Теоретические основы спроса и предложения как элементов рыночного механизма. Теоретические основы спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных ее элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему.
Первым и важнейшим элементом рыночной экономики выступают производители и потребители. Они формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие - потребляют его. Потребление подразделяется на личное и производительное. При личном потреблении товары выбывают из сферы производства и используются для удовлетворения личных нужд населения.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы спроса и предложения как элементов рыночного механизма 5
1.1 Сущность спроса, кривая спроса, закон спроса 5
1.2 Факторы изменения спроса 8
1.3 Эластичность спроса 10
2 Предложение, кривая предложения, закон предложения 13
2.1 Предложение и факторы, его определяющие 13
2.2 Эластичность предложения 15
3 Модель взаимодействия спроса и предложения 18
Заключение 22
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

Курсовая по микро Теоретические основы спроса и предложения как элементов рыночного механизма.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

В этом случае поставка этого дополнительного изделия действительно уменьшит, а не увеличит общую прибыль, равную разности между общей выручкой и общими затратами. Ясно, что чем выше установленная продажная цена, тем больший объем производства соответствует оптимальному уровню для отдельного поставщика: поставщик имеет возможность выдержать более интенсивный (то есть более дорогостоящий) режим работы, большую себестоимость последнего дополнительно произведенного изделия. Кроме того, при повышении продажной цены для ряда других поставщиков, которые ранее не имели возможности предлагать на рынке данный товар по той причине, что продажные цены были ниже даже минимально возможной средней себестоимости поставляемых ими изделий, могут теперь начать поставки на рынок этого товара, т.к. продажа товара для них теперь может быть выгодной. Таким образом, рост цены влечет за собой увеличение предложения. Кривая предложения может быть схематично представлена графически следующим образом (рисунок 5):

 

 

Рисунок 5 –  Кривая предложения

Ясно, что кроме  цены для каждого поставщика существуют иные факторы, существенные для принятия решения об определенном объеме продаж, которые выше предполагались неизменными, но в реальности постоянно изменяются. Аналогично тому, как изменения неценовых детерминантов спроса «сдвигают» кривую спроса, изменения неценовых детерминантов предложения будут вызывать «сдвиги» кривой предложения.

При общем снижении/повышении  себестоимости производства в результате внешнего понижения/повышения цен на используемые в производстве  ресурсы, или при улучшении/ухудшении технологии производства, или при снижении/повышении уровня налогов уровень оптимального объема продаж для той же продажной цены соответственно вырастет («смещение» кривой предложения вправо) или снизится («смещение» кривой предложения влево). Ясно, что каждый новый продавец на рынке интересующих товаров дополняет общее предложение своим количеством товара, то есть чем больше/меньше продавцов – тем больше/меньше общее предложение для каждой цены.

При понижении  или повышении цен на другие товары, которые данный поставщик имеет  возможность поставлять на рынок, для  него может оказаться выгодным соответственно увеличить поставки других товаров вместо исследуемого товара («сдвиг» кривой предложения исследуемого товара влево) – или наоборот сократить поставки других товаров, увеличив предложение исследуемого («сдвиг» кривой предложения исследуемого товара вправо). Поставщик может сократить объем продаж в текущем периоде в надежде получить большую прибыль (или меньший убыток) в следующем периоде в связи с ожиданиями определенных изменений внешних условий (т.е. может «придерживать» товары в расчете на рост цен в ближайшем будущем или резко увеличить объем продаж для заблаговременного освобождения мощностей к началу периода, когда продажа данного товара будет явно и сильно убыточной, например, в результате тех же изменений налоговой системы). Аналогично терминологии для спроса, для описания предложения под термином «изменение предложения» принято понимать изменение самой функции Q=S(P) («смещение» всей кривой предложения) под влиянием неценовых факторов, а под термином «изменение величины предложения» - реакцию предложения на изменение цены при прежних значениях всех иных факторов (перемещение вдоль кривой предложения).

 

 

2.2 Эластичность предложения

 

Эластичность  предложения — степень изменения  в количестве предлагаемых товаров  и услуг в ответ на изменения  в их цене. Процесс возрастания  эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

Коэффициент эластичности предложения — числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.

Эластичность  предложения зависит от:

1 особенности  производственного процесса (позволяет  производителю расширить  производство  товара при повышении цены  на него или переключиться  на выпуск другого товара при  снижении цен);

2 временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке);

3 зависит и от (не)способности данного товара к длительному хранению.

Измерив, эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения:

 

 

где  Q0 и Q1 —  предложение до и после изменения  цены; Р0 и Р1 — цены до и после  изменения; «s» в индексе означает эластичность предложения.

Предложение, поскольку  оно связано с изменением производственного  процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.

Обычно при  оценке эластичности предложения рассматриваются  три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

Под краткосрочным  понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений  в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным.

Среднесрочный период достаточен для расширения или  сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.

Долгосрочный  период предполагает расширение или  сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых  фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обусловливают положение кривых эластичности предложения, изображенных на графике (рисунке 4).

При единичной  эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет  место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.

 

 

Рисунок 6 - Варианты эластичности предложения:

кривая А  единичная эластичность;

кривая В  эластичное предложение;

кривая С  неэластичное предложение

В случае эластичного  предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого  к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь  больше единицы.

При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

Теоретически  можно предусмотреть случай бесконечно эластичного предложения, которое  на графике имело бы вид горизонтальной линии.

