Спрос и Предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 04:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения;

- раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;

- проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке;

- раскрыть механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 Совокупный спрос: понятие, факторы, эластичность

1.1 Совокупный спрос как экономическая категория. Закон спроса

1.2 Неценовые факторы спроса

1.3 Эластичность спроса

2 Совокупное предложение: понятие, факторы, эластичность

2.1 Совокупное предложение как экономическая категория. Закон предложения

2.2 Неценовые факторы предложения

2.3 Эластичность предложения

3 Равновесная цена

3.1 Взаимодействие спроса и предложения на рынке. Рыночное равновесие

3.2. Механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла. Теорема Паутины

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 446.50 Кб (Скачать)

     Алгебраический  пример иллюстрирует, как устанавливается  равновесная цена. Предположим, что  спрос и предложение заданы следующими уравнениями [12, стр. 103]: 

     Спрос: Qd = Dp = 80-40p 

     Предложение: Qs = Sp = -10+6p

     Равновесная цена устанавливается в точке, в которой объем спроса равен объему предложения: Dp = Sp, отсюда равенство спроса и предложения можно записать как 80-4р = -10+6р

     Решая уравнения относительно цены равновесия получим р = 9.

     Зная  равновесную цену, можно найти равновесный объем спроса и предложения Q = Dp = Sp = 44.

     Путем простого расчета можно убедиться, что никакого равновесного объема (Q) существовать не будет, если цена не будет равна 9. 

     Таблица 4

     Равновесие  на книжном рынке

Цена, руб. Объем спроса книг,

млн. экз. за год

Объем предложения книг,

млн. экз. за год

Соотношение спроса и предложения
70 100 500 D<S
60 200 400 D<S
50 300 300 D=S
40 400 200 D>S
30 500 100 D>S
 

     Из  данных таблицы 4 видно, что только при цене 50 руб. спрос и предложение совпадают, следовательно, книжный рынок находится в состоянии равновесия. 

     

     Рис. 3.1. Равновесие на книжном рынке

     Данный  график иллюстрирует становление на конкурентном рынке равновесной  цены (50 руб.) и равновесного объема реализации товара – 300 шт. (в точке Е пересекаются кривые спроса и предложения). В зоне, где цены выше равновесных (60 руб.), образуется избыток товаров, что постепенно снижает цены. В зоне, где цена ниже равновесной (40 руб.), образуется дефицит товаров, который «работает» на повышение цен. В точке равновесной цены Е все, кто желает покупать, могут найти всех тех, кто желает продавать свои товары. Подобная ситуация реализуется в условиях совпадения цены равновесия с рыночной ценой. Однако их следует различать.

     Рыночная  цена (ее часто называют действительной – реальной ценой) – это цена, которая действует в любой момент времени. Цена равновесия не меняется пока не изменится соотношение между спросом и предложением, а рыночная цена может варьироваться бесконечно. Поэтому равновесное состояние по своей природе нестабильно, так как рыночные условия, определяющие его, постоянно меняются, вызывая колебания спроса и предложения (табл. 5). 

     Таблица 5

     Динамика  спроса и предложения.

     Ее  влияние на изменение цен и  объемов.

№ п/п Изменения спроса и предложения Сдвиги кривых спроса и предложения Влияние сдвигов  на цены и объем товаров
1. Если растет спрос Кривая спроса смещается вправо цена ↑, объем ↑
2. Если спрос  падает Кривая спроса смещается влево цена ↓, объем  ↓
3. Если растет предложение Кривая предложения смещается вправо цена ↓, объем  ↑
4. Если предложение  падает Кривая предложения смещается влево цена ↑, объем  ↓
 

     Когда рыночные цены выше равновесных, возникает  избыток предложения – перепроизводство. Такой рынок называют рынком покупателя, поскольку он вынуждает продавцов снижать цены. По мере снижения цен объем спроса увеличивается, пока не достигает точки равновесия Е. При низких рыночных ценах возникает избыток спроса – дефицит, и складывается рынок продавцов. Производитель легко реализует свою продукцию, после чего цены начинают расти, постепенно приближаясь к точке равновесия Е. Саморегуляцию рынка и восстановление равновесия (на прежнем или новом уровне) в свое время А. Смит описал как действие «невидимой руки». Именно механизм колебания спроса и предложения заставляет развиваться экономику, основанную на рыночных началах. Как правило, долгосрочные избытки или дефициты практически без исключения являются следствием государственного контроля над ценами.

     Благодаря достижению равновесию цен и объемов  продукции рынок распределяет ресурсы общества между различными вариантами их использования. Таким образом, посредством процесса взаимодействия спроса и предложения рынок отвечает на вопросы, что, как и для кого производить нужные товары и услуги.

    1. Механизм  формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла. Теорема Паутины
 

     Формирование  рыночной цены А.Маршалл рассматривал в трех периодах времени, где параметры  предложения имеют различную  динамику. Соответственно этому различают  мгновенное, кратковременное и длительное равновесие. В трех различных типах равновесия товаропроизводители могут либо не принимать никакие меры, либо приспособить переменные факторы производства к изменившимся условиям, либо приспособить к изменившейся цене все факторы производства. Для коротких периодов парк средств производства практически постоянен, но его использование колеблется в зависимости от спроса. Предложение товаров растет без увеличения оборудования. Длинный период должен представлять достаточно времени, чтобы можно было приспособить к спросу не только факторы производства данного товара, но и факторы производства указанных факторов и т.д. В этих условиях производители заменяют и приобретают дополнительное оборудование, а количество самих производителей может изменяться за счет свободного входа и выхода их из отрасли [10, стр. 137-149].

