Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 21:40, курсовая работа
Внимание российской общественности сегодня во многом приковано к феномену теневой экономики. При этом значительно разнятся как взгляды на сущность этого явления, так и количественные оценки его масштабов. Вообще, теневая экономика – это реакция хозяйствующих субъектов на систему, которая поставила их в положение жертв правового и экономического беспредела.
Введение 3
Глава 1. Понятие теневой экономики и способы её регулирования. 4
1.1.Основные подходы к определению понятия теневой экономики. 4
1.2.Структура теневой экономики. 7
1.3. Детерминанты теневой экономики. 8
1.4. Методы выявления и оценки параметров теневой экономики. 14
Глава 2. Анализ методов определения и регулирования теневой экономики в России. 25
2.1. Связь теневой экономики с коррупцией. 25
2.2. Масштабы и факторы динамики прогрессирующих" теневых" процессов России. 29
2.3. Практикуемые подходы к феномену теневой экономики. 32
2.4. Комплексно-правовой подход и контуры государственной политики в отношении «теневиков». 33
Заключение 38
Список используемой литературы 40
Приложения 41
Современная рыночная экономика характеризуется возрастанием перераспределительной функции государства, которая осуществляется посредством государственных финансовых фондов, важнейшим из которых является бюджет. Средства этих фондов используются для финансирования затрат на социальные нужды, субсидий отстающим отраслям экономики, производство общественных благ (образование, здравоохранение, правопорядок и т.п.). С одной стороны, эти нововведения позволили обеспечить большую эффективность и социальную стабильность. Однако, с другой стороны, значительную привлекательность приобрели виды активности, направленные не на повышение конкурентоспособности производства, а на борьбу за субсидии, на поиск "налоговых убежищ", получение льгот и привилегий, социальной помощи, сокрытие доходов от налогообложения, совершение других злоупотреблений. Нелегальная экономика стала более выгодной.
Таким образом, в зрелых рыночных экономиках существует прямая связь между долей государственных доходов в ВВП и размерами теневой экономики.
Государства с переходной экономикой.
Для стран, осуществляющих переход к рыночной экономике, зависимость между долей государственных расходов в ВВП и масштабами теневой экономики оказывается обратной. Масштабы теневой экономической деятельности лавинообразно возрастают по мере сокращения государственных расходов. Наблюдался эффект вытеснения государства подпольным бизнесом "один к одному": на каждый процентный пункт падения доли государственных доходов в ВВП приходится в среднем увеличение доли теневой экономики в ВВП тоже на один процентный пункт.
Причины этого явления получили освещение в российской экономической литературе. Важнейший вывод состоит в том, что сокращение государственных расходов является ключевой причиной снижения эффективности государственных институтов и способности государства обеспечивать исполнение законов и сбор налогов. Результатом является массовое сокрытие экономической деятельности от государственного контроля и ее криминализация.
В свою очередь, изменение величины расходов, направляемых на поддержание, укрепление и развитие государственных институтов имеет достаточно четкую зависимость от модели перехода к рынку. Рассмотрим выявленные особенности.
Сильный авторитарный режим.
Сокращение государственных расходов относительно ВВП происходило за счет обороны, субсидий и инвестиций, тогда как расходы на "обычное правительство" (включающее в себя все остальное - от образования до правоохранительных органов) росли примерно теми же темпами, что и ВВП.
Например, в Китае эти расходы в 1979-1986 гг. почти удвоились. За период с 1989 по 1994 гг. прироста доли теневой экономики практически не наблюдается.
Сильный демократический режим.
Государственные расходы на "обычное правительство" и другие функции, хотя и снизились накануне перехода к рынку (то есть, когда разваливался прежний авторитарный режим), во время самих рыночных реформ даже несколько возросли.
Например, в Польше, где в 1996 г. ВВП превысил предкризисный уровень, реальные расходы на "обычное правительство" в 1989-1996 гг. возросли примерно на 1/3. За период с 1989 по 1994 гг. прироста доли теневой экономики практически не наблюдается.
Слабый демократический режим.
Наблюдается сокращение расходов не только на оборону, субсидии и инвестиции, но и на "обычное правительство", что привело к опасному ослаблению государства и его институтов.
Вместе с тем, значительные масштабы перераспределения ВВП через бюджет и целевые внебюджетные фонды в России имеют еще более негативные последствия, что и в странах с развитой рыночной экономикой. Активная деятельность групп специальных интересов, стремящихся получить индивидуальные льготы, льготное финансирование за счет бюджетных средств, происходит в условиях слабого государства.
