Становление экономики основанной на знаниях

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

На фоне беспрецедентной приоритетности теоретической науки и высокотехнологических секторов в развитых странах, российская научно-инновационная сфера оказалась неадаптированной к условиям знаниевой экономики. В настоящее время чрезвычайно актуальным становится для России создание инновационно-генерирующей и инновационно-восприимчивой экономики, способной обеспечить переход от эксплуатации природных ресурсов к эффективному использованию потенциала знаний, реализовать глобальные конкурентные преимущества страны на ключевых направлениях научно-технического соперничества, продемонстрировать положительные внешние социально-экономические эффекты.

Содержание

Ведение………………………………………………………………………..3
Тенденции становления экономики, основанной на знаниях…………..5
Исходные условия становления в России экономики,
основанной на знаниях……………………………………………………….17
3. Формирование российской модели экономики знаний
с научно-инновационной доминантой………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………….34
Литература……………………………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

Эконом. теория 1.doc

— 251.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ  ВПО ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

АГРАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
 
 

Экономический факультет

Институт  дополнительного профессионального  образования

Кафедра экономики и менеджмента организации 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по экономической  теории

на тему:

СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ 
 

Студентки 2 курса заочной

формы обучения (второе высшее)

специальность: финансы и кредит

Кочновой  А.Ф.  

Шифр: 2010-080105-22 

Научный руководитель:

д.э.н. Безверхая  О.Н. 
 

Оренбург 2011

Содержание

                                                                                                                                  Стр.

      Ведение………………………………………………………………………..3

  1. Тенденции становления экономики, основанной на знаниях…………..5
  2. Исходные условия становления в России экономики,

    основанной  на знаниях……………………………………………………….17

    3. Формирование  российской модели экономики  знаний

     с научно-инновационной доминантой………………………………………24

    Заключение…………………………………………………………………….34

    Литература……………………………………………………………………..38 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

     Современный этан эволюции мировой и отечественной  экономик предполагает создание обществ, базирующихся на знаниях, где экономическое и социальное благополучие страны определяется наукоемкими технологиями, инновационной доминантой и уровнем интеллектуального развития человеческого капитала.

     Интенсивное развитие сфер генерации научного знания и производства инновационных продуктов  становится важнейшим национальным приоритетом. Ведущие постиндустриальные страны являются лидерами по ряду принципиально важных направлений посредством решения комплекса проблем в науке, технологиях, образовании, создании благоприятных условий для новаторов и предпринимателей. Большая и все увеличивающаяся доля современного хозяйства действительно основана на знаниях, использование которых как экономического ресурса принципиально отличается от использования традиционных материальных ресурсов. Быстрый экономический рост в новой экономике обеспечивается не наращиванием физических объемов выпуска постепенно модернизируемых продуктов и услуг, а увеличением добавленной стоимости производимой продукции, зависящей от прикладных знаний, новаций, альтернативных предпочтений потребителей и скорости реакции бизнеса на изменение этих предпочтений.

     В настоящее время возрастает ценность уникальных видов знания, обладание  которыми обеспечивает большие экономические  и социальные преимущества. Экономика  знаний, таким образом, резко повышает ценность фундаментальных исследований как источника принципиально нового знания и базиса высокотехнологичного производства. Данные изменения обусловили необходимость пересмотра, конкретизации и углубления отдельных положений современной экономической теории и включение в анализ закономерностей развития экономики знаний.

     На  фоне беспрецедентной приоритетности теоретической науки и высокотехнологических секторов в развитых странах, российская научно-инновационная сфера оказалась неадаптированной к условиям знаниевой экономики. В настоящее время чрезвычайно актуальным становится для России создание инновационно-генерирующей и инновационно-восприимчивой экономики, способной обеспечить переход от эксплуатации природных ресурсов к эффективному использованию потенциала знаний, реализовать глобальные конкурентные преимущества страны на ключевых направлениях научно-технического соперничества, продемонстрировать положительные внешние социально-экономические эффекты. Достижение этих ориентиров возможно при создании перспективной модели научно-инновационной экономики, учитывающей особенности и специфику современного этапа развития России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Тенденции становлении экономики, основанной на знаниях 

     Современный этап характеризуется тем, что промышленно  развитые страны приступили к решению комплекса новых, преимущественно социально-экономических задач, которые потребовали смещения приоритетов научно-технической политики в сторону информационных услуг, медицины, экологии и других аспектов устойчивого роста. На мой взгляд, эти задачи будут актуальными и в ближайшей перспективе.

     Несомненно, что достаточно высокий уровень  жизни и устойчивый экономический  рост современных постиндустриальных стран предопределен успехами фундаментальной и прикладной науки.

     В рамках моего исследования попытаюсь создать каркас базовых элементов экономики знаний, опираясь на её научно-инновационную доминанту, и определяя в ней место теоретических знаний и новаций

     Исследование  сущности знаниевой экономики с  точки зрения генезиса предполагает определение основных этапов ее становления.

     Первый  этап зарождения экономики, основанной на знаниях, связывается с началом  научно-технической революции. Сам  термин НТР впервые применил теоретик науки Дж. Бернал для характеристики состояния современного НТП. Однако, на мой взгляд, в эту периодизацию следует включить и предварительный период – последнюю треть XVIII-XIX вв., так как в его рамках происходят важнейшие количественные накопления научных знаний и превращение науки в непосредственную производительную силу.

