Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 21:40, курсовая работа
Внимание российской общественности сегодня во многом приковано к феномену теневой экономики. При этом значительно разнятся как взгляды на сущность этого явления, так и количественные оценки его масштабов. Вообще, теневая экономика – это реакция хозяйствующих субъектов на систему, которая поставила их в положение жертв правового и экономического беспредела.
Введение 3
Глава 1. Понятие теневой экономики и способы её регулирования. 4
1.1.Основные подходы к определению понятия теневой экономики. 4
1.2.Структура теневой экономики. 7
1.3. Детерминанты теневой экономики. 8
1.4. Методы выявления и оценки параметров теневой экономики. 14
Глава 2. Анализ методов определения и регулирования теневой экономики в России. 25
2.1. Связь теневой экономики с коррупцией. 25
2.2. Масштабы и факторы динамики прогрессирующих" теневых" процессов России. 29
2.3. Практикуемые подходы к феномену теневой экономики. 32
2.4. Комплексно-правовой подход и контуры государственной политики в отношении «теневиков». 33
Заключение 38
Список используемой литературы 40
Приложения 41
Функция спроса на наличные деньги по Кагану имеет следующий вид:
CR =A(1+Θ)αYоβexp(-γi) ,
где
CR – уровень реального наличного оборота;
Θ – переменная, которая включает в себя все факторы, толкающие население на теневую деятельность (например, ставки налогообложения);
Yo – официальный уровень ВВП;
i – потери от неиспользованных возможностей наличных на руках (процентные ставки по депозитам или уровень инфляции);
A, α, β, γ - определенные параметры.
Реальный наличный оборот, CR, включает в себя те наличные, что используются в учтенных сделках, Co, и те, что используются в скрытых сделках, CН.
CR = Co + CН
Официальный ВВП, Yo, в сумме с теневым ВВП, YН, составляет реальный ВВП, YR,
YR = Yo + YН
Далее предполагается, что уравнения для официального (Co) и теневого (СН) оборотов наличных имеют одинаковые параметры, а Θ приравнивается к нулю, чтобы получить оценку объема спроса наличных без влияния теневой экономики:
Co = AYоβexp(-γi) (4)
Тогда теневой оборот наличных равен:
CН = CR - Co= AYоβexp(-γi){(1+Θ)α –1} (5)
Полученное уравнение связывает уровень теневого наличного оборота с официальным ВВП. При этом, как уже упоминалось выше, в это уравнение входит ряд параметров. Параметры i и Θ, определяют экономическую модель. Например, если в этой модели основным, побуждающим к теневой деятельности фактором считаются слишком высокие налоги, то Θ равно ставке налогообложения. Если в банковской системе страны действуют высокие процентные ставки по депозитам, то i равно средней процентной ставке. Значения параметров A, β, α, γ находятся при анализе предшествующих лет.
Для того чтобы получить уровень теневого ВВП, предполагается, что скорость обращения денег при совершении официальных и теневых сделок одинакова, и равна
v o = Y o / C o = YН / CН
Из легко выводится уровень теневого ВВП YН:
YН = vo CН
Несмотря на то, что этот способ используется для оценки теневой экономики чаще остальных, его также подвергают критике. Чаще всего возражения против метода спроса наличных имеют следующие основания:
1. Не все сделки в теневой экономике совершаются при помощи наличных денег.
2. Во многих исследованиях рассматривается лишь один фактор, побуждающий население участвовать в теневых сделках – налогообложение, хотя на самом деле их может быть больше.
3. Не является очевидным предположение о том, что скорость обращения наличных в теневой и официальной экономике одинакова.
Как уже было замечено, метод спроса наличных применяется на практике чаще остальных, разобранных в этой статье. В таблице 1 приведены показатели уровня теневой экономики в некоторых странах Европы и Азии, посчитанные методом спроса наличных.
