Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:22, курсовая работа
Целью данной научной работы – раскрыть основные понятия социально – экономической политики государства (на примере субъекта Федерации). Основная часть работы состоит из трех вопросов. В первом – теоретическом, рассмотрены основные понятия данной работы, а именно понятие «уровень» жизни населения, «качество» жизни населения, а также «показатели» жизни населения.
Введение 3
1. Уровень жизни, ее качество – как социальная сфера экономики. Показатели жизни населения. 5
2. Политика благосостояния населения. 16
2.1. Доходы населения как показатель его благосостояния. 16
2.2 Потребительская корзина. 24
2.3. Социальная поддержка населения. 25
3. Анализ социально-экономического развития Орла и Орловской области. 28
3.1. Инвестиционная деятельность. 28
3.2 Изменение потребительских цен и цен производителей. 29
3.2.1. Потребительские цены. 30
3.2.2. Цены производителей. 39
3.3 Основные показатели рынка труда (по данным службы занятости), налоговая система и бюджет. 40
3.4. Уровень жизни населения. 43
Заключение. 50
Список литературы. 52
Индексация доходов населения оценивается неоднозначно. С одной стороны, она способствует поддержанию определенного уровня жизни некоторых групп населения. С другой стороны, индексация может снижать стимулы к труду, тормозить реализацию антиинфляционной политики. Поэтому во многих странах индексация доходов населения носит скорее эпизодический, чем постоянный характер.
Об уровне благосостояния населения судят по уровню доходов людей, способности приобрести необходимый набор товаров и услуг. Это своеобразная «точка отсчета» - прожиточный минимум. Величина его представлена прежде всего стоимостью потребительской корзины.
Потребительская
корзина – минимальный набор
продуктов питания, непродовольственных
товаров и услуг, необходимых
для сохранения здоровья человека и
обеспечения его
В России величина потребительской корзины для каждой из указанных групп населения утверждается законодательно в субъектах РФ и по России в целом не реже одного раза в пять лет. При ее расчете используются методические рекомендации, утвержденные Правительством РФ с учетом потребительских цен на основе данных Государственного комитета РФ по статистике.
Потребительская корзина в субъектах РФ должна учитывать: 1) природно-климатические условия; 2) национальные традиции; 3) местные особенности потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.
Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 года № 214 координация работы по разработке методических рекомендаций по определению потребительской корзины возложена на Министерство труда и социального развития РФ. Таким образом, в потребительскую корзину должны входить продукты, товары и услуги, необходимые для сохранения здоровья человека, и обеспечения его жизнедеятельности.
Чем тяжелее экономическая ситуация в стране, тем громче звучат требования к правительству о социальной защите особо страдающих слоев населения. Проблема состоит в том, что при спаде производства в условиях экономического кризиса возможности правительства выделять дополнительные средства для социальной помощи остро нуждающейся в ней части населения крайне ограничены. Нагрузка на государственный бюджет возрастает, его приходится подпитывать кредитами, займами, правительство вынуждено прибегать к увеличению налогов, в связи, с чем снижаются доходы работающих. А это порождает новые социальные напряжения.
Проблема может быть полностью решена только в том случае, если спад сменяется ростом, когда экономика идет вверх и начинает создавать минимум благ, который необходим людям. Но до этого надо помогать людям, попавшим в тяжелое положение. Вопрос в том, кому именно.
Прежде всего, необходимо понять, что социальная защита всего населения от снижения уровня жизни в условиях экономического кризиса или других социальных катаклизмов не возможна. Правильнее говорить о социальной поддержке отдельных слоев и групп населения, наиболее в ней нуждающихся.
Такие категории населения принято называть социально уязвимыми слоями. К ним относятся, прежде всего, лица, лишенные возможности самостоятельно улучшить свое благосостояние, поддерживать минимально необходимые условия существования.
В широком смысле слова социально уязвимыми считаются люди, обладающие доходами ниже прожиточного минимума. Строго говоря, при отнесении тех или иных групп к категории социально уязвимых следовало бы учитывать не только их текущие денежные доходы, но и денежные сбережения, накопленное богатство, так называемый имущественный ценз. Однако, поскольку получить достоверные сведения об имущественном состоянии людей трудно, приходится использовать в качестве критерия, характеризующего материальное положение человека, его официальные денежные доходы.
