Теоретические основы спроса и предложения как элементов рыночного механизма. Теоретические основы спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных ее элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему.
Первым и важнейшим элементом рыночной экономики выступают производители и потребители. Они формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие - потребляют его. Потребление подразделяется на личное и производительное. При личном потреблении товары выбывают из сферы производства и используются для удовлетворения личных нужд населения.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы спроса и предложения как элементов рыночного механизма 5
1.1 Сущность спроса, кривая спроса, закон спроса 5
1.2 Факторы изменения спроса 8
1.3 Эластичность спроса 10
2 Предложение, кривая предложения, закон предложения 13
2.1 Предложение и факторы, его определяющие 13
2.2 Эластичность предложения 15
3 Модель взаимодействия спроса и предложения 18
Заключение 22
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

Курсовая по микро Теоретические основы спроса и предложения как элементов рыночного механизма.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

 
 

Введение

3

1

Теоретические основы спроса и предложения как  элементов рыночного механизма

5

1.1

Сущность спроса, кривая спроса, закон спроса

5

1.2

Факторы изменения  спроса

8

1.3

Эластичность  спроса

10

2

Предложение, кривая предложения, закон предложения

13

2.1

Предложение и  факторы, его определяющие

13

2.2

Эластичность  предложения

15

3

Модель взаимодействия спроса и предложения

18

 

Заключение

22

 

Список использованной литературы

25


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных ее элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему.

 Первым и  важнейшим элементом рыночной  экономики выступают производители  и потребители. Они формируются  в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие - потребляют его. Потребление подразделяется на личное и производительное. При личном потреблении товары выбывают из сферы производства и используются для удовлетворения личных нужд населения.

Производительное потребление выступает как продолжение процесса производства, когда товар используется для дальнейшей переработки другими производителями. В этом случае взаимодействие между производителями и потребителями устанавливается в качестве обмена результатами деятельности. В рыночном хозяйстве оно отличается постоянством, строится на основе специализации и проявляется в форме оптовых рыночных сделок.

Вторым элементом  рыночной экономики выступает экономическая  обособленность, которая обусловлена  частной или смешанной формами собственности на базе корпоративного управления производственными единицами.

Третий важнейший  элемент рыночной экономики - цены. Они предмет особого исследования. Первое - цены складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры. Второе - цены определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом районе. Границы этой сферы определяются трансакционными издержками, т.е. издержками обращения, связанными с обменом.

Четвертым центральным  звеном рыночной экономики являются две составляющие: спрос и предложение. Спрос выступает на рынке в  виде потребности в товарах. Потребители  могут купить эти товары при сложившихся  ценах и денежных доходах. Предложение выступает в качестве стимула к применению наиболее экономичных методов производства и эффективного использования ресурсов. Спрос и предложение являются важнейшими элементами рыночного механизма, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.

Пятый элемент  рыночного механизма - конкуренция. Она обеспечивает максимизацию прибыли  и на этой основе расширение масштабов  производства. Конкуренция выступает  в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций. Адам Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т д.

Спрос –  важнейшая  составляющая  рыночного процесса.

От  правильного  определения уровня  спроса  зависит эффективная деятельность  предприятия и экономики государства в целом.

Рассматривая  модель  спроса для  одного  товара  можно  выяснить различия  цен  и  объёма  производства  отдельных  товаров  и  услуг,  также,  почему  равновесные  цены  и  равновесные  объёмы  отдельных товаров  в  разные  периоды  отличаются.

Предложение (sapply - англ.) - это готовность фирм, изготовителей  и продавцов товаров предоставить на рынок определенное количество товаров  по данной цене. Цена и количество товара здесь изменяются и взаимодействуют не направленно: повышение цены вызовет увеличение количества товаров, предлагаемых к продаже. И наоборот, понижательная тенденция цены означает необходимость сокращения производства и предложения товаров на рынки. Важнейшим и определяющим фактором здесь выступает цена. Этим обусловливается актуальность выбранной темы. Также актуально то, что   важнейшим инструментом рыночной экономики являются  спрос  и предложение. Рыночное равновесие и равновесная цена существуют  на рынке  при равенстве величины спроса величине предложения  данного товара.  При равновесной цене отсутствует как избыток – превышение величины  предложения  над  величиной  спроса,  так  и  дефицит  - превышение  величины  спроса над величиной предложения.