     Второй период – середина 50-х гг. XX века – характеризуется качественными изменениями: обнаруживается резкое сокращение цикла практической реализации научных открытий [1, с 228]. В связи с этим Н. Фролова пишет: «Теоретическая наука на базе накопленного опыта, знаний и современной техники,... обрела способность делать открытия с такой интенсивностью, что эффективность их влияния на уровень техники и производства стала превосходить влияние наличного уровня техники и накопленного объема технических знаний и производственного опыта. Возникла конкуренция научного знания и технического совершенствования производства: последнее во многих случаях стало выгоднее развивать на базе новых научных идей, чем на базе современной,...техники» [2, с 103-104].

     На  третьем этапе, начавшемся в 70-е годы XX в, новые технологии создаются и внедряются на основе достижений фундаментальной и прикладной науки, которые постоянно обновляются и совершенствуются.. Данный этап во многих источниках характеризуется как научно-производственная революция, но я склоняюсь к мнению, что сущность этого этапа более полно раскрывает понятие «научно-инновационная революция». Этот период характеризуется ростом прикладной направленности науки, ее связи с производством, фундаментальные исследования все более ориентируются на решение крупных технико-технологических задач, результатом которых являются радикальные изменения в экономике, что в свою очередь, способствует развитию самой науки.

     Четвертый этап становления экономики знаний связан с распространением информационной, а точнее информационно-знаниевой революции. В рамках моего анализа мне   необходимо оценить вклад информационной революции в развитие экономики знаний.   

     В моей периодизации начало пятого этапа  информационной революции совпадает  по времени с третьим этапом (70-е гг. XX в.) становления экономики знаний. В классификации типов информационных революций А. Мовсесян указывает, что пятый, современный её тип связан с созданием сверхскоростных компьютеров и мощных запоминающих средств, формированием и развитием автоматизированных баз данных; быстрым ростом   глобальных и региональных коммуникационных сетей, использующих современные  системы    технологии передачи и хранения информации и знаний [3, с 81].

              Определяя современный  этап как этап информационно-знаниевой революции, я подразумеваю, что информтехнологии, сложнейшая цифровая и коммуникационная техника создаются сегодня на основе научных разработок. В  свою очередь, информационная индустрия способствует сверхбыстрой и масштабной обработке, передаче, сохранению, распространению, пропаганде и беспрепятственному доступу научных идей и знаний для гигантского числа людей, на любые расстояния в режиме реального времени.

     Опираясь  на предположение А. Мовсесяна, можно  констатировать, что в настоящее  время закладываются предпосылки следующей информационной революции. В частности, ученый замечает: «В системе глобальной трансформации наступает новый качественный этап, связанный с особой ролью науки, наукоемких технологий. В ближайшем будущем грядет шестая информационная революция, основанная на глобализации человеческих знании  экспертных системах и других средствах искусственного интеллекта. При развитии этих процессов выиграет та страна, которая сможет наилучшим образом использовать свой научный потенциал» [4, с 81-82].

     Относительно  дальнейшего продвижения обществ к экономике знаний многие авторы, позицию которых я разделяю, считают, что в современной стадии новой экономики следует различать два этапа: 1) информационную цивилизацию; 2) цивилизацию знаний.

     В связи с этим Г. Клейнер уточняет: на первой стадии, «которую можно называть информационной эрой, основную роль будут играть глобализационные процессы, как в сфере коммуникаций, так и в сфере перемещения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также в области культурного и идеологическою трансферта,... унификации общедоступного знания, когда каждый индивид получает слабо ограниченный доступ к мировым информационным хранилищам. Вторую стадию — «цивилизацию знаний» следуют воспринимать как «период с повышенной ролью знаний в социально-экономических процессах»[5, с 61]. На этой стадии информационной эры главным инструментом приобретения знаний станет собственно познание, то есть процесс личностного и институционального освоения информации, соединение новой информации в рамках метаинформационных структур.

     В развитых странах, где модель знаниевой экономики уже действует, господствующим практически во всех отраслях производства является пятый и активно осваивается шестой технологический уклад. Характеристика тенденций научно-технического прогресса позволяет сделать ряд обобщений. По мнению экспертов, основные ориентиры шестого технологического уклада будут достигнуты ко второму десятилетию XXI века. Общий анализ шестого технико-экономического уклада представлен мною в таблице 1. 

Таблица 1. Основные характеристики шестого технико-экономического уклада 

Временные рамки От 1990-х до 2030-2040 гг.
1 2
 
Страны
Технологические лидеры: США, Япония, ЕС.
Развитые: Австралия, Латинская Америка, Юго-Восточная  Азия, Россия
 
 
 
 
 
Ключевые

 факторы

- космические  и авиотехнологии

- глобальные  информационные сети

- интегрированные  высокоскоростные транспортные  системы

- системы искусственного  интеллекта

- ядерная энергетика

- водородные  энергоносители 

-биотехнологии  и человекоразмерные системы

- производство  продуктов с заранее заданными  свойствами

-распространение  калс-технологий

- технологии  рекрутизации знаковых систем  живой и неживой материи: генные  и нанотехнологии

 
 
 
 
Конкурентные

преимущества

- технологии, снижающие  техногенную нагрузку на природные ресурсы и экологию

- интеллектуализация производства

- непрерывность  инновационного процесса в большинстве  отраслей

- способность  генерации и внедрения научно-технологических  идей

- наращивание научно-технического производственного потенциала на перспективных направлениях

Информация о работе Становление экономики основанной на знаниях