Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:58, курсовая работа
На фоне беспрецедентной приоритетности теоретической науки и высокотехнологических секторов в развитых странах, российская научно-инновационная сфера оказалась неадаптированной к условиям знаниевой экономики. В настоящее время чрезвычайно актуальным становится для России создание инновационно-генерирующей и инновационно-восприимчивой экономики, способной обеспечить переход от эксплуатации природных ресурсов к эффективному использованию потенциала знаний, реализовать глобальные конкурентные преимущества страны на ключевых направлениях научно-технического соперничества, продемонстрировать положительные внешние социально-экономические эффекты.
Ведение………………………………………………………………………..3
Тенденции становления экономики, основанной на знаниях…………..5
Исходные условия становления в России экономики,
основанной на знаниях……………………………………………………….17
3. Формирование российской модели экономики знаний
с научно-инновационной доминантой………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………….34
Литература……………………………………………………………………..38
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Экономический факультет
Институт
дополнительного
Кафедра
экономики и менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории
на тему:
СТАНОВЛЕНИЕ
ЭКОНОМИКИ, ОСНОВАННОЙ
НА ЗНАНИЯХ
Студентки 2 курса заочной
формы обучения (второе высшее)
специальность: финансы и кредит
Кочновой
А.Ф.
Шифр: 2010-080105-22
Научный руководитель:
д.э.н. Безверхая
О.Н.
Оренбург 2011
Содержание
Ведение……………………………………………
основанной
на знаниях……………………………………………………….
3. Формирование российской модели экономики знаний
с научно-инновационной доминантой………………………………………24
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Современный этан эволюции мировой и отечественной экономик предполагает создание обществ, базирующихся на знаниях, где экономическое и социальное благополучие страны определяется наукоемкими технологиями, инновационной доминантой и уровнем интеллектуального развития человеческого капитала.
Интенсивное развитие сфер генерации научного знания и производства инновационных продуктов становится важнейшим национальным приоритетом. Ведущие постиндустриальные страны являются лидерами по ряду принципиально важных направлений посредством решения комплекса проблем в науке, технологиях, образовании, создании благоприятных условий для новаторов и предпринимателей. Большая и все увеличивающаяся доля современного хозяйства действительно основана на знаниях, использование которых как экономического ресурса принципиально отличается от использования традиционных материальных ресурсов. Быстрый экономический рост в новой экономике обеспечивается не наращиванием физических объемов выпуска постепенно модернизируемых продуктов и услуг, а увеличением добавленной стоимости производимой продукции, зависящей от прикладных знаний, новаций, альтернативных предпочтений потребителей и скорости реакции бизнеса на изменение этих предпочтений.
В настоящее время возрастает ценность уникальных видов знания, обладание которыми обеспечивает большие экономические и социальные преимущества. Экономика знаний, таким образом, резко повышает ценность фундаментальных исследований как источника принципиально нового знания и базиса высокотехнологичного производства. Данные изменения обусловили необходимость пересмотра, конкретизации и углубления отдельных положений современной экономической теории и включение в анализ закономерностей развития экономики знаний.
На
фоне беспрецедентной приоритетности
теоретической науки и высокотехнологических
секторов в развитых странах, российская
научно-инновационная сфера оказалась
неадаптированной к условиям знаниевой
экономики. В настоящее время чрезвычайно
актуальным становится для России создание
инновационно-генерирующей и инновационно-восприимчивой
экономики, способной обеспечить переход
от эксплуатации природных ресурсов к
эффективному использованию потенциала
знаний, реализовать глобальные конкурентные
преимущества страны на ключевых направлениях
научно-технического соперничества, продемонстрировать
положительные внешние социально-экономические
эффекты. Достижение этих ориентиров возможно
при создании перспективной модели научно-инновационной
экономики, учитывающей особенности и
специфику современного этапа развития
России.
1
Тенденции становлении экономики, основанной
на знаниях
Современный этап характеризуется тем, что промышленно развитые страны приступили к решению комплекса новых, преимущественно социально-экономических задач, которые потребовали смещения приоритетов научно-технической политики в сторону информационных услуг, медицины, экологии и других аспектов устойчивого роста. На мой взгляд, эти задачи будут актуальными и в ближайшей перспективе.
Несомненно, что достаточно высокий уровень жизни и устойчивый экономический рост современных постиндустриальных стран предопределен успехами фундаментальной и прикладной науки.
В рамках моего исследования попытаюсь создать каркас базовых элементов экономики знаний, опираясь на её научно-инновационную доминанту, и определяя в ней место теоретических знаний и новаций
Исследование сущности знаниевой экономики с точки зрения генезиса предполагает определение основных этапов ее становления.
Первый этап зарождения экономики, основанной на знаниях, связывается с началом научно-технической революции. Сам термин НТР впервые применил теоретик науки Дж. Бернал для характеристики состояния современного НТП. Однако, на мой взгляд, в эту периодизацию следует включить и предварительный период – последнюю треть XVIII-XIX вв., так как в его рамках происходят важнейшие количественные накопления научных знаний и превращение науки в непосредственную производительную силу.