Целью работы является изучение законов спроса и предложения  и их роли в установлении равновесной  цены и уравнении стоимости и  ценности товаров и услуг, 

В соответствии с целью были поставлены следующие  задачи:

1 Изучить закономерности спроса и сущность закона спроса;

2 Рассмотреть  сущность предложения и факторы  воздействия на него;

3 Охарактеризовать  понятие рыночного равновесия.

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы спроса и предложения как элементов рыночного механизма

 

 

1.1 Сущность спроса, кривая спроса, закон спроса

 

Любой покупатель стремится максимально полно  удовлетворить все свои потребности  путем приобретения различных товаров. Однако он ограничен в своих действиях  имеющейся в его распоряжении суммой денег, которые он имеет возможность передать в обмен на необходимый ему набор товаров. Таким образом, покупатель будет стремиться составить определенную комбинацию различных планируемых для покупки товаров, которая будет доступна для него по своей общей стоимости и одновременно наилучшим образом удовлетворит его индивидуальные потребности в целом. Формируется индивидуальный спрос – намерение покупателей покупать нужные им товары, подкрепленное их возможностью оплатить эти товары. Однако  модель  спроса   для  одного  товара  оставляет  без  ответа несколько  важных  экономических  вопросов.  Например,  такие  как почему  общий  уровень  цен  остаётся  относительно  постоянный  в  одни периоды,  и  резко  повышаются  в  другие,  почему  цены вообще повышаются  или понижаются.

Чтобы  ответить  на  эти  и  другие  вопросы  необходимо  объединить отдельные  рынки  страны  в  единый  общий  рынок,  т. е.  объединение всех  цен  на  отдельные  товары  и  услуги,  а  также  объединение  всего равновесного  количества  товаров  в  реальный  объём  национального производства.

Процессу обмена товаров на конкурентном рынке присущи  свои законы. Они обнаруживаются в  особенностях экономического реагирования участников рынка на соотношения  количества обмениваемых товаров и их цен. Так, одним из важнейших законов, "управляющих" процессом товарообмена и ценообразования на конкурентном рынке выступает закон спроса. Своеобразие закона спроса - в обратной зависимости между ценой и количеством покупаемого товара: чем выше цена, тем меньшее количество товаров будет куплено потребителями. И наоборот, если цена снижается - количество покупок данного товара возрастает.

Общий спрос  для некоторой группы покупателей  является суммой индивидуальных спросов. Ясно, что для исследования спроса удобно определить его количественную трактовку.

В целях анализа  под спросом на определенный товар  понимается зависимость платежеспособной потребности покупателей, имеющих  доступ к определенному рынку, в  определенном количестве этого товара от существующей цены на этот товар, то есть готовность покупателей приобретать данный товар в различном количестве при различных предлагаемых покупателю ценах на этот товар. При этом все иные факторы, существенные для решения о покупке, предполагаются неизменными. Предположим, что существует некоторый набор потребностей покупателя, удовлетворяемых каждая своим товаром. На каждый из товаров существуют определенные цены, и покупатель решил для себя, что его общая удовлетворенность всеми покупками в целом будет оптимальна, если он купит эти товары в некоторых определенных количествах.

При снижении цены на любой из товаров часть имеющихся  у покупателя средств остается свободной  для дополнительного использования  и лучшего удовлетворения одной  или нескольких его потребностей.

