Спрос и предложение. механизм установления равновесных цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:05, реферат

Описание работы

Установившееся рыночное равновесие позволяет как продавцам, так и покупателям получать дополнительную и взаимную выгоду от обмена. В этом и проявляется общественная польза от установления равновесной цены. Чтобы пояснить это положение, необходимо ввести новые категории — дополнительная выгода потребителя (потребительский излишек), дополнительная выгода производителя (излишек производителя), общая выгода от обмена.

Содержание

Введение 3
Понятие спроса 4
Понятие предложения 6
Равновесная цена. Воздействие спроса и предложения на цену 10
Нарушение рыночного равновесия цен 14
Заключение 17
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

реферат (Восстановлен).docx

— 43.88 Кб (Скачать)

     ПЕРВЫЙ  ПРОФЕССОНАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

     ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ  ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ 
 
 

     Факультет:  Финансы и кредит

     Специальность:  Финансы и кредит

     Дисциплина: экономическая теория

     Курс:   четвертый 
 

Реферат

на  тему: 

     «Спрос и предложение. Механизмы установления равновесных цен» 
 

     Выполнила студентка:

     Группа:

     Проверил: _________________________________ 
 

МОСКВА

2011

 

 

План 

Введение           3

Понятие спроса          4

Понятие предложения        6

Равновесная цена. Воздействие  спроса и предложения  на цену 10

Нарушение рыночного равновесия цен     14

Заключение          17

Список  литературы         18 
 
 
 

 

     Введение

     Тема  «Спрос и предложение. Механизмы  установления равновесных цен» является одной из фундаментальных проблем  экономической теории. Модель спроса и предложения помогает объяснить  сущность товарно-денежных отношений, возникающих между продавцом  и покупателем. Результатом согласованности  интересов экономических агентов  является цена, которая формируется  соотношением спроса и предложения  на рынке по поводу купли-продажи  товара. Изучение механизма равновесия рынка важно с точки зрения достижения равновесного положения  рынка и выявления объективных  сил, способных привести к его  нарушению.

     Установившееся  рыночное равновесие позволяет как  продавцам, так и покупателям  получать дополнительную и взаимную выгоду от обмена. В этом и проявляется  общественная польза от установления равновесной цены. Чтобы пояснить это положение, необходимо ввести новые  категории — дополнительная выгода потребителя (потребительский излишек), дополнительная выгода производителя (излишек производителя), общая выгода от обмена.

 

     

     Понятие спроса

     Спрос – это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание его купить. Потребителей интересует не товар вообще, а товар  по приемлемой цене. Исходя из этого, следует  говорить не об абсолютном, а о платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос характеризует  не только желание, но и возможность  купить товар1.

     Спрос – это платежеспособная потребность  покупателей в данном товаре при  данной цене2.

     Спрос – это запрос фактического или  потенциального покупателя, потребителя  на приобретение товара за имеющиеся  у него, предназначенные для покупки  этого товара деньги3.

     Таким образом, спросом называется количество товара, которое хотят и могут  приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных  ценах на этот товар4.

     Своеобразие закона спроса – в обратной зависимости  между ценой и количеством  покупаемого товара: чем выше цена, тем меньшее количество товаров  будет куплено потребителями. И  наоборот, если цена снижается –  количество покупок данного товара возрастает. Когда количество данного  товара на рынке возрастает, то при  прочих равных условиях его продажа  возможна лишь при снижающейся цене. Малейший дефицит привычных для  покупателей товаров на рынке  вызовет тенденцию повышения  цен5.

     Закон спроса выявляет и другую важную особенность: постепенное убывание спроса покупателей  на один и тот же товар. Это означает, что снижение количества покупок  данного товара происходит не только вследствие роста цены, но и вследствие насыщения потребностей. Приращение покупок одного и того же товара, как правило, осуществляется потребителями вследствие снижения его цены. Однако полезный эффект от такого приращения имеет известный предел, по мере наступления которого даже при понижательной тенденции цен закупки товара сокращаются. Эта особенность спроса находит выражение в убывающей полезности каждой дополнительной покупки одноименного товара. Для покупателя становится все более очевидным снижение полезного потребительского эффекта от дополнительных затрат на эти закупки, и убывание спроса происходит несмотря на падение цены.

     Таким образом, закон спроса описывает  две важнейшие особенности рынка: обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров и постепенное убывание спроса на любой обмениваемый на рынке товар6.

     Графически  изменения объема спроса выражаются в «движении по кривой спроса». На оси абсцисс показано количество товаров (Q), или объем их. На оси ординат – цены этих товаров (Р). Кривая D - кривая с отрицательным наклоном, характерным при обратной зависимости, определяющих её переменных цены и количества покупаемого товара. Ниспадающий вид кривой иллюстрирует постепенное убывание спроса и снижающуюся полезность каждой дополнительной покупки одного и того же товара.

     Любой из точек на графике соответствует  определенное значение двух переменных: цены и количества покупок товара по этой цене.  Движение по кривой спроса из одной точки в другую показывает, как изменение одной переменной вызывает обратные изменения другой переменной. Изменение цен меняет лишь объем купли-продажи товаров, а меняющиеся на рынках количества товаров вызовут обратное движение цен: дефицит товаров вызовет рост цен, а наличие товарных излишков вызовет понижательную тенденцию цен.