Оно возможно как  реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении его цены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Модель взаимодействия спроса и предложения

 

Взаимодействие  спроса и предложения, их координация  осуществляется на основе ценового механизма  и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены.

Рыночное равновесие – это положение на рынке, при  котором спрос на товар равен  его предложению.

Равновесная цена (Рe) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения.

Pe = PD = PS – равновесная цена;

Qe = PD = PS  - равновесный объем производства.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 7 –  Рыночное равновесие

 

Неравновесные ситуации: дефицит и избыток

Дефицит (неудовлетворенный спрос, нехватка товаров) – это рыночная ситуация, при которой величина спроса превышает величину предложения на данном рынке QD > QS

Объем дефицита равен разности объема спроса и предложения:

Qдеф=  QD  -  QS

Объем продаж в  условиях дефицита будет равен величине предложения:

Qпродаж = Qs,

т.е. на рынке  будет продано не более, чем предложено продавцами товаров.

Излишек (избыточное предложение) – это рыночная ситуация, когда величина предложения превышает  величину спроса на данном рынке:

Qs> QD

Объем излишка (избытка) равен разности величины предложения  и величины спроса:

Qизбыт = QS - QD

При избытке  товара на рынке, объем продаж равен  величине спроса:

Q продаж = QD.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 8 – Взаимодействие спроса и предложения

 

Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия

Изменения в  рыночном равновесии происходят вследствие изменений неценовых факторов.

Воздействие государства  на рыночное равновесие.

На практике государство часто вмешивается  в рыночное ценообразование. Основными  средствами государственного воздействия на рынок являются:

1 налоги и субсидии;

2 прямое регулирование цен;

3 регулирование обращающихся на рынке товаров.

Самым мягким средством  государственного вмешательства в  работу рыночного механизма считаются  налоги.

Рассмотрим  последствия введения поштучного (акцизного) налога, уплачиваемого продавцом.

Введение акциза сдвигает кривую «S» влево на величину налога (Т). Спрос и предложение уравниваются при цене Р1 , которая выше цены Р0 . Однако, изменение цены, как правило, меньше налога. Это означает, что налоговое бремя ложится на обе стороны. Относительная доля покупателя и продавца в общей сумме налоговых сборов (Т×Q1) зависит от наклона кривых «D» и «S» или гибкости рыночного поведения. Тот, кто имеет более гибкое поведение (более пологий наклон графика) платит меньшую часть налога (Т).

 


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 9 – Рыночное равновесие под воздействием государства

Менее пригодным  инструментом государственного влияния  на рынок является регулирование  цен, так как оно затрагивает  само действие рыночного механизма.

Рассмотрим  последствия установления верхней  границы цены (социально-низкой Р) для защиты интересов малоимущих потребителей. Если «потолок цены - РГ» находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит (А-В). Он превращается в хронический, так как механизм его преодоления заблокирован. Кривая предложения искусственно «обрубается» до отрезка (ОА). В результате хронического дефицита возникает необходимость нормированного распределения товара Q, неизбежно развивается теневая экономика, черный рынок и т.д.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 10 –  Регулирование цен под воздействием государства

 

На графике  это показано сдвигом кривой «S»  влево до «S1» вокруг точки А. В  результате:

общая кривая предложения  приобретает вид ломанной кривой (OAS1);

Р1 – цена черного  рынка, значительно выше не только государственной, но и цены равновесия (Р0);

Q1 – объем  продаж с учетом черного рынка  меньше равновесного объема продаж (Q0).

Аналогичны  последствия при установлении нижней границы цены («цены пола»). Фиксация цен означает отключение рыночного  механизма.

Регулирование рыночного предложения осуществляется посредством лицензий и квот по экспортно-импортным операциям.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 11 –  Регулирование рыночного предложения

Пусть устанавливается  квота на уровне Q1 (Q1 < Q0). Кривая предложения  становится ломанной кривой. Цена возрастает до Р1. В итоге люди получат товара «Q» в меньшем количестве и по более высокой цене.

Модели рыночного  равновесия:

Одним из вариантов  выступает условно устойчивое равновесие, когда цена стремится к прежнему равновесному значению, но никогда  не достигает его.

«Паутинная  модель»: данная модель поиска равновесия является одной из наиболее простых  динамических моделей рынка. Она  отражает поведение производителей с фиксированным циклом производства, когда решение об объеме производства принимается с учетом уже сложившейся и ранее принятое решение в дальнейшем уже не может быть существенно изменено. Нет возможности также сделать запас или использовать ранее созданный запас.

Модель Вальраса и Маршалла.

Данные модели были представлены в Х1Х веке известными теоретиками Л. Вальрасом и А. Маршаллом.

I. Поиск рыночного  равновесия в первой модели  начинается с анализа дефицита. Предположим, сложилась цена Р1. Производители ограничиваются объемом  Q1. Покупатели предъявляют спрос  Q2. Возникает избыточный спрос  или дефицит. Потребители начинают конкурировать и борьба обостряется. Это приводит к повышению цен. Движение покупателей идет по линии D вверх. По линии предложения S вверх движутся производители, реагируя на настроения покупателей. Они встречаются в точке Е, дефицит исчезает, спрос предложению.

При цене Р2 возникает  избыток предложения или перепроизводство. Это дополняется конкуренцией на рынке производителей. Они начинают снижать цену предложения. Часть производителей будет вынуждена сократить производство, т.к. эти условия им уже невыгодны.

Информация о работе Теоретические основы спроса и предложения как элементов рыночного механизма. Теоретические основы спроса