Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 21:40, курсовая работа
Внимание российской общественности сегодня во многом приковано к феномену теневой экономики. При этом значительно разнятся как взгляды на сущность этого явления, так и количественные оценки его масштабов. Вообще, теневая экономика – это реакция хозяйствующих субъектов на систему, которая поставила их в положение жертв правового и экономического беспредела.
Введение 3
Глава 1. Понятие теневой экономики и способы её регулирования. 4
1.1.Основные подходы к определению понятия теневой экономики. 4
1.2.Структура теневой экономики. 7
1.3. Детерминанты теневой экономики. 8
1.4. Методы выявления и оценки параметров теневой экономики. 14
Глава 2. Анализ методов определения и регулирования теневой экономики в России. 25
2.1. Связь теневой экономики с коррупцией. 25
2.2. Масштабы и факторы динамики прогрессирующих" теневых" процессов России. 29
2.3. Практикуемые подходы к феномену теневой экономики. 32
2.4. Комплексно-правовой подход и контуры государственной политики в отношении «теневиков». 33
Заключение 38
Список используемой литературы 40
Приложения 41
Сказанное не является сегодня предметом принципиального спора во власти и обществе - все согласны, что необходимо противодействовать росту теневой экономики и коррупции, но, как говорится, а воз и ныне там.
О росте теневой экономики и коррупции в современной России говорят многочисленные отечественные и зарубежные экспертные исследования. Они во многом субъективны, но тенденцию роста определяют правильно. Об этом же свидетельствует и такой объективный показатель роста теневой экономики как доля наличных денег в денежной базе России (именно наличные являются финансовой основой существования и развития теневой экономики).
Почему теневой сектор до сих пор не утратил значительного места в российской экономике? Попробуем выделить факторы, способствующие развитию теневой экономики в сегодняшней России:
Финансово-экономические:
- несовершенство налоговой системы - до сих пор в России взимается в бюджет и государственные фонды до 35% ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель - 25-30% (наши расчеты показывают: если хозяйственное общество будет добросовестно уплачивать все налоги, то налоговые и иные подобные платежи составят 50-60% всей его прибыли);
- несправедливое первичное распределение капитала - теневой сектор обеспечивает перераспределение ВНП (рано или поздно, но Россия вынуждена будет решить проблему грабительской приватизации и олигархического капитала, - речь не о 'раскулачивании олигархов', а о восстановлении справедливости в распределении национального богатства и восполнении утраченной гражданами личной и общественной собственности);
- продолжающиеся многие годы крупномасштабные хищения бюджетных средств (по экспертным оценкам, расхищается и отмывается через теневую экономику от 10 до 20 % всех финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию государственных программ и проектов, а также прибыли государственных предприятий);
- полное устранение граждан и предпринимателей из процесса формирования и исполнения всех видов бюджетов и внебюджетных фондов (большинством населения бюджет воспринимается враждебно - как кормушка для чиновников и близких им бизнесменов);
- отсутствие государственной системной политики экономического и социального стимулирования выхода предпринимателей из тени (замена такой политики громкими кампаниями, приводящими лишь к росту коррупции);
- архаичная структура финансов (сегодня денежные средства, находящиеся в обращении в теневой экономике вне российских банков, - наличные в рублях и иностранной валюте и безналичные за рубежом - составляют, по всем экспертным оценкам, астрономическую сумму, примерно равную всей официальной денежной массе М2, - около $300 млрд.).
Правовые:
- существенные противоречия и пробелы в законодательстве, способствующие безответственности в нелегальной деятельности, при избыточном регулировании открытой деловой активности;
- отсутствие антикоррупционной криминологической и ситуационной экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;
- слабая и в значительной степени коррумпированная система правоохранительных и судебных органов (в отличие от развитых стран, наши 'правоохранители' не борются с профессиональной преступностью - это трудно, опасно и неденежно, а охотятся на граждан, вынужденно или неосторожно нарушающих закон);
- отсутствие государственной программы жесткой системной борьбы с организованной профессиональной преступностью, в том числе в экономической сфере;
- незащищенность открытого эффективного частного бизнеса от произвола чиновников, 'правоохранительного террора', посягательств криминала и рейдерства 'олигархов' (очень многие успешные предприниматели остаются в тени исключительно из соображений безопасности).
