Основы теории спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:47, контрольная работа

Описание работы

1. Спрос и его факторы. Функция спроса.

2. Предложение и его факторы. Функция предложения.

3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

4. Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия.

5. Воздействие государства на рыночное равновесие

Работа содержит 1 файл

microekonomica.docx

— 20.98 Кб (Скачать)

. Основы теории  спроса и предложения (4 ч). 

Вопросы:

   1. Спрос  и его факторы. Функция спроса.

   2. Предложение  и его факторы. Функция предложения.

   3. Взаимодействие  спроса и предложения. Рыночное  равновесие.

   4. Причины  и механизмы сдвигов рыночного  равновесия.

   5. Воздействие  государства на рыночное равновесие. 

Вопрос № 1. Спрос  и его факторы. Функция спроса. 

   Спрос  («Р») показывает количество продукта, которое потребители готовы и

в состоянии  купить по каждой из предложенных на рынке  цен.

   На динамику  спроса оказывают влияние ценовые  и неценовые факторы:

   1. Цена  данного товара (Р);

   2. Цены  других товаров (субститутов и  комплиментов) (Рs, Рc);

   3. Текущие  доходы потребителей (V);

   4. Вкусы  и предпочтения потребителей (Z);

   5. Объективные  (внешние) условия потребления  (N);

   6. Ожидания  потребителей (Е).

   7. Зависимость  «Д» от указанных факторов  называется функцией спроса: 

   QД = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, V, Z, N, E), где QД - объем спроса.

   Функция  спроса от цены: QД = f (P). 

   Зависимость  между ценой и количеством  покупок можно выразить графически: 

                                       Кривая спроса показывает  зависимость

                                   между рыночной ценой и величиной   спроса

                                   на данный товар. Движение  вдоль  кривой

                                   спроса есть  изменение  величины  спроса

                                   при изменении цен. 
 
 

   Закон  спроса – это закон зависимости  величины спроса от уровня  цен:  чем

ниже цена товара, тем большее его количество будет  куплено, и наоборот.

   Обратная  зависимость динамики спроса  от уровня  цен  определяется  тремя

причинами:  снижение  цены  увеличивает  число  покупателей,  расширяет   их

покупательную  способность,  делает  выгодным  приобретение   дополнительных

единиц подешевевшего  товара.

   Действие  ценовых  факторов  приводит  к  изменению   величины   спроса,

передвигая  его  в  другие  точки  по  постоянной  кривой  спроса.  Действие

неценовых  факторов  приводит  к  изменению  в  спросе  (функции  спроса)  и

выражается в  смещении кривой спроса вправо (если он растет)  и  влево  (если

он  падает).  Взаимосвязь  «Р»  и  «Д»  можно  рассмотреть  и   в   обратном

направлении: Р = f(Q) – это обратная  функция спроса.  Экономический смысл

обратной функции  спроса:  большее  количество  товара  может  быть  продано

только по более  низкой цене. 

Вопрос №2. Предложение  и его факторы. Функция предложения. 

   Предложение  («S») –  то  количество  товаров,  которое  продавцы  готовы

представить к  продаже по данной цене в данное время.

   Условия,  при которых формируется объем  предложения, называются факторами

предложения.

   Факторы  предложения:

   1. Цена  данного товара (Р);

   2. Цены  на другие товары – комплименты  (Рc) и субституты (РS);

   3. Издержки  производства и уровень технологий (С);

   4. Налоги  и субсидии (Т);

   5. Объективные  (внешние) условия производства (N);

   6. Ожидания  производителей (Е).

   Функция  предложения отражает зависимость  величины «S» от  факторов,  его

определяющих:

   QS = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, C, N, E, T).

   Функция  предложения от цены:

   QS = f (P).

   Кривая  предложения – графическое   изображение  зависимости   между  ценой

товара и величиной  предложения товаров на рынке. 

                                       Движение  вдоль  кривой   предложения

                                   есть изменение величины предложения   при

                                   изменении цены.

                                       Закон предложения – при высоких  ценах

                                   товаров  предлагается  больше,  чем  при

                                   низких. 
 
 

   Реакция  предложения на цену объясняется  тем, что:

       1) фирмы, занятые в отрасли,  при повышении цены задействуют  резервные

          или быстро вводимые новые   мощности,  что  приводит  к   увеличению

          предложения;

       2) в случае устойчивого повышения  цены  в  эту  отрасль   устремляются

          другие производители, что еще  больше  увеличивает  производство  и

          предложение товара.

