Способы определения и регулирования теневой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Внимание российской общественности сегодня во многом приковано к феномену теневой экономики. При этом значительно разнятся как взгляды на сущность этого явления, так и количественные оценки его масштабов. Вообще, теневая экономика – это реакция хозяйствующих субъектов на систему, которая поставила их в положение жертв правового и экономического беспредела.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие теневой экономики и способы её регулирования. 4
1.1.Основные подходы к определению понятия теневой экономики. 4
1.2.Структура теневой экономики. 7
1.3. Детерминанты теневой экономики. 8
1.4. Методы выявления и оценки параметров теневой экономики. 14
Глава 2. Анализ методов определения и регулирования теневой экономики в России. 25
2.1. Связь теневой экономики с коррупцией. 25
2.2. Масштабы и факторы динамики прогрессирующих" теневых" процессов России. 29
2.3. Практикуемые подходы к феномену теневой экономики. 32
2.4. Комплексно-правовой подход и контуры государственной политики в отношении «теневиков». 33
Заключение 38
Список используемой литературы 40
Приложения 41

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 554.00 Кб (Скачать)

 

Функция спроса на наличные деньги по Кагану имеет следующий вид:

CR =A(1+Θ)αYоβexp(-γi) ,

где

CR – уровень реального наличного оборота;

Θ – переменная, которая включает в себя все факторы, толкающие население на теневую деятельность (например, ставки налогообложения);

Yo – официальный уровень ВВП;

i – потери от неиспользованных возможностей наличных на руках (процентные ставки по депозитам или уровень инфляции);

A, α, β, γ - определенные параметры.

 

Реальный наличный оборот, CR, включает в себя те наличные, что используются в учтенных сделках, Co, и те, что используются в скрытых сделках, CН.

 

CR = Co + CН

Официальный ВВП, Yo, в сумме с теневым ВВП, YН, составляет реальный ВВП, YR,

YR = Yo + YН

 

Далее предполагается, что уравнения для официального (Co) и теневого (СН) оборотов наличных имеют одинаковые параметры, а Θ приравнивается к нулю, чтобы получить оценку объема спроса наличных без влияния теневой экономики:

Co = AYоβexp(-γi) (4)

 

Тогда теневой оборот наличных равен:

 

CН = CR - Co= AYоβexp(-γi){(1+Θ)α –1} (5)

 

Полученное уравнение связывает уровень теневого наличного оборота с официальным ВВП. При этом, как уже упоминалось выше, в это уравнение входит ряд параметров. Параметры i и Θ, определяют экономическую модель. Например, если в этой модели основным, побуждающим к теневой деятельности фактором считаются слишком высокие налоги, то Θ равно ставке налогообложения. Если в банковской системе страны действуют высокие процентные ставки по депозитам, то i равно средней процентной ставке. Значения параметров A, β, α, γ находятся при анализе предшествующих лет.

 

Для того чтобы получить уровень теневого ВВП, предполагается, что скорость обращения денег при совершении официальных и теневых сделок одинакова, и равна

 

v o = Y o / C o = YН / CН

 

Из  легко выводится уровень теневого ВВП YН:

 

YН = vo CН

 

Несмотря на то, что этот способ используется для оценки теневой экономики чаще остальных, его также подвергают критике. Чаще всего возражения против метода спроса наличных имеют следующие основания:

 

1.                   Не все сделки в теневой экономике совершаются при помощи наличных денег.

2.                   Во многих исследованиях рассматривается лишь один фактор, побуждающий население участвовать в теневых сделках – налогообложение, хотя на самом деле их может быть больше.

3.                   Не является очевидным предположение о том, что скорость обращения наличных в теневой и официальной экономике одинакова.

 

Как уже было замечено, метод спроса наличных применяется на практике чаще остальных, разобранных в этой статье. В таблице 1 приведены показатели уровня теневой экономики в некоторых странах Европы и Азии, посчитанные методом спроса наличных.

 

 

 

 

Доля теневой экономики (в % от ВВП),

рассчитанная при помощи метода спроса наличных

 

Страны

Доля теневой экономики (в % от ВВП), рассчитанная при помощи метода спроса наличных.

