Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 21:09, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью работы является изучения финансовой системы Республики Казахстан.
Для реализации поставленной цели были обоснованы и решены следующие задачи:
- показать ключевую роль финансовой подсистемы в дестабилизации всей национальной экономики на примере Республики Казахстан;
- определить значение дезинтеграции реального и финансового секторов национальной экономики в торможении рыночных реформ в период перехода;
- изучить направления формирования финансовой и макроэкономической сбалансированности национальной хозяйственной системы и предложить универсальные схемы, инструменты и конкретные методы принятия государством адекватных политических решений.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы формирования финансовой системы государства……………………………………………………………………...6
1.1 Понятие и сущность финансовой системы……………………………….6
1.2 Структура финансовой системы и ее равновесие………………………..8
Глава 2. Анализ современного состояния финансовой системы Республики Казахстан………………………………………………………………………16
2.1 Законодательные основы функционирования финансовой системы РК…....................................................................................................................16
2.2 Анализ развития звеньев финансовой системы РК……………………..18
2.3 Анализ роли и значения НБ и КФН РК в реализации совокупной финансовой политики на денежном рынке РК……………………………...27
Глава 3. Перспективы развития финансовой системы в условиях нестабильности глобальных денежных рынков…………………………….30
3.1 Развитие систем антицикличного регулирования со стороны финансовых регуляторов………………………………………………..…....30
3.2 Передовые способы покрытия рисков нестабильности финансовой системы………………………………………………………………………...33
Заключение…………………………………………………………………….36
Список использованной литературы………………………………………...39
Органы государственной власти и управления посредством финансовых отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.
Однако для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих.
Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений.
Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики в финансовой системе страны предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории.
Оптимальным состоянием для денежного рынка является равновесие между спросом на деньги и их предложением. Равновесие на денежном рынке устанавливается при равенстве спроса на деньги и их предложения, когда количество предлагаемых денежных средств равно количеству денег, которое хотят иметь домохозяйства и фирмы. Графически равновесие на денежном рынке достигается при пересечении кривых спроса на деньги Dm и их предложения Sm. Предположим, что правительство и центральный банк страны проводят политику неизменной денежной массы. График предложения денег Sm будет иметь вид вертикальной прямой.
Рисунок 3 – Равновесия финансового (денежного) рынка
Точка пересечения графиков спроса на деньги и денежного предложения определяет цену равновесия и равновесный объем.
Равновесие на денежном рынке складывается при процентной ставке r0 и массе денег Qm0.
Равновесная ставка процента — цена, уплачиваемая за использование заемных денег. При данном предложении денег, увеличение спроса на них повышает ставку ссудного процента. И наоборот, при неизменном спросе на деньги увеличение денежного предложения снижает ставку ссудного процента, а сокращение денежного предложения ее повышает.
Предположим, что процентная ставка повысилась до r1. Поскольку предложение денег неизменно по отношению к процентной ставке, то оно не изменится. Спрос же на деньги упадет. В этих условиях люди будут стремиться освободиться от лишних денег. Так как альтернативой деньгам служат ценные бумаги, то спрос на них возрастет и превысит предложение, что вызовет повышение цен на ценные бумаги и снижение процентной ставки. Падение процентной ставки повлечет за собой увеличение спроса на деньги. До тех пор пока процентная ставка выше r0, эти процессы будут понижать ее уровень и в конечном итоге уравняют величины спроса и предложения денег (Dm = Sm).
Предположим, что процентная ставка упала до r2. Предложение денег останется неизменным. Спрос на них увеличится. В этих условиях люди будут освобождаться от ценных бумаг. Так как альтернативой им служат деньги, то спрос на них возрастет и превысит предложение денег. Это вызовет падение цен на ценные бумаги и рост процентной ставки. Рост процентной ставки повлечет за собой падение спроса на деньги. До тех пор пока процентная ставка ниже r0, эти процессы будут повышать ее уровень и в конечном итоге уравняют величины спроса и предложения денег (Dm = Sm).
Состоянием равновесия в финансовой системе определяется положение дел в обществе и поэтому программы стабилизации и развития должны предусматривать реализацию, в первую очередь, общеэкономических мер по повышению эффективности экономики. В ряду этих мер - совершенствование производственных отношений, социальная переориентация экономики, структурные преобразования национального хозяйства, ускорение научно-технического прогресса, активизация внешнеэкономической деятельности, решение проблемы насыщения потребительского рынка за счет внутреннего производства. В числе финансовых мероприятий необходима рационализация инвестиций, снижение затрат на содержание аппарата управления, ужесточение режима экономии на всех уровнях хозяйствования; в низовых звеньях экономики - ликвидация убыточности, развитие коммерческого расчета, индикативное регулирование финансовых взаимоотношений во всех звеньях финансовой системы.
Глава 2. Анализ современного состояния финансовой системы Республики Казахстан
2.1 Законодательные основы функционирования финансовой системы РК
Разные звенья финансовой системы современной Казахстана обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами [5].
Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.
Деятельность банков на рынке в качестве профессиональных участников рынка осуществляется в соответствии с законодательством, регулирующим банковскую деятельность в Республике Казахстан, в частности Законом РК «О банках и банковской деятельности»
В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (в РК 2 уровня - республиканский, местный).
