Становление экономики основанной на знаниях

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

На фоне беспрецедентной приоритетности теоретической науки и высокотехнологических секторов в развитых странах, российская научно-инновационная сфера оказалась неадаптированной к условиям знаниевой экономики. В настоящее время чрезвычайно актуальным становится для России создание инновационно-генерирующей и инновационно-восприимчивой экономики, способной обеспечить переход от эксплуатации природных ресурсов к эффективному использованию потенциала знаний, реализовать глобальные конкурентные преимущества страны на ключевых направлениях научно-технического соперничества, продемонстрировать положительные внешние социально-экономические эффекты.

Содержание

Ведение………………………………………………………………………..3
Тенденции становления экономики, основанной на знаниях…………..5
Исходные условия становления в России экономики,
основанной на знаниях……………………………………………………….17
3. Формирование российской модели экономики знаний
с научно-инновационной доминантой………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………….34
Литература……………………………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

Эконом. теория 1.doc

— 251.50 Кб (Скачать)
 

 Продолжение таблицы 1

1 2
 
 
 
Приоритеты,

определяющие 

геополитическую

конкуренцию

- развитие фундаментальной и прикладной науки

- непрерывное образование и здравоохранение

- пропускная способность

- доступность и наполнение информационно-знаниевой среды

- способность  государства обеспечить раскрытие  творческих способностей каждого  индивида

- развитие производственно-технических  систем зарождающегося уклада

 
 
 
 
Институциональное

оформление

 
- горизонтальная интеграция НИОКР, производства и образования 

- совместные  исследования в межстрановом  аспекте

- создание институтов  роста в лице наукоградов, национальных  лабораторий, научно-технологических бизнес-инкубаторов и пр.

- господдержка новых стратегических технологий

- университетско-промышленное  сотрудничество

-новые  режимы собственности для научно-инновационных  продуктов      

 
 
Преимущества

данного

уклада

по сравнению 

с предшествующим

 
- индивидуализация  производства и потребления

- гуманизация  технико-технологических процессов

- повышение гибкости  производства и появление виртуальных  нредприятий

- преодоление  экологических огранечений по  энерго- и материалопотреблению на освове АСУ и включению синтезированных ресурсов

- деурбанизация  на основе телекоммуникационных технолог 

 

       Приведенные выше черты зарождающегося технологического уклада следует рассматривать в качестве перспективных тенденций. Основными доминантами нового уклада выступят когнитивные способности человека непрерывно продуцировать новшества, совершенствовать производство вещественных и духовных благ. В связи с этим резко возрастает роль человеческого фактора в организации научно-творческого и внедренческого труда. Поэтому страны, которые не смогут обеспечить необходимый уровень образования, развития науки, качества информационной среды, неизбежно попадут в зависимость от стран лидеров в области создания и распространения знаний. Страны, наращивающие свой научно-технический и производственный потенциал в прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, приобретают значительные конкурентные преимущества.

     В настоящее время технологическими лидерами являются США, страны ЕС, Япония, Канада, Австралия. Так, США принадлежит 36% мирового рынка высоких технологий, Японии – 16-18% [6, с 1]. Таким образом, принципиальными особенностями шестого технологического уклада будут:

     - гуманизация технического процесса, его структуры, направленность интеллектуальных сил, инноваций, прежде всего на удовлетворение потребностей человека в экологически чистых продуктах питания, укрепление здоровья, повышение уровня образования;

     - экологизация технологий, т.е. освоение  и распространение принципиально  новых технологий, возобновляемых источников энергии и видов сырья, средств мониторинга окружающей среды, В настоящее время сила воздействия деятельности человека на биосферу достигла такого ypовня, что природные системы не могут самовоспроизводиться и поддерживаться без экологических инноваций;

     - глобализация технического прогресса, что предполагает выход за национальные границы масштабов создания и распространения нововведений, формирование планетарных рынков высокотехнологичных товаров и услуг, сближение темпов и уровней технологического развития, как отраслей, так и стран. В результате объединения ресурсов различных стран для реализации указанных целей будет существенно ускорен процесс создания эпохальных и базисных инноваций [7, с 31].

     Для формирования модели экономики, основанной на знаниях, выделю, прежде всего, показатели, отражающие уровень развития секторов, продуцирующих новые знания и предъявляющие спрос на них.

   По  моему мнению, к таким показателям необходимо отнести:

   - вклад высокотехнологичных отраслей в ВВП;

   - инвестиции в знаниях и НИОКР;

   - развитие информационного сектора экономики;

   - структуру ассигнований на фундаментальную науку;

     - развитие сферы услуг, в том числе научно-интеллектуальных;

   - качество трудовых ресурсов наукоемких отраслей  экономики;

   - вклад высшего образования в научно-инновационную сферу.

