Влияние международной миграции на рынки труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

В главе 1 данной курсовой работы я хочу рассмотреть основные понятия международной миграции населении, её виды и функции с целью показать значимость международной трудовой миграции для экономики Российской Федерации и международного сообщества в целом. Во второй главе мною будет проанализирована динамика миграционных процессов в России, влияние международной трудовой миграции на российский рынок труда. В данной главе я использую статистические данные Росстата за последние 5 лет. В последней, третьей, главе данной курсовой работы будут сделаны выводы по итогам исследования международных миграционных процессов и предложены пути решения проблем, связанных с перемещением рабочей силы.

Содержание

Введение. 3 стр.
Глава 1. Значение международной миграции для экономики страны.
1.1 Понятие международной миграции и её классификация по различным признакам. 5 стр.
1.2 Функции международной миграции и стадии миграционного процесса 11 стр.
1.3 Факторы, причины и показатели международной миграции 14 стр.
Глава 2. Анализ влияния международной трудовой миграции
на современный рынок труда РФ.
2.1. Динамика и особенности численности мигрантов в России 18 стр.
2.2. Тенденции миграционных процессов 28 стр.
2.3. Влияние международной миграции на российский рынок труда 35 стр.
Глава 3. Выводы и предложения.
3.1. Миграционная политика в современной России 39 стр.
3.2. Выводы и предложения по регулированию миграционных процессов и расширению их влияния на российский рынок труда 45 стр.
Заключение. 48 стр.
Список использованной литературы. 50 стр.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Рынку Труда.doc

— 438.00 Кб (Скачать)
            Таблица 8
      Численность иностранной рабочей силы, привлечённых в отрасли экономики г. Москвы, чел.
        2005 2006 2007
      Строительство 2076 2361 3536
      Торговля, общепит 1055 1208 1863
      Промышленность 1271 1177 1792
      Коммерч. деят. 515 525 825
      ЖКХ 1794 1749 2729
      Связь 316 270 403
      Транспорт 341 453 707
 

    На основании поступивших в УФМС по г. Москве уведомлений работодателей о приёме на работу граждан, прибывших в безвизовом порядке, можно сделать вывод, что подавляющее число этих граждан заняты в строительной отрасли (30%), в системе ЖКХ (22,0%), в торговле (16%) и транспорте (6%) (рис. 5).11

    

    Рис. 9 Распределение трудовых иммигрантов по отраслям экономики г. Москвы.

    Наибольшее  количество иммигрантов осуществляет трудовую деятельность по следующим должностям и профессиям: каменщик, официант, арматурщик, монтажник, менеджер, уборщик территорий, маляр, дворник, повар, водитель автомобиля, уборщик производственных и служебных помещений, грузчик, подсобный рабочий, специалист.

 

 

  • 2.3. Влияние международной миграции на российский рынок труда
  •       В результате развития процессов трудовой миграции складывается  двойной  рынок  труда.  На одном идёт продажа национальной рабочей силы, а на другом– иностранной. Население данной страны выполняет квалифицированную работу в  промышленности и сфере услуг. На рынке квалифицированного труда принимающей страны появление работников-мигрантов вызывает увеличение общей занятости и уменьшение заработной платы квалифицированных работников. Однако, большинство иммигрантов заняты на самых трудоёмких и вредных для здоровья видах работ и  имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие.

               Местные предприниматели выигрывают  от импорта иностранной рабочей  силы ещё и потому, что это позволяет им  в известной  степени  сдерживать темпы роста заработной платы своих рабочих. С одной стороны,  наличие иммигрантов укрепляет позиции предпринимателя на переговорах с  профсоюзами. С другой стороны, отсутствие дешёвой иностранной рабочей силы вынудило бы предпринимателей самих существенно поднять уровень заработной платы в трудоёмких и «непривлекательных» отраслях и видах производств.

        Современные особенности международной миграции, сказывающиеся на российском рынке  труда:

        • Сокращение притока русских из стран СНГ и Балтии;
        • Ярко выраженный вынужденный характер миграции из стран СНГ и Балтии;
        • возобновление притока мигрантов всех титульных национальностей стран СНГ;
        • большой приток временных трудовых и коммерческих мигрантов (помимо мигрантов, переезжающих на постоянное место жительства в Россию из стран СНГ);
        • развитие незаконной иммиграции после введения закона о свободе въезда и выезда в РФ.

