Современные теории в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:13, реферат

Описание работы

Предпринимательство — это самостоятельная, инициативная деятельность граждан и фирм, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая под их имущественную ответственность.

Содержание

Фирма как основной субъект предпринимательской деятельности в системе рыночных отношений.
Совершенствование технической базы производственно-хозяйственной деятельности.
Определение конкурентных преимуществ в хозяйственной деятельности фирмы.
Методы стратегического анализа издержек с точки зрения усилий конкурентоспособности фирмы.
Фирма и общество: социальная ответственность бизнеса.

Работа содержит 1 файл

анисимова.docx

— 46.72 Кб (Скачать)

Ключевыми факторами успеха в конкурентной борьбе принято называть такие факторы, вытекающие из требований рынка, которые  могут дать фирме преимущества перед  ее конкурентами.

 

Соперничество среди существующих конкурентов часто сводится к  стремлению всеми средствами добиваться выгодного положения, используя  тактику ценовой конкуренции, продвижения  товара на рынок и интенсивную  рекламу.

Знание возможностей компании и  источников конкурентного влияния  позволит выявить направления, где  компания может пойти на открытую конфронтацию с конкурентами, а где  – избежать её. Если компания является производителем с низкими издержками, она будет в состоянии противопоставить себя власти потребителей, поскольку  сможет продавать им товары, не уязвимые со стороны товаров-заменителей.

Источники конкурентных преимуществ  многообразны, однако чаще всего они  основаны:

-на операционной эффективности,  т.е. выполнении схожих видов  деятельности лучше, чем это  делают конкуренты (качество обслуживания  или качество продукции, часы  работы и местоположение, скорость  обслуживания, преимущество в издержках  и т.д.);

-стратегическом позиционировании, т.е. осуществлении от личных от конкурентов видов деятельности или выполнение схожей деятельности, но другими путями. Стратегическое позиционирование основано на преимуществе, недостижимом для конкурентов (ключевое конкурентное преимущество). Это может быть уникальность товара или услуги, имидж торговой марки, технологическое лидерство, уникальная комбинация видов деятельности и т.д.

Итак, предложение компании должно быть значимым для потребителей, чтобы  его можно было классифицировать как конкурентное преимущество. Однако степень значимости бывает разной.

Чтобы определенный фактор стал конкурентным преимуществом компании, необходимо, чтобы он имел ключевое значение для  потребителей и одновременно базировался  на уникальности бизнеса компании.

Наиболее цитируемым автором в  зарубежной и отечественной литературе по теории конкуренции, управления конкурентными  преимуществами является М. Портер. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы стратегического анализа издержек с точки зрения усилий конкурентоспособности фирмы.

Деятельность предприятия  связана с определёнными издержками (затратами). Также затраты отражают, сколько и каких ресурсов было использовано предприятием.

Стратегический анализ затрат - важнейшая часть стратегического  менеджмента, базирующегося на термине  value chain (цепь образования потребительной стоимости), который стал центральным объектом стратегического кост-менеджмента.

Эффективность издержек учитывает  как величину расходов, которые несёт  фирма, так и влияние расходов на результаты работы. Результаты выражаются, прежде всего, в стоимости товаров  и услуг, которые могут быть произведены  из данных ресурсов в других, наиболее выгодных и доступных сферах. К результатам следует отнести также объём производимой продукции, номенклатуру с учетом спроса, качество поставляемых на рынок товаров. Эффективность издержек является одной из составляющих экономической эффективности. Традиционный подход к экономической эффективности и её росту (минимум затрат — максимум результатов) при более внимательном рассмотрении нуждается в конкретизации. В самом деле, что значит «минимум затрат»? Следует учитывать не только количественную сторону, но и другие моменты. В частности, чтобы общие и средние издержки в будущем были меньше, необходимы определенные вложения в новую технологию, подготовку персонала, стимулирование работников. Любая стратегия ресурсосбережения в этом отношении может обходиться дешевле или дороже. Фирма ищет наиболее дешёвую комбинацию факторов («комбинация минимальных издержек»). Большие вложения в уменьшение издержек могут быть связаны с риском потери преимуществ низкостоимостного производства. Дело не только в размере прибыли, падающей ввиду дополнительных затрат.