В сложившейся практике социально уязвимыми считаются семьи с низким денежным доходом на члена семьи (чаще всего это многодетные семьи), семьи, потерявшие кормильца, матери, воспитывающие детей в одиночку, инвалиды, престарелые, пенсионеры, получающие недостаточное пособие, студенты, живущие на стипендию, безработные, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и социальных конфликтов, незаконного преследования. В ряде случаев к социально уязвимым слоям относят детей. Все эти люди нуждаются в социальной поддержке.
Социальная поддержка может проявляться в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания, приюта, крова, оказание медицинской помощи, покровительства, опекунства, усыновления. Вопрос о том, кому, в каких видах и формах, в каком объеме оказывать социальную поддержку, относится к числу труднейших в социальной экономике.
В условиях перехода к рыночной экономике наиболее остро проявляется проблема социальной защиты населения от роста цен (инфляции) и безработицы. Для того, чтобы рост цен на товары и услуги не приводил к катастрофическому снижению жизненного уровня, частично применяется индексация доходов. Это означает, что заработная плата, пенсии, стипендии, другие виды доходов увеличиваются по мере роста розничных цен.
К
сожалению, при спаде производства невозможно
повысить доходы ровно во столько раз,
во сколько повышаются цены. Так как количество
товаров уменьшается, то выплата чрезмерного
количества денег приведет к наводнению
рынка денежной массой и, как следствие,
к новому росту цен, что потребует увеличения
доходов, и т. д. Возникает галопирующая
инфляция. Поэтому разумно повышать доходы
в несколько меньшей степени, чем растут
цены. И еще очень важно поддерживать именно
тех кто не способен помочь себе сам, т.
е. необходима строго адресная помощь.
Орловская
область довольно хорошо развита
в социально-экономической
Таблица 3.
Динамика инвестиций в основной капитал.
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. | Индекс физического объема, в % | Темп роста в фактических ценах, в % | |||
Соответствующему месяцу (периоду) прошлого года | Предыдущему месяцу (периоду) | Соответствующему месяцу прошлого года | Предыдущему месяцу (периоду) | ||
2005 | |||||
Январь | 234,2 | 102 | 13 | 117 | 13 |
Февраль | 308,6 | 135 | 131 | 155 | 132 |
Март | 1000,7 | 122 | 3,2 р | 139 | 3,2 р |
1 квартал | 1543,5 | 121 | 52 | 138 | 53 |
Апрель | 373,8 | 84 | 37 | 96 | 37 |
Май | 539,4 | 111 | 144 | 145 | 144 |
Июнь | 1084,2 | 311 | 2 р | 125 | 2 р |
2 квартал | 1999,4 | 108 | 128 | 122 | 129 |
1 полугодие | 3540,9 | 114 | Х | 129 | Х |
июль | 433,0 | 84 | 40 | 92 | 40 |
Январь-июль | 3973,9 | 109 | Х | 123 | Х |
На развитие экономики и социальной сферы области в январе – июле 2005 года использовано инвестиций в основной капитал в объеме 3973, 9 млн. рублей (с учетом субъектов малого предпринимательства, индивидуального строительства и неформальной экономики), что в сопоставимой оценке на 9 % больше, чем в январе- июле 2004 года (в фактических ценах – на 23 %). В июле освоено инвестиций на 433,0 млн. рублей, что на 16 % ниже уровня июля предыдущего года, и на 60 % - уровня июня т. г. ( в сопоставимых ценах). Кроме того, предприятиями приобретено основных средств, бывших в употреблении у других организаций, и объектов незавершенного строительства на сумму 62,7 млн. рублей.
Таблица 4.
Индексы цен (тарифов) в 2005 году.
