Сущность, формы и виды предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью работы является изучения финансовой системы Республики Казахстан.
Для реализации поставленной цели были обоснованы и решены следующие задачи:
- показать ключевую роль финансовой подсистемы в дестабилизации всей национальной экономики на примере Республики Казахстан;
- определить значение дезинтеграции реального и финансового секторов национальной экономики в торможении рыночных реформ в период перехода;
- изучить направления формирования финансовой и макроэкономической сбалансированности национальной хозяйственной системы и предложить универсальные схемы, инструменты и конкретные методы принятия государством адекватных политических решений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы формирования финансовой системы государства……………………………………………………………………...6
1.1 Понятие и сущность финансовой системы……………………………….6
1.2 Структура финансовой системы и ее равновесие………………………..8
Глава 2. Анализ современного состояния финансовой системы Республики Казахстан………………………………………………………………………16
2.1 Законодательные основы функционирования финансовой системы РК…....................................................................................................................16
2.2 Анализ развития звеньев финансовой системы РК……………………..18
2.3 Анализ роли и значения НБ и КФН РК в реализации совокупной финансовой политики на денежном рынке РК……………………………...27
Глава 3. Перспективы развития финансовой системы в условиях нестабильности глобальных денежных рынков…………………………….30
3.1 Развитие систем антицикличного регулирования со стороны финансовых регуляторов………………………………………………..…....30
3.2 Передовые способы покрытия рисков нестабильности финансовой системы………………………………………………………………………...33
Заключение…………………………………………………………………….36
Список использованной литературы………………………………………...39

Работа содержит 1 файл

Финансовая система - 30 - 2012.doc

— 358.50 Кб (Скачать)

4. Принцип функционального назначения  отдельных составных элементов финансовой системы выражается в том, что, каждое звено финансов решает свои задачи. Ему соответствует особый финансовый аппарат. Организацию работы по формированию и использованию ресурсов государственного бюджета осуществляет Министерство финансов и Министерство государственных доходов.

Целевые задачи внебюджетных фондов определяются и  решаются соответствующим аппаратом  или предаются в ведение определенного министерства или правительства [2].

Вертикальный  принцип управления национальным хозяйством обусловливает соответствующую структуру финансового аппарата как на уровне высших органов (министерств, ведомств, холдингов, ассоциаций, концернов, объединений), так и на низовом уровне (фирмах, компаниях и т.д.).

Кроме того, в  организации финансового аппарата отражаются особенности управления акционерными, совместными, смешанными, кооперативными, а также общественными  предприятиями и организациями.

В вышеприведенном  определении термина заложена принципиальная модель классификации финансовой системы исходя из сущностной характеристики финансов, их места в общественно-экономических процессах. В соответствии с этим критерием финансовая система состоит из трех частей:

  1. совокупность финансовых отношений;
  2. совокупность фондов денежных средств;
  3. финансовый аппарат управления.

Финансовая  система является системой интеграционного типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с одной стороны, выражают часть производственных отношений и поэтому выступают элементом системы этих отношений, с другой - представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функциональные свойства. В финансах можно назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, внешнеэкономическая, финансовых планов (прогнозов), законодательного обеспечения финансового контроля и др.

Помимо функционального  критерия классификации финансовой системы применяется классификация по признаку субъектов финансов (участвующих в финансовых отношениях), что позволяет разграничить финансовую систему по звеньям, которые определяют ее структуру.

 

1.2 Структура финансовой системы и ее равновесие

 

Звенья, как  соподчиненный ряд классификации, содержат элементы высшего разряда: финансовые отношения  финансовые фонды, управляющий аппарат. Такое свойство систематизации придает финансовой системе интеграционный характер.

Эти многообразные  отношения связаны с оплатой труда населению, выплат из накопительной пенсионной системы денежных средств, получения материальных и нематериальных благ; с другой стороны, население своими денежными средствами выплачивает налоги, оплачивает услуги государственных и. других учреждений и организаций производственной и непроизводственной сферы.

Такие отношения являются финансовыми, за исключением денежных отношений, связанных с приобретением потребительских товаров и услуг в торговой сети, на рынках, предприятиях организациях по обслуживанию населения (транспорта, связи, бытового сектора и т.д.), относящихся к обмену.