Второй период – середина 50-х гг. XX века – характеризуется качественными изменениями: обнаруживается резкое сокращение цикла практической реализации научных открытий [1, с 228]. В связи с этим Н. Фролова пишет: «Теоретическая наука на базе накопленного опыта, знаний и современной техники,... обрела способность делать открытия с такой интенсивностью, что эффективность их влияния на уровень техники и производства стала превосходить влияние наличного уровня техники и накопленного объема технических знаний и производственного опыта. Возникла конкуренция научного знания и технического совершенствования производства: последнее во многих случаях стало выгоднее развивать на базе новых научных идей, чем на базе современной,...техники» [2, с 103-104].
На третьем этапе, начавшемся в 70-е годы XX в, новые технологии создаются и внедряются на основе достижений фундаментальной и прикладной науки, которые постоянно обновляются и совершенствуются.. Данный этап во многих источниках характеризуется как научно-производственная революция, но я склоняюсь к мнению, что сущность этого этапа более полно раскрывает понятие «научно-инновационная революция». Этот период характеризуется ростом прикладной направленности науки, ее связи с производством, фундаментальные исследования все более ориентируются на решение крупных технико-технологических задач, результатом которых являются радикальные изменения в экономике, что в свою очередь, способствует развитию самой науки.
Четвертый этап становления экономики знаний связан с распространением информационной, а точнее информационно-знаниевой революции. В рамках моего анализа мне необходимо оценить вклад информационной революции в развитие экономики знаний.
В моей периодизации начало пятого этапа информационной революции совпадает по времени с третьим этапом (70-е гг. XX в.) становления экономики знаний. В классификации типов информационных революций А. Мовсесян указывает, что пятый, современный её тип связан с созданием сверхскоростных компьютеров и мощных запоминающих средств, формированием и развитием автоматизированных баз данных; быстрым ростом глобальных и региональных коммуникационных сетей, использующих современные системы технологии передачи и хранения информации и знаний [3, с 81].
Определяя современный этап как этап информационно-знаниевой революции, я подразумеваю, что информтехнологии, сложнейшая цифровая и коммуникационная техника создаются сегодня на основе научных разработок. В свою очередь, информационная индустрия способствует сверхбыстрой и масштабной обработке, передаче, сохранению, распространению, пропаганде и беспрепятственному доступу научных идей и знаний для гигантского числа людей, на любые расстояния в режиме реального времени.
Опираясь на предположение А. Мовсесяна, можно констатировать, что в настоящее время закладываются предпосылки следующей информационной революции. В частности, ученый замечает: «В системе глобальной трансформации наступает новый качественный этап, связанный с особой ролью науки, наукоемких технологий. В ближайшем будущем грядет шестая информационная революция, основанная на глобализации человеческих знании экспертных системах и других средствах искусственного интеллекта. При развитии этих процессов выиграет та страна, которая сможет наилучшим образом использовать свой научный потенциал» [4, с 81-82].
Относительно дальнейшего продвижения обществ к экономике знаний многие авторы, позицию которых я разделяю, считают, что в современной стадии новой экономики следует различать два этапа: 1) информационную цивилизацию; 2) цивилизацию знаний.
В связи с этим Г. Клейнер уточняет: на первой стадии, «которую можно называть информационной эрой, основную роль будут играть глобализационные процессы, как в сфере коммуникаций, так и в сфере перемещения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также в области культурного и идеологическою трансферта,... унификации общедоступного знания, когда каждый индивид получает слабо ограниченный доступ к мировым информационным хранилищам. Вторую стадию — «цивилизацию знаний» следуют воспринимать как «период с повышенной ролью знаний в социально-экономических процессах»[5, с 61]. На этой стадии информационной эры главным инструментом приобретения знаний станет собственно познание, то есть процесс личностного и институционального освоения информации, соединение новой информации в рамках метаинформационных структур.
В
развитых странах, где модель знаниевой
экономики уже действует, господствующим
практически во всех отраслях
производства является пятый и активно
осваивается шестой технологический уклад.
Характеристика тенденций научно-технического
прогресса позволяет сделать ряд обобщений.
По мнению экспертов, основные ориентиры
шестого технологического уклада будут
достигнуты ко второму десятилетию XXI
века. Общий анализ шестого технико-экономического
уклада представлен мною в таблице 1.
Таблица
1. Основные характеристики шестого технико-экономического
уклада
Временные рамки | От 1990-х до 2030-2040 гг. |
1 | 2 |
Страны |
Технологические лидеры: США, Япония, ЕС. |
Развитые: Австралия, Латинская Америка, Юго-Восточная Азия, Россия | |
Ключевые факторы |
- космические
и авиотехнологии
- глобальные информационные сети - интегрированные высокоскоростные транспортные системы - системы искусственного интеллекта - ядерная энергетика - водородные энергоносители -биотехнологии и человекоразмерные системы - производство продуктов с заранее заданными свойствами -распространение калс-технологий - технологии
рекрутизации знаковых систем
живой и неживой материи: |
Конкурентные преимущества |
- технологии, снижающие
техногенную нагрузку на природные ресурсы
и экологию
- интеллектуализация производства - непрерывность
инновационного процесса в - способность
генерации и внедрения научно- - наращивание научно-технического производственного потенциала на перспективных направлениях |
Информация о работе Становление экономики основанной на знаниях