Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 04:33, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения;
- раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
- проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке;
- раскрыть механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла.
ВВЕДЕНИЕ
1 Совокупный спрос: понятие, факторы, эластичность
1.1 Совокупный спрос как экономическая категория. Закон спроса
1.2 Неценовые факторы спроса
1.3 Эластичность спроса
2 Совокупное предложение: понятие, факторы, эластичность
2.1 Совокупное предложение как экономическая категория. Закон предложения
2.2 Неценовые факторы предложения
2.3 Эластичность предложения
3 Равновесная цена
3.1 Взаимодействие спроса и предложения на рынке. Рыночное равновесие
3.2. Механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла. Теорема Паутины
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
Алгебраический
пример иллюстрирует, как устанавливается
равновесная цена. Предположим, что
спрос и предложение заданы следующими
уравнениями [12, стр. 103]:
Спрос:
Qd = Dp = 80-40p
Предложение: Qs = Sp = -10+6p
Равновесная цена устанавливается в точке, в которой объем спроса равен объему предложения: Dp = Sp, отсюда равенство спроса и предложения можно записать как 80-4р = -10+6р
Решая уравнения относительно цены равновесия получим р = 9.
Зная равновесную цену, можно найти равновесный объем спроса и предложения Q = Dp = Sp = 44.
Путем
простого расчета можно убедиться,
что никакого равновесного объема (Q)
существовать не будет, если цена не будет
равна 9.
Таблица 4
Равновесие на книжном рынке
Цена, руб. | Объем спроса книг,
млн. экз. за год |
Объем предложения
книг,
млн. экз. за год |
Соотношение спроса и предложения |
70 | 100 | 500 | D<S |
60 | 200 | 400 | D<S |
50 | 300 | 300 | D=S |
40 | 400 | 200 | D>S |
30 | 500 | 100 | D>S |
Из
данных таблицы 4 видно, что только при
цене 50 руб. спрос и предложение совпадают,
следовательно, книжный рынок находится
в состоянии равновесия.
Рис. 3.1. Равновесие на книжном рынке
Данный график иллюстрирует становление на конкурентном рынке равновесной цены (50 руб.) и равновесного объема реализации товара – 300 шт. (в точке Е пересекаются кривые спроса и предложения). В зоне, где цены выше равновесных (60 руб.), образуется избыток товаров, что постепенно снижает цены. В зоне, где цена ниже равновесной (40 руб.), образуется дефицит товаров, который «работает» на повышение цен. В точке равновесной цены Е все, кто желает покупать, могут найти всех тех, кто желает продавать свои товары. Подобная ситуация реализуется в условиях совпадения цены равновесия с рыночной ценой. Однако их следует различать.
Рыночная
цена (ее часто называют действительной
– реальной ценой) – это цена, которая
действует в любой момент времени. Цена
равновесия не меняется пока не изменится
соотношение между спросом и предложением,
а рыночная цена может варьироваться бесконечно.
Поэтому равновесное состояние по своей
природе нестабильно, так как рыночные
условия, определяющие его, постоянно
меняются, вызывая колебания спроса и
предложения (табл. 5).
Таблица 5
Динамика спроса и предложения.
Ее влияние на изменение цен и объемов.
№ п/п | Изменения спроса и предложения | Сдвиги кривых спроса и предложения | Влияние сдвигов на цены и объем товаров |
1. | Если растет спрос | Кривая спроса смещается вправо | цена ↑, объем ↑ |
2. | Если спрос падает | Кривая спроса смещается влево | цена ↓, объем ↓ |
3. | Если растет предложение | Кривая предложения смещается вправо | цена ↓, объем ↑ |
4. | Если предложение падает | Кривая предложения смещается влево | цена ↑, объем ↓ |
Когда
рыночные цены выше равновесных, возникает
избыток предложения –
Благодаря достижению равновесию цен и объемов продукции рынок распределяет ресурсы общества между различными вариантами их использования. Таким образом, посредством процесса взаимодействия спроса и предложения рынок отвечает на вопросы, что, как и для кого производить нужные товары и услуги.
Формирование рыночной цены А.Маршалл рассматривал в трех периодах времени, где параметры предложения имеют различную динамику. Соответственно этому различают мгновенное, кратковременное и длительное равновесие. В трех различных типах равновесия товаропроизводители могут либо не принимать никакие меры, либо приспособить переменные факторы производства к изменившимся условиям, либо приспособить к изменившейся цене все факторы производства. Для коротких периодов парк средств производства практически постоянен, но его использование колеблется в зависимости от спроса. Предложение товаров растет без увеличения оборудования. Длинный период должен представлять достаточно времени, чтобы можно было приспособить к спросу не только факторы производства данного товара, но и факторы производства указанных факторов и т.д. В этих условиях производители заменяют и приобретают дополнительное оборудование, а количество самих производителей может изменяться за счет свободного входа и выхода их из отрасли [10, стр. 137-149].
В условиях мгновенного равновесия предложение товаров фиксировано (рис. 3.2.). При данном фиксированном предложении товаров цена полностью зависит от спроса. Увеличение спроса приводит к росту цены, и наоборот, его снижение ведет к падению цены.