   Изменение  в предложении означает, что кривая  предложения  сместилась  в

какую-то сторону  в результате действия неценовых  факторов. 

Вопрос № 3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. 

   Взаимодействие  спроса и предложения, их  координация   осуществляется  на

основе  ценового  механизма  и  конкуренции.  Это  приводит  к   образованию

рыночного равновесия и равновесной цены.

   Рыночное  равновесие – это положение  на рынке, при котором спрос  на товар

равен его предложению.

   Равновесная  цена (Р() – цена, уравновешивающая  спрос и предложение в

результате действия конкурентных сил. 

                                       Рыночное  равновесие  изображается  с

                                   помощью кривых спроса и предложения.

                                       P( = PD = PS – равновесная цена;

                                       Q( = PD =  PS   -  равновесный объем

                                   производства. 
 
 

   Существует  два подхода к анализу установления  равновесной  цены:  Леона

Вальраса и  Альфреда Маршалла.

   1. Главным  в подходе Л.Вальраса является  разница  в  объемах  спроса  и

предложения.

                                       Если  на  рынке  избыток   предложения

                                   (при   цене   Р1),   то   в   результате

                                   конкуренции     продавцов     происходит

                                   понижение цены до Р( и избыток исчезает.

                                       Если же существует избыток  спроса или

                                   дефицит  (при  цене   Р2),   конкуренция

                                   покупателей повышает цены и   приводит  к

                                   исчезновению избытка. 
 
 

   2. Главным  в подходе А.Маршалла является  разность цен Р1 и Р2.

                                       Маршалл   исходит   из   того,    что

                                   продавцы,  прежде  всего  реагируют   на

                                   разность цены спроса и цены  предложения.

                                   Чем  больше  этот  разрыв,  тем   больше

                                   стимулов  для  роста  (или   сокращения)

                                   предложения. Увеличение (или сокращение)

                                   объема предложения уменьшает  эту разницу

                                   и  тем  самым  способствует   достижению

                                   равновесной цены. 
 
 

   По версии  Вальраса, в условиях дефицита  активно действуют покупатели,  а

в  условиях  излишка  товаров  –   продавцы.   Согласно   версии   Маршалла,

доминирующей  силой  в  формировании  рыночной  конъюнктуры  всегда  являются

предприниматели. 

Вопрос №  1.  Полезность  блага  и  потребительский  выбор  (кардиналистская

концепция).

   Кардиналистский подход к анализу потребительского поведения основывается

на теории предельной полезности. Считается, что полезность – главный  фактор

потребительского  выбора.

   Полезность  – это удовлетворение, которое  человек получает от потребления

какого-либо блага.

   Различают  общую и предельную полезность.

   Общая  полезность (TU) – это совокупная  полезность  всех  потребляемых

благ.

   Предельная  полезность (MU) – это прирост общей полезности при увеличении

объема потребления  данного блага на 1 единицу: MU = (TU/(Q. 
 
 

   Кардиналистская  концепция исходит из  того,  что потребитель   умеет

измерять полезность товаров и услуг, в  соответствии  с  которой  он  строит

свои потребительские  предпочтения.

   Закон   убывающей  полезности:  по  мере  того,  как  растет   количество

потребляемого товара, предельная полезность  каждой  дополнительной  единицы

уменьшается.

   Данный  закон лежит в основе закона  спроса.

   Чтобы  применить концепцию предельной  полезности для исследования  спроса,

сделаем важное предположение о том,  что  каждый  потребитель  исключительно

рационален  и  приобретая  товары  стремится   повысить   общую   полезность

потребляемых  благ. Это достижимо лишь при  соблюдении  правила  максимизации

общей  (интегральной)  полезности:   потребитель   достигает   максимального

удовлетворения, если предельные полезности приобретаемых  благ в  расчете  на

одну денежную единицу оказываются одинаковыми.

   MUA/РA  =  MUB/РB  =  … MUN/PN  – условие равновесия  потребителя   в

кардиналистской концепции. 

Вопрос № 2. Кривые безразличия и бюджетные ограничения. 

Информация о работе Основы теории спроса и предложения