соответствии с правилами и законами данного государства. Для регистрации временного пребывания в Российской Федерации мигранту необходимо заполнить миграционную карту, где он указывает основные сведения о себе и о цели своего пребывания на территорию РФ, а также форму уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, где, помимо личных сведений, указываются сведения о временном  месте жительства и организации, в которой мигрант будет работать во время своего пребывания на территории РФ. Иностранный гражданин, прошедший процедуру регистрации своего пребывания, получает статус легального мигранта. Нелегальными мигрантами становятся люди, незаконно пересекающие границу, и те, кто пересекли границу законно, но не зарегистрировали пребывание в стране, нарушили сроки действия визы или их цели пребывания и занятия не соответствуют заявленным при въезде в страну (например, мигрант прибыл в страну в качестве туриста с последующим нелегальным трудоустройством).

    Выдача работодателям разрешений на привлечение иностранной рабочей силы осуществляется Федеральной миграционной службой России, при наличии заключения Управления федеральной государственной службы занятости населения о целесообразности привлечения и использования иностранных работников. Решение о выдаче заключения принимает Экспертная комиссия Управления на основе анализа состояния рынка труда города, принципа приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест.

    Помимо заключения, работодателю необходимо представить проект трудового договора или иные документы, подтверждающие договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами. Разрешения, выдаются, как правило, на срок до 1 года.

 

      3.2. Выводы и государственные программы по регулированию миграционных процессов и расширению их влияния на российский рынок труда

      В настоящее время в России рассматривается вопрос об ужесточении миграционной политики, особенно в области иммиграции и транзитной миграции. В том случае, если это будет означать совершенствование пограничного контроля, ограничение незаконной миграции и нелегальной занятости, такая жёсткость может быть оправдана. Однако, если она будет направлена на ограничении трудовой миграции и иммиграции на постоянное место жительства в Россию, она может нанести ущерб национальным интересам страны (главным образом, экономическим и демографическим интересам). Государственное регулирование экспорта рабочей силы направлено как на защиту прав интересов трудящихся-мигрантов в странах, применяющих иностранную рабочую силу, так и на возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за рубеж.

      В целях совершенствования привлечения  иностранной рабочей силы в конце 2008 года было принято постановление Правительства РФ о внесении изменений в действующие Правила определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ. Теперь в случае необходимости Минздравсоцразвития России вправе не только принимать меры по увеличению величины квоты, но и по её уменьшению.14 Данная мера была принята для того, чтобы механизм управления формированием квот на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан стал более гибким. Например, квота, установленная на текущий год (на основании заявок работодателей, согласованных со службой занятости), может теперь корректироваться для каждого субъекта РФ в нужном направлении и на нужную величину, в зависимости от потребности в иностранной рабочей силы.

      Помимо  квотирования ФМС России совместно с Правительством РФ разработан ещё один подход для управления миграционным процессом – государственное частное партнёрство.

      Данная  программа состоит в том, что  государство оформляет на иммигрантов необходимые документы – разрешения, лицензии, а частные кадровые агентства собирают заявки, принимают трудовых мигрантов, расселяют, обеспечивают медицинское обслуживание, предоставляют юридические услуги. Например, в Самаре уже создан Центр поддержки трудовых мигрантов, который принимает мигрантов, предоставляет правовые услуги для того, чтобы оформить необходимые документы, осуществляет медицинское обслуживание, есть частная гостиница. Всё это находится в комплексе, в одном здании.15

      Система государственного частного партнёрства  способна проводить в режиме реального  времени мониторинг вакансий на рынке  труда, учитывать возможности внутренней миграции и преимущественное занятие вакансий гражданами РФ, а также рекрутировать во взаимодействии с зарубежными организациями-партнёрами лиц, имеющих востребованные экономикой России специальность, профессию и квалификацию. Отбираемые системой кандидаты должны отвечать таким критериям, как отсутствие неснятой судимости, заболеваний, внесённых в список опасных для населения РФ, владение русским языком.

      Кандидат  на занятие вакансий в какой-либо отрасли экономики РФ ещё до своего отъезда должен пройти собеседование  в соответствующей организации и, в случае положительного решения, получить направление в конкретный регион России к конкретному работодателю. Такой подход позволит свести к минимуму неконтролируемое прибытие в Россию мигрантов без документов и не имеющих ясного представления о работе, на которую они могут претендовать.16

      Работодатель  получает иностранного работника с  полным пакетом документов, позволяющих осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации.

      У новой системы имеется мотивация  трудоустраивать приехавших иностранных работников. За каждого трудоустроенного иностранца работодатель платит деньги. Появляется экономический мотив, которого нет органов занятости.