Рынок ценных бумаг регулируется также специальным законом. С вступлением в силу закона “О рынке ценных бумаг” лицензирование профессиональной деятельности на фондовом рынке всех организаций осуществляется КФН. Основным документом, определяющий особенности выпуска ценных бумаг кредитными организациями является Инструкция НБ РК от 11 февраля 2011 № 8 “О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории РК” с изменениями и дополнениями, внесенными распоряжением НБ № 274 [6] Эмиссионная деятельность банков направлена на привлечение финансовых ресурсов и поэтому вполне обоснованно может идти речь о цене их привлечения. Цена привлечения финансовых ресурсов сравнивается с эффективностью их размещения и рассматривается механизм поддержания их ликвидности. Финансовое положение банка в основном определяется величиной маржи - разницей между ценой привлечения и размещения ресурсов.
Статья 73 Закона РК «О рынке ценных бумаг» определяет порядок осуществления кастодиальной деятельности банков. Кастодиальную деятельность на фондовом рынке вправе осуществлять банки, обладающие лицензиями на кастодиальную деятельность и сейфовые операции. Кастодиан осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан и договором по кастодиальному обслуживанию, заключенным с клиентом.
Закон регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением государственного регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций, и направлен на повышение стабильности финансовой системы Республики Казахстан и создание условий по недопущению нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг. Законодательство Республики Казахстан о государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет, правового регулирование которого регулируется Бюджетным Кодексом РК. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.
Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.
Внебюджетные фонды
управляются непосредственно
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.
Органы государственной
власти и управления посредством
бюджетных отношений получают в
свое распоряжение определенную часть
перераспределяемого национальн
Не смотря на кризис, в условиях современной макроэкономической ситуации банковский и фондовый сектор Казахстана развивается достаточно динамично.
2.2 Анализ развития звеньев финансовой системы РК
Финансовая система должна постоянно совершенствоваться. Главной задачей этого процесса является усиление ее воздействия на стабилизацию и последующее социально-экономическое развитие страны, обеспечение неуклонного роста валового национального продукта, финансовых ресурсов, укрепление коммерческого и хозяйственного расчета во всех звеньях общественного производства.
Предстоит повысить действенность государственного управления финансами на основе усиления централизованных начал в сочетании с широким внедрением экономических методов руководства, самостоятельности хозяйствующих субъектов, местных органов власти в производственном и социальном развитии [7].
Одна из ключевых проблем, которые сейчас стоят перед финансовой системой и государственными учреждениями-регуляторами, это проблема кризиса.
Оценка комплекса факторов, определявших финансовую стабильность Казахстана в 2011 году (Отчет о финансовой стабильности Казахстана за 2011 год) [15], особенно акцентировала внимание КФН по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее – КФН РК) на следующих факторах риска, которые будут формировать экономические условия в 2012 году:
рост нагрузки на международные резервы страны в результате увеличения рисков в платежном балансе;
важность сохранения доверия клиентов банков в условиях ограниченности традиционных источников фондирования финансовой системы;
сохранение низких ценовых
уровней в секторе недвижимости
необходимость увеличения капитализации банков в условиях роста расходов по формированию провизий на фоне ожидаемого замедления экономического роста и ухудшения финансовых показателей предприятий;
необходимости постепенного перехода от поддерживающей политики к политике, ориентированной на структурную коррекцию факторов уязвимости;
необходимость выработки механизмов интервенций государства на принципах адекватности распределения затрат участниками финансовой системы рискам, ранее принятым на себя акционерами.
Последствия глобальной финансовой нестабильности, турбулентность на внешних рынках, а также девальвация тенге, отразились на качестве активов банков второго уровня, и в частности на качестве кредитного портфеля. Снижение кредитования банками экономики, и как следствие спад в реальном секторе, отразились на таких показателях качества кредитного портфеля, как рост просроченной задолженности, а также увеличение доли неработающих займов.
Проводя работу по лицензированию банковских организаций КФН РК добилось следующих результатов.
Рисунок 4 – Динамика выдачи и отзыва лицензий БВУ
Источник: Информация для субъектов финансового рынка: банковский сектор //www.afn.kz 2012
В настоящее время, Агентство применяет консервативный подход к достаточности собственного капитала и формированию провизий банков. Кроме того, Агентством совместно с представителями Международного Валютного Фонда, была разработана макроэконометрическая модель стресс-тестирования банковского сектора, которая учитывает связь между такими переменными как ВВП, безработица, обменный курс, цены на недвижимость и вероятностью дефолта в кредитном портфеле банков. Информация о результатах стресс-тестирования банков второго уровня, рассматривающие процедуры макропруденциального регулирования, будет размещена на сайте Агентства.
Правительством РК, Национальным Банком РК и Агентством был принят и реализован комплекс первоочередных мер, направленных на поддержку отечественной экономики и стабилизации финансового сектора. Однако данные меры недостаточны в условиях негативных тенденций в реальном секторе экономики страны и глобальных кризисных явлениях.
В условиях сохранения высокого
уровня рисков в банковской системе
был введен режим интенсивного надзора
с целью обеспечения достоверно
Информация о работе Сущность, формы и виды предпринимательской деятельности