Сущность, формы и виды предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью работы является изучения финансовой системы Республики Казахстан.
Для реализации поставленной цели были обоснованы и решены следующие задачи:
- показать ключевую роль финансовой подсистемы в дестабилизации всей национальной экономики на примере Республики Казахстан;
- определить значение дезинтеграции реального и финансового секторов национальной экономики в торможении рыночных реформ в период перехода;
- изучить направления формирования финансовой и макроэкономической сбалансированности национальной хозяйственной системы и предложить универсальные схемы, инструменты и конкретные методы принятия государством адекватных политических решений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы формирования финансовой системы государства……………………………………………………………………...6
1.1 Понятие и сущность финансовой системы……………………………….6
1.2 Структура финансовой системы и ее равновесие………………………..8
Глава 2. Анализ современного состояния финансовой системы Республики Казахстан………………………………………………………………………16
2.1 Законодательные основы функционирования финансовой системы РК…....................................................................................................................16
2.2 Анализ развития звеньев финансовой системы РК……………………..18
2.3 Анализ роли и значения НБ и КФН РК в реализации совокупной финансовой политики на денежном рынке РК……………………………...27
Глава 3. Перспективы развития финансовой системы в условиях нестабильности глобальных денежных рынков…………………………….30
3.1 Развитие систем антицикличного регулирования со стороны финансовых регуляторов………………………………………………..…....30
3.2 Передовые способы покрытия рисков нестабильности финансовой системы………………………………………………………………………...33
Заключение…………………………………………………………………….36
Список использованной литературы………………………………………...39

Работа содержит 1 файл

Финансовая система - 30 - 2012.doc

— 358.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РК

КАЗАХСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

им. Т. Рыскулова

 

 

КАФЕДРА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему «СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ  И ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ:

Студент 1 курса очного отделения

факультет «Финансы»

специальность «Финансы»

ЖАЛЫНОВ Е.Е.

 

ПРОВЕРИЛА:

КРЫМОВА В.Ж.

доцент, к.э.н.

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………...3

 

Глава 1. Теоретические основы формирования финансовой системы государства……………………………………………………………………...6

1.1 Понятие и сущность финансовой системы……………………………….6

1.2 Структура финансовой системы и ее равновесие………………………..8

Глава 2. Анализ  современного состояния финансовой системы Республики Казахстан………………………………………………………………………16

2.1 Законодательные основы  функционирования финансовой системы  РК…....................................................................................................................16

2.2 Анализ развития  звеньев финансовой системы РК……………………..18

2.3 Анализ роли и значения НБ и КФН РК в реализации совокупной финансовой политики на денежном рынке РК……………………………...27

Глава 3. Перспективы развития финансовой системы в условиях нестабильности глобальных денежных рынков…………………………….30

3.1 Развитие систем  антицикличного регулирования со стороны финансовых регуляторов………………………………………………..…....30

3.2 Передовые способы  покрытия рисков нестабильности  финансовой системы………………………………………………………………………...33

Заключение…………………………………………………………………….36

Список использованной литературы………………………………………...39

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. Экономическая наука (подобно социологии и политологии) оказалась неподготовленной к радикальным структурным изменениям хозяйственных систем на территории бывшего Советского Союза в 90-е годы. Именно этим в значительной степени объясняется тот факт, что экономическая политика вновь возникших независимых государств не смогла остановить падение валового внутреннего продукта (ВВП), разрушение национального воспроизводственного потенциала, разрыв связей между производственной и финансовой подсистемами, мультипликацию неплатежей, ухудшение социально-экономического положения населения. А между тем успешное разрешение столь многосложных проблем будет означать окончание переходного периода и начало процесса поступательного развития постсоциалистических государств.

На рубеже веков в  переходных экономиках сформировалась определенная институциональная структура, которая предопределила направления  современных экономических и  политических реформ, был накоплен позитивный и негативный опыт реформирования национальных хозяйств. В результате возникла реальная возможность проанализировать структурные изменения в экономических системах в переходный период, выделить типичные для них связи, сформулировать закономерности их развития и понять причины негативных явлений, сопровождающих кардинальные реформы.

