Современные теории в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:13, реферат

Описание работы

Предпринимательство — это самостоятельная, инициативная деятельность граждан и фирм, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая под их имущественную ответственность.

Содержание

Фирма как основной субъект предпринимательской деятельности в системе рыночных отношений.
Совершенствование технической базы производственно-хозяйственной деятельности.
Определение конкурентных преимуществ в хозяйственной деятельности фирмы.
Методы стратегического анализа издержек с точки зрения усилий конкурентоспособности фирмы.
Фирма и общество: социальная ответственность бизнеса.

Работа содержит 1 файл

анисимова.docx

— 46.72 Кб (Скачать)

Прежде  всего, отметим, что ответственность  – это отношение зависимости человека от чего-то, воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий. Объектом ответственности могут быть другие люди, в том числе будущие поколения, общности, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности.     

Общепринятого определения социальной ответственности  бизнеса в международной практике не существует, что дает повод понимать термин "социальная ответственность  бизнеса" каждому по-своему.     

Под социальной ответственностью бизнеса понимается и благотворительность, и меценатство, и корпоративная  социальная ответственность, и социально-маркетинговые  программы, и спонсорство, и филантропия  и т.д.      

В рамках поставленных задач работы, прежде всего, необходимо определить объект исследуемой социальной ответственности. Общество — многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уровня, так и объединений людей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и целей.      

В самом широком смысле общество означает обособившуюся от природы часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей — социум. В более узком смысле общество есть сложная социальная система, основным элементом которой являются люди с их связями, взаимодействием и отношениями.       

Общество - система экономических, политических и духовных взаимодействий различных  социальных субъектов (индивидов, групп, институтов).      

Проблема  современного общества заключена в  том, что представители разных типов не знают, как правильно сотрудничать друг с другом. Общество перенасыщено противоречиями и конфликтами. Глобализация товарных и финансовых потоков; отказ от государственного регулирования торговли и ее либерализация; быстрые изменения в технологиях и переход от производящей экономики к экономике, основанной на знаниях и информации; обострение экологических проблем, а также изменение общественных настроений, ожиданий и системы ценностей - все эти факторы создают обстановку постоянной нестабильности и возрастающей сложности практически во всех отраслях экономики и во всех регионах мира. Многие исследователи связывают названные тенденции мирового развития с постиндустриальной революцией, которая является еще более значительной, чем сама промышленная революция.      

На формирование факторов и условий возникновения и  развития социальной ответственности  бизнеса наибольшее влияние оказывают  сложившиеся тенденции повышения  его роли в современном обществе. Социальная ответственность бизнеса  носит многоуровневый характер:     

1. Базовый уровень социальной  ответственности бизнеса предполагает  выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов,  выплата заработной платы, по  возможности — предоставление  новых рабочих мест (расширение  рабочего штата).     

2. Второй уровень социальной  ответственности бизнеса предполагает  обеспечение работников адекватными  условиями не только работы, но  и жизни: повышение уровня квалификации  работников, профилактическое лечение,  строительство жилья, развитие  социальной сферы.     

Такой тип социальной ответственности  бизнеса был условно назван «корпоративной ответственностью».     

3. Третий, высший  уровень  социальной  ответственности  бизнеса предполагает благотворительную деятельность.

 

 

     В общем случае социальную ответственность  бизнеса можно разделить на внутреннюю и внешнюю.     

К внутренней социальной ответственности  бизнеса можно отнести:     

1. Безопасность труда     

2. Стабильность заработной платы      

3. Поддержание социально значимой  заработной платы     

4. Дополнительное медицинское и  социальное страхование сотрудников     

5. Развитие человеческих ресурсов  через обучающие программы и  программы подготовки и повышения  квалификации     

6. Оказание помощи работникам в  критических ситуациях     

К внешней социальной ответственности  бизнеса можно отнести:     

1. Спонсорство и корпоративная благотворительность     

2. Содействие охране окружающей  среды     

3. Взаимодействие с местным сообществом  и местной властью     

4. Готовность участвовать в кризисных  ситуациях.

 

Ответственность  перед  потребителями  товаров  и  услуг  (выпуск качественных  товаров).      

Интересы  бизнеса к реализации внешней  социальной политики обусловливаются следующими факторами:     

• стремление к уменьшению социальной напряженности;     

• ответ на ожидания со стороны общества — «положение обязывает»;     

• нелегитимность проведенной приватизации;      

• формирование позитивного имиджа;      

• участие в политической деятельности;      

• давление власти и партий;      

• «фактор Росселя»;     

• следование международным образцам;       

 • практика «откатов».      

