Современные теории международной торговли и основные направления повышения конкурентоспособности России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения.
Цель: рассмотреть современные теории международной торговли и выявить основные направления повышения конкурентоспособности

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Современные теории международной торговли……………………..6
1.1. Понятие международной торговли……………………………………..6
1.2. Современные теории…………………………………………………….7
Глава II. Повышения конкурентоспособности России………………………19
2.1. Роль и место России в мировой экономике, потенциал российской конкурентоспособности и ее причины низкой конкурентоспособности…..19
2.2. Предпринимаемые желаемые меры по повышению конкурентоспособности………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

Министерство  науки и образования РФ

ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный  университет им. М.К.Аммосова»

Финансово-экономический  институт

Кафедра «Экономической теории» 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему:

«СОВРЕМЕННЫЕ  ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

И

ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИИ» 

                                                                               Выполнила:

                                                                                    Студентка II курса ФЭИ                               

      Группы  ГМУ-10

      Тосукаева М.А.

      Проверила:

      Петрова Н.И. 

Якутск 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. Современные теории международной торговли……………………..6

    1. Понятие международной торговли……………………………………..6
    2. Современные теории…………………………………………………….7

Глава II. Повышения конкурентоспособности России………………………19

2.1.   Роль и место России в мировой экономике, потенциал российской конкурентоспособности и ее причины низкой конкурентоспособности…..19

2.2. Предпринимаемые желаемые меры по повышению конкурентоспособности………………………………………………………25

Заключение……………………………………………………………………..33

Список  использованной литературы………………………………………..35 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность  темы исследования. В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения.

     Углубление  финансово-экономических связей, открытость национальных экономик, их взаимодополнение и сближение обуславливают стратегический ориентир развития России – «войти» в мировое хозяйство не в качестве сырьевого придатка, а на правах экономически развитой страны с высоким уровнем технологического развития, сильными финансовыми институтами, развитой инфраструктурой и информационным сектором. Речь идет о решении проблемы повышения конкурентоспособности страны. Кроме того, интеграция России в мировое экономическое сообщество в качестве конкурентоспособной экономики будет способствовать реализации долгосрочной программы достижения устойчивого экономического роста.

     В настоящее время конкурентоспособность  России оценивается международными рейтинговыми агентствами на достаточно низком уровне. По данным индекса конкурентоспособности, рассчитанного Всемирным экономическим форумом, в 2005 г. российская экономика находилась на 75-м месте среди 117 стран. Движение в направлении преимущественно экспортно-сырьевой модели обрекает страну на замедление экономического роста и дальнейшее снижение конкурентоспособности, постоянное отставание от других стран в области научно-технического прогресса и эффективности производства, что в перспективе создает реальные предпосылки утраты способности экономической системы к самостоятельному развитию. Без формирования устойчивых конкурентных преимуществ, в основе которых достижения инновационного развития и человеческий капитал, практически невозможно повысить конкурентоспособность страны и обеспечить высокие темпы роста.

     С учетом сказанного особую актуальность и значимость приобретает задача полноценного и эффективного вхождения России в мировую экономику, повышения уровня конкурентоспособности страны в целом и хозяйствующих субъектов в частности, что требует новых исследований по данной проблематике, выявления особенностей конкуренции в условиях становления «новой» экономики, а также анализа предпосылок и ограничений формирования конкурентных преимуществ России. Взаимообусловленность процессов конкурентоспособности страны и экономического роста, а также сложность и глубина требуемых преобразований отечественной экономики в соответствии с глобальными тенденциями, определяют необходимость комплексного анализа факторов и условий возможных вариантов реализации стратегии конкурентоспособности экономики России.

Цель: рассмотреть современные теории международной торговли и выявить основные направления повышения конкурентоспособности

Реализация  поставленной цели обусловила решение  следующих задач:

- выяснить  понятие международной торговли;

- рассмотреть  современные теории;

- проанализировать роль и место России в мировой экономике, потенциал российской конкурентоспособности и ее причины низкой конкурентоспособности;

- выявить предпринимаемые и желаемые меры по повышению конкурентоспособности.

     Объектом  исследования является международная торговля  и конкурентоспособность России.

    Предметом исследования. Современные теории международной торговли и направления повышения конкурентоспособности России  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Современные теории международной торговли

    1. . Понятие международной торговли

      Международная торговля является формой связи между  товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. Структурные  сдвиги, происходящие в экономике  стран под влиянием научно-технической революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства. вывоза (экспорта) товаров. Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на: торговлю готовой. Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами. Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира.