Так, получила распространение практика субсидирования и льготного кредитования отдельных коммерческих и некоммерческих структур на фоне и за счет недофинансирования социально - значимых программ на треть или вдвое.
Сокращения бюджетных расходов имеет и другие последствия. Невыполнение бюджетом своих обязательств является одной из причин обострения проблемы неплатежей, ухудшает финансовое положение предприятий реального сектора, лишая их оборотного капитала и побуждая к использованию экстремальных, а порой и противоправных стратегий выживания.
Сокращение государственных расходов и связанное с этим ослабление государства и его институтов является, в конечном итоге, важнейшей причиной сокращения налоговых платежей и увеличения налоговой нагрузки. Этот фактор роста теневой и криминальной экономической деятельности был рассмотрен ранее.
Фактор налоговой нагрузки на субъектов хозяйствования оказывает и в условиях переходной экономики стимулирующее воздействие на масштабы скрытой экономической деятельности и криминализацию экономики. Несмотря на абсолютное снижение государственных расходов и доходов, налоговая нагрузка на хозяйствующих субъектов возросла, что породило классическое следствие - дальнейший рост теневой экономики и налоговой преступности.
Снижение роли государства в обеспечении функционирования экономических институтов. Некоторые важные проявления этого были рассмотрены при анализе влияния государственных расходов. Наряду с этим ослабление государства может быть следствием отречения от власти законного правительства, отказ или неспособность его выполнять функции регулирования рынка. В качестве примера можно привести господствовавшую в начальный период реформ идеологию минимизации участия государства в экономике, целенаправленного ослабления его функций в этой сфере.
Неправовой характер экономических реформ. Связанный с рассмотренными выше, его воздействие проявляется в том, что формальные законы часто не являются решающими регуляторами экономической деятельности. Неспособность государства обеспечить поставку общественных благ и регулирование экономики замещает его место теневыми институтами.
Возможности оценки масштабов теневой и криминальной экономики достаточно ограничены в силу самого характера этого явления, предполагающего сокрытие от учета, контроля и регистрации. Вследствие этого для оценки используются различные косвенные методы, точность результатов которых зависит от соблюдения многих условий.
Все рассматриваемые методы объединяются в три группы: статистические методы, используемые на макроуровне; методы открытой проверки и специальные экономико-правовые методы, используемые на микроуровне - при выявлении и оценке экономических параметров конкретных правонарушений, преступлений, экономической деятельности отдельных лиц.
Итак, в зависимости от характера решаемых задач и поставленных целей методы выявления и оценки криминальной экономической деятельности могут быть выделены:
Учетно-статистические методы:
метод специфических индикаторов;
структурный метод;
метод мягкого моделирования;
экспертный метод;
смешанные методы.
Методы открытой проверки.
Специальные экономико-правовые методы:
метод документального анализа;
метод бухгалтерского анализа;
метод экономического анализа.
Учетно-статистические методы направлены на обеспечение наиболее полной регистрации теневых экономических явлений для обобщающей характеристики всей их совокупности и отдельных групп, выявления и изучение массовых статистических закономерностей.
Наиболее разработаны сегодня методы оценки скрытого производства нормальных товаров и услуг. Эти методы являются и наиболее точными в связи с относительной легкостью получения информации. Наибольшую сложность представляет оценка параметров запрещенной экономической деятельности, экономической, профессиональной, организованной, политической преступной деятельности. Оценка этих видов криминальной экономической деятельности во многом опирается на результаты деятельности правоохранительных органов по их выявлению и расследованию. Рассмотрим особенности используемых статистических методов оценки различных структурных элементов теневой экономики.
Из всех элементов криминальной экономики наиболее точная оценка может быть дана производительной скрытой экономической деятельности. Это обусловлено использованием для расчетов методологии системы национальных счетов (1993 г.) ООН. Общий подход к оценке следующий. Параметры теневой экономики включают скрытое производство, скрытые доходы и скрытые от статистики расходы на конечное потребление и накопление. Теневое производство является исходным для оценки параметров теневой экономики, поскольку именно производство определяет и доходы, и расходы. Основной задачей является дать наиболее надежную оценку этим параметрам. Для этого могут быть избраны различные подходы.
Наиболее надежным и точным является использование традиционных статистических методов, направленных на сбор дополнительной информации, проведении дополнительных обследований, то есть совершенствование базовой статистики. Однако такой подход не в состоянии дать полную оценку нормальной, но скрытой экономической деятельности. Неэффективен он и для оценки запрещенных видов деятельности. При недостатке прямой информации ее заменяют расчетной, определяют на основе косвенных данных либо исходя из априорных умозрительных гипотез. При оценке производительных видов теневой экономической деятельности эффективен классический балансовый метод, который заключается в сопоставлении данных из разных источников и досчете недостающей информации.