Минимизация затрат непосредственным образом выходит на понятие эффективности  затрат. Как и любая другая экономическая  эффективность, эффективность издержек производства показывает соотношение  величины снижения издержек производства (результат) к размеру средств, обеспечивших это снижение (затраты).

Для определения эффективности  издержек производства необходимо учитывать  всю совокупность факторов, которые  прямо или косвенно влияют на издержки. В зарубежной практике не случайно получили широкое распространение  концепции, в которых максимально  реализуется требование учёта сравнительной  величины затрат. К их числу можно  отнести концепцию добавленной  стоимости. В рамках концепции составляющие затрат учитываются и сравниваются на всех стадиях добавленной стоимости, начиная с закупок сырья и  материалов и заканчивая реализацией  продукции (услуг). Ключевым моментом такого подхода является максимизация разницы  между закупками и реализацией. Другая, не менее известная, концепция альтернативности затрат основывается на том, что любое финансовое решение принимается в результате сравнения альтернативных затрат. Практическая реализация управленческого решения в этом случае связана с отказом от альтернативного варианта.

Так как издержки производства — многофакторный процесс, их эффективность  может рассматриваться как общая  и частная. В последнем случае речь идёт об эффективности отдельных  видов затрат. Меняя их количественную величину и качественный состав, можно  воздействовать на общую эффективность  издержек, а через неё — на эффективность производства.

Для ощутимого воздействия  издержек на устойчивость фирмы на рынке издержками необходимо управлять. Важнейшим компонентом этой работы является разработка и реализация стратегии, обеспечивающей рост эффективности  издержек производства. Несмотря на важное значение этой проблемы, она ещё не получила должного теоретического освещения. Видимо, трудность в том, что проблема находится на стыке нескольких экономических наук.

Стратегия эффективности  издержек производства, независимо от сферы применения, базируется на определённых концептуальных положениях. В качестве основополагающих мы выделяем принципы разработки, содержание, результат применения.

Принципы определяют требования (правила), которых необходимо придерживаться при разработке стратегии:

1) реалистичность. Данный принцип исходит из предпосылки, что для осуществления стратегии имеются необходимые внутренние и внешние условия. Первые — наличие необходимых материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов для решения данной задачи. Внешние условия включают в себя предпосылки за пределами фирмы, которые оказывают воздействие на её развитие (уровень конкуренции на рынке, спрос и предложение, налоги и т. п.).

2) научность. Чтобы разработать политику фирмы в области издержек производства, важно использовать имеющиеся исследования в этой области. Это позволяет учесть закономерности, полученные на основе научных изысканий, а также использовать имеющийся опыт. Существенным подспорьем служат методические рекомендации, применяемые с учётом специфики предприятия;

3) конкретность. Зачастую работа по снижению издержек организуется на основе общих призывов. Исполнители не всегда понимают своё место в процессе. Поэтому важно, чтобы каждый член коллектива имел определённые задания по вопросам эффективного использования ресурсов. Роль руководителей сводится к координации действий подчиненных в данной области.

4) заинтересованность. Поскольку стратегию реализуют работники фирмы, у них должно быть достаточно стимулов. Выполнение данного правила обеспечивается не только действенной системой материального стимулирования за ресурсосбережение, но и осознанием значимости своих усилий для развития фирмы. Важно, чтобы степень участия в разработке и реализации стратегии влияла на профессиональный рост работников.

На основе описанных принципов  осуществляется разработка и реализация стратегии.

Основополагающим моментом стратегии является её направленность, выражаемая установкой (целями). Целевая  направленность стратегии издержек находит выражение в конечных результатах работы фирмы и улучшении  основных показателей.

Основная цель стратегии  повышения эффективности издержек состоит в обеспечении стабильного  экономического роста фирмы и  укреплении её рыночных позиций.

Если на предприятии осуществляется стратегический анализ издержек, то здесь  за основу берутся метод определения  затрат по процессам и метод запланированных  затрат. Первый предполагает разбивку общих издержек на отдельные величины, которые дифференцируются по процессам  или видам деятельности, оказывающим  значительное влияние на уровень  совокупных расходов. Такая дифференциация позволяет достигнуть большей «прозрачности» расходов, особенно если они сравниваются за разные годы.