      Несмотря  на принимаемые меры, сохраняет значительные масштабы незаконная миграция из стран дальнего зарубежья. За последние 5 лет количество задержанных на границе России незаконных мигрантов возросло в 10 раз. Согласно экспертным оценкам, в настоящее время в России находится от 700 до 1500 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства с неопределенным правовым статусом. По договорам гражданско-правового характера в России работают не менее 1,5-2 млн. иностранцев, что существенно осложняет ситуацию на рынке труда.

        Таблица 6
    Социально-экономические  последствия международной миграции рабочей силы
      Позитивные Негативные
    Страна-экспортёр рабочей силы 1. Приобретение  работником новой квалификации 1. Потеря квалифицированной  рабочей силы
    2. Сокращение дефицита платёжного баланса 2. Усиление зависимости  от иностранного спроса не  только на товары, но и на  рабочую силу
    3. Ослабление напряжения на внутреннем рынке труда 3. Переориентация  капитальных вложений с освоения  производственных ресурсов на потребление
    4. Облегчение структурной и технологической  перестройки производства 4. Рост инфляции
    Страна-импортёр рабочей силы 1. Облегчение структуры региональных сдвигов 1. Блокирует  внедрение трудосберегающей технологии
    2. Содействие вертикальной мобильности местных работников 2. Осложняет  ситуацию на внутреннем рынке  рабочей силы
    3. Снижение стоимости рабочей силы, общих издержек, связанных с сокращением численности рабочей силы 3. Увеличиваются  расходы на содержание безработных  иностранцев и их семей
    4. Торможение роста цен, благодаря склонности иностранных работников к сбережениям  
    5. Повышение качества рабочей силы  путем отбора более молодых, квалифицированных работников  

          Иммигранты  позволяют в период относительно высоких темпов экономического роста с меньшими затратами провести перемещение трудовых  ресурсов  и  сгладить  диспропорцию в их распределении между странами  и отраслями производства, подвергшимся значительным структурным сдвигам в связи с НТР или процессом интеграции.

          Перелив национальной рабочей силы в наиболее  динамичные  сектора  экономики  ведёт к росту её квалификации.

           Среди социально-экономических последствий притока иммигрантов на территорию РФ выделяю положительные и отрицательные стороны.

        К положительным последствиям  относятся:

          • возможность заполнения определенных ниш на рынке труда, (рабочих мест, которые остаются незаполненными коренным населением России);
          • возможность, в некоторой степени, возместить «утечку умов».

      К отрицательным последствиям относятся:

          • усиление безработицы в ряде регионов страны;
          • снижение уровня оплаты труда в силу более низких ставок, на которые претендуют иммигранты;
          • осложнение жилищной проблемы;
          • ухудшение криминогенной обстановки, обусловленное увеличением нелегальной трудовой миграции.

          Нерешённой проблемой до последнего времени остается интеграция вынужденных мигрантов в социальную среду. В 1992-2000 годах статус вынужденного переселенца и беженца получили более 1,6 млн. человек. На начало 2001 года их численность составляла более 850 тыс. человек, из которых более 300 тыс. нуждаются в государственной поддержке и жилищном обустройстве.

          Определённую опасность для национальных интересов России представляет эмиграция населения. Если до середины 80-х годов численность выбывающих на постоянное жительство за границу ежегодно составляла 3 тыс. человек, то в 1990 году – превысила 100 тыс. и на этом уровне удерживается все последующие годы. Особенно негативен для страны выезд профессионально подготовленной молодёжи, на обучение которой затрачены значительные средства.

          В условиях сократившихся в последние  годы объёмов переселений, миграция населения не в полной мере выполняет свою основную функцию – перераспределение населения по территории страны с целью сбалансированности спроса и предложения на общефедеральном и локальных рынках труда. Оживление экономики, неизбежные при этом территориальные и отраслевые диспропорции вызовут необходимость более активного перераспределения населения и трудовых ресурсов в пределах страны.

          Анализ  миграционной и демографической  ситуации в России свидетельствует о наличии в ряде регионов специфических проблем народонаселения, требующих особого подхода к их решению. Это относится, прежде всего, к районам Севера и приравненным к ним местностям, приграничным районам Дальнего Востока и некоторым южным субъектам Российской Федерации. С этих территорий в последние годы происходит интенсивный миграционный отток, сокращается численность населения, ухудшается его демографическая структура.

