Уровень, качество и показатели жизни населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной научной работы – раскрыть основные понятия социально – экономической политики государства (на примере субъекта Федерации). Основная часть работы состоит из трех вопросов. В первом – теоретическом, рассмотрены основные понятия данной работы, а именно понятие «уровень» жизни населения, «качество» жизни населения, а также «показатели» жизни населения.

Содержание

Введение 3
1. Уровень жизни, ее качество – как социальная сфера экономики. Показатели жизни населения. 5
2. Политика благосостояния населения. 16
2.1. Доходы населения как показатель его благосостояния. 16
2.2 Потребительская корзина. 24
2.3. Социальная поддержка населения. 25
3. Анализ социально-экономического развития Орла и Орловской области. 28
3.1. Инвестиционная деятельность. 28
3.2 Изменение потребительских цен и цен производителей. 29
3.2.1. Потребительские цены. 30
3.2.2. Цены производителей. 39
3.3 Основные показатели рынка труда (по данным службы занятости), налоговая система и бюджет. 40
3.4. Уровень жизни населения. 43
Заключение. 50
Список литературы. 52

Работа содержит 1 файл

Статистика Уровень жизни.doc

— 594.00 Кб (Скачать)

       Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину ( для мужчины трудоспособного  возраста), в июле 2005 года в среднем по области составила 1266,45 рубля, в том числе в Орле 1279,49; в Мценске – 1271,92; в Ливнах – 1221,32 рубля.

       Структура стоимости набора в июле 2005 года по сравнению с соответствующим  месяцем 2004 года изменилась, что обусловлено  неодинаковыми темпами роста цен на продукты, входящие в набор. Наиболее существенно увеличился удельный вес картофеля, овощей и мяса. При этом, доля хлеба, муки, крупы, сахара и яиц снизилась. 
 

       ИЮЛЬ 2004 г.

         

ИЮЛЬ 2005 г. 

       

 
 

       Рисунок 2. Структура среднеобластной стоимости  минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину (для мужчин трудоспособного возраста), в июле 2004 и 2005 годов (в %). 

    1. хлеб, крупа, мука и вермишель;
    2. овощи;
    3. сахар и кондитерские изделия;
    4. мясо и куры;
    5. рыба;
    6. молочные продукты;
    7. яйца;
    8. жиры;
    9. соль, чай, перец.

       Изменение стоимости минимального набора продуктов  питания заметно отличалось от среднего изменения цен на потребительском  рынке. За 19 месяцев (июль 2005 г. по сравнению с декабрем 2003 г.) стоимость названного набора увеличилась на 36,0 %, в то время как цены на товары и услуги – в среднем на 20,3 %. Основная причина различия – структурный фактор. Удельный вес существенно подорожавших позиций (плодоовощной продукции и мясопродуктов) в минимальном наборе продуктов питания намного больше, чем в полном потребительском наборе товаров и услуг. 

         

       Рисунок 3. Индексы среднеобластной стоимости  минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину (для мужчин трудоспособного возраста) и потребительских цен (тарифов) на товары и услуги в 2004 – 2005 гг. (в % к декабрю 2003 г.). 

       Сохранилось различие в ценах на основные продукты питания в наблюдаемых городах  области. На сливочное масло и  куриные яйца самые высокие цены в июле 2005 года были отмечены в Ливнах, самые низкие – в Орле. Вместе с тем, говядина и репчатый лук в Ливнах самые дешевые.

       Таблица 6.

       Уровень цен на отдельные продукты питания  в июле 2005 года по наблюдаемым городам.

Продукты  питания Орел Мценск Ливны
Говядина 108,82 111,75 100,00
Масло сливочное 83,12 85,24 92,38
Масло подсолнечное 34,61 36,09 40,04
Яйца  куриные 15,58 16,88 20,31
Сахар-песок 19,52 18,68 18,72
Вермишель 17,59 14,97 14,99
Картофель 10,45 13,57 11,75
Капуста свежая 14,22 15,68 16,00
Лук репчатый 16,07 15,97 14,18
 

       На  непродовольственные товары за истекший месяц цены повысились на 0,3 % из них  на ученический портфель – на 13,6 %, детскую футболку – на 7,4 %, обои – на 5,5 %, отечественные краски и эмали – на 4,4 %, мужскую майку из хлопчатобумажного трикотажного полотна – на 3,8 %, тарированный цемент, трикотажные костюмы для детей ясельного возраста, отечественный крем для лица и будильники – на 2,5  - 2,6 %. Наряду с этим, на необрезные пиломатериалы хвойных пород цены снизились на 5,0 %, телефонные аппараты сотовой связи  - на 2,4 %, порошкообразные чистящие средства – на 1,4 %, рубероид – на 1,3 %.

       В июле 2005 г. по сравнению с декабрем 2004 года цены на непродовольственные  товары повысились на 2,9 %, в том числе на металлическую, фарфорофаянсовую посуду, металлические предметы домашнего обихода, бельевой трикотаж, товары для физической культуры, спорта и туризма – на 9,2 – 11,3 %, одежду для детей дошкольного возраста, спички, топливо, обувь, строительные материалы и шерстяные ткани – на 6,8  - 8,5 %. В то же время, мониторы для персональных компьютеров подешевели на 5,4 %.