Административные:
- отсутствие эффективной государственной вертикали управления, охватывающей все сферы экономики на всей территории России и нацеленной не на освоение бюджета и не на прямое вмешательство в экономику, а на эффективное развитие бизнеса;
- запретительное, наказательное администрирование - чрезмерные формальные административные барьеры, препятствующие развитию легального бизнеса, нацеленность бюрократии на негатив, а не на позитив;
- местничество и мздоимство чиновников (неизбывная русская традиция ставить чиновника на 'прокорм' за счет использования должностных функций в корыстных целях - своеобразная чиновничья рента);
- безответственность и некомпетентность государственного управленческого аппарата, отсутствие зависимости оплаты труда чиновника от конкретных результатов его труда по развитию открытых рыночных отношений в экономике;
- высокая неофициальная 'благотворительная' нагрузка на бизнес, обеспечить которую возможно только за счет теневой экономической деятельности.
Общественно-политические:
- неуверенность большинства предпринимателей в стабильности рыночного экономического курса государства вследствие отсутствия четкой стратегии развития и усиления прямого участия государства в экономике;
- недоверие граждан к государственным институтам, особенно к бюджету (большинство граждан небезосновательно считают, что в России действует двойное налогообложение: платежи в бюджет и дополнительная неофициальная оплата услуг работников бюджетных организаций);
- социальная и политическая незащищенность большинства населения - государство отделило себя безответственностью от граждан, а граждане в ответ не считают себя быть обязанными перед таким государством;
- деградация культуры, пропаганда культа криминалитета и вседозволенности, отсутствие системы воспитания подрастающего поколения.
Проблема значительной теневой экономики и массовой коррупции стала для России тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путем реализации широкого целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и только совместными усилиями государства и общества.
Даже согласно официальным данным, теневая составляющая российской экономики достигла весьма значительных величин. Если доля нелегального сектора в ВВП западных стран официально оценивается в 5-10%, то в России - 23% и более. Специалисты же МВД дают цифры свыше 45-50% от ВВП. Опираясь на косвенные показатели, можно увидеть, что этот процент еще выше. По-видимому, теневой капитал в России набрал критическую массу, приблизившись к латиноамериканскому уровню, достигающему 60-65%.
Вот лишь некоторые параметры "пульсации" российских "теневых" механизмов:
• общее падение объемов ВВП за годы реформ превысило 50%, а уровень энергопотребления, например, снизился только на 25%. (Похожее наблюдается в Перу: при уровне производительности труда, составляющем всего лишь треть ее уровня в легальном секторе, экономики, теневой сектор продолжает расширяться и можно ожидать, что к 2000 году здесь будет произведено 61,3% ВНП, фиксируемого национальной статистикой);
• за последние годы наблюдается огромный разрыв между данными Госкомстата о валовом накоплении основного капитала и отчетами предприятий об объемах капитальных вложений: ежегодная разница превышает 40 млрд. долл.;