          К остро проблемным регионам относится  также Центральная Россия, где  естественная убыль населения настолько  велика, что положительный миграционный прирост не компенсирует естественных потерь населения. Демографический потенциал Центра России, в особенности его сельских районов, в результате имевшего место многие десятилетия интенсивного оттока и старения населения в значительной мере подорван.

          Сформировавшиеся  тенденции в области естественного и миграционного движения населения предопределяют дальнейшее сокращение численности населения. 
     

     

    Глава 3. Выводы и предложения.

  • 3.1. Миграционная политика  в современной  России.
  •     Государственная миграционная политика – это комплекс законодательных, экономических, организационных и иных мер, направленных на регулирование: въезда в страну и выезда из неё, порядка определения статуса пребывания в стране (предоставление права на работу, вида на жительство, гражданства и т.п.), системы социальной защиты работников-мигрантов.

        Государственная миграционная политика нацелена на усиление позитивных и снижение негативных последствий трудовой миграции. Её правовой основой являются как национальное законодательство страны, так и межгосударственные соглашения.

        Различные страны проводят разную политику в сфере трудовой миграции. Так, Германия предпочитает приезд работника без семьи, с жёсткой ротацией иммигрантов через 3-5 лет. Франция, Англия, Бельгия проводят политику так называемой «семейной иммиграции», считая, что приезд с семьёй развивает экономику страны, так как доходы иммигрантов, приехавших с семьей, расходуются на потребление и вкладываются в экономике принимающей страны. США, Австралия, Канада предпочитают политику «ассимилированной иммиграции» – вплоть до получения иммигрантами гражданства после определённого срока пребывания в стране.

        Государственная миграционная политика РФ основывается на следующих принципах12:

      • Согласования государственных интересов России и интересов субъектов РФ;
      • Обеспечения прямого действия Конституции РФ и применения федеральных законов в области регулирования миграционных процессов и защиты законных прав мигрантов на территории субъектов РФ;
      • Недопустимости дискриминации мигрантов по признаку расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, пола, социальной принадлежности, убеждений;
      • Дифференцированного подхода к регулированию различных видов миграции;
      • Стимулирования рационального территориального распределения вынужденных мигрантов;
      • Квотирования приёма беженцев и предоставления временного убежища.

        Основными направлениями государственной миграционной политики являются13:

    • Предупреждение, предотвращение и минимизация негативных последствий миграционных потоков;
    • Интеграция на новом месте вынужденных переселенцев из-за пределов России, перемещённых лиц и беженцев.
    • Пресечение незаконной иммиграции в РФ в тесной координации усилий федеральных властей, властей субъектов и приграничных регионов РФ с зарубежными государствами.
    • Регулирование международной трудовой миграции, обеспечение социальной защиты трудящихся мигрантов.
    • Совершенствование и развитие форм и методов государственного содействия в трудоустройстве российским гражданам за границей, регулирование процессов вербовки и найма российских работников, контроль и надзор за организациями, направляющими российских граждан за границу для работы по найму, социальной защитой последних, включая социальное и медицинское страхование, обеспечение принципа равного обращения в области труда с работниками принимающего государства.
    • Содействие добровольному возвращению в места постоянного проживания.

      Среди   основных   мер   миграционной   политики   России   и механизмов ее реализации следует отметить:

      1. приём и размещение экономически активной части мигрантов и оказание им помощи и адаптации к новым условиям проживания и работы;
      2. оказание государственной поддержки в обустройстве социально слабо защищённых вынужденных переселенцев;
      3. помощь в жилищном устройстве вынужденных переселенцев с учётом специфики различных категорий мигрантов;
      4. дифференцированная поддержка территорий, предпочтительных для расселения, и стимулирование притока мигрантов в них с учётом интересов государства и населения;
      5. регулирование притока граждан из государств дальнего и ближнего зарубежья, применение системы санкций за нарушение иммиграционного законодательства;
      6. государственная поддержка таких категорий мигрантов, как депортированные в период репрессий, военные пенсионеры, казаки, этнические мигранты, жители Крайнего Севера, нуждающиеся в переезде, лица, пострадавшие в экономических и техногенных катастрофах.

    Информация о работе Влияние международной миграции на рынки труда