Способы определения и регулирования теневой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Внимание российской общественности сегодня во многом приковано к феномену теневой экономики. При этом значительно разнятся как взгляды на сущность этого явления, так и количественные оценки его масштабов. Вообще, теневая экономика – это реакция хозяйствующих субъектов на систему, которая поставила их в положение жертв правового и экономического беспредела.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие теневой экономики и способы её регулирования. 4
1.1.Основные подходы к определению понятия теневой экономики. 4
1.2.Структура теневой экономики. 7
1.3. Детерминанты теневой экономики. 8
1.4. Методы выявления и оценки параметров теневой экономики. 14
Глава 2. Анализ методов определения и регулирования теневой экономики в России. 25
2.1. Связь теневой экономики с коррупцией. 25
2.2. Масштабы и факторы динамики прогрессирующих" теневых" процессов России. 29
2.3. Практикуемые подходы к феномену теневой экономики. 32
2.4. Комплексно-правовой подход и контуры государственной политики в отношении «теневиков». 33
Заключение 38
Список используемой литературы 40
Приложения 41

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 554.00 Кб (Скачать)

Придерживаясь международных обязательств по борьбе с отмыванием "теневых" доходов, нельзя забывать и о том, что в соответствующих документах под этими доходами конкретно подразумеваются доходы, полученные "преступным" путем. Во введенном же в действие с 1 января 1997 года Уголовном кодексе РФ предусматривается (статьей 174) уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или другого имущества, приобретенных путем "незаконным". Как отмечают серьезные специалисты, это противоречие необходимо устранить.

 


Заключение

 

Для снижения уровня теневой экономики, прежде всего, необходимы меры, обеспечивающие стабильное оздоровление социально-экономического положения страны на основе совершенствования государственного и рыночного регулирования экономических отношений. Как показывает мировой опыт, борьба с теневой экономикой путем применения репрессий и административного давления оказывается малопродуктивной. Поэтому необходим поиск таких экономических решений, которые будут способствовать сбалансированию интересов государства и других субъектов экономических отношений. С точки зрения Де-Сото, для противодействия развитию теневой экономики необходимо приблизить правовую систему к действительности. Для этого наиболее актуальными являются ликвидация препятствий, мешающих интеграции легального и теневого секторов, создание единой правовой и экономической системы, исключающей дискриминацию. Это предполагает:

 

       упрощение и оптимизацию функционирования правовых институтов путем устранения дублирующих и ненужных законов;

       передачу законодательной и административной ответственности от центрального к региональным правительствам, с тем, чтобы приблизить власти к реальной жизни и насущным проблемам;

       дерегулирование экономической деятельности с целью расширения ответственности и возможностей частных лиц и с другой стороны для сужения функций государства.

Что касается теневой деятельности в сфере МСП, то она разнородна и для ее минимизации должен применяться дифференцированный подход, предусматривающий целый комплекс мер на общегосударственном уровне. В числе важнейших можно назвать борьбу с криминальной деятельностью и коррупцией, совершенствование правовой базы, улучшение работы правоохранительных органов, создание условий для добросовестной конкуренции, улучшение работы всех ступеней властных и исполнительных органов, развитие рыночной инфраструктуры и обеспечение равных возможностей доступа к ресурсам для всех субъектов предпринимательства.

Основой теневой экономики является несовершенство правового обеспечения социально-экономического развития общества и недостаточная дееспособность государственных и общественных органов управления и контроля. Кроме того, теневая экономика является одним из проявлений рыночной системы, основанной на стимулировании частной инициативы к максимизации прибыли, в том числе с использованием недостатков в действующем законодательстве либо в применении противозаконных способов и средств. Поэтому должно быть стремление общества к оптимизации деятельности правовых институтов, обеспечивающих неуклонное социально-экономическое развитие при соблюдении паритета интересов субъектов экономической деятельности в достижении индивидуальных целей различных групп предпринимательского сообщества. В упрощенном виде правовая система регулирования легальной экономической деятельности должна быть более привлекательна и менее рискованна, чем теневая предпринимательская деятельность. Для этого в первом приближении необходимо:

 

       Добиться ослабления и оптимизации системы государственного регулирования экономической деятельности всех субъектов предпринимательства, при одновременном обеспечении всестороннего контроля исполнения всех общественно необходимых требований ведения бизнеса.

