Основы теории спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является всестороннее освещение вопросов теории спроса и предложения.
Ограниченные ресурсы, нарастающие потребности человека – одни из основных предметов изучения западной экономики. Именно из-за неограниченных потребностей нам приходится икать все более рациональные способы применения имеющихся у нас ресурсов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.
1.1 Основные проблемы экономической организации общества и рыночный механизм их решения……………………………………...5
1.2 Принцип «невидимой руки» А.Смита.
2.
2.1 Закон и кривая спроса……………………………………………..........7
2.2 Неценовые факторы, влияющие на спрос.
2.3 Понятие «изменение спроса» и «изменение величины спроса».
3.
3.1 Закон и кривая предложения………………………………………….11
3.2 Неценовые факторы, влияющие на предложение.
3.3 Понятие «изменение предложения» и «изменение величины предложения».
4.
4.1Равновесие спроса и предложения…………………………………...14
4.2Равновесная цена и равновесное количество.
4.3Дефицит и излишек.
4.4Выгода производителей и потребителей.
4.5Нарушение равновесия. Виды равновесия.
5.
5.1Эластичность спроса и ее типы………………………………………18
5.2Коэффициент ценовой эластичности спроса.
5.3Формула центральной точки.
5.4Взаимосвязь типов ценовой эластичности спроса и изменения валового дохода (валовой выручки).
5.5Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса.
5.6Перекрестная эластичность спроса от цен.
5.7Эластичность спроса по доходу.
6.
6.1Ценовая эластичность предложения и ее типы…………………...…23
6.2Коэффициент ценовой эластичности предложения.
6.3Факторы, влияющие на эластичность предложения.

Заключение…………………………………………………………………….…26

Работа содержит 1 файл

Экономика.docx

— 432.87 Кб (Скачать)

Введение:  

Ограниченные  ресурсы, нарастающие потребности  человека – одни из основных предметов  изучения западной экономики. Именно из-за неограниченных потребностей нам приходится икать все более рациональные способы применения имеющихся у  нас ресурсов. Важнейшим элементом, обеспечивающим эффективность распределения  ресурсов в смешанной экономике, является поведение участников рынка, которые преследуют собственные  интересы. И чтобы понять и спрогнозировать  их необходимо знать суть действия рынка, его экономические рычаги.  

Этими рычагами являются спрос и предложение, они способны дать глубокое представление не только об отдельных экономических проблемах, но также и о функционировании всей экономической системы в целом. 

Рынок — основа рыночной экономики. Рынок  —  это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков)  отдельных товаров и услуг. Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными —  на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.

 
Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Спрос  и предложение — взаимозависимые  элементы рыночного механизма, где  спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью  товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения  в уровне цен на товары.
 

У экономики  есть очень действенный инструмент для объяснения этих и многих других изменений в экономическом окружении. Он называется теорией спроса и предложения. Эта теория показывает, как потребительские  предпочтения определяют потребительский  спрос на товары, в то время как  затраты предприятий являются основой  предложения товаров. Если вы, например, заметите, что на цены нефть упали, то объяснение этому кроется либо в падении спроса на нее, либо в росте ее предложения. Это же верно для каждого рынка, начиная от компьютеров, бриллиантов и кончая землей: изменения в предложении и спросе приводят к изменениям в выпуске и ценах. 

Понятия предложения и спроса показывает, как они действуют на конкурентных рынках по отношению к отдельным  благам (товарам и услугам). Сначала мы рассмотрим кривую спроса, а затем кривую предложения. Используя эти основные понятия, мы увидим, как определяются рыночные цены, или как они достигают своего конкурентного равновесия в месте, где пересекаются две кривые и где силы предложения и спроса находятся в равновесии. Именно движение цен - механизм цен, уравновешивает или приводит к равновесию предложение и спроса. 

Целью данной курсовой работы является всестороннее освещение вопросов теории спроса и  предложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  проблемы экономической  организации общества и рыночный механизм их решения. Принцип  «невидимой руки»  А.Смита.
 

Основные  экономические проблемы, стоящие перед  обществом

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена  беспредельными потребностями общества и ограниченностью ресурсов. Располагая информацией о своих производственных возможностях, любое общество должно найти ответы на следующие три  вопроса.

