Сущность, формы и виды предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью работы является изучения финансовой системы Республики Казахстан.
Для реализации поставленной цели были обоснованы и решены следующие задачи:
- показать ключевую роль финансовой подсистемы в дестабилизации всей национальной экономики на примере Республики Казахстан;
- определить значение дезинтеграции реального и финансового секторов национальной экономики в торможении рыночных реформ в период перехода;
- изучить направления формирования финансовой и макроэкономической сбалансированности национальной хозяйственной системы и предложить универсальные схемы, инструменты и конкретные методы принятия государством адекватных политических решений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы формирования финансовой системы государства……………………………………………………………………...6
1.1 Понятие и сущность финансовой системы……………………………….6
1.2 Структура финансовой системы и ее равновесие………………………..8
Глава 2. Анализ современного состояния финансовой системы Республики Казахстан………………………………………………………………………16
2.1 Законодательные основы функционирования финансовой системы РК…....................................................................................................................16
2.2 Анализ развития звеньев финансовой системы РК……………………..18
2.3 Анализ роли и значения НБ и КФН РК в реализации совокупной финансовой политики на денежном рынке РК……………………………...27
Глава 3. Перспективы развития финансовой системы в условиях нестабильности глобальных денежных рынков…………………………….30
3.1 Развитие систем антицикличного регулирования со стороны финансовых регуляторов………………………………………………..…....30
3.2 Передовые способы покрытия рисков нестабильности финансовой системы………………………………………………………………………...33
Заключение…………………………………………………………………….36
Список использованной литературы………………………………………...39

Работа содержит 1 файл

Финансовая система - 30 - 2012.doc

— 358.50 Кб (Скачать)

Общий размер инвестиций за счет пенсионных активов в государственные ценные бумаги Республики Казахстан, включая государственные ценные бумаги Республики Казахстан, являющиеся предметом операций «обратного Репо», с 1 октября 2011 года составляет не менее тридцати процентов от общего размера пенсионных активов каждого отдельного фонда.

Далее стоит отметить, что развитие РЦБ требует от государства проведения мероприятий по привлечению на этот рынок внутренних инвесторов, формированию различных форм коллективного инвестирования, активизации обращения ценных бумаг на вторичном рынке. Для расширения РЦБ необходимо:

создать новые возможности инвестирования на казахстанском фондовом рынке за счет выпуска различных финансовых инструментов;а

акций, корпоративных  облигаций, ипотечных облигаций, производных  ценных бумаг; повысить надежность и  безопасность инвестирования средств  на фондовом рынке за счет ограничения операций на неорганизованном рынке.

В целях развития коллективного  инвестирования планируется устранить  двойное налогообложение доходов  инвестиционных фондов, полученных ими  по финансовым инструментам и предназначенных  для выплаты своим вкладчикам (акционерам).

Кроме того, в рамках досрочного введения консервативного инвестиционного  портфеля с 2013 года и введения трех инвестиционных портфелей с 2013 года в целях создания возможности для более активного участия вкладчиков в управлении своими пенсионными накоплениями в 2012 Агентством будут проводиться мероприятия, направленные на эффективное внедрение данной системы.

 

2.3 Анализ роли  и значения НБ и КФН РК в реализации совокупной финансовой политики на денежном рынке РК

 

В структуре финансового надзора различаются несколько основных объектов. Надзор осуществляется в том числе и за соблюдением финансовыми организациями и банковскими группами обязательных нормативов. Последнее, нормативы – это и есть то, что обычно обозначается как пруденциальные нормы. Надзор за соблюдением этих норм называется пруденциальным банковским надзором.

Функция органов надзора, связанная с контролем, нацелена на ограничение этих видов риска  путем определения пруденциальных нормативов. Термин “пруденциальный” или “благоразумный” включает в себя понятие равновесия между свободой деятельности банков и ограничениями на нее со стороны центрального банка. С одной стороны коммерческие банки должны быть максимально возможно прибыльными, с другой стороны риски должны быть минимизированы. Именно к такому благоразумному равновесию и должны стремиться органы надзора.

Обобщая функции, которые выполняют органы надзора, можно представить их следующим  образом:

- Нормативно-правовая: обеспечение законности - создание правовых норм, в соответствии с законодательством Казахстана; обеспечение пруденциальности - создание правовых норм, ограничивающих риски в банковской системе, при минимальном ограничении свободы банковских учреждений и обеспечения достаточной прибыльности;

- Контрольно-наблюдательную: аналитическая - анализ рисков в банковской системе и тенденций их развития; оценочная - определение соответствия работы финансового учреждения правовым и пруденциальным нормам;

- Регулятивная: консультативно-корректирующая - выдвижение требований к банкам по устранению выявленных недостатков; лицензионно-штрКФНая - принятие мер воздействия по отношению к банкам, не удовлетворяющим правовым и пруденциальным нормам.