Одной из наиболее значимых характеристик переходной экономики  стала особая роль финансовой подсистемы в качестве доминанты развития национального  хозяйства в целом. Во многом это обусловлено общим ослаблением государственных институтов, временным отсутствием адекватной рыночной инфраструктуры, резким расширением числа хозяйствующих субъектов, а также появлением новых норм, правил и стереотипов их поведения в условиях неопределенности переходного периода. Постепенно в переходный период сформировался механизм воспроизводства макроэкономического неравновесия, центральным элементом которого стали национальные финансы.

Исследование возможностей восстановления равновесия в экономической и финансовой сферах на примере типичной переходной экономики, разработка в этой связи эффективной государственной политики исключительно актуальны, с теоретической точки зрения, и представляют несомненную практическую значимость в современных условиях.

До настоящего времени  остается открытым вопрос о механизмах формирования неравновесных структур в переходных экономиках, об инструментах восстановления их финансового равновесия, равно как и о закономерностях  развития несбалансированных хозяйственных систем в период перехода от одной модели экономического развития к другой. В этой связи приоритетной становится задача разработки и реализации адекватной концепции реформирования экономических систем с целью восстановления их сбалансированности и достижения устойчивого поступательного социально-экономического развития. Новизна поставленной задачи заключается в обосновании причин финансового порядка, обусловливающих нарушение макроэкономического равновесия в переходный период в форме дезинтеграции реального и финансового секторов, неэквивалентности платежно-расчетных отношений, неплатежей и т.п. Впервые эти идеи были апробированы на опыте Республики Казахстан при исследовании процессов экономической и финансовой дестабилизации в 90-е годы, которые осложнялись ускоренной интеграцией страны в новую структуру современного мирового хозяйства - геофинансовую экономику.

Таким образом, нерешенность целого комплекса фундаментальных  проблем экономического и финансового  порядка, сопровождающих переход социально-экономических систем от одной модели развития к другой, предопределила актуальность, цель и задачи исследования.

Цель и задачи исследования. Целью работы является изучения финансовой системы Республики Казахстан.

Для реализации поставленной цели были обоснованы и решены следующие задачи:

- показать ключевую роль финансовой подсистемы в дестабилизации всей национальной экономики на примере Республики Казахстан;

- определить значение дезинтеграции реального и финансового секторов национальной экономики в торможении рыночных реформ в период перехода;

- изучить направления формирования финансовой и макроэкономической сбалансированности национальной хозяйственной системы и предложить универсальные схемы, инструменты и конкретные методы принятия государством адекватных политических решений.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются взаимосвязи  между основными подсистемами национального  хозяйства Республики Казахстан, а  также механизм их стабилизации в  переходный период.

Объектом исследования выступают основные хозяйствующие субъекты национальной экономики: нефинансовые организации, финансовые институты, население, бюджетные организации, а также финансовые потоки между ними, обусловливающие основные макроэкономические процессы в Республике Казахстан.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды  отечественных и зарубежных ученых и практиков в области макроэкономики, теории финансов, финансов предприятий, финансового менеджмента и экономического анализа.

В связи с отсутствием прямых научных исследований в области проблем финансового равновесия в национальном хозяйстве в среде российских экономистов, теоретической основой исследования данной работы послужили труды современных зарубежных экономистов, среди которых - Р. Айснер, М. Алле, М Альбер, Р. Барро, М. Боскин, Дж. Бьюкенен, Е. Домар, Д. Казей, Дж. Кейнс, П. Козловски, В. Леонтьев, А. Лернер, В. Ойкен, Ж. Перар, Дж. Тобин, Дж. Хаан, Хайек, А. Хансен, К. Эрроу и др.

При подготовке были использованы появившиеся в последнее время статьи и публикации х экономистов и практиков, работающих в области государственных финансов, государственного долга, налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики: В. Андрианова, А. Астаповича, М. Бункиной, В. Белолипецкого, М Делягина, А. Илларионова, А. Симановского, В. Сумарокова, Я. Уринсона и др. Особое место отведено анализу теоретических трудов известных ученых - профессоров В.П. Шкредова и Ю.М Осипова, а также ведущих исследователей современной петербургской школы нравственной экономики. Среди казахстанских авторов были использованs работы Мельников В.Д., Адамбековой А.А., Нысанбаева С.Н., Тулембаевой А.Н. и др.