Доля теневой экономики (в % от ВВП),
рассчитанная при помощи метода спроса наличных
Страны | Доля теневой экономики (в % от ВВП), рассчитанная при помощи метода спроса наличных. | ||
| 2002-2003 | 2004-2005 | 2006-2007 |
Греция | 28.7 | 28.5 | 28.2 |
Италия | 27.1 | 27.0 | 25.7 |
Ирландия | 27.1 | 27.0 | 25.7 |
Испания | 22.7 | 22.5 | 22.0 |
Португалия | 22.7 | 22.5 | 22.9 |
Бельгия | 22.2 | 22.0 | 21.0 |
Швеция | 19.2 | 19.1 | 18.3 |
Норвегия | 19.1 | 19.0 | 18.4 |
Финляндия | 18.1 | 18.0 | 17.4 |
Дания | 18.0 | 17.9 | 17.3 |
Германия | 16.0 | 16.3 | 16.8 |
Франция | 15.2 | 15.0 | 14.5 |
Нидерланды | 13.1 | 13.0 | 12.6 |
Великобритания | 12.7 | 12.5 | 12.2 |
Австрия | 9.8 | 10.6 | 10.9 |
Швейцария | 8.6 | 9.4 | 9.4 |
Грузия | 67.3 | 67.6 | 68.0 |
Украина | 52.2 | 53.6 | 54.7 |
Россия | 46.1 | 47.5 | 48.7 |
Эстония | 38.4 | 39.2 | 40.1 |
Белоруссия | 48.1 | 49.3 | 50.4 |
Узбекистан | 34.1 | 35.7 | 37.2 |
Армения | 46,3 | 47,8 | 49,1 |
Казахстан | 43,2 | 44,1 | 45,2 |
Как уже отмечалось выше, результаты расчета методом спроса наличных во многом зависят от выбранной модели, т.е. от тех факторов, которые оказывают наибольшее влияние на теневую экономику. В работе разобраны отклонения в полученных результатах при использовании разных моделей, и показано что они могут достигать 10-15%. Поэтому уровень теневой экономики, равный 15% ВВП, принято считать допустимым.
В отличие от абсолютного значения доли теневой экономики в ВВП, его динамика во времени более точно отражается при таком подсчете. Зачастую именно изменение уровня теневой экономики во времени становится целью исследования, так как оно показывает направление экономического развития страны.
2
Теневая экономика и коррупция – это социально-экономические «близнецы». Теневая экономика, безусловно, порождает коррупцию, а коррупция, в свою очередь, создает основу расцвета теневой экономики. Причина и следствие, цель и средство здесь настолько взаимосвязаны и переплетены, что создают прочный замкнутый круг.
Во-первых, теневая экономика может существовать и развиваться в значительных масштабах лишь в условиях коррумпированности всех систем государственной власти и управления. Во-вторых, теневая экономика формирует коррупционные отношения во всех тех сферах политики и экономики, от которых зависит ее благополучное существование.
В-третьих, коррупция вынуждает теневую экономику оставаться в тени и вести нелегальный бизнес. В-четвертых, коррупция создает основу для формирования новых сфер и видов теневой экономики. В-пятых, теневая экономика - финансовая основа коррупции, а коррупция - финансовая основа теневой экономики.
В этой связи проблемы изучения этих негативных социально-экономических явлений в России и выработки основ государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике должны решаться как единая комплексная задача.
В научной и публицистической литературе можно встретить значительное число различных терминов и понятий, имеющих отношение к той части экономики, которая официально (формально) не учтена. Такую экономику называют ненаблюдаемой, неформальной, неофициальной, скрытой, теневой, нелегальной, подпольной. Денежные средства, обращающиеся в таком секторе экономики, именуют теневыми, неучтенными, черными, грязными, криминальными, преступными.
Такое разнообразие используемых предикатов приводит к тому, что, с одной стороны, одни и те же явления (объекты) именуются по-разному, а с другой - различные категории обозначаются одними и теми же терминами.
Представляется целесообразным 'теневой экономикой' (теневым сектором экономики) именовать всю ту часть финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, которая осуществляется вне сферы официального бухгалтерского учета. Такое определение предмета теневой экономики позволяет использовать для ее оценки методологию международной статистики, выработанной в ООН в 1993 году применительно к 'Системе национальных счетов' для наиболее полного учета ВВП.