 

2002-2003

2004-2005

2006-2007

Греция

28.7

28.5

28.2

Италия

27.1

27.0

25.7

Ирландия

27.1

27.0

25.7

Испания

22.7

22.5

22.0

Португалия

22.7

22.5

22.9

Бельгия

22.2

22.0

21.0

Швеция

19.2

19.1

18.3

Норвегия

19.1

19.0

18.4

Финляндия

18.1

18.0

17.4

Дания

18.0

17.9

17.3

Германия

16.0

16.3

16.8

Франция

15.2

15.0

14.5

Нидерланды

13.1

13.0

12.6

Великобритания

12.7

12.5

12.2

Австрия

9.8

10.6

10.9

Швейцария

8.6

9.4

9.4

Грузия

67.3

67.6

68.0

Украина

52.2

53.6

54.7

Россия

46.1

47.5

48.7

Эстония

38.4

39.2

40.1

Белоруссия

48.1

49.3

50.4

Узбекистан

34.1

35.7

37.2

Армения

46,3

47,8

49,1

Казахстан

43,2

44,1

45,2


 

Как уже отмечалось выше, результаты расчета методом спроса наличных во многом зависят от выбранной модели, т.е. от тех факторов, которые оказывают наибольшее влияние на теневую экономику. В работе разобраны отклонения в полученных результатах при использовании разных моделей, и показано что они могут достигать 10-15%. Поэтому уровень теневой экономики, равный 15% ВВП, принято считать допустимым.

 

В отличие от абсолютного значения доли теневой экономики в ВВП, его динамика во времени более точно отражается при таком подсчете. Зачастую именно изменение уровня теневой экономики во времени становится целью исследования, так как оно показывает направление экономического развития страны.

2

 



Глава 2. Анализ методов определения и регулирования теневой экономики в России.

2.1. Связь теневой экономики с коррупцией.

Теневая экономика и коррупция – это социально-экономические «близнецы». Теневая экономика, безусловно, порождает коррупцию, а коррупция, в свою очередь, создает основу расцвета теневой экономики. Причина и следствие, цель и средство здесь настолько взаимосвязаны и переплетены, что создают прочный замкнутый круг.

 

Во-первых, теневая экономика может существовать и развиваться в значительных масштабах лишь в условиях коррумпированности всех систем государственной власти и управления. Во-вторых, теневая экономика формирует коррупционные отношения во всех тех сферах политики и экономики, от которых зависит ее благополучное существование.

В-третьих, коррупция вынуждает теневую экономику оставаться в тени и вести нелегальный бизнес. В-четвертых, коррупция создает основу для формирования новых сфер и видов теневой экономики. В-пятых, теневая экономика - финансовая основа коррупции, а коррупция - финансовая основа теневой экономики.

 

В этой связи проблемы изучения этих негативных социально-экономических явлений в России и выработки основ государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике должны решаться как единая комплексная задача.

 

В научной и публицистической литературе можно встретить значительное число различных терминов и понятий, имеющих отношение к той части экономики, которая официально (формально) не учтена. Такую экономику называют ненаблюдаемой, неформальной, неофициальной, скрытой, теневой, нелегальной, подпольной. Денежные средства, обращающиеся в таком секторе экономики, именуют теневыми, неучтенными, черными, грязными, криминальными, преступными.

 

Такое разнообразие используемых предикатов приводит к тому, что, с одной стороны, одни и те же явления (объекты) именуются по-разному, а с другой - различные категории обозначаются одними и теми же терминами.

 

Представляется целесообразным 'теневой экономикой' (теневым сектором экономики) именовать всю ту часть финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, которая осуществляется вне сферы официального бухгалтерского учета. Такое определение предмета теневой экономики позволяет использовать для ее оценки методологию международной статистики, выработанной в ООН в 1993 году применительно к 'Системе национальных счетов' для наиболее полного учета ВВП.

 

В соответствии с названной методикой ООН в теневую (неучтенную) экономику включаются следующие виды деятельности:

 

       скрытая - законодательно разрешенная, но официально не учитываемая (полностью или частично) деятельность в рамках формализованных структур и процедур;

       неформальная - законодательно разрешенная, но не учитываемая деятельность неформальных структур или деятельность вне формализованных процедур и отношений;

       нелегальная - законодательно запрещенная или не имеющая обязательно необходимого специального разрешения скрытая (формальная и неформальная) деятельность (криминальная и иная противоправная).