В
условиях краткосрочного равновесия вдруг
может измениться спрос, кривая спроса
возрастает до D2 (рис. 3.3.). Объем выпуска
может увеличиться за счет более интенсивного
использования оборудования. В течение
короткого периода другие фирмы не могут
войти в эту отрасль. С другой стороны,
спрос может и снизиться, что приведет
к сокращению объема выпуска товаров и
предложения. В коротком периоде фирма
может понести убытки, но она может продолжать
работать.
Рис. 3.2. Мгновенное равновесие
Рис.
3.3. Краткосрочное равновесие
Различия между предложением в долго- и краткосрочном периодах состоят в том, что в долгосрочном периоде каждая фирма может расширить свое производство, и новые фирмы могут войти в эту отрасль.
Такие процессы происходят в условиях роста цен, если цены обеспечивают сверхнормальную прибыль. Сверхнормальная прибыль несовместима с равновесием в открытой индустрии. Как только общее предложение возрастет, цены упадут. Новые фирмы будут продолжать входить в эту отрасль до тех пор, пока цена не вернется в свое нормальное состояние, и фирма не будет иметь нормальную прибыль. Этот процесс формирования цены в длинном периоде представлен на рис. 3.4. Цена может колебаться в пределах короткого периода, но в долгосрочном периоде она постоянна.
Рис.
3.4. Длительное равновесие
Существенное воздействие на предложение товаров оказывает изменяющийся во времени уровень цены и прибыли. Если цена, например, клубники высока в этом году, то в следующем году предложение клубники может резко возрасти. Вследствие значительного роста предложения клубники рыночная цена может снизиться, и производители потеряют доход. Поэтому часть производителей уходит из отрасли, что приводит в следующем году к сокращению предложения клубники и повышению уровня рыночной цены. Это стимулирует увеличение производства в следующем году и т.д. из этого вытекают три возможных варианта изменения рыночной цены:
В первом случае рыночная цена в успешных периодах отклоняется все дальше от цены равновесия (рис. 3.5.).
Рис.
3.5. Изменение рыночной цены (1 вариант)
Во
втором рыночная цена неопределенно варьирует
вокруг цены равновесия в известных пределах
(рис. 3.6.).
Рис.
3.6. Изменение рыночной цены (2 вариант)
В третьем случае рыночная цена постепенно достигает равновесия, так как вариация постоянно уменьшается (рис. 3.7.).
Рис.
3.7. Изменение рыночной цены (3 вариант)
Например, существует регулярный цикл колебаний предложения сельскохозяйственных товаров и их рыночных цен. Но самым обычным является ход событий, отраженный в третьем случае. Такие процессы на практике и их отражение в категориях и на графиках вошли в экономическую науку под названием теоремы Паутины, поскольку рисунок напоминает сетку паутины. Данные процессы представлены на графиках, где на осях абсцисс отображаются количество товара и время.
Теорема паутины является полезной иллюстрацией потенциально нестабильной конкурентной промышленности по сравнению с монополией. Она предполагает, что предприниматели не учатся на прошлом опыте. Однако с накоплением опыта они приспосабливаются к вариациям цен. Изменения цен и предложения все уменьшаются, и уже это делает достижения равновесия более вероятным. В длительном периоде предложение приспосабливается к изменению спроса путем расширения или сокращения объема производства. Чем длиннее период времени, тем более полно предложение сможет приспособиться к изменению периода. Таким путем происходит образование нормальной цены длинного периода.
Нормальная
цена – это не средняя цена определенного
периода, а цена в конце того периода, в
котором изменилось предложение. Этот
процесс отражен на графике (рис. 3.8.), где
цены Р1, Р2, Р3, Р4
приближаются к нормальной цене Р.
Рис.
3.8. Процесс образования нормальной
цены
Очевидно, что нормальная цена формируется в условиях воспроизводства, причем вариация цен приближается к минимальной равновесной цене Р.
На формирование равновесной цены в рыночной экономике оказывают влияние процессы монополизации производства и прогрессивного налогообложения производителей. Высокая степень концентрации производства приводит к появлению монополий. Монополии при определенных условиях сокращают предложение товаров и поднимают их цену. Высокий уровень налогов позволяет государственным органам изымать у производителей значительную долю прибыли, что в конечном итоге приводит к сокращению инвестиций, производства и предложения товаров.
Этот процесс может проявляться в долгосрочном периоде. В условиях короткого периода, когда предложение товаров велико, производители не могут включить величину налогов в цену товара. Поэтому источником уплаты высоких налогов может быть рента производителя, обладающего дифференциальными преимуществами.
Если взять продолжительный период, то спрос и предложение всегда взаимно покрываются. Этим путем рыночные цены приближаются к рыночной стоимости. Если спрос и предложение определяют рыночную цену, то, с другой стороны, рыночная стоимость определяет спрос и предложение товаров. Определенные материальные условия производства, формирующие величину стоимости товаров отрасли, определяют предложение товаров.