Спрос и предложение. механизм установления равновесных цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:05, реферат

Описание работы

Установившееся рыночное равновесие позволяет как продавцам, так и покупателям получать дополнительную и взаимную выгоду от обмена. В этом и проявляется общественная польза от установления равновесной цены. Чтобы пояснить это положение, необходимо ввести новые категории — дополнительная выгода потребителя (потребительский излишек), дополнительная выгода производителя (излишек производителя), общая выгода от обмена.

Содержание

Введение 3
Понятие спроса 4
Понятие предложения 6
Равновесная цена. Воздействие спроса и предложения на цену 10
Нарушение рыночного равновесия цен 14
Заключение 17
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

реферат (Восстановлен).docx

— 43.88 Кб (Скачать)

     Уравновешивающую  функцию выполняет цена, стимулируя рост предложения при дефиците и  «разгружая» рынок от излишков, сдерживая  предложение. Если спрос растет, то устанавливается новый, более высокий  уровень равновесной цены, и новый, больший объем предложения товаров. И наоборот, снижение цены ведет  к установлению более низкого  уровня равновесной цены и меньшего объема предложения.

     Повышение спроса на графике отразится как  сдвиг кривой спроса вправо (из положения  D в положение D1), что изображено на рисунке 9. В результате установится новая равновесная цена Р1, которая выше цены первоначального равновесия Р, а продавцы начнут предлагать больше товара (Q1). Высокая рыночная цена в дальнейшем привлечет новых продавцов к производству и продаже товара А, что приведет к росту предложения. Кривая предложения переместится вправо (из положения S в положение S1). Результатом подобных изменений станет новое равновесие (Р2, Q2). Такие изменения на рынке происходят постоянно, поэтому понятие равновесной цены может быть применено только к данному конкретному моменту.

     

      Уравновешивающая  функция цены обнаруживает свое влияние  как через спрос при неизменном предложении, так и через предложение  при неизменном спросе. При изменяющемся предложении и неизменном спросе будет устанавливаться иной уровень  рыночного равновесия. Так, рост предложения  даст новую точку более низкой равновесной цены при возрастающем количестве продаж товаров. В случае снижения предложения установится  равновесии на более высоком уровне с меньшим количеством продаж товаров.

      Равновесие  – закон для каждого конкурентного  рынка который позволяет сохранить  равновесие всей экономической системы  в целом.

      На  рынке действует закон рыночного  ценообразования, который состоит  в следующем:

  1. Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.
  2. Если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения17.

      Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства,  либо вследствие  деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.

      Рассмотрение  законов спроса и предложения, а  также принципа формирования равновесной  цены позволять сделать следующие  выводы.

     1. В рыночной экономике существует  механизм, обеспечивающий согласование  интересов продавцов и покупателей  на рынках:

      - фирмы могут расширять и сужать  производство в зависимости от  изменения спроса, иными словами,  они свободны в выборе объема  и структуры выпуска;

    - цены  гибкие, изменяются под воздействием  спроса и предложения;

      - наличие конкуренции, без которой  рыночный механизм спроса и  предложения действовать не будет.

      2. Если на рынке произойдет какое-то  событие, которое нарушит сложившееся  равновесие (например, изменение вкусов  потребителей и соответствующее  изменение спроса), то:

      - фирмы-производители обязательно  среагируют на изменение рыночных  условий (например, увеличение спроса  приведет к росту цены данной  продукции, поскольку спрос покажет   производителям, куда следует направит  свои усилия);

    - начнется  процесс приспособления производителей  и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая  рыночная цена и новый объем  производства, соответствующие изменившимся  условиям18.

 

     Нарушение рыночного равновесия цен

     Сформировавшееся  на рынках равновесие цен по различным  причинам может регулироваться вмешательством в действие законов спроса и предложения. При этом в одних случаях такие  регулирующие вмешательства нарушают механизм конкурентного ценообразования, а в других – такого нарушения  не происходит.

     Налогообложение является одним из рычагов регулирования  рыночной системы, но такое регулирование  не нарушет законов формирования равновесной цены по законам спроса и предложения. При уже сформировавшемся спросе всякое повышение цены (вследствие налога) вызывает эффект сокращения покупок  подорожавших товаров. Производитель отреагирует на такую ситуацию сокращением производства товаров, т.к. спрос на них снизился. Нарушение закона спроса и предложения не произошло, го налог создал необходимость перемещения точки ценового равновесия на более высокий уровень. При сформировавшемся спросе налогообложение сместит кривую предложения влево, вследствие чего равновесная цена установится в новой точке пересечения с кривой спроса на более высоком уровне. Главный отрицательный фактор налогообложения – общее снижение производства товаров и недопотребление из покупателями, для которых этот товар оказался недоступным19.

     Контроль  над ценами осуществляет государство  на законодательной основе. Но он имеет  вид вмешательства, нарушающего  механизм рыночного ценообразования  по законам спроса и предложения. Вмешательство такого рода способны блокировать рыночный механизм конкурентного  ценообразования. Любой контроль над  ценами не только нарушает, но и разрушает  рыночную систему.

     Государственное вмешательство в рыночное ценообразование  сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия спроса и предложения, мотивацией такого вмешательства выступают как правило социальные проблемы.

     Контроль  над ценами проводит также к таким экономическим последствиям, как сокращение производства, возникновение теневой экономики в различных сферах. Производители не заинтересованы выпускать и поставлять на рынок товары по ценам, не возмещающим издержки производства.

     Внешними  наиболее очевидными последствиями  разрушения равновесия цен станут очереди  потребителей за товарами, социальная напряженность и всеобщее недовольство политикой правительства. Потребуются  такие меры, как нормирование, рационирование потребления недостающих дефицитных товаров, их распределение по карточкам20.

 

     

Заключение

      Важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение, которые подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса, потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.

      Описываемое обычно взаимодействие между совокупным спросом и совокупным предложением носит несколько схематичный характер. Выделяя факторы, определяющие размеры и динамику совокупных спроса и предложения, мы получаем лишь самое общее представление о тенденциях и закономерностях их развития. Реальные сценарии, складывающиеся в рамках той или иной системы или конкретной страны, намного сложнее, многообразнее.

 

     Список  литературы

  1. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов/ науч. ред. В.Д, Камаев – М.: Гуманит. Издание центр «ВЛАДОС», 1999 – 640 с.
  2. Экономическая теория (политэкономика): Учебник / под общей ред. акад. В.И. Видянина, акад. Г.П. Журавлевой. – М.; ИНФРА-М, 1997. – 560 с.
  3. Экономика: Учебник / под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристь, 2002. – 896 с.
  4. Экономика: Учебник / под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристь, 2002. – 896 с.
  5. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / пер. с англ. со 2-го изд. – М.: Дело, 1999. – 864 с.
  6. Современная экономика: Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие/ под ред. д.э.н. О.Мамедова. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 544 с.
  7. Макконнел, Кемпбелл Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика в 2-х Т.. Т. 1 / пер. с англ. А,А, Пороховского. – М.,1997 – 399 с.
  8. Курс экономики / Под ред. проф. Райзберга Б.А. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 720 с.
  9. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 386 с.: ил.

Информация о работе Спрос и предложение. механизм установления равновесных цен