Исторический взгляд на проблемы исследования в настоящей  работе опирается на идеи теоретиков и практиков российской школы  финансов: СЮ. Витте, СЕ. Десницкого, Е.Ф. Кантрина, В.Н Коковцева, Ю. Крижанича, П.Н. Милюкова, Н.С Мордвинова, А.Д. Нечволодова, И.Х. Озерова, М.И. Сперанского, И.И. Янжула и др. Их усилиями были сформулированы основные концепции и принципы организации финансов в меновой экономике индустриального периода.

Структура работы: введение, основная часть, заключение и список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы формирования финансовой системы  государства

1.1 Понятие и сущность финансовой системы

 

Понятие «финансовая  система» охватывает совокупность отношений, на основе которых образуются и используются соответствующие фонды денежных средств, а также органов, организующих эти отношения [1]. Иногда понятие употребляется в узком смысле, только как совокупность финансовых учреждений государства, что неточно.

Термин «система»  означает множество элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих определенную целостность, единство. Замечательным свойством системы является проявление в ней синергетического эффекта - превышения системного эффекта по сравнению с результатами независимого функционирования отдельных элементов.

Действие  взаимосвязанных элементов - подсистем, которые классифицируются по разным критериям.

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы. [2]

Наряду с  понятием финансовой системы есть еще  обобщенное понятие финансово-кредитной системы, в которую включаются не только звенья, финансовой системы, но и кредитная система. Финансово-кредитная система объединение функционирует преимущественно в сфере материального производства, поскольку в непроизводственной сфере кредитные отношения ограничены, хотя   кредитные учреждения относятся   к непроизводственной сфере деятельности.

В основу построения финансовой системы положены следующие принципы:

1. Сочетание централизма и демократизма в организации финансовой системы; это проявляется в том, что при централизованном руководстве со стороны государственных финансовых органов, одновременно большие права и самостоятельность предоставляется местным  финансовым органам и хозяйствующим субъектам.

Демократическое начало в управлении отраслевыми  финансами проявляется в закреплении за хозяйственными органами капитала (основных и оборотных фондов), предоставление им права создавать денежные фонды различного целевого назначения и пользования ими.

Вышестоящие органы в пределах своих полномочии принимают решения о перераспределении части средств, помещаемых в отраслевые фонды и резервы, определяют порядок их целевого использования.

В предпринимательском  секторе финансовая самостоятельность выражена более полно: его участники свободно распоряжаются финансовыми ресурсами после выполнения обязательств перед государственной финансовой системой.

  1. Соблюдение национальных и региональных интересов. Требования этого принципа призваны обеспечить национальное равноправие в финансовых отношениях, равно как и социально приемлемый уровень развития регионов. Выражением его в построении финансовой системы является соответствие структуры  государственных финансовых органов национально-государственному и административно-территориальному устройству.

Каждая область, район и город имеют соответствующий аппарат финансовых органов. В низовых структурах могут отсутствовать специальные финансовые органы, тогда их функции выполняет аппарат местной администрации. Особое значение этот принцип приобретает в многонациональных государствах с федеративным устройством.

  1. Принцип единства финансовой системы предопределяется единой финансовой политикой, проводимой государством через Центральные финансовые органы, едиными целями, стоящими перед всеми финансовыми органами. Управление всеми звеньями финансов базируется на единых основных законодательных и нормативных актах. Единство финансовой системы заключается в общности главных источников финансовых ресурсов, вовзаимосвязи их движения, в перераспределении средств между 
    регионами, отраслями   для оказания необходимой финансовой поддержки. Принцип единства финансовой системы находит свое конкретное воплощение в системе взаимоувязки финансовых планов и балансов, разрабатываемых на всех уровнях управления экономикой.

Информация о работе Сущность, формы и виды предпринимательской деятельности