      Однако  понятие «международная торговля» употребляется  и в более узком значении. Он обозначает, например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п.

1.2. Современные теории

  • Классическая теория международной торговли

      В период перехода ведущих стран к  крупному машинному производству Адам Смит (Adam Smith) заново поставил вопрос о рациональной международной торговле. Он предположил, что для государства может быть выгодной не только продажа, но и покупка товаров на внешнем рынке, а также попытался определить, какие именно товары выгодно экспортировать, а какие - импортировать. В литературе его подход получил название принципа (или модели) абсолютного преимущества (absolute advantage). А. Смит исходил из некоторых общих принципов разумно хозяйствующего субъекта, которые кажутся ему очевидными, и переносил их на внешнюю торговлю.

      «Основное правила каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовлять дома такие предметы, изготовление которых обойдется дороже, чем при покупке их на стороне. Портной не пробует сам шить себе сапоги, а покупает их у сапожника. Сапожник не пробует сам шить себе одежду, а прибегает к услугам портного. Фермер не пробует ни того, ни другого, а пользуется услугами обоих этих ремесленников. Все они находят более выгодным для себя затрачивать весь свой труд в той области, в которой они обладают некоторым преимуществом перед своими соседями, и все необходимое им покупать в обмен на часть продукта или, что то же самое, на цену этого продукта.

      То, что представляется разумным в образе действий любой частной семьи, врядли может не оказаться неразумным для всего королевства. Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом.»

      Идея  А. Смита может быть выражена в  простой модели,

представленной  в таблице 1.

Таблица 1 Принцип абсолютного  преимущества    

  Страна 1 Страна 2
Товар А 10 труд. Ед 20 труд. ед
Товар  Б 20 труд. ед 10 труд. ед
 
 

      Предположим, что 2 страны обмениваются двумя товарами в пропорции 1:1, тогда 1 ед. товара А обменивается на 1 ед. товара Б. Страна 1 могла бы получить 1 ед. товара Б, затратив только 10 ед. труда, тогда как потребовалось бы израсходовать 20 ед. труда, чтобы произвести его самостоятельно. Аналогично, страна 2 должна потратить только 10 ед. труда для получения 1 ед. товара А, тогда как потребовалось бы 20 ед. труда, чтобы произвести его самостоятельно.

        В конце XVIII в. торговля "колониальными товарами" составляла в ценностном выражении более 1/3 мировой торговли. Резкое преобладание торговли сырьевыми товарами и подтолкнуло А. Смита к созданию модели абсолютных преимуществ. Действительно, выгоднее выращивать цитрусовые в тропических странах, а не в Англии. Однако уже в то время на торговлю с европейскими странами приходилось около половины внешней торговли Англии. Естественно, природные различия во многих случаях не могли лежать в основе абсолютных преимуществ экспортеров, продающих товары в соседние страны.

      А. Смит замечает это обстоятельство и указывает, что наряду с естественными преимуществами существуют еще преимущества приобретенные: «В данном случае не имеет никакого значения, являются ли те преимущества, какими обладает одна страна сравнительно с другой, естественными или приобретенными. Поскольку одна страна обладает такими преимуществами, а другая лишена их, для последней будет всегда выгоднее покупать у первой, а не производить самой. Преимущество, которым обладает ремесленник перед своими соседями, занимающимися другими профессиями, является приобретенным, и, тем не менее, как он, так и они находят более выгодным покупать друг у друга, вместо того, чтобы производить предметы не по своей специальности.»

      Со  временем на смену модели А. Смита  пришла модель Давида Рикардо (David Ricardo), который сформулировал более общий принцип взаимовыгодной торговли и международной специализации, включающий в качестве частного случая модель А. Смита. Д. Рикардо увидел определенную специфику международных экономических отношений и создал модель, в которой показал, что несоблюдение принципа А. Смита не является препятствием для взаимовыгодной торговли. Д. Рикардо открыл закон сравнительного преимущества (comparative advantage). Страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров). Он приводит ставший хрестоматийным пример обмена английского сукна на португальское вино, что приносит выгоды обеим странам, даже если абсолютные издержки производства и сукна и вина в Португалии ниже, чем в Англии. Исходные условия для этого примера представлены в таблице 2.

Информация о работе Современные теории международной торговли и основные направления повышения конкурентоспособности России