- Что  из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве?

- Как  эти товары и услуги надо  производить?

- Кто  купит и сможет потребить (использовать) эти товары и услуги? 

Что производить?

Отдельный человек может обеспечить себя нужными  товарами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого  оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

Развитые  страны, например, прилагают немало усилий к улучшению производства ограниченного круга товаров  для достижения определенного успеха в конкурентной борьбе с другими  странами. Это могут быть автомобили, ЭВМ или другие товары. Иногда выбор  может быть очень трудным. Так  называемые «слаборазвитые страны»  настолько бедны, что усилия большей  части рабочей силы тратятся на то, чтобы только накормить и одеть население страны. В таких странах поднять жизненный уровень можно путем наращивания производства. Но поскольку рабочая сила занята полностью, то увеличить уровень общественного производства нелегко. Можно, конечно, провести модернизацию оборудования с целью увеличения объема производства. Но для этого необходима перестройка национального хозяйства. Часть ресурсов будет переключена с производства потребительских товаров на производство капитальных товаров, строительство производственных зданий, выпуск машин и оборудования. Такая перестройка производства снизит жизненный уровень во имя его будущего повышения. Однако в странах с низким жизненным уровнем даже незначительное снижение выпуска товаров массового потребления может поставить большое число людей на грань нищеты. 

Как должны быть произведены  товары и услуги?

Существуют  различные варианты производства всего  набора благ, а также каждого блага  в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, по разным проектам можно выпускать автомобили,

использовать  участок земли. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или  вручную, участок земли можно  засеять кукурузой или пшеницей. Одни здания строят частные лица, другие – государство (например школы). Решение о строительстве автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой - частные фирмы. Использование земли может осуществляться либо по желанию фермеров, либо с участием или решением государственных органов. 

Для кого произведен продукт?

Поскольку количество созданных товаров и  услуг ограничено, то возникает проблема их распределения. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать  полезность? Должны ли все члены  общества получать одинаковую долю или  должны быть бедные и богатые, какова должна быть доля тех и других? Чему должен быть отдан приоритет - интеллекту или физической силе? Решение данной проблемы определяет цели общества, стимулы  его развития.

 

Эволюция  всех известных человеку экономических  систем происходит как следствие  поиска способов решения извечной дилеммы: ≪ресурсы ограничены - потребности  безграничны≫.

Ограниченность  ресурсов может быть в известной  степени преодолена лишь при условии  роста производительности труда, т.е. увеличения выпуска разнообразных  потребительских благ в единицу  времени. Это возможно, во-первых, благодаря общественному разделению труда и специализации ресурсов, во-вторых, на основе расширения эквивалентного и взаимовыгодного обмена продуктами труда.

Разделение  и специализация труда - это относительное  обособление людей для выполнения конкретных видов работ в узкой  отрасли деятельности для более  производительного использования  специфических различий, свойственных всем видам ограниченных ресурсов.

Преимущества  разделения труда были слишком очевидны и использовались еще в древнейших формах примитивного общинного хозяйства.  В  любой отрасли прогресс в  развитии производительности труда, прирост  количественных и качественных результатов  по изготовлению разнообразных благ явились прежде всего следствием разделения труда и специализации различных видов человеческой деятельности. Разделение труда экономически выгодно даже при отсутствии естественных или приобретенных различий в квалификации работников и используемых ими ресурсов. Каждый работник, специализируясь на какой-либо одной операции, совершенствует технические приемы работы, благодаря чему, во-первых, возрастает производительность труда, во-вторых, ускоряется технический прогресс. В условиях разделения труда лишь малая доля потребностей каждого человека может быть удовлетворена продуктом его собственного труда. Значительно большую их часть он удовлетворяет обменом производимых продуктов своего труда на продукты труда других людей, в которых он нуждается. Именно в этом смысле принято считать разделение труда одной из объективных причин возникновения рынка и присущих ему отношений обмена. 