Рисунок 1 - Структура финансовой системы по функциональному признаку [1]

Вместе с  тем, специфика финансов населения  состоит в своеобразии двух характерных частей финансовой системы: фондовой формы и внешнего управления, хотя денежные средства населения могут иметь, в каждом индивидуальном случае, целевую направленность или сберегаться и их владелец распоряжается (управляет) ими в соответствии с собственными намерениями. Здесь также проявляется, в многообразии денежных отношений, как чисто финансовый их характер - при уплате налогов и других обязательных платежей государству, выплатах из общественных фондов потребления, - так и переходный (одновременный) момент взаимодействия с финансами других экономических категорий - оплаты труда, цен в системе расчетов, постепенным исчезновением финансовых отношений и вступлением в действие других экономических отношений. Обширные финансовые отношения возникают в этом звене в связи с занятиями граждан индивидуальным и малым предпринимательством: такие отношения аналогичны возникающим в звене финансов хозяйствующих субъектов [1].

Общегосударственные финансы включают финансовые отношения, выраженные в государственном бюджете как экономической форме образования централизованного фонда финансовых ресурсов и основном финансовом плане государства, во внебюджетных специальных фондах, как дополнительных формах целевого финансирования общественных нужд, в государственном кредите.

Государственный кредит включается в финансовую систему, хотя кредитные отношения отличаются от финансовых. Но силу того, что этот вид кредита направлен на цели покрытия .

Место и роль отдельных составляющих финансовой системы неодинаковы. Первичный (главный) элемент занимает ведущее место среди других элементов системы, поскольку его роль во взаимосвязях элементов и звеньев системы являются определяющей. Таким элементом в финансовой системе выступают общегосударственные финансы, представленные в первую очередь государственным бюджетом.

Финансы хозяйствующих субъектов сферы  материального Производства составляют основу финансов, они являются исходным звеном финансовой системы, поскольку в материальном Производстве создается реальный продукт - основной источник финансовых ресурсов общества.

Финансы населения (домашних хозяйств) представляют собой своеобразную часть финансовой системы. Население (граждане) вступает в отношения своими денежными средствами с общегосударственной финансовой системой и хозяйствующими субъектами производственной и непроизводственной сфер всех  государственных финансов, расчеты по нему осуществляются: счет бюджетных средств - это подзвено можно считать принадлежащим как финансовой, так и кредитной системам.

Второе  звено - финансы хозяйствующих субъектов имеет, относительно самостоятельных подзвена:

  • финансы хозяйствующих субъектов сферы материального 
    производства (реальный сектор);
  • финансы организаций и учреждений отраслей непроизводственной сферы.

В первом подзвене - финансах производственной сферы решаются задачи формирования и эффективного использования децентрализованных фондов денежных средств в производственных компаниях, фирмах, корпорациях, других формах организаций хозяйственной деятельности, же централизации средств в целевых и резервных фондах вышестоящих органов названных хозяйствующих субъектов.

Финансы этого  подзвена обслуживают производственную деятельность, обеспечивают активно воздействие финансовых рычагов на рост производительности труда, повышение эффективности других качественных показателей производства. Сюда относятся следующие составляющие, охватывающие низовые звенья и их вышестоящие органы:

  1. финансы производственных хозяйствующих субъектов промышленности;
  2. финансы сельскохозяйственных хозяйствующих субъектов;
  3. финансы грузового транспорта (железнодорожного, речного, морского, автомобильного, воздушного, магистрального, трубопроводного);
  4. финансы строительства;
  5. финансы связи (в части обслуживания производства);
  6. финансы производственной кооперации;
  7. финансы водного хозяйства;
  8. финансы геологоразведочных организаций;
  9. финансы других подотраслей сферы материального производства  
    (государственных закупок, заготовок, торговли, связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения).

Место и роль второго подзвена - финансов непроизводственной сферы в финансовой системе определяется ее связью с распределением и использованием национального дохода. Финансовые отношения в этом подзвене возникают в его первичных структурах и между ними, с другими звеньями финансовой системы, со звеньями иных экономических систем: цен, кредита и др.

