Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:58, курсовая работа
На фоне беспрецедентной приоритетности теоретической науки и высокотехнологических секторов в развитых странах, российская научно-инновационная сфера оказалась неадаптированной к условиям знаниевой экономики. В настоящее время чрезвычайно актуальным становится для России создание инновационно-генерирующей и инновационно-восприимчивой экономики, способной обеспечить переход от эксплуатации природных ресурсов к эффективному использованию потенциала знаний, реализовать глобальные конкурентные преимущества страны на ключевых направлениях научно-технического соперничества, продемонстрировать положительные внешние социально-экономические эффекты.
Ведение………………………………………………………………………..3
Тенденции становления экономики, основанной на знаниях…………..5
Исходные условия становления в России экономики,
основанной на знаниях……………………………………………………….17
3. Формирование российской модели экономики знаний
с научно-инновационной доминантой………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………….34
Литература……………………………………………………………………..38
Необходимо отметить, что инициаторами интеграционных процессов сегодня все чаще выступают российские вузы. Так, инновационная образовательная программа «Наукоемкие технологии и экономика инноваций» разработана МФТИ, в основе которой лежит создание на базе уникального оборудования учебных центров: «Нанотехнологий», «Живые системы», «Суперкомпьютер» (господдержка проекта составляет на первом этапе 420 млн. руб.) [33, с 11]. Предполагается, что эти центры будут обеспечивать подготовку высокопрофессиональных специалистов по приоритетным направлениям развития науки и техники, обладающих не только фундаментальными знаниями, но и экономическими компетенциями управления наукоемкими технологиями.
Важнейшим ресурсом для инновационной экономики, на мой взгляд, является уровень интеллектуального развития нации. Россия обладает достаточно высоким образовательным потенциалом: в стране свыше 600 государственных вузов, в которых обучается более 1,5 млн. студентов [34, с 77]; высшее образование имеет сегодня 20,6% трудоспособного населения страны [35, с 57]; расходы государства на образование составляют 10,6% ВВП, а к 2015 году прогнозируется их рост до 11,8% [36, с 76].
Таким
образом, перед Россией стоят
две важнейшие задачи: во-первых,
не отстать в своем развитии на пути к
экономике знаний от наиболее развитых
стран; во-вторых, вписаться в темпы постиндустриального
развития так, чтобы быть в выигрыше в
социально-экономическом плане.
Специфика и противоречия развития научно-инновационной сферы России определяют, на мой взгляд, особенности становления научно-инновационной модели экономики (НИМ).
Я полагаю, что под моделью экономики, базирующейся на знаниях, следует понимать взаимосвязанный комплекс структур, механизмов, институтов, обеспечивающих производство, распространение, накопление, увеличение и условия использования теоретических и прикладных знаний в стране в целях научно-технического и социально-экономического развития.
В настоящее время можно выделить три типа страновых научно-инновационных моделей:
1
модель, ориентированная на лидерство
в науке и мировом
2 модель, ориентированная на расширение в стране инновационного процесса, распространение нововведений путем создания благоприятной инновационной среды и рационализации структуры всей экономики;
3
модель, нацеленная на освоение
мирового опыта инноваций,
Большинство исследователей национальной инновационной системы (НИС) склонны считать, что для ее эффективного функционирования необходимо развитие трех важнейших макросред, а именно:
-
исследовательская среда,
-
промышленная конкурентная
стимулами к инновациям, способностью
к постоянному обучению,
абсорбции (притягиванию, впитыванию)
и адаптации знаний;
-
механизм взаимодействия этих
двух сред, организующий, с одной
стороны, трансфер знаний, их распределение
и трансформацию в
предконкурентные технологии для хозяйственной
среды; с другой
стороны, ориентацию исследовательской
среды на удовлетворение
возникающих инновационных потребностей
развития производства.
Для продвижения России к экономике, базирующейся на знаниях необходимы определенные условия инновационного развития и соответствующие им институциональные изменения. К таковым, в частности, по мнению Е. Ясина, относятся: минимальный стандарт благосостояния; свобода творчества и креативного предпринимательства; конкуренция; высокий уровень образования; передовая наука; индустрия инноваций; социальный капитал и доверие [38, с 10].
Модель
научно-инновационной
а) принцип приоритетности когнитивной сферы, то есть фундаментальной науки, как мощного сектора генерации знаний, являющегося базой создания технологических новаций и основой мировоззрения общества;
б) принцип преимущественного лидерства страны на прорывных направлениях научно-технологического развития;
в)
принцип открытости научно-инновационной
модели, который предполагает тесное взаимодействие
с мировым научным сообществом, активный
обмен идеями, участие на мировом рынке
интеллектуальных ресурсов и продуктов,
недопустимость автаркии в инновационно-техническом
процессе. В
рамках принципа открытости важнейшее
значение приобретает система регулярной
оценки исследовательской деятельности
на базе международно-признанных критериев
и процедур с привлечением независимых
экспертов и
с открытой публикацией выводов;
г)
принцип интегрированности
д) принцип сочетания рыночных механизмов и государственного патернализма позволяет найти баланс интересов бесприбыльного фундаментального сектора науки, который ориентирован на достижение общественных целей и индустрии нововведений, которая коммерциализирует научные достижения. Внедрение рыночных механизмов в сферу науки имеет свои границы. Недопустима полная коммерциализация науки, принцип самоокупаемости в ней не действует, а присутствие так называемой «болезни цен» сформулированной В. Боумолем и В. Боуэном приводит к тому, что издержки растут быстрее цен;
е) принцип программированности или макротехнологического планирования предполагает, прежде всего, инвестиционные, государственные программы поддержки фундаментальных и прикладных исследований. Замещение стохастически возникающих инноваций программируемыми приведет к упорядочиванию инновационного процесса, позволит не потерять выгод от конкуренции новых идей и технологий, оградит от потерь, связанных с бессистемным развитием, с неумением правильно задать вектор инновационно- технологической динамики;
ж) принцип инновационного выравнивания позволяет распространять прогрессивные новации не только в наукоемких и высокотехнологических сегментах экономики, но и в традиционных; создавая общенациональные условия для инновационной деятельности, государство тем самым одновременно выравнивает экономические, образовательные, производственные уровни в центре и регионах страны;
з)
принцип системности
Перечисленные
принципы, по моему мнению, отвечают
интересам основных субъектов научно-
Опыт постиндустриальных стран в строительстве экономики, базирующейся на знаниях, показывает, как велика в этом процессе роль государства. Причем, как я выяснила, государство в отношении научно-инновационной сферы занимается не благотворительностью, а разумным протекционизмом и патернализмом. Применительно к российской ситуации, как отмечал В.И. Вернадский, основной государственной «задачей является не организация науки, а помощь научному творчеству нации» [39, с 356].
