Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 21:40, курсовая работа
Внимание российской общественности сегодня во многом приковано к феномену теневой экономики. При этом значительно разнятся как взгляды на сущность этого явления, так и количественные оценки его масштабов. Вообще, теневая экономика – это реакция хозяйствующих субъектов на систему, которая поставила их в положение жертв правового и экономического беспредела.
Введение 3
Глава 1. Понятие теневой экономики и способы её регулирования. 4
1.1.Основные подходы к определению понятия теневой экономики. 4
1.2.Структура теневой экономики. 7
1.3. Детерминанты теневой экономики. 8
1.4. Методы выявления и оценки параметров теневой экономики. 14
Глава 2. Анализ методов определения и регулирования теневой экономики в России. 25
2.1. Связь теневой экономики с коррупцией. 25
2.2. Масштабы и факторы динамики прогрессирующих" теневых" процессов России. 29
2.3. Практикуемые подходы к феномену теневой экономики. 32
2.4. Комплексно-правовой подход и контуры государственной политики в отношении «теневиков». 33
Заключение 38
Список используемой литературы 40
Приложения 41
Придерживаясь международных обязательств по борьбе с отмыванием "теневых" доходов, нельзя забывать и о том, что в соответствующих документах под этими доходами конкретно подразумеваются доходы, полученные "преступным" путем. Во введенном же в действие с 1 января 1997 года Уголовном кодексе РФ предусматривается (статьей 174) уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или другого имущества, приобретенных путем "незаконным". Как отмечают серьезные специалисты, это противоречие необходимо устранить.
Для снижения уровня теневой экономики, прежде всего, необходимы меры, обеспечивающие стабильное оздоровление социально-экономического положения страны на основе совершенствования государственного и рыночного регулирования экономических отношений. Как показывает мировой опыт, борьба с теневой экономикой путем применения репрессий и административного давления оказывается малопродуктивной. Поэтому необходим поиск таких экономических решений, которые будут способствовать сбалансированию интересов государства и других субъектов экономических отношений. С точки зрения Де-Сото, для противодействия развитию теневой экономики необходимо приблизить правовую систему к действительности. Для этого наиболее актуальными являются ликвидация препятствий, мешающих интеграции легального и теневого секторов, создание единой правовой и экономической системы, исключающей дискриминацию. Это предполагает:
упрощение и оптимизацию функционирования правовых институтов путем устранения дублирующих и ненужных законов;
передачу законодательной и административной ответственности от центрального к региональным правительствам, с тем, чтобы приблизить власти к реальной жизни и насущным проблемам;
дерегулирование экономической деятельности с целью расширения ответственности и возможностей частных лиц и с другой стороны для сужения функций государства.
Что касается теневой деятельности в сфере МСП, то она разнородна и для ее минимизации должен применяться дифференцированный подход, предусматривающий целый комплекс мер на общегосударственном уровне. В числе важнейших можно назвать борьбу с криминальной деятельностью и коррупцией, совершенствование правовой базы, улучшение работы правоохранительных органов, создание условий для добросовестной конкуренции, улучшение работы всех ступеней властных и исполнительных органов, развитие рыночной инфраструктуры и обеспечение равных возможностей доступа к ресурсам для всех субъектов предпринимательства.
Основой теневой экономики является несовершенство правового обеспечения социально-экономического развития общества и недостаточная дееспособность государственных и общественных органов управления и контроля. Кроме того, теневая экономика является одним из проявлений рыночной системы, основанной на стимулировании частной инициативы к максимизации прибыли, в том числе с использованием недостатков в действующем законодательстве либо в применении противозаконных способов и средств. Поэтому должно быть стремление общества к оптимизации деятельности правовых институтов, обеспечивающих неуклонное социально-экономическое развитие при соблюдении паритета интересов субъектов экономической деятельности в достижении индивидуальных целей различных групп предпринимательского сообщества. В упрощенном виде правовая система регулирования легальной экономической деятельности должна быть более привлекательна и менее рискованна, чем теневая предпринимательская деятельность. Для этого в первом приближении необходимо:
Добиться ослабления и оптимизации системы государственного регулирования экономической деятельности всех субъектов предпринимательства, при одновременном обеспечении всестороннего контроля исполнения всех общественно необходимых требований ведения бизнеса.
Сделать систему финансовой и налоговой отчетности предельно четкой, логически обоснованной и в достаточной мере соответствующей международным стандартам.
Установить ставки налогов и внебюджетных отчислений на социальные и общественные нужды в пределах, обеспечивающих ощутимое преимущество легального предпринимательства перед возможностями и рисками теневой экономики.