       Таблица 7.

       Максимальное  и минимальное изменение цен  в июле 2005 года на отдельные группы непродовольственных товаров.

Наименование  группы Индекс  цен в среднем по группе Максимальное  и минимальное изменение цен  внутри группы
Товары Индекс цен
Ткани 100,04 Ткани х/б 100,34
Ткани шерстяные 100,00
Одежда 100,05 Платье для  девочки дошкольного возраста 101,36
Сорочка верхняя для мальчика школьного возраста 99,63
Чулочно-носочные изделия 100,16 Колготки детские 100,90
Колготки  женские 100,00
Обувь кожаная 100,08 Кроссовки 100,42
Сандалеты 100,00
Моющие  и чистящие средства 100,58 Порошок стиральный 101,33
Чистящие  средства 98,59
Электротовары и бытовая техника 100,08 Электрочайник 100,95
Печь  микроволновая 100,00
Телерадиотовары 100.17 Компакт-диск с  записью 101,93
 

       Цены (тарифы) на платные услуги за июль месяц 2005 года выросли на 0,4 %. На услуги в  сфере зарубежного туризма они увеличились на 21,4 %, из них на поездки в Испанию на 40,4 %, Турцию – 10,3 %. Абонентская плата за радиотрансляционную точку повысились на 25,0 %, стоимость проезда в поездках дольнего следования – на 3,4 – 7,5 %.

         В 2005 году услуги дорожали намного быстрее, чем товары. За январь – июль прирост цен (тарифов) на товары составил 17,7 %. На жилищно-комунальные услуги тарифы увеличились на 35,7 %, из них на отопление 68,6 %,, горячее водоснабжение – 65,9 %, содержание и ремонт жилья на 42,8 %, водоснабжение и канализацию – на 37,4 %, сжиженный газ в баллонах – на 28,2 %, вывоз мусора на 19,0 %, сетевой газ – на 18,2 %, электроэнергию – на 14,2 %. Тарифы на бытовые услуги повысились на 7,9 %, в том числе на помывку в общем зале бани – на 31,5 %, ремонт жилищ – на 18,4 %. Повторное получение гербового документа в организациях ЗАГС подорожало в два раза, услуги дошкольного воспитания – на 32,1 %, обучение в негосударственных общеобразовательных средних учебных заведениях – на 28,7 %, услуги проводного вещания – на 25,0 %, физиотерапевтическое лечение – на 23,4 %, клинический осмотр животных – на 22,5 %, проезд в железнодорожном транспорте – на 22,2 %.

       Таблица 8.

       Максимальное  и минимальное изменение цен (тарифов) в июле 2005 года на отдельные группы платных услуг.

Наименование  группы Индекс  цен в среднем по группе Максимальное  и минимальное изменение цен  внутри группы
Услуги Индекс цен
Бытовые услуги 100,08 Печать фотографий 100,71
Ремонт  жилища 100,00
Услуги  пассажирского транспорта 101,83 Проезд в плацкарте 107,56
Проезд  в пригородном поезде 100,00
Услуги  связи 101,31 Проводное вещание 125,00
Беспроводная  радиосвязь 99,84
Услуги  образования 100,04 Занятия на курсах профессионального обучения 101,52
Занятия на курсах иностранного языка 100,00
 

       Как уже было отмечено в июле 2005 года по сравнению с соответствующим  месяцем 2004 г., подорожали на 35,8 % жилищно-коммунальные услуги. Сопоставление тарифов на жилищно-коммунальные услуги  в наблюдаемых  городах области, показало, что услуги по горячему водоснабжению, отопления, содержанию и ремонту жилья в муниципальном жилищном фонде в июле самыми дешевыми были в Орле, самыми дорогими – в Ливнах. При этом в Ливнах самые низкие тарифы на водоснабжение и канализацию.

       Таблица 9.

       Уровень тарифов на отдельные услуги в наблюдаемых городах в июле 2005 года.

  Орел Мценск Ливны
Содержание  и ремонт жилья в муниципальном  жилищном фонде 4,67 5,32 5,36
Водоснабжение и канализация 64,78 85,91 47,17
Отопление, м2 общ. площади 7,10 7,77 8,64
Водоснабжение горячее, месяц с человека 78,80 96,55 105,00
Дет –  сад - ясли, день посещения 15,24 6,67 12,40
 

       Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ), исключающий краткосрочные неравномерные  изменения цен под влиянием отдельных  факторов, которые носят административный, событийный, а также сезонный характер, в июле 2005 года по сравнению с июнем 2005 года составил 100,4 %, по сравнению с декабрем 2004 года – 104,3 %

       Стоимость фиксированного набора потребительских  товаров и услуг, используемого  для проведения межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения, в июле 2005 года в Орловской области составляла 3829,33 рубля. В Центральном федеральном округе самым низким названный показатель был в Липецкой области – 3718,58 рубля, самым высоким в Москве – 6796,28 рубля. В среднем по округу набор стоил 4934,01 рубля, по Российской Федерации – 4590,13 рубля.

       Наибольший  прирост стоимости набора отмечен  в Воронежской области – 15,6 %, наименьший в Курской – 4,4 % (в  среднем по округу – 13,7 %, по России  - 12,2 %).

Информация о работе Уровень, качество и показатели жизни населения