     Применив  вышеуказанные индикаторы, рассмотрю основные черты знаниевой экономики на примере реально существующих моделей в США, Японии, ЕС. Производство высокотехнологичных, наукоемких продуктов с высокой добавленной стоимостью является основой эффективного экономического развития многих стран. В начале 2000-х годов наиболее высокой доля добавленной стоимости высокотехнологичных отраслей высшего и среднего уровня была в ВВП Германии - 31%, Швейцарии - 36%, США - 30%, Великобритании - 28,1% [8, с 453].

     В информатизированной экономике сокращение массы применяемого физического капитала и потребления энергии - важные условия накопления богатства социумом. В последние годы во всех развитых индустриальных странах происходит падение инвестиций в основной капитал при одновременном росте «неосязаемых» [9, с 16] инвестиций (знания, НИОКР, информационно-коммуникационные технологии, образование, обучение).

     По  отношению к ВВП затраты на науку составляют сейчас в странах ОЭСР 2,2 - 2,3%, в США - 2,7, в Японии - свыше 3, в Финляндии - 3,4, в Швеции - 4,3, в Израиле - 4,7, в Китае - 1,32%. В 1995-2001гг. среднегодовые темпы роста расходов на НИОКР в реальном выражении составляли в странах ОЭСР - 4,5%, странах ЕС - 3,8%, в Японии – 2,9%, в США – 5% [10, с 151].

     Информационный  сектор знаниевой экономики основывается на развитии ИКТ, т.е. на знаниеёмких технологиях, которые создаются в сфере науки. Лидером в области высоких технологий являются США, им принадлежит более 40% этого рынка, более 95% патентов принадлежит ОЭСР (у России - менее 1%) [11, с 84]. На протяжении последних трех десятилетий ведущие страны мира аккумулировали значительные инвестиции в IT-технологии. Новейшие ИКТ, созданные на базе современных разработок, позволяют приобрести не только информационно-аналитические и социальные преимущества, но и продвинуться в решении экологических, ресурсно-энергетических проблем.

Сегодня в США  прирост ВВП более чем на две  трети обеспечивается на базе научно-инновационной деятельности при удельном весе финансирования науки около 4-5% ВВП, то есть отдача от инноваций в 10-15 раз превышает вложения в эту сферу [12, с 339]. В 2000 г. в Японии государство финансировало 19,3% всех затрат на науку, в США - 28,6%, в Германии – 33,8%, в Италии - 51,1%. Доля расходов на науку в общей сумме государственных расходов составляет 3-5% (например, затраты на создание новых знаний и технологий в Канаде составляют 1,6% от общего объема ВВП, в Швеции - 3,7%) [13, с 7]. На фундаментальную науку в развитых странах расходуются от 6 до 22% всех средств, вкладываемых в науку [14, с 99]. Структура ассигнований на науку постепенно меняется в пользу наиболее современных её направлений. Во многих постиндустриальных странах финансирование исследований и разработок в основном осуществляется за счет частного капитала. Наибольший показатель характерен для Японии - 73% и США - 66,2% [15, с 11]. В отличие от них, в ЕС более 1/3 научных исследований приходится на государственный сектор.

     В настоящее время имеет место  тенденция увеличения доли доходов  от сферы услуг. По оценкам Всемирного банка, она составляет около 68% мирового ВВП [16, с 23]. Под влиянием требований рынка и технологического прогресса сфера услуг приобретает качественно новые черты, характеризуясь, в частности, значительными объемами научных исследований и разработок. Уже с середины 1980-х годов динамика затрат на исследования и разработки в сфере услуг опережает их рост в обрабатывающей промышленности. Причина тому - высокая наукоемкость многих видов услуг, основанных на новейших информационных технологиях, растущий спрос на услуги малых исследовательских, компьютерных, биотехнологических фирм, многие из которых создаются на базе университетов. Кроме этого, активное использование достижений научно-технологического прогресса изменило технологию предоставления многих традиционных услуг, например, появились электронная почта, дистанционное обучение, виртуальная библиотека и пр.

     Становление общества знаний обусловлено повышением значимости тех видов экономической деятельности, которые связаны с производством интеллектуальных услуг. Общество предъявляет спрос на такие профессии, которые обслуживают высокотехнологичные отрасли информационной экономики: системные аналитики, проектировщики, операторы, программисты.