• банковские процентные ставки в несколько раз превосходят рентабельность, представляемую предприятиями в официальных отчетах; котировки денежных суррогатов сразу же после выпуска резко понижены относительно номинала (нередко на 50-70 пунктов), при этом оставляются "черные дыры" для скрытых финансовых комбинаций: например, схема, по которой налогоплательщику, имеющему ликвидную продукцию и, соответственно, денежную выручку (ликероводочные предприятия), предлагается закрыть его обязательства перед бюджетом за 50%;
Детерминанты теневой экономики по ведущим капиталистическим странам на конец 70-х годов
Групп- па | № п./п. | Место страны по удельному весу теневой экономики по убывающей | Налоги и социальные взносы (в % к ВВП) | Доход на душу населения (в долл. по ценам и курсу 1975 г.) | Рабочее время в неделю в металло- промыш- ленности (в час) | Количество Безработных в 1969-1978 годах (в %) | Занятые на госпред- приятиях (в %) |
| 1 | Швеция | 53,0 | 7353 | 30,0 | 2,0 | 28,2 |
| 2 | Бельгия | 42,6 | 6305 | 35.2 | 3,7 | 15,8 |
| 3 | Нидерланды | 47,0 | 5918 | 41,1 | 3,0 | 13,9 |
| 4 | Норвегия | 48,9 | 6394 | 30,1 | 1,5 | 20,7 |
I | 5 | Дания | 42,0 | 7421 | 38.5 | 2,8 | 22,8 |
| 6 | Италия | 32,9 | 3292 | 41,5 | 6,1 | 13,2 |
| 7 | ФРГ | 39,8 | 6683 | 41,6 | 3,1 | 13,9 |
| 8 | США | 31,1 | 7184 | 40,4 | 5,8 | 15,7 |
| 9 | Финляндия | 36,3 | 5072 | 41,0 | -3,3 | 16,9 |
| 10 | Ирландия | 34,8 | 2683 | 42,4 | 7,0 | 15,3 |
| 11 | Испания | 23,0 | 2803 | 41,6 | 3,7 | 11,3 |
| 12 | Англия | 34.7 | 3892 | 41,9 | 3,4 | 20,7 |
11 | 13 | Канада | 30,2 | 6784 | 38,8 | 6,0 | 18,3 |
| 14 | Франция | 38,4 | 6302 | 41.0 | 3,4 | 13,6 |
| 15 | Австрия | 36,6 | 4787 | 33,4 | 1,5 | 17,9 |
III | 16 | Швейцария | 31,0 | 7973 | 44,4 | 0,2 | 10,1 |
| 17 | Япония | 22,9 | 4416 | 40,6 | 1,8 | 6,3 |
Весьма интересны в этом отношении данные опросов общественного мнения, проведенных специалистами Фонда социально-экономических исследований "Перспективные технологии". На вопрос о доле капитала, уводимого предпринимателями в сферу теневой экономики, практически все опрошенные предприниматели ответили утвердительно. При этом 37,6% опрошенных ответили, что уводят "в тень" свыше 50% своего капитала. Из представителей же правоохранительных органов 80% отметили, что более половины капитала уводится "в тень", из них 41% назвали цифру более 80%.
Анализируя статистику, западные исследователи обычно выделяют следующие факторы, определяющие масштабы и динамику теневой экономики: 1) тяжесть налогообложения; 2) размеры получаемого дохода; 3) продолжительность рабочего времени; 4) масштабы безработицы; 5) роль государственного сектора. С учетом данных факторов 17 ведущих стран мира можно разбить на три группы (см. таблицу).
В первой группе (10 стран) распространение теневой деятельности наибольшее, а в третьей (две страны) - минимальное (она практически отсутствует). Из таблицы видно, что наименьшее влияние на выход в "передовики" оказал размер доходов. И это понятно, ибо здесь представлены развитые страны, в которых высокий уровень доходов основной массы населения обеспечивается независимо от теневой деятельности. Вместе с тем из 11 стран, имеющих относительно низкий уровень дохода (меньше 6400 долл. на душу населения), пять (Бельгия, Нидерланды, Италия, Финляндия и Ирландия) оказались среди стран с наименьшим удельным весом теневой экономики.
В первой группе преобладают страны (7 из 10) с наименьшей продолжительностью рабочей недели (не более 41 часа), т.е. страны, где у работников больше свободного времени, а, следовательно, и больше возможностей для побочных занятий. И только три страны (Канада, Австрия, Япония) с относительно короткой рабочей неделей не попали в первую группу.
