Социология Карла Маркса

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 09:58, реферат

Описание работы

Карл Маркс - самый знаменитый и влиятельный социальный мыслитель XIX века. Его идеи почти полтора столетия использовались и продолжают использоваться в программах самых разнообразных социальных движениЙ в различных районах земного шара. Некоторые тоталитарные режимы утвердили марксизм в качестве единственной идеологии, имеющей право на существование, превратив ее в разновидность государственной религии.

Работа содержит 1 файл

Социология Карла Маркса.docx

— 77.79 Кб (Скачать)

10. Социология познания

Маркс первым стал разрабатывать  проблемную область, или социологическую  дисциплину, занятую изучением социальных факторов, социальных механизмов и  социальных следствий познавательных процессов. Впоследствии эта дисциплина получила название <социология познания>. Маркс считал, что, подобно тому как  о человеке нельзя судить на основании  того, что он сам о себе думает, так и об обществе и социальных группах невозможно судить на основании  тех представлений, которые они  сами о себе создают. Поэтому задача социальной науки - обнаруживать скрытую, глубинную социальную реальность, которая  лежит в основе разнообразных  идей, представлений, знаний, верований. Маркс одним из первых разрабатывал это положение, на котором базируется не только социология познания, но и  вся социология целиком.

Наиболее концентрированное  выражение социологический подход к познанию нашел в марксовой  концепции идеологии. Под идеологией Маркс понимал сознательное и  бессознательное мифотворчество, призванное, во-первых, заменить подлинную социальную практику, во-вторых, замаскировать  свою связь с этой практикой. Общество и, прежде всего, господствующие классы представлялись ему своего рода гигантскими  фабриками по производству иллюзий: политических, юридических, научных  и, тем более, религиозных, моральных  и художественных. Подлинная же наука, которая не связана с сохранением  социального статус-кво и <разгадала> связь этих иллюзорных образований  с экономическими и политическими  интересами противоборствующих социальных сил, является, по Марксу, антиподом  идеологии. Только в будущей коммунистической формации социальные отношения станут настолько простыми, ясными и прозрачными, что идеологии исчезнут, так как  исчезнет потребность в этом надстроечном камуфляже.

В процессе анализа  разнообразных идеологических конструкций  Маркс добился значительных успехов. Его подход открывал плодотворные пути изучения взаимосвязей социальных и  познавательных процессов и закладывал основы важной социологической дисциплины. Но, к сожалению, Маркс так увлекся  разоблачением идеологий, что стал воспринимать как иллюзии, маскирующие  классовые интересы, любые идеи нерадикального характера или отличающиеся от его  собственных.

<Социолог познания> в таком понимании превращался  в своего рода <срывателя масок>, <разоблачителя> и <разгребателя  грязи>, действительной или мнимой. При этом, разоблачая классовые  иллюзии различных мыслителей, Маркс  забывал применить <социологию  познания> к своей собственной  доктрине.

Уверовав в то, что ее связь с интересами самого <прогрессивного> класса, пролетариата, гарантирует ей свободу от идеологических предрассудков, истинность и необычайную  действенность, он всерьез не задумывался  над тем, как его учение будет  реально функционировать в различных  социальных средах (в том числе  в пролетарской среде), как оно  будет пониматься и применяться. Ему представлялось это вполне очевидным: достаточно одержать теоретические  победы над оппонентами, чтобы учение понималось и применялось так, как  это представляется ему самому. Между  тем, учение было многозначным, противоречивым и незавершенным. А оказываясь впоследствии на разной социальной почве, в различных  обществах, социальных классах и  слоях, оно истолковывалось и  функционировало по-разному и  далеко не так, как это представлялось Марксу.