 

       Сделать систему финансовой и налоговой отчетности предельно четкой, логически обоснованной и в достаточной мере соответствующей международным стандартам.

 

       Установить ставки налогов и внебюджетных отчислений на социальные и общественные нужды в пределах, обеспечивающих ощутимое преимущество легального предпринимательства перед возможностями и рисками теневой экономики.

 

       Создать и постоянно актуализировать общегосударственные базы данных о кредитных историях всех участников экономической деятельности для обеспечения объективной оценки добросовестности партнеров в различных деловых акций.

 

       Обеспечить безусловное исполнение требований законодательства правоохранительными органами и независимость судебных органов в решении спорных имущественных вопросов, возникающих между субъектами экономической деятельности с различной формой собственности.

 

       Создать систему вневедомственных и общественных контрольных органов, способных осуществлять независимый и объективный контроль деятельности государственных и частных предприятий и организаций.

 

       Необходимо установить паритет в защите государством общественных интересов наравне с правами акционеров, инвесторов, кредиторов и частных собственников.
 

       Налоги следует исчислять не на основе трудно контролируемой отчетности, а на основе показателей, которые невозможно или почти невозможно скрыть. Такими показателями и являются потребляемые ресурсы: земля, недвижимость, материалы, энергия и др. При этой модели налоги платят в повышенном размере, зависящем от стоимости ресурсов производители сырья и материалов, а также, в зависимости от рыночной стоимости земли и недвижимости их владельцы. Суммы уплачиваемых ими налогов в результате включаются в цену продукции, но потребители этой продукции, вынужденные покупать ее по более высоким ценам освобождаются от всех прочих налогов и от всей налоговой отчетности.

Нужен скорейший переход на систему ресурсных налогов. Именно переход на систему ресурсных налогов сделал бы их поступление стабильным и вполне предсказуемым. А это, в свою очередь, обеспечило бы возможность составления сбалансированного бюджета, улучшило отношения между предпринимателями и государственным аппаратом, подорвало бы экономическую базу криминальных и полукриминальных структур. Однако не следует забывать, что одной из главных целей налоговой реформы является снижение налогового бремени и перераспределения ресурсов экономики через государственную бюджетную систему.

 


Список используемой литературы

 

  1. А. Шаститко, С. Афонцев, С. Плаксин. Структурные альтернативы социально-экономического развития России. // Вопросы экономики - 2008 - №1
  2. Л. Григорьев, М. Овчинников. Коррупция как препятствие модернизации (институциональный подход). // Вопросы экономики – 2008 – №2
  3. Л. Полищук, О. Щетинин, О. Шестоперов. Посредники между частным сектором и государством: содействие бизнесу или соучастие в коррупции? // Вопросы экономики – 2008 – №3
  4. Л. Фрейнкман, В. Дашкеев. Россия в 2007 году: риски замедления экономического роста на фоне сохраняющейся институциональной стагнации. // Вопросы экономики – 2008 - №4
  5. Косэлс Л. Теневая экономика как особенность Российского капитализма. //Вопросы экономики – 2005 - №10.
  6. Васинкина А.Ю. Теневая экономика как системное явление и пути государственного воздействия. // Экономические науки – 2007 - №12.
  7. Ширяева Я.Д. Ненаблюдаемая экономика в России. // Финансы и Бизнес – 2007 - №3.
  8. Гамза В.А. Теневая экономика и коррупция: происхождение и противодействие. // Финансы и кредит – 2007 - №35.
  9. Николаев И., Марушкина Е. Спекулятивная экономика. // Общество и Экономика - №2-3.
  10. Елисеева Н.И. Теневая экономика в хозяйстве страны: вопросы методологии и измерения. // Экономика и управление – 2007 - №1.
  11. Черемисина Н.В. Методологические аспекты определения теневой экономики. // Экономика и управление – 2007 – №1.
  12. Латов Ю.В. Российская теневая экономика в контексте национальной экономической безопасности. // Экономический вестник Ростовского государственного университета – 2007 – 5 том - №1.
  13. Елисеева И.И. Теневая экономика в хозяйстве страны: вопросы методологии и измерения. // Экономика и управление – 2007 - №1.
  14. Мещеряков С.В. Бой с тенью на выживание. // Российская газета – 2007 - №6 //.
  15. Сафонов О. С. Как бороться с «тенями». // Эксперт – 2008 - №4.
  16. Мусин М.М. «Деньги вернутся, если будет решение не сажать». // Эксперт – 2008 - №2.
  17. К. Рюль Теневая экономика отражает резервы роста. // Коммерсант – 2007 - №12.