Повышение требований по минимальному размеру капитала банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг, ужесточение пруденциального регулирования ипотечных организаций и требований к переводным и кассовым операциям, осуществляемым небанковскими финансовыми организациями, способствовало уходу с рынка части финансовых организаций (таблица 3).

 

Таблица 3  - Институциональная структура финансового сектора (количество финансовых институтов)

 

Финансовые  институты

01.01.2007

01.01.2009

01.01.2010

 

01.10.2010

01.01.2011

01.03.2012

БВУ

34

33

35

36

39

39

Страховые организации

37

40

41

44

44

43

Страховые актуарии

30

33

44

49

56

63

Профессиональные участники РЦБ *, в том числе:

130

147

208

217

212

180

   Брокеры-дилеры

62

70

106

106

103

86

   Регистраторы

18

16

17

15

15

12

   ООИУПА

11

13

11

13

13

14

   УИП

28

37

61

68

66

54

   Кастодианы

11

9

10

11

11

11

   Трансфер-агенты

0

2

3

4

4

3

Организаторы торгов

1

1

1

1

1

1

Накопительные пенсионные фонды

14

14

14

14

14

14

Ипотечные организации

7

10

12

12

12

7

Организации, осуществляющие отдельные  виды банковских операций

32

16

23

23

22

10

    в том числе инвестиционные  компании

0

1

4

4

4

3


Источник: Отчет о финансовой стабильности Нацбанка РК за 2011 г. // www.nationalbank.kz 2012

 

В сегментах ипотечных организаций  и рынка ценных бумаг дополнительный усиливающий эффект регуляторных мер оказывало общее замедление деловой активности на фондовом рынке и рынке недвижимости, как следствие текущего кризиса.

В целом, несмотря на некоторое снижение относительно 2009 года по сегментам кредитования, высокий уровень концентрации финансовых услуг сохраняется, как и прежде, в банковском секторе, в концентрации кредитного портфеля. Так, на первую пятерку казахстанских банков приходится почти 85% кредитов, выданных отраслям экономики, преобладающий объем которых отведен таким отраслям как строительство и торговля (Таблица 2).

 

         Наиболее существенное снижение концентрации наблюдается в сегменте кредитования физических лиц и, прежде всего, в потребительском кредитовании. Средние и мелкие финансовые институты смогли максимально использовать возможности по расширению своего участия в данном сегменте, учитывая смену приоритетов у крупных игроков.

Таким образом, в целом, КФН РК резюмируя сегодняшнее состояние финансового рынка, говорит о том, что оздоровление финансовых институтов, очистка от «некачественных» активов происходит. Однако, оценку этому явлению можно дать только по данным подробного анализа, представленного в практической части работы.  

Регуляторно-надзорная  практика Агентства в 2013 году будет совершенствоваться в рамках направлений, обозначенных в Концепции развития финансового сектора в посткризисном периоде.

Сравнивая функции КФН с работой Нацбанка РК и Правительства РК, а также Финансовой полиции и прокуратуры, стоит отметить, что в прошедшем году деятельность Агентства была направлена на минимизацию негативных последствий кризиса, принятие мер, направленных на укрепление финансового состояния профессиональных участников рынка ценных бумаг, минимизацию рисков, связанных с их деятельностью, обеспечение защиты прав и интересов инвесторов и повышение их финансовой грамотности. В 2012 года КФН РК уже в составе НБ РК будет продолжена работа по ограничению внешнего фондирования до уровня не более 30% от совокупных банковских обязательств и сокращению рисков по внешним активам финансовых организаций, в особенности, принятых при посредничестве лиц, зарегистрированных на территории оффшорных зон.

В НБ РК внесено предложение о необходимости пересмотра порядка распределения на счетах вкладчиков инвестиционного дохода от переоценки финансовых инструментов в целях сглаживания показателей доходности и уменьшения колебаний сумм пенсионных накоплений на счетах вкладчиков. Например, установить порядок учета реализованного и нереализованного дохода/убытка  от переоценки по  справедливой стоимости  и взимания комиссионного вознаграждения НПФ, ООИУПА от реализованного  дохода/убытка от переоценки по справедливой стоимости [9-10].