Индексы цен (тарифов) | К предыдущему месяцу | Июль 2005 г. к декабрю 2004 г. | Справочно: июль 2004 г. к декабрю 2003 г. | |
Июнь 2005 г. | Июль 2005 г. | |||
Потребительских | 100,54 | 100,44 | 107,67 | 107,64 |
Производителей промышленных товаров | 100,35 | 100,45 | 106,80 | 108,92 |
На продукцию, реализованную с/х организациями | 98,02 | 99,36 | 102,24 | 112,26 |
Строительной продукции | 100,44 | 100,28 | 103,82 | 106,90 |
На услуги связи для юридических лиц | 101,15 | 100,32 | 103,64 | 100,77 |
На грузовые перевозки | 100,05 | 102,30 | 106,08 | 104,25 |
Темпы роста цен (тарифов) в январе-июле 2005 года отличались от соответствующих показателей 2004 года. Наибольший разрыв – на рынке сельскохозяйственной продукции, наименьший – на потребительском рынке.
За июль 2005 года на потребительском рынке цены (тарифы) на товары и услуги повысились на 0,4 %, с начала года – на 7,7 %.
Продовольственные товары (включая алкогольные напитки) за июль текущего года подорожали на 0,6 %. Отмечена разнонаправленная динамика цен на плодоовощную продукцию. В целом цены на нее увеличились на 1,9 %, в том числе на капусту – на 12, 1%, свеклу, картофель и морковь – на 7,0 – 8,5 %. При этом, бананы подешевели на 7,0 %, репчатый лук – на 4,2 %, чеснок – на 4,0 %. Прирост цен на куриные яйца составил 10,9 %, сахар-песок, разливное молоко, сухие супы в пакетах и отечественный ординарный коньяк – 3,1 – 4,7 %. На пшено цены снизились на 4,0 %, пшеничную муку – на 4,6 %, говяжью печень – на 2,2 %, вермишель – на 2,0 %.
В июле 2005 года по сравнению с декабрем 2004 года цены на продовольственные товары повысились на 7,9 %. Плодоовощная продукция подорожала в 1,4 раза, в том числе морковь – в 2,8 раза, капуста – в 2,2 раза, картофель, столовая свекла – в 1,6, репчатый лук – в 1,5, яблоки – в 1,3 раза. На рыбопродукты цены увеличились на 11,8 %, из них на копченую рыбу – на 20,5 %, неразделанную замороженную рыбу – на 17,7 %, соленую сельдь, икру лососевых рыб и рыбные консервы в томатном соусе – на 10,7 – 11,4 %. Прирост цен на мясопродукты составил 10,1 %, в том числе на мясо птицы – 23,0 %, кулинарные изделия из птицы – 19,3 %, вареную колбасу высшего сорта, говядину и свинину (кроме бескостного мяса) – 10,4 – 14,4 %. Цены на сливочное мороженое повысились на 18,6 %, молочный йогурт, газированную воду, сахар-песок – на 10,2 – 11,0 %. Наряду с этим, куриные яйца подешевели на 40,2 %, пшеничная мука – на 22,4 %, пшено – на 11,6 %, разливное молоко – на 7,9 %.
Таблица 5.
Максимальное и минимальное изменение цен в июле 2005 года на отдельные группы продовольственных товаров, в % к предыдущему месяцу.
Наименование группы | Индекс цен в среднем по группе | Максимальное и минимальное изменение цен внутри группы | |
Товары | Индекс цен | ||
Мясо и птица | 100,24 | Свинина бескостная | 101,09 |
Печень говяжья | 97,82 | ||
Колбасные изделия и копчености | 99,92 | Сосиски, сардельки | 100,27 |
Мясокопчености | 98,89 | ||
Рыбопродукты | 100,19 | Консервы рыбные в томатном соусе | 102,49 |
Рыба замороженная разделанная | 99,63 | ||
Молоко и молочная продукция | 100,01 | Молоко цельное разливное | 103,66 |
Кондитерские изделия | 100,05 | Шоколад | 100,35 |
Конфеты глазированные шоколадные | 99,87 | ||
Хлеб и хлебобулочные изделия | 100,05 | Хлебобулочные изделия из пшеничной муки в/с | 100,18 |
Хлеб ржано-пшеничный | 100,00 | ||
Крупа, бобовые | 99,64 | Рис шлифованный | 101,01 |
Пшено | 95,12 | ||
Плодоовощная продукция | 101,90 | Капуста | 112,06 |
Бананы | 92,98 | ||
Алкогольные напитки | 100,50 | Коньяк отечественный | 103,11 |
Водка обык. качест. | 99,44 |
Информация о работе Уровень, качество и показатели жизни населения