Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 21:09, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью работы является изучения финансовой системы Республики Казахстан.
Для реализации поставленной цели были обоснованы и решены следующие задачи:
- показать ключевую роль финансовой подсистемы в дестабилизации всей национальной экономики на примере Республики Казахстан;
- определить значение дезинтеграции реального и финансового секторов национальной экономики в торможении рыночных реформ в период перехода;
- изучить направления формирования финансовой и макроэкономической сбалансированности национальной хозяйственной системы и предложить универсальные схемы, инструменты и конкретные методы принятия государством адекватных политических решений.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы формирования финансовой системы государства……………………………………………………………………...6
1.1 Понятие и сущность финансовой системы……………………………….6
1.2 Структура финансовой системы и ее равновесие………………………..8
Глава 2. Анализ современного состояния финансовой системы Республики Казахстан………………………………………………………………………16
2.1 Законодательные основы функционирования финансовой системы РК…....................................................................................................................16
2.2 Анализ развития звеньев финансовой системы РК……………………..18
2.3 Анализ роли и значения НБ и КФН РК в реализации совокупной финансовой политики на денежном рынке РК……………………………...27
Глава 3. Перспективы развития финансовой системы в условиях нестабильности глобальных денежных рынков…………………………….30
3.1 Развитие систем антицикличного регулирования со стороны финансовых регуляторов………………………………………………..…....30
3.2 Передовые способы покрытия рисков нестабильности финансовой системы………………………………………………………………………...33
Заключение…………………………………………………………………….36
Список использованной литературы………………………………………...39
7). Разработать Концепцию управления государственной собственностью и национальным имуществом. В рамках этой концепции появляется возможность оценить целесообразность существования таких мегахолдингов как «Самрук-Казына», качественно реформировать систему налогообложения путем перехода от налогообложения прибыли и предпринимательского дохода к рентным принципам, существенно повысить независимость налоговой базы и выровнять экономические условия деятельности природоэксплуатирующих отраслей.
Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Антициклический характер мер достигается с помощью разрабатываемых государством стратегий, прогнозов, программ для достижения устойчивого развития экономических систем.
В рамках диверсификации рисков на первоначальном этапе в большинстве случаев принятие значительного количества антикризисных мер было воспринято рынками негативно, давая тем самым сигнал о том, государства данными мерами признают о возможных скрытых масштабах распространения риска подверженности развитию кризисной ситуации.
Таблица 5 - Меры по обеспечению стабильности финансовой системы
Проблема: Адекватность капитала рискам | |
Повышение капитализации до уровня, адекватного потенциальным рискам |
Рекапитализация (выкуп и подписка под новый или имеющиеся объемы акций и субординированного долга) |
Принудительная национализация финансовых институтов | |
Адресная поддержка |
Предоставление кредитов в качестве кредитора последней инстанции финансовым институтам со стороны правительства или центральных банков |
Повышение качества активов |
Выкуп проблемных активов |
Комплексное решение проблем с
фондированием, гарантированием обязательств,
выкупом активов и осуществлени |
Создание специализированных институтов/фондов по поддержке финансовых институтов |
Проблемы: Повышение волатильности финансовых рынков | |
Ограничение спекулятивных операций на внутренних рынках |
Запрет на проведение коротких продаж по всему рынку или по ограниченному списку ценных бумаг, требования к раскрытию информации |
Увеличение ресурсной базы ЦБ по удовлетворению спроса на ин.валюту |
Кредиты МВФ |
Стабилизация ценовых |
Интервенции на внутренних валютных рынках |
Интервенции на организованных рынках ценных бумаг | |
П р и м е ч а ни е – составлено автором по данным анализа Отчета о финансовой стабильности НБ РК за 2011 г. |
Кроме того, будут усовершенствованы механизмы государственного регулирования финансового сектора, в том числе накопительной пенсионной системы. В мировой практике существует несколько моделей надзора над финансовым сектором, и так как большинство стран отдает предпочтение единому надзорному органу - центральному банку, или специально созданной структуре в нашей стране также было упразднено КФН и РФЦА и они были введены в составе НБ РК.
3.2 Передовые
способы покрытия рисков
Несмотря на предпринимаемые Правительством меры, угроза нестабильности финансовой системы Казахстана не только остаются, но и приобретают особую актуальность. К такому выводу пришли как независимые аналитики, так и официальные эксперты
Главные регуляторы финансовой системы — Национальный банк Казахстана и Агентство по регулированию и надзору финансового рынка (КФН) — делают не слишком оптимистичные прогнозы в отношении дальнейшего состояния отечественного банковского сектора. У банков растут кредитные риски, что, естественно, не добавляет гарантий стабильности финансовой системы. Но, с другой стороны, негативное влияние в определенной степени могут оказать и государственные вливания в этот сектор: воодушевившись оказанной помощью, финансовые институты вполне могут «увлечься» и попытаться «растащить», по сути, единственную гарантию стабильности для страны в целом — Национальный фонд.
В совместном отчете о финансовой стабильности страны эксперты Нацбанка и КФН отмечают, что наиболее существенным фактором уязвимости в настоящее время является «рост кредитных рисков, формирование резервов для покрытия которых оказывает давление на прибыльность и будущую капитализацию банковской системы». По их мнению, в перспективе, в условиях замедления мировой экономики, рецессии крупных экономических держав и неустойчивости мировых финансовых институтов, неблагоприятная конъюнктура не только финансовых, но и товарных рынков вполне может привести «к обострению рисков дальнейшего замедления экономического роста в Казахстане и дефициту финансирования платежного баланса». Это в свою очередь приведет к увеличению потенциальной нагрузки на международные резервы страны. Кроме того, следует учитывать и весьма вероятный рост дефицита бюджета в силу объявленного увеличения объемов поддержки экономики до 20 процентов ВВП, использования активов Национального Фонда и сокращения потенциала реального сектора экономики [11].
