Сущность и виды маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что сегодня, даже оперируя в условиях относительно стабильного рынка, выпуская давным-давно известные изделия, традиционные товары, нужно заботиться не только о снижении цен, но и о повышении качества, об улучшении хотя бы некоторых потребительских свойств своей продукции. Причем надо заранее знать, какие именно свойства волнуют потребителя в первую очередь. Для этого, собственно, и нужен маркетинг.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Полит.эконом.docx

— 59.67 Кб (Скачать)

Оглавление  
 

Введение………………………………………………………………...2

         1. Сущность маркетинга…………………………………………….....….3

         1.1. История развития маркетинга в России и Зарубежных стран….….3

         1.2. Основные понятия маркетинга………………………………………6

2. Функции  и виды маркетинга………………………………………...8

2.1.Виды маркетинга…………………………………………………....8

2.2. Основные  функции маркетинга……………………………………13

3. Проблемы  маркетинга и способы их решения…………………..…18

3.1. Основные  проблемы маркетинга…………………………………..18

          3.2. Способы  решения проблем маркетинга …………………………...21

Заключение……………………………………………………………..….27

Список  используемой литературы……………………………………….29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Представленная работа посвящена теме «Маркетинг, его сущность и функции.»

     Проблема  данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

     Еще в начале XX в. были разработаны основы науки, показывающей, каким образом  надо управлять рыночной деятельностью, чтобы с меньшим риском добиться максимальных результатов, как регулировать некоторые рыночные процессы, чтобы  обеспечить себе преимущество на рынке, и как, наконец, нужно изучать  рынок, чтобы не действовать методом  проб и ошибок, а представлять себе четкую перспективу действий. Эта  наука и отрасль прикладной деятельности получили название маркетинга.

     Актуальность  темы курсовой работы состоит в том, что сегодня, даже оперируя в условиях относительно стабильного рынка, выпуская давным-давно известные изделия, традиционные товары, нужно заботиться не только о снижении цен, но и о  повышении качества, об улучшении  хотя бы некоторых потребительских  свойств своей продукции. Причем надо заранее знать, какие именно свойства волнуют потребителя в  первую очередь. Для этого, собственно, и нужен маркетинг.

     Основная  цель курсовой работы состоит в изучении понятия и сущности маркетинга, его  характеристик.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1.Изучить историю развития маркетинга в зарубежных странах и России

2.Дать определение понятию маркетинга, раскрыть его сущность и рассмотреть классификацию видов маркетинга

3. Определить функции маркетинга

4. Охарактеризовать проблемы маркетинга и способы их решения.  
 

Глава 1. Сущность маркетинга 

1.1 История развития маркетинга в России и Зарубежных странах 

     Можно выделить несколько периодов в развитии Российского маркетинга.

     Первый  период можно обозначить временным  интервалом 1880-1917 год. В это время  шло быстрое развитие промышленного  потенциала России на основах предпринимательства. В практике Российского предпринимательства  этого периода использовалось много  элементов маркетинга. В частности  Российские предприниматели широко использовали печатную и настенную  рекламу, некоторые элементы Паблик Рилейшинз. Например, в России проводилось  много промышленных выставок и ярмарок (функционировала знаменитая Нижегородская  ярмарка, которая определяла европейские  цены на ряд товаров, например, на зерно в России была развита индустрия производства средств упаковки.

     Развитие  теории и практики маркетинга в России было почти полностью прервано в 1917 году. В течение пяти лет в  стране существовал дефицит практически  всех товаров, была разрушена значительная часть промышленных мощностей. Это  было связано с первой мировой  войной, двумя революциями 1917 года, гражданской войной. Эти годы в  стране существовала жесткая распределительная  система "военного коммунизма".

     Третий  период в развитии Российского маркетинга длился с 1922 года по 1928 год. Он был связан с НЭПом (новой экономической  политикой), введенным В. И. Лениным. В России снова начало развиваться  предпринимательство, которое нуждалось  в использовании маркетинга. В  практической экономической деятельности были быстро восстановлены элементы маркетинга. Появилось несколько  научных организаций, занимающихся проблемами маркетинга, в частности  Конъюнктурный институт в Москве.

     С началом реформ М.С. Горбачева в 1985-1986 годах начинается и новый этап в развитии Российского маркетинга. 1

     Прежде  всего, активизировалась деятельность в области международного маркетинга. Возникли посреднические фирмы и  коммерческие общества с участием акционерного капитала советских организаций, оказывающих  маркетинговые услуги при экспорте различной, стандартной продукции  машиностроения (автомобили, электродвигатели, тракторы и т.п. )

     В России на сегодняшний день маркетинговую  деятельность в том или ином виде осуществляют производственные предприятия  и предприятия сферы услуг, проектно-ориентированные  структуры, некоммерческие организации, образовательные и лечебные заведения, отдельные личности, политические деятели, знаменитости - самые различные субъекты рыночной деятельности. Таким образом, степень охвата маркетинговой деятельностью  в стране сегодня достаточно велика, но глубина и направления развития не имеют ничего общего со странами Европы и Америки.

     Далее рассмотрим историю развития маркетинга в Зарубежных странах.

     В мировой практике маркетинг появился не сразу. Он - результат многолетней  эволюции взглядов менеджеров на цели, задачи и методы развития производства и сбыта. Стимулирование продаж, реклама, методы связей с общественностью  применялись еще в древнем  Риме, а может быть, и раньше.