        После отладки системы и внесения изменений в действующие миграционные, трудовые и налоговые нормативные правовые акты комплексный подход к предоставлению услуг работодателю и иностранному работнику на основе государственного частного партнёрства может дать значительный эффект в деле легализации трудящихся-мигрантов, которые из-за сложности процедур оформления и незнания отдельных форм российского законодательства, работают на российской территории нелегально. Их легализация позволит ввести в сферу правового регулирования трудовые отношения работников и работодателей, повысит социальную защищённость трудящихся-мигрантов.17

 

        Заключение.

      Международная миграция является сложным экономическим  явлением и обладает рядом функций, благодаря которым оказывает  определённое влияние на общественное и экономическое развитие как страны-экспортёра, так и страны-импортёра рабочей силы.

      Международная трудовая миграция имеет как положительные, так и отрицательные аспекты:

      • К положительной стороне международной миграции можно отнести развитие отдельных секторов экономики (торговля, транспорт, сельское хозяйство, строительство). Трудовые мигранты выполняют непривлекательную и низкооплачиваемую работу, а осуществляемые ими денежные переводы и ставка на доходы иностранных граждан (30%) обеспечивают приток налоговых поступлений. Кроме того, миграция обеспечивает экономическую интеграцию между странами-импортёрами и странами-экспортёрами рабочей силы.
      • К отрицательной стороне миграции относится рост теневой экономики и нелегальной миграции в развитых странах, трансформация этнического состава населения, рост межнациональной напряжённости, формирование этнических общин, вызванных тенденцией компактного расселения мигрантов по этническому признаку. Ярчайшим примером этому служит крупнейший мегаполис США и мира – Нью-Йорк, среди районов которого существуют итальянские, азиатские, русские, латиноамериканские, афроамериканские кварталы.

      Современное положение требует чёткой миграционной политики на уровне страны, а также отлаженной системы управления миграционными процессами. Миграционные процессы при снижении их масштабов определяют в современных условиях прирост численности населения и являются крайне разнообразными по социальному, этническому, демографическому составу мигрантов. Миграционные потоки в различной степени влияют на социальное и экономическое положение и отдельные элементы его социальной инфраструктуры. Система управления миграцией сводится сегодня к фиксации прибывающих мигрантов и принятию ограничительных актов.

      В данной курсовой работе были рассмотрены  функции и статистические показатели миграции, стадии миграционного процесса и его особенности. Так же был проведён анализ современных международных миграционных процессов и сделан вывод об их влиянии на экономику Российской Федерации. 
 

 

      Список  использованной литературы:

    1. Россия в цифрах, 2008: Крат. стат. сб. / Росстат – М., 2008. – 510 с.
    2. Демографический ежегодник России, 2008: Стат. Сб. / Росстат – М., 2008. – 557 с.
    3. Рынок труда: учебник / под ред. проф. В. С. Буланова и проф. Н. А. Волгина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 479 с.
    4. Рынок труда и управление человеческими ресурсами: учебник / Л. О. Ильина. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 415 с.
    5. Социально-экономическая статистика: учебник / под. ред. М. Р. Ефимовой. – М.: Высшее образование, 2009. – 590 с.
    6. Статистика: учебник / под. ред. И. И. Елисеевой. – М.: Высшее образование, 2009. – 566 с.
    7. Экономика труда: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. Проф. Ю. П. Кокина, проф. П. Э. Шлендера. – М.: Магистр, 2008. – 686 с.
    8. Экономика труда: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Экономика труда» / А. Л. Мазин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 623 с.
    9. Клочковский Л. Л. Мировая экономика: учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 222 с.
    10. Рязанцев С. В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия, регулирование. – М.: Формула права, 2007. – 576 с.
    11. Стрыгин А. В. Мировая экономика: учебное пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 512 с.
    12. Зайончковская М. Миграционная ситуация в современной России. – «Человек и труд» – 2005. – № 6 – с. 48
    13. Калашников С. Развитие рынка труда – неотъемлемый элемент государственной политики. – «Человек и труд» – 2005. – № 5 – с. 41
    14. Климов В. Куда направлять трудовые потоки. / «Земляки» - 2009. - №2 – 4с.
    15. Артамонов О. В. Организованный набор: каким ему быть / «Земляки» - 2009. - №5 – 35с.
    16. Климов В. Приезжих свистком не остановишь. / «Земляки» - 2009. - №2 – 19с.
    17. http://www.gks.ru/
    18. http://www.hrm.ru/
    19. http://www.unesco.ru/
    20. http://www.archipelag.ru/
    21. http://www.businesswords.ru/
    22. http://www.fmsmoscow.ru/
    23. http://www.dengi-info.com/

Информация о работе Влияние международной миграции на рынки труда