Обмен экономических благ. А. Смит,- принцип  ≪невидимой руки≫

Разделение  труда, как известно, может существовать без обмена, но отношения обмена не возникли бы без общественного  разделения труда и специализации  всех видов ресурсов, обеспечивая  эволюцию экономической системы  в целом. Рыночный обмен - это процесс  заинтересованного сопоставления  затрат труда, воплощенного в товаре: оценка его количества и качества, признания затрат уместными и полезными, взаимовыгодными и эквивалентными. В рыночном процессе обмена любой человек скорее достигнет своей цели, если предложит продукт своего труда другим людям. По выражению А. Смита, принцип и смысл подобного обмена выглядит примерно так: ≪Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что необходимо тебе≫.

Именно  таким путем люди получают друг от друга максимум потребительских  благ, преодолевая ограниченность ресурсов разделением труда и обменом  своих узкоспециализированных продуктов. Желаемого результата они достигают  вовсе не потому, что благосклонно относятся друг к другу, а потому, что соблюдают свои интересы и  признают права на вознаграждение труда  других участников обмена. Участники  рыночного обмена отнюдь не ставят цель содействовать общественной пользе. Участники обмена продуктами собственного труда имеют в виду лишь свой собственный, индивидуальный интерес, преследуют лишь свою экономическую выгоду. При этом ≪невидимая рука≫ направляет их к  цели, которой они совсем не руководствовались  в своих действиях. Наблюдая развивающуюся  рыночную систему более 200 лет тому назад, А. Смит отметил важную особенность, которую можно было бы выразить следующими словами: ≪Я не слышал, чтобы сильно преуспевали те люди, которые осуществляют обмен продуктами своего труда только ради общественной пользы≫1 

  1. Закон и кривая спроса. Неценовые факторы, влияющие на спрос. Понятие  «изменение спроса»  и «изменение величины спроса».
 

Сущность спроса и  факторы, его определяющие:

Спрос (D) – это то, количество товаров и услуг (Q), которые покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах (P) в течение определенного времени.  

Данное  определение позволяет выделить следующие особенности спроса как  объекта изучения со стороны микроэкономики.

1. Микроэкономика  имеет дело со спросом на  какой-то один вид товара. Спрос на товар может быть индивидуальным и совокупным. В первом случае это спрос со стороны отдельных субъектов экономики, во втором - спрос на всю массу данного товара, необходимую субъектам экономики как совокупному покупателю. Под последними понимаются потребители как представители домохозяйств или фирм.

2. Спрос  отражает не только нужность  товара для покупателя, но и способность последнего его оплатить. Тем самым спрос отражает покупательную способность субъекта спроса.

3. В  понятии «спрос» еще не заключен  факт покупки товара, так как спрос на товар может быть и при отсутствии самого товара.

4. Спрос  предъявляется на определенном  рынке - локальном, региональном, национальном, международном.

5. Спрос  имеет временную характеристику  - он может быть на данный момент, день, неделю, месяц и т.д. Так что можно говорить об определенной динамике спроса на какой-то товара, если брать его за относительно продолжительный период. 

Спрос формируется при условиях, определяемых сложной совокупностью различных  факторов. Можно сказать, что спрос  на товар (D) есть функция ряда факторов: D = f (а, б, в, г, д, е). 

Под буквами  в данной формуле понимаются следующие  факторы: 

а. Из всех факторов, воздействующих на спрос, наиболее устойчивое и предсказуемое влияние оказывают цены.

Согласно  закону спроса с увеличением цены спрос (объем – пометка в книге) на товар падает и наоборот, снижение цены приводит к росту спроса на товар.

Между ценой и спросом существует обратная зависимость: D = f(P) < 0.

Графически  зависимость между ценой и  спросом описывается кривой спроса (рис. 5.1).

 

При снижении цены с P1 до P2 величина спроса увеличивается с Q1 до Q2.

Обратная  зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется  действием:

   - эффекта дохода. Если цена товара  падает, то при том же доходе потребитель может приобрести больше товара, т.е. его спрос возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход потребителя и спрос на товар падает;

   - эффекта замещения. Если цена  одного товара растет, то при  наличии заменителей он будет  ими замещаться, спрос на данный  товар упадет;

      - закона убывающей предельной полезности. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность потребитель готов приобрести её лишь за меньшую цену. 

Информация о работе Основы теории спроса и предложения