11. Заключение

В творчестве Маркса научные и политико-практические аспекты переплелись теснейшим  образом. Хотя сам он считал себя ученым и был им в действительности, наука  в его глазах была прежде всего  не целью, а средством революционного преобразования общества. Поэтому при  рассмотрении его социологии необходимо постоянно различать научные  и вненаучные стороны его творчества, взаимовлияние которых очень  велико. В целом творчество Маркса носит чрезвычайно многозначный, противоречивый и незавершенный  характер, что породило множество  разнообразных и взаимоисключающих  его интерпретаций. Вместе с тем, несмотря на эти черты его творчества, а отчасти благодаря им, оно  оказало стимулирующее воздействие  на самые разные стороны социологического знания. Хотя Маркс не использовал  термин <социология>, он разрабатывал синтетическую науку об обществе, которая в действительности соответствует  признакам социологии как науки.

В онтологическом аспекте  Маркс внес важный вклад в открытие социальной реальности, рассматривая общество как систему связей и  отношений между индивидами, как  фактор и результат трудовой деятельности людей, которые одновременно формируют  социальные системы и формируются  ими. Общество, по Марксу, не просто <включено> в природу; оно находится с  ней в сложных отношениях взаимообмена благодаря труду, который связывает  его с природой и вместе с тем  противопоставляет его ей.

Хотя главные постулаты  материалистического понимания  истории недоказуемы и неопровержимы  и носят метафорический характер, в нем содержалась очень важная для социологии установка на изучение глубинных социальных структур, скрытых  за теми представлениями, которые общества и группы создают о себе. Маркс  подходил к изучению общества как  к системе; системное видение  общества было воплощено у него, в частности, в понятии <общественная формация>. В его теории присутствовала тенденция к экономическому редукционизму, но вместе с тем он рассматривал экономику как подсистему социальной системы и исследовал взаимодействие этой подсистемы с другими.

Как и Конт, Маркс  не проводил четкого различия между  обществом и человечеством, рассматривая последнее как просто расширенное  до предела общество. Все общества в его представлении в принципе развиваются по одним и тем  же законам. Как и Конт, Маркс верил  в социальный прогресс. Но его представление  о социальном развитии было менее  упрощенным, чем у Конта. Он исходил  из многолинейного характера социальной эволюции, так как улавливал специфику  отдельных обществ. Он внес важный вклад  в исследование социального изменения, социальной и политической революции. Вместе с тем он недооценивал позитивное значение социальной преемственности  и склонен был смешивать социальную революцию с политической. Его  трактовка социальных классов и  социальных конфликтов стала парадигмальной: в противовес контовской <консенсуальной> парадигме общества она вместе с  социальным дарвинизмом заложила основы <конфликтной> парадигмы социального  развития. С Маркса начинается традиция исследования позитивных функций социального  конфликта в социологии.

На понимание Марксом  социальной реальности сильнейшее влияние  оказали его радикализм, социально-политическая утопия, провиденциа-листская вера в  повсеместное торжество коммунизма и в освободительную миссию пролетариата. Его научные исследования были прежде всего средством обосновать post festum эти уже сформировавшиеся ранее  идеалы. Отсюда деление на <предысторию> и <подлинную> историю, перерастание исследования революций в тезис  о необходимости непрерывной  ре-волюционизации общества, превращение  изучения классовой борьбы в ее восхваление. В итоге пролетариат, устанавливающий, по Марксу, свою диктатуру, выступает уже не в роли <могильщика>, а в роли <убийцы> господствующих классов.

В эпистемологическом аспекте важное значение имеет сочетание  у Маркса теоретического анализа  с опорой на большой эмпирический материал. Как и Конт, Маркс исходит  из представления о существовании  законов исторического развития и исторической необходимости, что  нередко приводит его к историческому  провиденциализму и фатализму. В  его методологии всегда присутствует стремление к выявлению всякого  рода противоречий и конфликтов, к  объяснению ими различных социальных процессов. На Маркса как на одного из своих предшественников ссылаются  две противоположные традиции социологической  методологии: <позитивистской> и <объясняющей>, с одной стороны, <антипозитивистской> и <понимающей> - с другой. Ряд  отраслей социологического знания уходит своими корнями в его теории: социология познания, экономическая социология, социология политики и т. д. В работах  Маркса можно найти применение разнообразных  социологических методов: историко-генетического, историко-сравнительного, структурно-функционального  и др.