Создать и постоянно актуализировать общегосударственные базы данных о кредитных историях всех участников экономической деятельности для обеспечения объективной оценки добросовестности партнеров в различных деловых акций.
Обеспечить безусловное исполнение требований законодательства правоохранительными органами и независимость судебных органов в решении спорных имущественных вопросов, возникающих между субъектами экономической деятельности с различной формой собственности.
Создать систему вневедомственных и общественных контрольных органов, способных осуществлять независимый и объективный контроль деятельности государственных и частных предприятий и организаций.
Необходимо установить паритет в защите государством общественных интересов наравне с правами акционеров, инвесторов, кредиторов и частных собственников.
Налоги следует исчислять не на основе трудно контролируемой отчетности, а на основе показателей, которые невозможно или почти невозможно скрыть. Такими показателями и являются потребляемые ресурсы: земля, недвижимость, материалы, энергия и др. При этой модели налоги платят в повышенном размере, зависящем от стоимости ресурсов производители сырья и материалов, а также, в зависимости от рыночной стоимости земли и недвижимости их владельцы. Суммы уплачиваемых ими налогов в результате включаются в цену продукции, но потребители этой продукции, вынужденные покупать ее по более высоким ценам освобождаются от всех прочих налогов и от всей налоговой отчетности.
Нужен скорейший переход на систему ресурсных налогов. Именно переход на систему ресурсных налогов сделал бы их поступление стабильным и вполне предсказуемым. А это, в свою очередь, обеспечило бы возможность составления сбалансированного бюджета, улучшило отношения между предпринимателями и государственным аппаратом, подорвало бы экономическую базу криминальных и полукриминальных структур. Однако не следует забывать, что одной из главных целей налоговой реформы является снижение налогового бремени и перераспределения ресурсов экономики через государственную бюджетную систему.
18. Schneider F. Shadow economies of 145 countries all over the World: estimation results over the period 2002 to 2007.
23. http://www.ecsn.ru/index.php?p
Детальная схема распределения внутри России 13, 3 трлн. Руб. хищений и криминальных доходов
Кол-во криминальных фирм, занимающихся хищениями (с нарастающим итогом) | Сумма хищений с нарастающим итогом | |||
ед. | % | Руб. | % хищений | % к ВВП |
125 | 0,02 | 1 334 378 783 077 | 10 | 2,34 |
600 | 0,08 | 2 660 822 785 400 | 20 | 4,67 |
1 611 | 0,22 | 3 991 388 818 581 | 30 | 7,00 |
3 436 | 0,5 | 5 321 841 380 631 | 40 | 9,34 |
6 490 | 0,9 | 6 651 946 447 637 | 50 | 11,67 |
11 609 | 1,6 | 7 982 516 949 615 | 60 | 14,00 |
20 659 | 2,8 | 9 312 975 556 377 | 70 | 16,34 |
38 148 | 5,2 | 10 643 483 736 510 | 80 | 18,67 |
80 543 | 11 | 11 973 978 735 296 | 90 | 21,01 |
731 695 | 100 | 13 305 152 940 238 | 100 | 23,34 |
Рейтинг прямых хищений из бюджетов всех уровней и организаций, находящихся в государственной собственности
№ п/п | Прямые хищения | Объем хищений (млн руб.) |
1 | в организациях, находящихся в федеральной собственности | 88 991 |
2 | в организациях, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности | 45 974 |
3 | Из средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов | 25 573 |
4 | Из средства федерального бюджета | 22 727 |
5 | Из прочих средства бюджетов | 6 679 |
6 | Из средства государственных и других внебюджетных фондов | 2 585 |
Детальная схема легализации внутри России 9,7 трлн. руб. преступных доходов
Кол-во криминальных фирм, легализующих преступные доходы (с нарастающим итогом) | Сумма легализации с нарастающим итогом | |||
ед. | % | руб. | % легализации | % к ВВП |
32 | 0,01 | 979 670 089 968 | 10 | 1,72 |
147 | 0,03 | 1 962 143 963 816 | 20 | 3,44 |
396 | 0,09 | 2 936 139 455 528 | 30 | 5,15 |
870 | 0,2 | 3 916 764 427 012 | 40 | 6,87 |
1 714 | 0,4 | 4 893 748 066 244 | 50 | 8,59 |
3 253 | 0,7 | 5 871 952 847 402 | 60 | 10,30 |
6 180 | 1,4 | 6 850 519 417 189 | 70 | 12,02 |
12 524 | 2,9 | 7 829 225 792 279 | 80 | 13,74 |
30 176 | 6,9 | 8 807 949 888 959 | 90 | 15,45 |
438 671 | 100 | 9 787 143 479 239 | 100 | 17,17 |
Информация о работе Способы определения и регулирования теневой экономики