В рамках анализа формирования в России модели экономики, основанной на знаниях, данный подход позволяет мне вычленить два компонента научно-инновационной политики: долгосрочный, нацеленный на формирование информационного общества и знаниевой экономики, и среднесрочный, связанный с созданием интегрированной инновационной национальной темы.
Необходимость выработки стратегических ориентиров и контуров научно-инновационной модели экономики может рассматриваться как «перспективная потребность» [40, с 21]. В этом качестве, на мой взгляд, выступают экономические противоречия, возникающие из спонтанной неравномерности развития научно-инновационной сферы
Определяя такие критические точки как противоречия, я расцениваю их как специфические условия и факторы, на фоне которых идет формирование в России основ экономики знаний.
Остановлюсь на наиболее важных аспектах, которые, по моему мнению, дестимулируют процессы движения России к цивилизованной знаниевой экономике. Прежде всего, в стране не создана эффективная национальная инновационная система. В условиях российской экономики переходного периода в первую очередь необходимо говорить о возможностях развития индустрии инноваций, а не о промышленной политике, так как ни стройной концепции, ни инструментов, ни системного подхода к промышленной политике в России до сих пор не выработано. Поэтому повышение конкурентоспособности индустрии инноваций, по моему мнению, первично и должно способствовать выработке в дальнейшем эффективной промышленной политики.
Наличие разноуровневых технологических укладов в стране привело к тому, что господствующими в большинстве отраслей производства являются третий и четвертый технологические уклады. Расширение пятого технологического уклада носит догоняющий и имитационный характер (так как происходит на импортной базе), а шестой - представлен фрагментарно в космической и авиационной промышленности.
Ориентация России на экспорт знаний. Наша страна ориентирована на мировой рынок в качестве поставщика знаний: в экспорте технологий расширяется доля научных исследований, а в импорте технологий увеличивается доля объектов интеллектуальной собственности, так как предпринимательский сектор предъявляет спрос на готовые технологии.
Нацеленность наукоемкого сектора России на экспорт высокотехнологической продукции ведет к деградации технологического пространства, так как не формирует реальных предпосылок для вытеснения старых техноукладов новыми, ограничивает возможность наращивания выпуска перспективной отечественной продукции и расширения емкости внутреннего рынка. Позиция России как экспортера «интеллектуального сырья» и потребителя готовых новаций сдерживает ее продвижение к экономике знаний.
Одной из серьезных проблем современной российской экономики является недоиспользование человеческого капитала как важнейшего интеллектуального ресурса. Экономика знаний предъявляет высокие требования к человеческому капиталу. Глобализация требует мультипликативности, современные технологии - непрерывность обучения человека. В России качество человеческого капитала ухудшается не столько из-за недостатков системы образования, сколько из-за невостребованности квалифицированных кадров в большинстве секторов экономики, отсутствие конкурентных условий занятия должностей, несоответствие вузовской подготовки кадров спросу на рынке труда.
Невосприимчивость крупного бизнеса России к инновациям. Российский крупный бизнес не является ключевым звеном в создании инноваций. Крупные фирмы не желают брать на себя масштабные финансовые и технологические риски инвестиций в новые технологии. В условиях высокой внутренней неопределенности и благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры частные инвесторы вкладывают средства в краткосрочные, быстроокупаемые проекты, а также в надежные активы (добыча сырьевых ресурсов, недвижимость). Такие решения бизнеса усугубляют внутреннюю несбалансированность экономики.
Невозможность вести научные исследования и разработки по широкому кругу технико-технологических направлений. Специфика экономики инноваций заключается в том, что получение рентного дохода на инвестированный капитал - условие и цель экономического роста. А сами инвестиции перспективны, если направлены на укрепление всей национальной инновационной системы. В России осуществляются пока лишь «точечные» инвестиции в сферу инноваций. Основные приоритетные направления развития науки и техники осуществимы сегодня только с учетом возможностей страны - ресурсы государства и частного сектора должны концентрироваться на сравнительно узких научно-технологических направлениях, обеспечивающих рост конкурентоспособности продукции и проникновение ее в перспективные рыночные ниши. Таким образом, сегодня Россия не имеет возможности вести научные исследования и разработки по всему спектру НИОКР
Информация о работе Становление экономики основанной на знаниях