Теоретические основы спроса и предложения как элементов рыночного механизма. Теоретические основы спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных ее элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему.
Первым и важнейшим элементом рыночной экономики выступают производители и потребители. Они формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие - потребляют его. Потребление подразделяется на личное и производительное. При личном потреблении товары выбывают из сферы производства и используются для удовлетворения личных нужд населения.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы спроса и предложения как элементов рыночного механизма 5
1.1 Сущность спроса, кривая спроса, закон спроса 5
1.2 Факторы изменения спроса 8
1.3 Эластичность спроса 10
2 Предложение, кривая предложения, закон предложения 13
2.1 Предложение и факторы, его определяющие 13
2.2 Эластичность предложения 15
3 Модель взаимодействия спроса и предложения 18
Заключение 22
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

Курсовая по микро Теоретические основы спроса и предложения как элементов рыночного механизма.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

Предложение снижается, но это чувствуют и покупатели. Они увеличивают объем закупок  и так же движутся (те и другие – вниз) навстречу. Каждая сторона  проходит свою часть пути до точки  Е. Далее нет смысла изменять цену.

Модель Вальраса лучше подходит для характеристики процесса установления равновесия в коротком периоде.

II. Во второй  модели А. Маршалла в центре  внимания реакция субъектов рынка  на сами цены.

Предположим, что  цена спроса выше цены предложения. При  объеме предложения Q1 и цене Р2 > РЕ > P1 продавцы будут увеличивать объем предложения следя за повышением рыночной цены. Этот процесс будет продолжаться до точки Е. Если цена спроса оказалась меньше цены предложения, предложение наоборот будет сокращаться, пока не будет обеспечено рыночное равновесие в точке Е.

Модель Маршалла лучше подходит для анализа процесса достижения равновесия в длительном периоде, когда объем предложения  в состоянии реагировать на высокую  рыночную цену спроса.

Заключение

 

 

Любой рынок  состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики – ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться.

Характерная кривая спроса, отражающая зависимость количества товара, которое покупатели готовы купить, от цены на данный товар, является убывающей. Характерная кривая предложения, отражающая зависимость количества товара, которое поставщики готовы продать, от цены на данный товар, является возрастающей. Конкретное положение кривой спроса и кривой предложения в осях {цена, количество} определяется рядом неценовых параметров спроса и неценовых параметров предложения.

Степень чувствительности изменений спроса и предложения  к изменениям цены на товар или  любого неценового параметра принято  описывать коэффициентом эластичности. Из этого можно сделать вывод, что изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.

Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен. 

Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.

Количество  доступных товаров-заменителей, место  продукта в бюджете покупателя, его  принадлежность к предметам необходимости  или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это факторы, влияющие на эластичность спроса.

Эластичность  предложения зависит от трудности  перераспределения ресурсов между  альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться, к данному изменению цены. Взаимодействие спроса и предложения, колебательное движение цен как его результат выражают сущность закона спроса и предложения.

Глава первая раскрывает теоретические основы спроса и предложения  как элементов рыночного механизма, определяются основные понятия, обуславливается  актуальность звучание вопросов "Спрос  и предложение".

В главе второй более подробно рассмотрены содержание и эластичность предложения, кривая предложения.

Глава третья имеет  особенный характер и на основе этого  определяется модель взаимодействия спроса и предложения. По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих  отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Спрос и  предложение", круг вопросов и логическую схему ее построения.

Источниками информации для написания работы по теме "Спрос и предложение" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Спрос и предложение", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Рыночный процесс  состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком  акте участвует продавец, на стороне  которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.

Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает  рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.

Также, в заключении необходимо отметить, что важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение, которые подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.

Рынок сводит продавцов  и покупателей; равновесная цена и объем продаж устанавливаются  в точке, где намерения продавцов  и покупателей совпадают. Изменения  в спросе или предложении, вызванные  действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1 Баймуратов  У. Б. Национальная экономическая  система / Баймуратов У. Б. – Алматы: Ғылым, 2000. – 536 с.

2 Иохин В.  Я. Экономическая теория: учебник / Иохин В. Я. – М. : Юристь, 2003. – 861 с.

3 Экономическая  теория: учебник / под общ. ред. акад. А. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М. : ИНФРА – М, 2007.

4 П. Хейне  Экономический образ мышления / П. Хейне – Пер. с англ. Издание второе, стереотипное. – М. : Изд-во «Дело» при участии Изд-ва «Catalloxy», 1993. – 704 с., ил.

5 Экономическая  теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. Д. Камаева. – 7-е изд., перераб. и доп. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 640 с., ил.

6 Максимова  В. Ф. Микроэкономика. – М.: Соминтэк., 1996. – 328 с.

7 Современная  экономика / под ред. О. Ю. Мамедовой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 608 с.

8 Николаева  И. П. Экономическая теория. –  М.: - КноРус, 1998. – 224 с.




Информация о работе Теоретические основы спроса и предложения как элементов рыночного механизма. Теоретические основы спроса