     Известный политэконом Адам Смит еще во второй половине XVIII века в своем труде  “Богатство общества” писал о  том, что у производителя нет  большей заботы, чем удовлетворение запросов потребителей.

     По  оценкам некоторых экономистов, время маркетинга относится к  периоду, последовавшему за «великой депрессией», охватившей Запад в 1923-1933 гг., другие считают, что это период начала 50-х  годов XX столетия. Но его история  гораздо старше.

     Появление маркетинга, с точки зрения Питера Друккера, связано с Японией. По его  мнению, маркетинг появился в Японии примерно в 1650 г., когда первый член семьи Мицуи поселился в Токио и открыл там магазин, который может быть назван первым универмагом. Там он проводил политику, на 250 лет предвосхитившую то, что осуществляли потом крупнейшие торговые фирмы, а именно:

  1. Стал покупателем для своих потребителей, закупая в лавку те продукты и товары, которые были нужны им;
  2. Искал средства и источники для их производства;
  3. Ввел принцип безусловного возврата денег за возвращаемый товар;
  4. Значительно расширил ассортимент товаров для покупателей.
 

     На  Западе маркетинг возник в середине XIX века. Первым, кто указал на то, что  маркетинг должен стать центральной  функцией предприятия, а создание круга  потребителей - специальной работой  менеджера, был Сайрус Маккормик. И  хотя он больше известен как конструктор  первого комбайна, тем не менее  именно он создал такие направления  современного маркетинга, как изучение и анализ рынка, принципы ценовой  политики и сервисного обслуживания. Все это привело к процветанию  его фирмы «ИнтернэшнлХарвестер.2

     Как академическая дисциплина маркетинг  впервые возник в Америке. В этот период маркетинг увязывался главным образом лишь с реализацией товаров: основное внимание уделялось вопросам организации сбыта, торговли и рекламы.

     Также стали возникать международные организации - Европейское общество исследования маркетинга и общественного мнения (ЭСОМАР), Европейская академия маркетинга, Международная Федерация маркетинга (ИМФ).

     С конца 80-х - начала 90-х годов наблюдался процесс глобализации маркетинга. Так, в 1992 г. в г. Канберре (Австралия) прошла международная конференция по глобальному  маркетингу, которая провозгласила: «Маркетинг - это все». 

1.2. Основные понятия маркетинга 

     Маркетинг - понятие сложное, динамичное, многоплановое, что объясняет невозможность  в одном универсальном определении  дать полную характеристику, адекватную его сущности, принципам и функциям. На сегодняшний день экономической  науке известно около 2000 определений, каждое из которых рассматривает  ту или иную сторону маркетинга.

     Маркетинг (от англ. market - рынок) - система управленческой, регулирующей и исследовательской  деятельности, направленной на эффективное  доведение товаров от сферы производства до сферы потребления. На цивилизованном рынке складывается механизм, который  обусловливает получение прибыли  удовлетворением спроса.3

     Маркетинг - это социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные  лица и группы лиц удовлетворяют  свои нужды и потребности благодаря  созданию товаров и потребительских  ценностей и обмену ими.

     Маркетинг вписывается в рыночный механизм, позволяя оптимизировать взаимный поиск  продавца и покупателя, стимулировать  спрос, использовать в качестве регулятора рыночных процессов цену и другие рыночные инструменты, ориентировать  производство на интересы рынка. Тем  самым маркетинг снижает степень  стихийности развития рынка. Он формирует  систему изучения и прогнозирования  рынка, обеспечивая его «прозрачность» и предсказуемость развития.4

     Современная концепция маркетинга заключается  в ориентации предпринимателя на потребителя.

К основным принципам маркетинга относят:

  1. Тщательный учет при принятии решений потребностей, состояния и динамики спроса, рыночных условий и конъюнктуры.
  2. Создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы создания лояльных потребителей.
  3. Информирование потенциальных потребителей о продуктах организации и воздействие на потребителей с помощью всех доступных коммуникационных средств с целью склонить их приобрести именно данный продукт.

          4. Стремление не только удовлетворять, но и создавать потребности.

          5. Оценка эффективности маркетинга с позиций конечной эффективности деятельности организации, прежде всего ее рыночной стоимости. 5

     Маркетинг согласно его широкому пониманию  – это социально-управленческий процесс, посредством которого индивидуумы  и группы людей путем создания продуктов и их обмена получают то, в чем они нуждаются. В основе этого процесса лежат следующие  ключевые понятия: потребность, желание, спрос, продукт, обмен, сделка, рынок  .

       В основном, люди воспринимают понятие "маркетинг" классически, т.е. считает его деятельностью, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю. Но сейчас этого определения недостаточно, Американская ассоциация маркетинга дала более точное определения маркетинга в современных условиях: маркетинг - это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена.

     Таким образом, другими словами, маркетинг – это такая философия управления, направления ее реализации, когда разрешение проблем потребителей путем эффективного удовлетворения их запросов ведет к успеху организации и приносит пользу обществу. 
 
 

Глава 2. Функции и виды маркетинга 

2.1. Виды маркетинга 

       В данной главе мы более подробно рассмотрим основные виды маркетинга.

       Маркетинг - это целостная концепция управленческой деятельности фирмы, которая характеризуется  единой сущностью, общими принципами и  функциями и направлена на ориентацию производства и сбыта, на запросы  конечных потребителей. Однако в зависимости  от акцентов в самой маркетинговой  деятельности, а также в зависимости  от сферы и объекта применения маркетинговой концепции управления, различают разнообразные виды маркетинга.

Информация о работе Сущность и виды маркетинга