       

     На  изменение спроса влияют многие факторы, например, денежные доходы покупателей – если денежные доходы возросли, то количество покупаемых товаров возрастет, хотя цены этих товаров не изменились. Объем многих товаров, покупаемых потребителем вне зависимости от цены, может измениться, например, от наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых или взаимодополняемых товаров. На спрос способны влиять неценовые факторы, как субъективные предпочтения, вкусы потребителей, отношение к моде7.

     Итак, спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых  товарах или услугах, желание  приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку  по ценам, находящимся в пределах «доступного» диапазона.

 

     Понятие предложения

     Предложение товаров – неотъемлемая и не менее  существенная часть процесса ценообразования  на рынке. В этой части процесса определяющая роль принадлежит закону предложения, который выражает прямую зависимость  между ценой и количеством  товаров, предлагаемых фирмами к  обмену, продаже на рынке.

     Предложение – это готовность фирм, изготовителей  и продавцов товаров предоставить на рынок определенное количество товаров  по данной цене.

     Предложение – это совокупность товаров с определенными ценами, которые находятся на рынке (или в пути) и которые могут или намерены  продать производители-продавцы8

     Предложение – это совокупность товаров, выносимых  производителем на рынок9.

     Предложение – это идеальная готовность и  реальная возможность товаропроизводителя  произвести и поставить на рынок  определенное количество данного товара10.

     Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые  производитель желает и способен произвести и предложить к продаже  на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение  определенного периода времени11.

     Цена  и количество товара изменяются и  взаимодействуют однонаправлено: повышение  цены вызовет увеличение количества товара, предполагаемого к продаже. И наоборот, понижательная тенденция  цены означает необходимость сокращения производства и предложения товаров на рынки12.

     Прямую  зависимость между ценами и обхемом  товаров называют также функцией предложения. Еслиизобразить функцию  предложения в осях графика, где  на вертикальной оси представлены цена за единицу товара Р, а на горизонтальной – количество выпускаемых товаров  Q, то получим восходящую кривую S(sapply  - англ. предложение), имеющую положительный наклон.

     

     Шкала предложения отражает зависимость  между объемом предложения товара и его ценой. Другие факторы, такие  как цены производственных ресурсов и имеющиеся производственные технологии, которые могут повлиять на объем  предложения остаются неизменными  при построении шкалы предложения13.

     Каждой  точке на кривой соответствует комбинация «цена – количество товаров» : более  высокому положению соответствует  возросшая цена и большее количество поставок и продаж товаров; положение  на начальных точках на кривой – снижающаяся цен и сокращение предлагаемого количества товаров на рынке.

     Объем предложения товара – это количество товара, которое продавцы желают продать  за некоторый период (например, день или год). Объем предложения зависит  от цены товара и других факторов, прежде всего от цен используемых в производстве ресурсов и имеющихся в распоряжении продавцов производственных технологий14.

     Факторами изменения предложения следует  считать изменение совокупности ситуационных условий, затрагивающих  сферу производства товаров, а не существующую рыночную цену данного  товара. На эластичность предложения  влияет:

     Уровень технологи производства данных товаров, если под технологией понимаеть  и пропорции, и качество применяемых  факторов производства

     Государственная налоговая политика, политика поддержки  субсидиями предпринимательства, льготная кредитная политика и т.п.

     Наличие или отсутствие на рынках взаимозаменямых  и взаимодополняемых ресурсов и  факторов производства15

     Итак, товары, на которые потребитель предъявляет  спрос, создает и предлагает производитель. Совокупность товаров, выносимых им на рынок, и образует предложение.

     Объем предложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости  от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав  их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много  товара. Когда же цена существенно  возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить  предложение товара.    

     Равновесная цена. Воздействие  спроса и предложения  на цену

     Установление  равновесной цены происходит на конкурентном рынке под влиянием общих тенденций  и специфических особенностей как  спроса, так и предложения.

     Равновесная рыночная цена – это цена, при  которой по каждому данному товару нет ни излишка, ни дефицита. Она  устанавливается в результате уравновешивания  спроса и предложения как денежный эквивалент строго определенного количества товара. Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды  рынка, вследствие ч цена и количество товара, продаваемое по этой цене, выступают  как результат равновесия спроса и предложения. При прочих равных условиях цена соответствует тому количеству, которое покупателя хотят купить, а продавцы согласны продать.

       

     Точка Е – это точка равновесия спроси и предложения. Как показано на графике  равновесия, любой избыток товара, доставленный на рынок, «теснит» цену товара вниз, к точке равновесия. И наоборот, если на рынке ощущается  дефицит, нехватка каких-либо товаров, то возникает повышательная тенденция, которая «теснит» цену недостающих  товаров вверх, по направлению к  той же точке равновесия. В конечном итоге установится равновесная цена P, по которой будет продаваться Q товаров на данном рынке в каждый момент времени. На каждый последующий момент времени (в течение дня, недели, месяца, года) рыночное равновесие может установиться как некое новое значение равновесной цены и количества продаж товара по этой цене16.

Информация о работе Спрос и предложение. механизм установления равновесных цен