В условиях радикальных изменений  современного делового мира меняются и требования, необходимые для успеха и конкурентоспособности компаний. Важно подчеркнуть, что требования, предъявляемые к бизнесу, зависят от конкретной отрасли экономики, рынка и страны местонахождения предприятия. Однако если выйти за рамки национального хозяйства и рассматривать бизнес с позиций глобальной экономики, основанной на знаниях и информации, то важнейшими требованиями и факторами успеха предпринимательской деятельности окажутся следующие:

    • установление более тесных и долгосрочных отношений с потребителями, работниками, поставщиками;
    • завоевание репутации надежного и честного партнера, ответственного за состояние экологии и решение социальных проблем;
    • ориентация на потребителя, борьба за лидерство в качестве, сервисном обслуживании и надежности;
    • новаторство, стремление к непрерывному совершенствованию и превосходству;
    • формирование и удержание квалифицированной и мотивированной на высокопроизводительный труд рабочей силы.

 

      Учет  названных требований означает, что  поскольку бизнес во всем мире функционирует во все более взаимозависимой экосистеме, руководители предприятий должны уравновешивать интересы различных социальных групп, так или иначе попадающих в сферу влияния компаний.      

Перечисленные выше требования применительно к  социальной ответственности бизнеса одновременно формируют ее основные принципы. Поэтому необходимо раскрыть их сущность и значение.      

Первый  принцип — это установление тесных и долгосрочных отношений с потребителями, работникам, поставщиками и другими  деловыми партнерами. В условиях усиливающейся конкуренции доверие и надежность приобретают еще большую важность для успеха компаний. Такие отношения могут создать основу для новой прогрессивной и ориентированной на человека корпоративной стратегии, которая будет предусматривать наступление на причины, а не следствия проблем, стоящих перед бизнесом. Кроме того, такая стратегия при выработке более выгодных и беспроигрышных вариантов в качестве активных партнеров рассматривает всех, от кого непосредственно зависит и на кого непосредственно влияет положение компании.      

Второй  принцип  социальной ответственности  бизнеса предусматривает завоевание репутации надежной организации, ответственно относящейся к социальным и экологическим  проблемам. В современном мире эти  человеческие ценности становятся все более важными для децентрализованной и наделенной полномочиями организации, прежде всего, из-за огромной дистанции, разделяющей работников и руководство, а также иерархии управления. Честность и доверие представляются особенно важными для сохранения прочных и долгосрочных отношений.      

Третий  принцип, которого должно придерживаться социально ответственное предприятие, это ориентация на потребителя, лидерство  в качестве, сервисном обслуживании и надежности. В этой связи потребуются  серьезные изменения в корпоративной культуре, и в первую очередь в приватизируемых государственных предприятиях в странах с переходной экономикой.      

Четвертый принцип — ускорение разработки высококачественных товаров и услуг  и сокращение сроков их продвижения  на мировой рынок.       

Важность данного принципа обусловливается тем, что сегодня  в основу конкуренции положен  временной фактор. Реформирование многих отраслей промышленности концентрируется, главным образом, на том, чтобы сократить время, необходимое для разработки и запуска в производство новых видов продукции.       

Пятый принцип социально ответственного бизнеса предполагает новаторство, непрерывное совершенствование  и стремление к превосходству. Это  обусловлено тем, что создание новых  ценностей в экономике, основанной на знаниях, в большей мере зависит от новаторства и творчества, чем от тотального контроля и эффективного распределения ресурсов, что было характерно для индустриального общества.      

Шестой  принцип, объединяющий и тесно взаимосвязанный  с пятью предыдущими, это формирование банка квалифицированной и мотивированной на высокую производительность рабочей силы. Следует особо подчеркнуть, что почти все вышеперечисленные факторы, способствующие успеху компании на рынке, предполагают признание исключительной важности человеческого капитала. Эффективное управление человеческими ресурсами, которое традиционно считалось чисто административной задачей, становится стратегической функцией бизнеса. Способность не только принимать, но и ценить разнородность рабочей силы, ее количественные, качественные и социальные характеристики может стать крупным достоянием компании, но и важнейшим фактором ее успеха.      

Вопрос  о сущности социальной ответственности, четком определении ее составляющих, а также насколько она необходима для успеха предприятия вплоть до настоящего времени остается спорным и недостаточно осознанным среди представителей мирового бизнес-сообщества.

 


Информация о работе Современные теории в торговле