В отчете отмечается, что
в нынешних условиях «существенно возрастает
кредитный риск банковской системы».
«Замедление экономического роста
и ухудшение финансового
При этом качество кредитного портфеля банков второго уровня, по мнению специалистов Нацбанка и КФН, в дальнейшем может ухудшаться. Несмотря на то, что в настоящее время показатели оценки качества кредитного портфеля не превышают критически допустимых значений, эксперты отмечают «устойчивый рост в динамике», что создает угрозу для стабильности банковского сектора. Наблюдаемые тенденции показывают, что ситуация будет ухудшаться.
Все опасения в отношении высоких темпов роста активов, как фактора риска, угрожающего их качеству в случае замедления роста экономики, наглядно оправдались под давлением последствий глобальной турбулентности для отечественной экономики [12].
Проанализировав реакцию населения на ситуацию в банковском секторе, регуляторы пришли к выводу, что мелкие вкладчики, чьи депозиты подлежат гарантированию, реагируют на все изменения оценки рисков банковского сектора, вне зависимости от специфики рисков. В то время как крупные вкладчики, наоборот, большее значение придают рискам «в разрезе» для каждого банка. Однако вхождение государства в капитал крупных банков и предпринятые Правительством страны меры по гарантированию вкладов значительно снижают риски несостоятельности банков и, соответственно, укрепляют доверие к финансовой системе. Поэтому аналитики полагают, что население должно проявлять гораздо больший интерес именно к банковским инструментам вложения средств, нежели к альтернативным. И если до недавнего времени хорошей альтернативой тому же банковскому депозиту считалось вложение средств в недвижимость, то на сегодняшний день именно наличие государственных гарантий в банковском секторе «на фоне непрозрачности рынка недвижимости делает маловероятным выбор в пользу вложений в недвижимость как альтернативы банковским инструментам с фиксированной доходностью».
Таким образом, «с учетом совокупности факторов в краткосрочной перспективе логично ожидать сохранения низких ценовых уровней (возможного некоторого снижения цен в Алматы) с началом постепенного восстановления цен не ранее конца этого года». Вместе с тем, по мнению экспертов, в определенной мере негативно может повлиять и государственная поддержка. Поэтому они советуют Правительству при поддержке банковского сектора не развивать в банках «аппетит к риску», а справедливо делить затраты и риски с другими акционерами. Аналогично должны быть максимально эффективно проработаны вопросы выкупа Фондом стрессовых активов проблемных активов банков и вопросы реструктуризации, с тем чтобы «исключить неоправданные конкурентные преимущества банков, использовавших наиболее рискованную стратегию, а также исключить стремление заемщиков к сознательному дефолту в целях получения возможности по реструктуризации своих обязательств». Особое внимание, по их мнению, должно уделяться эффективности использования государственных ресурсов, особенно учитывая сокращение возможностей бюджета и использования «подушки безопасности» в виде Национального фонда.
Международные эксперты признали, что в условиях нестабильности не нужно слишком спекулировать на тему морального риска. Вместе с тем, важно учитывать необходимость минимизации данного риска в долгосрочной перспективе, что предполагает выработку наиболее эффективной модели решения структурных проблем сектора и последующего выхода государства из системы. Дополнительно государственная политика должна создавать достаточные стимулы по использованию внутренних источников роста финансовой системы.
Подводя итоги, определим основные
понятия и структура
1. Финансы являются
одной из важнейших
2. Органы государственной власти
и управления посредством
3. Понятие «финансовая система» охватывает совокупность отношений, на основе которых образуются и используются соответствующие фонды денежных средств, а также органов, организующих эти отношения.
4. Налоги, а также затраты
на их взимание должны быть
по возможности минимальными. Это
условие наиболее тяжело
5. Главное звено финансовой
системы - бюджетная система должна
служить более справедливому
распределению доходов, не
6. Кредитная система должна соответствовать структурной экономической политике, иметь четко очерченные экономические цели;
7. Порядок взимания
страховых взносов должен
Этими основными принципами необходимо руководствоваться и нам при создании новой финансовой системы РК. При этом, разумеется, речь идет не о механическом копировании, а о творческом осмыслении, опирающемся на глубокое изучение истории развития и своевременного состояния казахстанской экономики.
Подводя итог, хотелось бы отметить необходимость проведения финансовой реформы в стране, за необходимость осуществление которой уже долгое время выступают ведущие экономисты. Ими выделяются такие ее аспекты в развитии финансовой системы:
Финансовая реформа по своему содержанию — это весьма емкий комплексный процесс, включающий глубинные изменения и коренные преобразования существующих ныне бюджетных отношений. Для успешного осуществления любой радикальной реформы необходимо разработать подробную программу ее проведения с изложением последовательности этапов реформы и временных рамок ее реализации.
В заключении данной работы стоит сделать ряд выводов, касательно адаптации финансовых институтов в Республике Казахстан к реалиям рецесии:
1. Руководство РК эффективно
использует сложившуюся
2. Предоставляя поддержку
отечественным банкам, государство
рассчитывает на сохранение
3. Цель государства
- поддержать и сохранить
4. Как свидетельствуют
прогнозы рейтинговых агентств
«рецессия, обусловленная
Информация о работе Сущность, формы и виды предпринимательской деятельности