В соответствии с названной методикой ООН в теневую (неучтенную) экономику включаются следующие виды деятельности:
скрытая - законодательно разрешенная, но официально не учитываемая (полностью или частично) деятельность в рамках формализованных структур и процедур;
неформальная - законодательно разрешенная, но не учитываемая деятельность неформальных структур или деятельность вне формализованных процедур и отношений;
нелегальная - законодательно запрещенная или не имеющая обязательно необходимого специального разрешения скрытая (формальная и неформальная) деятельность (криминальная и иная противоправная).
В Советской России теневой сектор экономики был незначительным и вдруг за 15 лет он превратился в один из ведущих секторов современной российской экономики (по разным оценкам, он достигает от 30 до 50% официального ВВП). Причинами бурного расцвета теневой экономики в 90-е годы стали следующие обстоятельства:
а) экономические:
- катастрофическое разрушение всей системы народного хозяйства в связи с ликвидацией СССР (разрыв кооперационных связей, затоваривание и дефицит, неплатежи, бартер, массовые хищения);
- развал финансовой системы (запредельный дефицит бюджета, гиперинфляция, пирамида государственных заимствований, переход в расчетах на наличные деньги, в том числе в иностранной валюте, и денежные суррогаты);
- обнищание большинства населения на фоне баснословного неправедного обогащения группы лиц из окружения президента Ельцина ('гаранта' справедливости);
- ликвидация государственной системы экономического и финансового администрирования и контроля;
- установление запредельного (до 50% ВВП) налогового бремени;
б) правовые:
- возникновение правового вакуума (ошибочное введение в правоприменительную практику принципа 'разрешено все, что не запрещено законом' в условиях, когда старые законы уже не работали, а новых еще не было);
- разрушение правоохранительной системы постоянными реорганизациями (считаю, что это было сделано умышленно, чтобы обеспечить 'приватизацию' ценнейших государственных активов);
- формирование в экономике значительного криминального сектора (масштабные хищения собственности всегда объективно порождают криминальную систему ее перераспределения);
- коррупционное использование законодательных, исполнительных и правоохранительных органов в интересах теневой экономики;
- формирование у граждан правового нигилизма (нарушение законов, в том числе открытое, стало повсеместной практикой, прежде всего со стороны представителей власти и крупного бизнеса);
в) общественно-политические:
- разрушение идеологических основ общественной жизни (вместе с мутной водой коммунистической пропаганды выплеснули всю систему государственной идеологии);
- формирование мировоззрения вседозволенности и продажности;
- исповедование власть имущими двойных моральных стандартов;
- откровенная борьба за власть ради личных корыстных интересов (крупномасштабные процессы конвертации власти в собственность и собственности во власть);
- отношение к государству как источнику зла (на что имелись серьезные объективные причины, о чем было сказано выше).
Изложенные обстоятельства возникновения и бурного развития теневого сектора в экономике России дают основания утверждать:
теневая экономика есть закономерный результат деятельности государственных органов власти и управления СССР и России в начале 90-х годов;
большинство из многих миллионов российских граждан, занятых в теневом секторе экономики, не являются злостными правонарушителями, тем более - криминальными элементами (для них это единственно доступный способ выживания);
теневая экономика (в ее некриминальной части) позволяет ее участникам в некоторой степени восстановить социально-экономическую справедливость (как и 'олигархам', получить без обременения часть национального богатства);
в условиях низкой конкурентоспособности российских производителей на мировом рынке теневая экономика обеспечивает необходимый уровень себестоимости промышленной продукции за счет значительного уменьшения объема налоговых и иных обязательных платежей.
Объективно роль теневого сектора в экономике России сегодня именно такова. Так сложилось, но так быть не должно, ибо это серьезно препятствует формированию современной цивилизованной экономики, угрожает интересам экономической безопасности страны.
Теневая экономика в целом - это всегда отрицательное социально-экономическое явление, так как теневая экономика:
- является питательной средой для возникновения и развития организованной преступности;
- препятствует эффективному развитию открытой рыночной экономики;
- формирует коррупционные отношения во всех без исключения сферах своего присутствия;
- разрушает государственную систему справедливого распределения национального богатства (если, конечно, такая система сформирована);
- не обеспечивает правовой защитой права и интересы исполнительных участников теневого сектора экономики, не дает им социальных гарантий и помощи.
Информация о работе Способы определения и регулирования теневой экономики