Многие виды экономической деятельности, имеющей перераспределительный характер, в рамках методологии СНС адекватно оценить не удается. Определенная их часть может быть учтена при балансировании производства и потребления для уменьшения статистических ошибок.
Метод специфических индикаторов связан с использованием какого-либо одного показателя, отражающего уровень экономической деятельности и полученного прямым или косвенным способом. В рамках данного общего метода выделяют категории частных, к числу которых можно отнести прямые и косвенные методы.
Прямые методы (микрометоды) предполагают применение информации специальных обследований, опросов, проверок и их анализа для выявления расхождений между доходами и расходами отдельных групп налогоплательщиков, а также для характеристики отдельных аспектов теневой деятельности или для ее оценки по определенной группе экономических единиц.
Важной категорией прямых методов является фиксация данных о деятельности государственных контролирующих и правоохранительных органов. В свою очередь, сами эти данные являются результатом применения специальных экономикоправовых методов, рассматриваемых ниже.
Важное место среди прямых методов занимают традиционно широко применяемые опросы и обследования.
Метод опросов для оценки отдельных параметров теневой экономики широко используется в мировой практике.
Успешно используются данные методы и в России. В 1996 г. Межведомственным аналитическим центром в рамках приватизационного займа Всемирного Банка по заказу и при содействии Института стратегического анализа и развития предпринимательства проводились исследования, касающиеся оценки масштабов теневой деятельности предприятий (подробнее).
Косвенные методы основаны преимущественно на информации систем сводных макроэкономических официальной статистики, данных финансовых и налоговых органов. Косвенные методы широко применяются при невозможности непосредственной прямой фиксации исследуемых параметров. В этой группе методов выделяются метод расхождений, итальянский метод, монетарный метод. Рассмотрим их и их модификации более подробно.
Метод расхождений основан на сравнении двух или более источников данных или статистических документов. При этом предполагается, что источники данных и статистические документы содержат информацию об одних и тех же экономических показателях, или используются разные методы для получения данных их одних и тех же источников.
У итальянского метода также существуют ограничения для использования. Лучше всего он сработает в условиях относительно низкой мобильности населения для того, чтобы его можно было обследовать.
В настоящее время Госкомстат России сотрудничает с ИСТАТ в рамках международного проекта с целью разработки и апробации в России методологии определения параметров теневой экономики на основе итальянского метода.
Монетарные методы. Эта группа методов основана на использовании такой особенности нелегальной экономики как предпочтение, отдаваемое наличным деньгам при совершении сделок. Чеки, векселя и другие платежные документы могут быть обнаружены и использованы в качестве доказательства правоохранительными органами.
Метод мягкого моделирования (оценки детерминантов) связан с выделением совокупности факторов, определяющих теневую экономику, и направлен на расчет ее относительных объемов.
Структурный метод основан на использовании информации о размерах теневой экономики в различных отраслях производства.
Экспертный метод. Использование экспертных оценок является необходимым условием исследования такого сложно, малоизученного явления как теневая экономика. Суть этого метода в следующем. Сначала эксперт определяет, насколько можно доверять данным по какой-либо отрасли, виду преступной деятельности и т.п. А затем после сбора данных из обычных источников их автоматически досчитывают на определенную величину. Методология экспертных оценок определяется самим экспертом. Многие связи и отношения, которые представляются эксперту очевидными и которые он использует для оценки, трудно поддаются количественному описанию. Проблема использования данного метода состоит в том, чтобы найти достаточно квалифицированного эксперта, способного дать оценку, правильность которой может подтвердиться лишь спустя определенное время, после получения дополнительной информации или так и останется рабочей гипотезой, положенной в основу расчета.
Подобным образом оценивается такая характеристика экономических преступлений, как их латентность.
Смешанные методы предполагают использование метода скрытых переменных и комплекса различных методов при оценке различных сфер теневой экономической деятельности. Основная идея метода заключается в построении модели, учитывающей большое число как детерминантов, так и индикаторов теневой экономики, то есть величин, зависящих от ее объема. Сама теневая экономика рассматривается в качестве скрытой переменной, которая непосредственно не измеряется (метод скрытых переменных). Основная идея данного метода иллюстрируется предыдущим примером определения доли теневой экономики на основе данных о денежном обращении с использованием корреляционно-регрессионной модели.
Информация о работе Способы определения и регулирования теневой экономики