В зависимости  от приоритетов покупателя в удовлетворении своих различных потребностей может  увеличиться спрос либо только на исследуемый товар, либо на любой  другой из товаров, либо на несколько  товаров, включая или исключая исследуемый, в любой пропорции. То есть со снижением цены спрос на товар, по крайней мере, не снизится. Кроме того, в реальности в большинстве случаев существуют близкие по назначению товары, способные удовлетворить одну и ту же потребность, но отличающиеся, например, по сложности извлечения из них пользы, по продолжительности временного интервала, в течение которого возможно извлечение из них пользы, по интенсивности удовлетворения ими соответствующей потребности покупателя.

Предположим, что  до снижения цены на исследуемый товар фиксированную сумму можно было с чуть большей пользой направить на покупку близкого другого товара: условно, 5 единиц товара-1 давало чуть меньшее удовлетворение по сравнению 15 единицами товара-2, и поэтому приобретался товар-2.  Если же цена товара-1 снизилась, то у покупателя появляется возможность на те же деньги купить либо, скажем, 7 единиц товара-1, либо те же 15 единиц товара-2, количественный прирост товара-1 вполне может компенсировать разницу в степени полезности товара-1 и товара-2, и выбор будет сделан в пользу товара-1, на который снизилась цена. То есть снижение цены делает товар более привлекательным для покупателя по сравнению с альтернативным близким по назначению товаром. И спрос на подешевевший товар может возрасти еще и за счет выбора в его пользу по сравнению с альтернативным товаром (но может и остаться прежним, если количественный прирост недостаточен для покрытия разницы полезности).

Постоянство спроса на определенный товар при снижении цены на него хотя и вероятно, но не может бесконечно сохраняться при постепенном дальнейшем снижении цены. Используя сэкономленные на покупке данного товара средства на повышенное удовлетворение иных потребностей, покупатель, в конце концов неизбежно захочет лучше удовлетворить свою потребность, связанную именно с данным товаром, поскольку она будет отставать от удовлетворения иных потребностей. Тот же вывод следует из того, что количественный возможный прирост данного товара по сравнению с альтернативным, в конце концов приведет к выбору большего количества товара-1 по сравнению с прежним количеством товара-2. Из того, что для разных покупателей приоритеты удовлетворения потребностей и оценка соотношений полезности альтернативных товаров будут расставлены по-разному, следует, что общий спрос на определенный товар будет возрастать при снижении его цены и неизменности всех прочих факторов. Кроме того, при более высокой цене часть потенциальных покупателей, пусть даже имевшая доступ к данному рынку, не могла себе позволить покупать данный и альтернативный товар: соответствующая данному товару потребность вполне могла быть наименее актуальной для некоторых покупателей, и они могли вовсе отказываться от удовлетворения соответствующей потребности ввиду недостаточного дохода.

При снижении же цены некоторые покупатели уже станут способны покупать данный товар, и спрос будет расти еще и за счет увеличения количества покупателей. Измеряя спрос количеством товаров, которые покупатели готовы купить (Q), можно выразить зависимость спроса от цены (P)  некоторой убывающей функцией Q=D(P) и наглядно представить закон спроса графически в виде так называемой кривой спроса (рисунок 1).

 

Рисунок 1 –  Кривая спроса

 

Следовательно вышеприведенные рассуждения не могут претендовать на абсолютную точность в любой ситуации. Например, невозможно круглосуточно удовлетворять свою потребность в просмотре кинофильмов или бесконечно наращивать покупки стиральных машин даже при исключительно малой их цене; существенным является и то, является ли некоторое минимальное количество товара принципиально важным для физического выживания человека. Исходя из этих соображений, об убывающем характере кривой спроса в общем случае можно вполне уверенно говорить лишь для «обычной» ситуации, и из этих соображений  при «слишком» больших и «слишком» малых значениях Q поведение кривой спроса на вышеприведенном графике должно исследоваться особо. На наличие у покупателей желания и возможности покупать данный товар по определенной цене (то есть на положение и точную форму вышеприведенной кривой D в осях Q и P) влияет множество факторов, называемых неценовыми детерминантами спроса, которые предполагались фиксированными при построении кривой спроса, но в реальности, естественно, могут изменяться.

Информация о работе Теоретические основы спроса и предложения как элементов рыночного механизма. Теоретические основы спроса