В заключении стоит отметить, что несмотря на существенное сокращение негативных факторов, риски в финансовой системе пока сохраняются. В целом, развитие финансового сектора в 2012 году будет зависеть от скорейшего восстановления экономики и потребительского спроса, эффективности мер антикризисной программы и принятия комплекса мер по снижению долговой нагрузки заемщиков и эмитентов.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы  развития финансовой системы в условиях нестабильности глобальных денежных рынков

3.1 Развитие  систем антицикличного регулирования  со стороны финансовых регуляторов 

 

Очевидно, что под воздействием мирового кризиса финансовая система РК работа в условиях риска. За прошедший период времени антикризисные меры смогли стабилизировать мировую финансовую систему и создать условия для возобновления экономического роста. Однако, краткосрочная перспектива дальнейшего развития до сих пор остается неопределенной, скрывая за собой возможные риски для мировой финансовой системы.

- Антикризисные меры государств смогли стимулировать определенное оживление экономик, стабилизировать финансовое положение финансовых институтов. Однако существует риск того, что без ресурсов государства финансовым институтам будет сложно привлекать на рынке средства в случае завершения политики по поддержке финансовых рынков до полного восстановления доверия на них.

- Кредитный консерватизм  финансовых институтов создает  ограничения по оживлению деловой  активности, не позволяя перетекать  финансовым ресурсам, полученным  в рамках государственной поддержки,  до их прямого получателя.

- Более устойчивый  рост развивающихся стран повысил их инвестиционную привлекательность, создавая тем самым предпосылки для перетока «горячих денег».

- Государственные средства, переданные финансовым институтам  для поддержки реального сектора,  вкладываются на финансовых рынках, создавая тем самым риск их перегрева и роста масштаба спекулятивных операций. Ввиду опасности создания новых «пузырей» необходимо принятие мер, направленных на ограничение перемещения спекулятивного капитала.

- Снижение платежеспособного  спроса минимизирует угрозу роста инфляции в краткосрочном периоде, однако масштабные вливания государственных средств в экономику и сохранение процентных ставок на низком уровне создают угрозу инфляционного давления в среднесрочной перспективе.

- Масштабная государственная  помощь привела к росту дефицита государственного бюджета, который создает предпосылки для увеличения суверенного долгового беремени и связанных с ним рисков.

В результате произошла  подмена выверенной структурно-инвестиционной и промышленной политики, рассчитанной на долгосрочную перспективу, на набор случайных «прорывных» проектов, стратегий развития отдельных отраслей и секторов, что полностью дезориентировало реальный сектор экономики.

Все это, в сочетании  со стимулированием ипотечного и  потребительского кредитования и замораживанием внутренних источников накопления, привело к быстрому росту валового внешнего долга страны, главным образом, за счет чрезмерного внешнего заимствования банков второго уровня.  На наш взгляд, не совсем выверенным являются меры, предпринимаемые правительством по выходу из кризиса. 

Дело не в том, что  для этих целей предполагается использовать более трети накопленных Национальным фондом средств, а то, что такое  решение правительство приняло  без соответствующей Антикризисной  программы.

В сложившейся ситуации ученые и экономисты, а также общественность Казахстана сегодня сошлись в  том, что необходимо активизировать три направления антикризисных  мер:

I. Меры по смягчению последствий мирового финансового кризиса на казахстанскую экономику в текущий момент:

1). Государственные средства, выделенные на поддержку национальной экономики направлять, в первую очередь, на поддержку реального сектора.

2). Максимально использовать внутренние источники накоплений на поддержку реального сектора экономики. Средства НПФ - это «длинные деньги», так как многие будущие пенсионеры будут получать пенсионные выплаты через десять-двадцать и более лет. Поэтому их интересует не столько текущая прибыльность пенсионных фондов, сколько стабильный и гарантированный доход.

4). Максимальная прозрачность системы государственных закупок.  Существующая система государственных закупок является благодатной почвой для коррупции. Поэтому мы считаем необходимым пересмотреть саму концепцию государственных закупок, отказаться от них при приобретении расходных материалов, товаров и услуг, необходимых для обеспечения повседневной деятельности. 

5). Внесение изменений в проект Налогового кодекса.

Для стимулирования развития реального сектора экономики  в условиях экономического кризиса мы предлагаем существенно снизить ставки НДС с последующей его заменой на налог с продаж.

6). Для предотвращения нецелевого использования средств и злоупотреблений со стороны руководства национальных компаний рассматривать и утверждать их бюджеты Мажилисом Парламента Республики Казахстан в составе государственного бюджета страны. К настоящему времени национальные компании практически оказались неподконтрольными ни правительству, ни Парламенту страны. Дивиденды от государственных пакетов акций не соответствуют доле государственной собственности в экономике страны, их формальное вхождение в состав мегахолдинга «Самрук-Казына» ни в коей мере не решает проблемы подконтрольности национальных компаний.

Информация о работе Сущность, формы и виды предпринимательской деятельности