Научная этика Маркса носила двойственный характер. Вообще профессиональная этика социолога  предполагает, что он как ученый всегда готов поставить под вопрос существующие социальные институты. В  этом отношении профессиональная этика  Маркса, безусловно, была социологической. Эта этика бескомпромиссного  поиска истины, основанная на признании  преходящего характера существующих институтов, бесконечно возвышала его  над теми учеными-консерваторами, которые  просто из-за страха потерять должность  доказывали, что, выражаясь гегелевскими словами, <все действительное разумно>.

Поиск социологической  истины неотделим от социальной критики, и этот элемент в марксовой  социологии несомненно присутствовал. Но величина этого элемента у Маркса была чрезмерной, и отмеченное преимущество незаметно перерастало в серьезный  изъян. Его радикализм и экстремизм, стремление революционизировать все  и вся приводили к тому, что  из социолога, изучающего и, естественно, критикующего общество, он превращался  в политика, разрушающего объект своего изучения. Наука для Маркса была скорее средством изменить мир, чем  объяснить его. Он был нетерпим к  своим научным оппонентам. Поэтому  этика политического революционера  в нем часто одерживала верх над  этикой ученого.

Список  литературы

1. Маркс К., Энгельс  Ф. Соч. 2-е изд.

2. Энгельс Ф. Письмо  Конраду Шмидту 5 августа 1890 г. // Маркс  К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 37.

3. Грамши А. Наш  Маркс // Грамши А. Избр. произведения. М., 1980.

4. Hess M. Die Folgen einer Revolution des Proletariats // Hess M. Philosophische und sozialistische Schriften. 1837-1850. Berlin, 1980.

5. Stein L. von. Sozialismus und Kommunismus des heutigen Frankreichs. Leipzig, 1842.

6. Энгельс Ф. Письма  из Лондона // Маркс К., Энгельс  Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1.

7. Маркс К. Письмо  Эдуарду Спенсеру Бизли, 12 июня 1871 г. // Там же. Т. 33.

8. Маркс К. Критика  политической экономии (черновой  набросок 1857-1858 годов) // Там же. Т. 46, ч. I.

9. Маркс К. Письмо  П. В. Анненкову, 28 декабря 1846 г. // Там же. Т. 27.

10. Маркс К. Восемнадцатое  брюмера Луи Бонапарта // Там  же. Т. 8.

11. Маркс К. Капитал.  Т. III // Там же. Т. 25, ч. I, П.

12. Маркс К Экономические  рукописи 1857-1859 годов // Там же. Т. 46, ч. I.

13. Маркс К Оправдание  мозельского корреспондента // Там  же. Т. 1.

14. Маркс К Экономическая  рукопись 1861-1863 годов // Там же. Т. 47.

15. Маркс К. Наброски  ответа на письмо В. И. Засулич  // Там же. Т. 19.

16. Энгельс Ф. Происхождение  семьи, частной собственности  и государства // Там же. Т. 21.

17. Маркс К. К  критике политической экономии // Там же. Т. 13.

18. Маркс К. Введение (Из экономических рукописей 1857-1858 годов) // Там же. Т. 12.

19. Маркс К. Классовая  борьба во Франции с 1848 по 1850 г. // Там же. Т. 7.

20. Маркс К. Капитал.  Т. I // Там же. Т. 23.

21. Маркс К. Нищета  философии // Там же. Т. 4.

22. Маркс К. Письмо  И.Вейдемейеру, 5 марта 1852 г. // Там  же. Т. 28.

23. Маркс К. Наемный  труд и капитал // Там же. Т. 6.

Информация о работе Социология Карла Маркса