     Генераторами  новых знаний и неотъемлемым элементом  научно-исследовательской системы большинства стран являются сегодня университеты. Инновационная ориентация деятельности университетов обеспечивается за счет растущего участия преподавателей и аспирантов в научных исследованиях и передаче их результатов в производство. Свидетельством тому является 30-кратный рост числа патентов, полученных западными университетами за период с середины 1960-х до начала 2000-х годов [17, с 20].

     Центром притяжения высокоразвитого человеческого  капитала сегодня являются США. Примерно 25% лиц, обучающихся в аспирантурах США по научно-техническим специальностям, составляют иностранцы. В численном выражении это означает, что от 50 тыс. до 100 тыс. выпускников вузов из других стран выходят на американский рынок знаниеемких специальностей.

     Опыт  стран, где знаниевая экономика уже сформировалась или выступает как значительный сектор хозяйства, позволяет мне выделить четко обозначенные тенденции её развития.

     Постепенность. Трансформация индустриальной экономики в постиндустриальную происходит не скачкообразно, а постепенно с накоплением качественных характеристик, с ярко выраженными элементами информационной экономики.

     Преемственность. Экономика знаний формируется на основе материально-технологического базиса предшествующих укладов, имеет в себе черты преемственности индустриальной эпохи, но уже со все возрастающей значимостью невещественных факторов.

     Интеллектуализация. Знаниевая модель экономики предъявляет высокие требования к интеллектуальной доминанте человеческих ресурсов. «Короткий цикл» знаний, навыков, профессий предполагает постоянное обновление индивидуальных способностей и восприятия новой информации.

     Неравномерность. Постиндустриальная хозяйственная система с преобладанием в ней знаниевых секторов является фрагментированной

     Глобальность. Новую экономику связывают с глобализацией современных научно-технологических открытий и применяемых знаний. В связи с этим ее характерными чертами становятся: глобальность происходящих изменений, их скорость и масштабность, многообразие, сочетание общемировых тенденций с их индивидуализацией в различных странах, многократный рост производительности и интенсивности труда как производителей информационных продуктов, так и их потребителей.

     Сциентарность. Для знаниевой экономики характерен разумный сциентизм, который опирается на ряд моментов:

            а) интеграционностъ и специализация. Интеграция ускоряет технологическое развитие за счет объединения совместных усилий многих стран в решении важнейших научно-исследовательских проблем: к настоящему времени свыше 32% научных статей написаны учеными разных стран в соавторстве, 67% технологических альянсов имеют межстрановый характер [18, с 44].

        б) индустриализация. Из перечисленного перечня специализаций следует, что мировая наука становится все больше прикладной и с технологической точки зрения все более приближается к производственному процессу (все чаще науку определяют как индустрию знаний). Огромные интеллектуальные ресурсы, колоссальные материальные затраты, масштабные проекты, многообразие институтов, характеризующих «большую науку», по словам И. Черняковой «создают впечатление, что производство научных 
идеи поставлено «на поток», индустриализовано, стало делом коллективного 
творчества... и все более приближается, к производству вещей» [19, с 85-86].

     в) гетерархичность и интерперсонаяьностъ. Усложнение процесса производства нового знания, рост факторов неопределенности и риска требуют, чтобы научным поиском занимались целые коллективы. Знания такого типа не могут быть произведены только внутри прежних, стабильных иерархических академических структур посредством индивидуальной исследовательской работы. «Вот почему эти структуры заменяются гетерархичными и недолговечными, с упором на коллективное творчество, и сети временных соглашении между практиками и исследователями» [20]. В результате «наука постиндустриального социума утрачивает свой индивидуальный характер и становится интерперсональной».

     г виртуализация. Указанная выше черта, порождает еще одну специфику научной деятельности - виртуализацию исследовательского поиска. В основе этого процесса лежит всеобщая компьютеризация деятельности вообще и научной в частности. Виртуализация способствует, на наш взгляд, усилению коммуникативности научного сообщества, а ведущую роль в этом процессе играет, так называемый «невидимый колледж» (invisible college). «Невидимый колледж» составляет группа ученых, находящихся в непосредственных научных контактах по поводу разработок проблем, обмена информацией по новейшим результатам исследований.

              д) мобильность. Виртуализация научной деятельности позволяет в настоящие время любому ученому распространять свои научные работы, читать лекции в зарубежных вузах, создавать личные электронные учебники, встречаться с коллегами, в какой географической точке они бы не находились. Мобильность предполагает и беспрепятственное перемещение высококвалифицированных научных кадров в межстрановом аспекте.

Информация о работе Становление экономики основанной на знаниях