18.   Schneider F. Shadow economies of 145 countries all over the World: estimation results over the period 2002 to 2007.

  1. www.expert.ru
  2. http://economicus.ru/
  3. http://old-opec.hse.ru/comment_doc.asp?d_no=62617
  4. http://www.businesspress.ru/newspaper/default_mId_34_numId_1007.html

23.   http://www.ecsn.ru/index.php?page=journal&j_id=200712

  1. www.printissues/expert/2007/35/fas_ne_vylechit_dvoih/.ru
  2. http://newasp.omskreg.ru/bekryash/
  3. http://www.ime.ru/academy_activity/publishing/economy_and_management
  4. http://www.economist.com.ru/

 

 

 


Приложения

Детальная схема распределения внутри России 13, 3 трлн. Руб. хищений и криминальных доходов

Кол-во криминальных фирм, занимающихся хищениями (с нарастающим итогом)

Сумма хищений с нарастающим итогом

ед.

%

Руб.

% хищений

% к ВВП

125

0,02

1 334 378 783 077

10

2,34

600

0,08

2 660 822 785 400

20

4,67

1 611

0,22

3 991 388 818 581

30

7,00

3 436

0,5

5 321 841 380 631

40

9,34

6 490

0,9

6 651 946 447 637

50

11,67

11 609

1,6

7 982 516 949 615

60

14,00

20 659

2,8

9 312 975 556 377

70

16,34

38 148

5,2

10 643 483 736 510

80

18,67

80 543

11

11 973 978 735 296

90

21,01

731 695

100

13 305 152 940 238

100

23,34

Рейтинг прямых хищений из бюджетов всех уровней и организаций, находящихся в государственной собственности

№ п/п

Прямые хищения

Объем хищений (млн руб.)

1

в организациях, находящихся в федеральной собственности

88 991

2

в организациях, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности

45 974

3

Из средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов

25 573

4

Из средства федерального бюджета

22 727

5

Из прочих средства бюджетов

6 679

6

Из средства государственных и других внебюджетных фондов

2 585

 

 

 

 

 

 

 

Детальная схема легализации внутри России 9,7 трлн. руб. преступных доходов

Кол-во криминальных фирм, легализующих преступные доходы (с нарастающим итогом)

Сумма легализации с нарастающим итогом

ед.

%

руб.

% легализации

% к ВВП

32

0,01

979 670 089 968

10

1,72

147

0,03

1 962 143 963 816

20

3,44

396

0,09

2 936 139 455 528

30

5,15

870

0,2

3 916 764 427 012

40

6,87

1 714

0,4

4 893 748 066 244

50

8,59

3 253

0,7

5 871 952 847 402

60

10,30

6 180

1,4

6 850 519 417 189

70

12,02

12 524

2,9

7 829 225 792 279

80

13,74

30 176

6,9

8 807 949 888 959

90

15,45

438 671

100

9 787 143 479 239

100

17,17

Информация о работе Способы определения и регулирования теневой экономики