     В условиях мгновенного равновесия предложение  товаров фиксировано (рис. 3.2.). При данном фиксированном предложении товаров цена полностью зависит от спроса. Увеличение спроса приводит к росту цены, и наоборот, его снижение ведет к падению цены.

     В условиях краткосрочного равновесия вдруг  может измениться спрос, кривая спроса возрастает до D2 (рис. 3.3.). Объем выпуска может увеличиться за счет более интенсивного использования оборудования. В течение короткого периода другие фирмы не могут войти в эту отрасль. С другой стороны, спрос может и снизиться, что приведет к сокращению объема выпуска товаров и предложения. В коротком периоде фирма может понести убытки, но она может продолжать работать. 

     

     Рис. 3.2. Мгновенное равновесие

 

     

     Рис. 3.3. Краткосрочное равновесие 

     Различия  между предложением в долго- и  краткосрочном периодах состоят  в том, что в долгосрочном периоде  каждая фирма может расширить  свое производство, и новые фирмы  могут войти в эту отрасль.

     Такие процессы происходят в условиях роста  цен, если цены обеспечивают сверхнормальную  прибыль. Сверхнормальная прибыль  несовместима с равновесием в  открытой индустрии. Как только общее  предложение возрастет, цены упадут. Новые фирмы будут продолжать входить в эту отрасль до тех пор, пока цена не вернется в свое нормальное состояние, и фирма не будет иметь нормальную прибыль. Этот процесс формирования цены в длинном периоде представлен на рис. 3.4. Цена может колебаться в пределах короткого периода, но в долгосрочном периоде она постоянна.

 

     

     Рис. 3.4. Длительное равновесие 

     Существенное  воздействие на предложение товаров  оказывает изменяющийся во времени  уровень цены и прибыли. Если цена, например, клубники высока в этом году, то в следующем году предложение клубники может резко возрасти. Вследствие значительного роста предложения клубники рыночная цена может снизиться, и производители потеряют доход. Поэтому часть производителей уходит из отрасли, что приводит в следующем году к сокращению предложения клубники и повышению уровня рыночной цены. Это стимулирует увеличение производства в следующем году и т.д. из этого вытекают три возможных варианта изменения рыночной цены:

     В первом случае рыночная цена в успешных периодах отклоняется все дальше от цены равновесия (рис. 3.5.).

 

     

     Рис. 3.5. Изменение рыночной цены (1 вариант) 

     Во  втором рыночная цена неопределенно варьирует вокруг цены равновесия в известных пределах (рис. 3.6.). 

     

     Рис. 3.6. Изменение рыночной цены (2 вариант) 

     В третьем случае рыночная цена постепенно достигает равновесия, так как вариация постоянно уменьшается (рис. 3.7.).

 

     

     Рис. 3.7. Изменение рыночной цены (3 вариант) 

     Например, существует регулярный цикл колебаний предложения сельскохозяйственных товаров и их рыночных цен. Но самым обычным является ход событий, отраженный в третьем случае. Такие процессы на практике и их отражение в категориях и на графиках вошли в экономическую науку под названием теоремы Паутины, поскольку рисунок напоминает сетку паутины. Данные процессы представлены на графиках, где на осях абсцисс отображаются количество товара и время.

     Теорема паутины является полезной иллюстрацией потенциально нестабильной конкурентной промышленности по сравнению с монополией. Она предполагает, что предприниматели не учатся на прошлом опыте. Однако с накоплением опыта они приспосабливаются к вариациям цен. Изменения цен и предложения все уменьшаются, и уже это делает достижения равновесия более вероятным. В длительном периоде предложение приспосабливается к изменению спроса путем расширения или сокращения объема производства. Чем длиннее период времени, тем более полно предложение сможет приспособиться к изменению периода. Таким путем происходит образование нормальной цены длинного периода.

     Нормальная  цена – это не средняя цена определенного периода, а цена в конце того периода, в котором изменилось предложение. Этот процесс отражен на графике (рис. 3.8.), где цены Р1, Р2, Р3, Р4 приближаются к нормальной цене Р. 

     

     Рис. 3.8. Процесс образования нормальной цены 

     Очевидно, что нормальная цена формируется в условиях воспроизводства, причем вариация цен приближается к минимальной равновесной цене Р.

     На  формирование равновесной цены в  рыночной экономике оказывают влияние  процессы монополизации производства и прогрессивного налогообложения  производителей. Высокая степень концентрации производства приводит к появлению монополий. Монополии при определенных условиях сокращают предложение товаров и поднимают их цену. Высокий уровень налогов позволяет государственным органам изымать у производителей значительную долю прибыли, что в конечном итоге приводит к сокращению инвестиций, производства и предложения товаров.

     Этот  процесс может проявляться в  долгосрочном периоде. В условиях короткого  периода, когда предложение товаров  велико, производители не могут включить величину налогов в цену товара. Поэтому источником уплаты высоких налогов может быть рента производителя, обладающего дифференциальными преимуществами.

     Если  взять продолжительный период, то спрос и предложение всегда взаимно  покрываются. Этим путем рыночные цены приближаются к рыночной стоимости. Если спрос и предложение определяют рыночную цену, то, с другой стороны, рыночная стоимость определяет спрос и предложение товаров. Определенные материальные условия производства, формирующие величину стоимости товаров отрасли, определяют предложение товаров.

Информация о работе Спрос и Предложение