Финансы отраслей непроизводственной сферы включают такие составляющие [3]:

1)  финансы  жилищно-коммунального хозяйства;

  1. финансы бытового обслуживания населения;
  2. финансы пассажирского транспорта;
  3. финансы потребительской кооперации;
  4. финансы ряда отраслей (связи и др. в части непроизводственной деятельности);
  5. финансы здравоохранения и физической культуры;
  6. финансы образования;
  7. финансы культуры и искусства;
  8. финансы науки и научного обслуживания;
  9. финансы общественных организаций;
  10. финансы банковско-кредитных и страховых организаций;
  11. финансы коммерческих и посреднических организаций (в том числе 
    товарных и фондовых бирж, брокерских контор, фондов и т.д.);
  12. финансы органов управления;
  13. финансы обороны;
  14. финансы органов защиты правопорядка.

 

 

 

Общегосударственные ресурсы

 

 

 

 

 

 

Финансы хозяйствующих  субъектов

 

 

Финансы

домашних

хозяйств

(населения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный

бюджет

 

 

Государственный

кредит

 

Специальные внебюджетные

фонды

 

Финансы сферы материального производства

 

Финансы непроизводственной сферы

 

 

 

Республиканский бюджет

 

Местные бюджеты: бюджеты областей, городские, районные

 

Государственный долг (внутренний, внешний)

 

Государственный накопительный пенсионный фонд. Инвестиционный фонд. Инновационный фонд. Национальный фонд РК

 

Финансы промышленных, сельскохозяйственных, строительных предприятий, организаций  грузового транспорта, связи, геологоразведки, государственных организаций торговли, заготовок, снабжения

Финансы  жилищно-коммунального  хозяйства, бытового обслуживания населения, пассажирского транспорта, здравоохранения, образования, культуры, науки и научного обслуживания, общественных организаций, банковско-кредитных, страховых, коммерческих и посреднических организаций, негосударственных (в том числе пенсионных) и других субъектов (управления, обороны,

 правоохранительных органов)

Централизованные       финансы

Децентрализованные финансы




 

Рисунок 2 –  Финансовая система РК

 

Во втором звене финансовые отношения обслуживают  движение уже созданной стоимости по каналам ее перераспределения в целях дальнейшего потребления через формирование многочисленных фондов денежных средств различного целевого характера.

Совокупность  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, присущих звеньям финансовых отношений, составляют вторую часть финансовой системы. Материальное содержание финансов находит выражение в формировании и использовании финансовых ресурсов, включающих многие денежные фонды: бюджетные, государственного и негосударственного социального страхования и обеспечения, амортизации, оборотных средств, потребления. Одни фонды централизованы в большей степени, другие - в меньшей, одни фонды постоянно расходуются (фонд потребления), другие временно сохраняются (резервные фонды), третьи накапливаются (амортизационные отчисления).

Формы финансовых отношений и фонды денежных средств  образуют Управляемый материальный объект. Управляющим субъектом выступают финансовый аппарат, который представляет собой систему государственного и общественного аппарата управления финансами и является третьей частью финансовой системы.

Финансовый  аппарат, занимающийся экономической и контрольной работой в процессе организации и планирования финансовой деятельности, совершенствованием связей звеньев финансовых отношений, совместим с другими частями финансовой системы и органически входит в нее. Это означает переплетение в финансовой системе как базисных, так и надстроечных отношений и управляемость ее [4].

Финансы являются одной  из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения  в процессе создания и использования денежных средств.

Их возникновение произошло  в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах. Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений реальным движением денежных средств. Финансовые отношения существуют в определенной системе, такую систему называют финансовой.

Данная система является основой функционирования рыночной экономики. И от того как эффективно будет осуществляться ее функционирование зависит и экономическая жизнь всей страны. Бюджетный дефицит, инфляция, падение покупательной способности тенге – все это результат несбалансированного действия звеньев финансовой системы. Переток капитала остановится тогда, когда экономическим агентам будет безразлично в какой форме держать свои активы – в виде банковского депозита или в виде облигаций. Это означает, что доходность облигаций должна совпасть с процентной ставкой.

Информация о работе Сущность, формы и виды предпринимательской деятельности