В конце 70-х годов в большинстве из рассматриваемых стран уровень безработицы был низким (в 13 странах - не менее 4%), т.е. она в эти годы не могла оказать существенного влияния на распространение теневой деятельности. Но при этом показательно, что из четырех стран с наибольшей безработицей (свыше 5%) только одна (Канада) не попала в десятку лидеров теневой экономики. И только в трех странах из этой десятки безработица оказалась ниже 3%.
При прочих равных условиях, чем обширнее государственный сектор, тем выше степень госрегулирования. А оно способно выталкивать предпринимателей "в тень", о чем свидетельствуют данные таблицы: из стран первой группы только в трех (в Нидерландах, Италии и ФРГ) удельный вес госпредприятий (по занятости) меньше 15%.
Многие западные специалисты считают основной, а то и единственной причиной развития теневой экономики налоговый прессинг. Фактор, думается, не единственный, но весьма существенный: в десятке лидеров теневой экономики лишь США имели уровень налогообложения ниже 33%, и только три страны с более высоким уровнем (Англия, Франция, Австрия) в десятку не попали. 33% ВНП - этот уровень налогов и социальных отчислений можно считать критическим в плане провоцирован расползания теневой экономики.
Отсюда можно сформулировать вывод: распространенность теневой деятельности в решающей степени зависит от общего состояния экономики, уровня жизни населения и исходящих от государства ограничений.
Данный вывод сделан на основании изучения практики развитых стран, но он еще более справедлив для стран развивающихся. В частности, наиболее известный в этой области знания перуанский ученый и общественный деятель Э. де Сото приходит к выводу, что теневая экономика есть реакция граждан на систему, которая ставит их в положение своеобразных жертв правового и экономического беспредела.
Опираясь на зарубежный опыт и анализ отечественной практики, нельзя не увидеть, что определяющую роль в резком росте масштабов теневой экономики в России сыграли явные просчеты и ошибки в проведении экономических преобразований. Именно это привело к формированию дестимулирующего механизма легальной экономической деятельности и дестабилизации материального положения основной массы населения.
Дестимулирующий механизм сложился в ходе реализации модели экономического реформирования, включающей в себя: а) массовую форсированную приватизацию; б) одномоментную либерализацию цен; в) разовое "открытие" экономики внешнему миру; г) рестриктивную денежно-кредитную политику; д) жесткий налоговый прессинг производителей (подробную характеристику дестимулирующего механизма).
Ситуация с материальным положением основной массы населения в России складывается совершенно по-иному, чем диктуется правилами рыночного хозяйствования. Налицо резкое снижение даже прежнего невысокого уровня жизни: по достоверным оценкам, это падение составляет не менее 40% по отношению к 1991 году. Либерализация цен свела к нулю сбережения основной массы населения, и тем самым был осуществлен крупномасштабный акт по перераспределению доходов.
Вопрос о бедности - это и вопрос о минимальной заработной плате, соотношении последней с прожиточным минимумом. Если в 1990 году она составляла 80 руб., в полтора раза превышая его, то с 1992 года она в четыре-пять раз меньше прожиточного минимума. Это означает, что минимальная заработная плата утратила роль важнейшей социальной гарантии.
Бедность усугубляется задержками с выплатой заработной платы, пенсий, пособий, порой доходящими до полугода и более. Неплатежи как массовое явление - нонсенс для рыночной экономики, и для решения этой проблемы нужны, конечно, экстренные меры правового и административного характера (о чем в последнее время настойчиво говорят высшие должностные лица). Но дело не только в этом. Нельзя всю вину за неплатежи валить на умышленных и неумышленных неплательщиков, хотя таковых и немало. Корни проблемы гораздо глубже: само государство - неплательщик, прибегающий к неплатежам как к средству подавления инфляции. К тому же большинство предприятий "лежит" (в том числе из-за неоплаты государством своих заказов), и у них просто нет средств для выплаты заработной платы и осуществления других платежей. И если их заставить погасить задолженность, они просто лишатся остатков оборотных средств и... остановятся окончательно.
Информация о работе Способы определения и регулирования теневой экономики