В Советской России теневой сектор экономики был незначительным и вдруг за 15 лет он превратился в один из ведущих секторов современной российской экономики (по разным оценкам, он достигает от 30 до 50% официального ВВП). Причинами бурного расцвета теневой экономики в 90-е годы стали следующие обстоятельства:

 

а) экономические:

- катастрофическое разрушение всей системы народного хозяйства в связи с ликвидацией СССР (разрыв кооперационных связей, затоваривание и дефицит, неплатежи, бартер, массовые хищения);

- развал финансовой системы (запредельный дефицит бюджета, гиперинфляция, пирамида государственных заимствований, переход в расчетах на наличные деньги, в том числе в иностранной валюте, и денежные суррогаты);

- обнищание большинства населения на фоне баснословного неправедного обогащения группы лиц из окружения президента Ельцина ('гаранта' справедливости);

- ликвидация государственной системы экономического и финансового администрирования и контроля;

- установление запредельного (до 50% ВВП) налогового бремени;

 

б) правовые:

- возникновение правового вакуума (ошибочное введение в правоприменительную практику принципа 'разрешено все, что не запрещено законом' в условиях, когда старые законы уже не работали, а новых еще не было);

- разрушение правоохранительной системы постоянными реорганизациями (считаю, что это было сделано умышленно, чтобы обеспечить 'приватизацию' ценнейших государственных активов);

- формирование в экономике значительного криминального сектора (масштабные хищения собственности всегда объективно порождают криминальную систему ее перераспределения);

- коррупционное использование законодательных, исполнительных и правоохранительных органов в интересах теневой экономики;

- формирование у граждан правового нигилизма (нарушение законов, в том числе открытое, стало повсеместной практикой, прежде всего со стороны представителей власти и крупного бизнеса);

 

в) общественно-политические:

- разрушение идеологических основ общественной жизни (вместе с мутной водой коммунистической пропаганды выплеснули всю систему государственной идеологии);

- формирование мировоззрения вседозволенности и продажности;

- исповедование власть имущими двойных моральных стандартов;

- откровенная борьба за власть ради личных корыстных интересов (крупномасштабные процессы конвертации власти в собственность и собственности во власть);

- отношение к государству как источнику зла (на что имелись серьезные объективные причины, о чем было сказано выше).

Изложенные обстоятельства возникновения и бурного развития теневого сектора в экономике России дают основания утверждать:

       теневая экономика есть закономерный результат деятельности государственных органов власти и управления СССР и России в начале 90-х годов;

       большинство из многих миллионов российских граждан, занятых в теневом секторе экономики, не являются злостными правонарушителями, тем более - криминальными элементами (для них это единственно доступный способ выживания);

       теневая экономика (в ее некриминальной части) позволяет ее участникам в некоторой степени восстановить социально-экономическую справедливость (как и 'олигархам', получить без обременения часть национального богатства);

       в условиях низкой конкурентоспособности российских производителей на мировом рынке теневая экономика обеспечивает необходимый уровень себестоимости промышленной продукции за счет значительного уменьшения объема налоговых и иных обязательных платежей.

 

Объективно роль теневого сектора в экономике России сегодня именно такова. Так сложилось, но так быть не должно, ибо это серьезно препятствует формированию современной цивилизованной экономики, угрожает интересам экономической безопасности страны.

 

Теневая экономика в целом - это всегда отрицательное социально-экономическое явление, так как теневая экономика:

- является питательной средой для возникновения и развития организованной преступности;

- препятствует эффективному развитию открытой рыночной экономики;

- формирует коррупционные отношения во всех без исключения сферах своего присутствия;

- разрушает государственную систему справедливого распределения национального богатства (если, конечно, такая система сформирована);

- не обеспечивает правовой защитой права и интересы исполнительных участников теневого сектора экономики, не дает им социальных гарантий и помощи.

Информация о работе Способы определения и регулирования теневой экономики