Стратегический анализ, вооружая необходимыми данными, позволяет перейти  к следующему шагу — разработке стратегии повышения эффективности издержек производства и выделению её составных элементов. Стратегия повышения эффективности носит более широкий характер, чем чаще применяемая на практике стратегия снижения издержек производства. Стратегия повышения эффективности включает перечень мероприятий, направленных на использование факторов, которые могут быть причиной роста (снижения) издержек производства.

Чем точнее в процессе разработки стратегии отражены последствия  изменения спроса, тем реалистичнее будет сама стратегия.

Реализация стратегии (применение) — наиболее ответственный этап, поскольку он позволяет проверить  обоснованность разработанной стратегии и её эффективность. В теоретических исследованиях, и особенно в хозяйственной практике, можно встретить утверждения, согласно которым процесс реализации стратегии — рутинная деятельность по выполнению принятого долгосрочного плана. Это не так, поскольку начало реализации корпоративной стратегии знаменует собой завершение одного цикла стратегического развития и переходом к другому циклу.

Для успешной реализации стратегии  повышения эффективности издержек требуется, как минимум, три принципиальных условия. Во-первых, руководители всех уровней должны знать общую стратегию  в области издержек в виде системы  чётких стратегических указаний и осуществлять такие указания строго в соответствии с текущим оперативным планом реализации стратегических изменений. Во-вторых, все основные моменты  стратегии издержек, в первую очередь  текущие стратегические указания, необходимо довести до всего персонала фирмы. При этом следует учитывать уровень  мотивации работников в снижении издержек и выполнении всей стратегии. Достаточная мотивация всего персонала — третье необходимое условие.

Главное — это укрепляет  конкурентные позиции фирмы. Основу общего результата составляет производственный результат, который показывает, насколько  успешно хозяйствует предприятие. При этом принимаются во внимание расчёт собственно результата фазы производства; принадлежащие к этой фазе показатели формирования и перераспределения  производственного результата. Использование  стратегии позволяет периодически совершенствовать программу, настраивая её на тенденции рынка. Значительные перспективы, в частности, имеют  современные гибкие производственные системы. Они включают в себя дифференцированные производственные программы, ориентированные  на рынок, с чётко определенными  издержками. Возможна разработка производственной программы, предусматривающей поставку товаров в точно заданное время. Это освобождает предприятие  от после производственных издержек (например, от складирования товаров).

Результат и действия стратегии  эффективности издержек, однако, не могут сводиться к общей эффективности  работы фирмы. Важен ответ на вопрос об адекватности стратегии, правильности её концептуальных положений и их применения. В бизнесе ошибки и  просчёты в стратегическом развитии имеют высокую цену. Достаточно сказать, что стратегический просчёт, допущенный американской компанией IBM, стоил ей потери капитализации в 90 млрд. долларов. Поэтому важно, обогащаясь новыми знаниями, предлагать совершенствование механизма  разработки и применения стратегии  эффективности издержек.

Одним из основных способов снижения издержек и поддержания  конкурентных преимуществ становится выплата низкой заработной платы работникам. В результате экономический рост сочетается с низким жизненным уровнем населения. В то время как ведущие компании западных стран занимаются постоянно технологическими инновациями и осваивают новые сегменты рынка, компании развивающихся стран отстают. Они применяют технологии, уже имеющиеся на мировом рынке. И хотя производимые товары являются наукоёмкими, они во многих случаях стоят дешевле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Фирма и общество: социальная ответственность бизнеса.

Тема  социальной ответственности бизнеса  не только в России, но и в других странах неразрывно связана с особенностями его внешней среды, с проблемой сохранения и усиления конкурентоспособности предприятия в совершенно новых условиях развития мировой экономики. Социальная ответственность бизнеса подразумевает определенный уровень развития предприятия и добровольный отклик на социальные проблемы общества. Этот отклик означает соблюдение законодательно установленных норм и правил и осуществление деятельности сверх этих требований.     

Информация о работе Современные теории в торговле