Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 09:58, реферат
Карл Маркс - самый знаменитый и влиятельный социальный мыслитель XIX века. Его идеи почти полтора столетия использовались и продолжают использоваться в программах самых разнообразных социальных движениЙ в различных районах земного шара. Некоторые тоталитарные режимы утвердили марксизм в качестве единственной идеологии, имеющей право на существование, превратив ее в разновидность государственной религии.
То, что надстройка - это надстройка над базисом, а базис - это базис надстройки, делает тезис об определяющем влиянии одного на другую тавтологичным и бессмысленным. Маркс понимал относительную автономию надстройки по отношению к базису (а искусство вообще рассматривал как сферу, независимую по отношению к экономической подсистеме) и ее обратное воздействие на него. Но в целом он был убежден в том, что подлинной реальностью обладает прежде всего экономика, отчасти политика; все же остальные сферы обладают лишь ограниченным собственным бытием, у них нет, по Марксу, собственной подлинной истории, поскольку они являются лишь отражением, осознанием <настоящего>, <подлинного> бытия - производственных отношений.
Такая позиция в трактовке социальной системы резко отличала Маркса от Конта, для которого наука, мораль и религия - это действующие, практические силы, обладающие собственной реальностью и эффективностью и выступающие в роли марксовых производительных сил.
Помимо базиса и надстройки формация, по Марксу, включает в себя и определенную структуру социальных классов, групп и слоев, которая, так же как и надстройка, выражает способ производства, базис. Наконец, в общественную формацию входят и такие компоненты, как определенные формы семьи, образа жизни и повседневная жизнедеятельность людей, в частности потребление, о котором уже шла речь. По-видимому, вся эта сфера, по Марксу, должна быть отнесена скорее к базису, чем к надстройке, так как здесь имеет место <реальный процесс жизни людей>, или, по выражению Энгельса, <производство и воспроизводство непосредственной жизни> [16, 25].
Какие же конкретно
общественные формации выделяет и изучает
Маркс? Широко известна его классификация
формаций: первобытная, рабовладельческая,
феодальная, буржуазная и будущая
коммунистическая. В основу этой классификации
были положены различия в способе
производства. Первобытная формация
основана на коллективной общинной собственности
и кровно-родственных
Коммунистическая
формация в своей развитой форме
(согласно мар-ксовой <Критике Готской
программы>, 1875) обладает такими чертами,
как: 1) исчезновение подчинения человека
порабощающему его разделению труда;
2) одновременное исчезновение противоположности
умственного и физического
Эта стройная периодизация дополнялась, а отчасти нарушалась, марк-совым понятием <азиатского способа производства>. На протяжении многих лет это понятие широко дискутировалось в марксистской и марксо-логической литературе. Одни аналитики доказывали, что <азиатский способ производства> составляет особую общественную формацию, занимающую промежуточное историческое положение между первобытной и рабовладельческой формациями и основанную на системе земельных общин, объединенных государством. Другие отрицали, что Маркс считал <азиатский способ производства> специфической общественной формацией. Эти дискуссии носили в значительной мере схоластический характер, но первая точка зрения была для многих социальных ученых, в частности историков, средством выйти за жесткие рамки деления всемирной истории на пять формаций, деления, которого обязаны были придерживаться социальные ученые в странах, где была провозглашена пятая, самая <высокая> из указанных Марксом формаций.
В <Набросках ответа на письмо В. И. Засулич> Маркс пишет о <первичной> или <архаической> и <вторичной> формациях, подразумевая, очевидно, и <третичную> (коммунистическую). Первая, по-видимому, включает в себя те общества, которые основаны на общинной собственности (первобытные и <азиатские>), вторая - те, которые основаны на частной собственности.
Для Маркса общественные формации - не просто социальные системы различного масштаба и сложности. Подобно контовским <трем стадиям> это следующие друг за другом периоды всемирной истории, этапы, <ступени> общественного прогресса, ведущие от <предыстории> к <подлинной> истории человечества, т. е. к земному раю. Такое истолкование социальных систем вытекало из его веры в прогресс и пред-
ставления о социальной эволюции как процессе, в котором все общества неизбежно проходят одни и те же фазы, и все человечество в общем движется в одном направлении. Сам Маркс иногда критиковал этот теоретико-методологический стереотип своего времени. <Так называемое историческое развитие покоится вообще на том, что новейшая форма рассматривает предыдущие как ступени к самой себе и всегда понимает их односторонне, ибо лишь весьма редко и только при совершенно определенных условиях она бывает способна к "самокритике"...> [18,732]. Золотые слова! Но Маркс, к сожалению, не сумел применить их к своей собственной теории, оставаясь в плену того же критикуемого им предрассудка. Неудивительно, что впоследствии представление о формациях в официальном советском марксизме приобрело гипостазированный вид и из научного понятия превратилось в идеологическую догму.
8. Теория социального развития. Социальная революция
Динамика социального
развития, по Марксу, обусловлена постоянно
возникающим противоречием, конфликтом
между развивающимися производительными
силами, с одной стороны, и производственными
отношениями - с другой. В свою очередь,
и производственные отношения (базис)
постоянно оказываются в
Когда неустойчивое равновесие между двумя сторонами способа производства нарушается и производственные отношения из средства развития производительных сил превращаются в препятствие для него, они подвергаются революционному преобразованию и смене. Одновременно этот процесс выражается в разного рода коллизиях и конфликтах среди остальных компонентов социальной системы: в обострении классовой, политической, идейной борьбы и т. д. В результате происходит смена общественных формаций глобального масштаба, т. е. социальная революция. Но и после социальной революции элементы прежних формаций продолжают частично сохраняться в качестве постепенно отмирающих пережитков.
Для понимания марксова подхода к социальному развитию полезно сравнить его с контовским.
Что их объединяет?
1. Оба они верят
в универсальную эволюцию
2. Оба они верят
в прогресс, т. е. считают, что
социальная эволюция4 - это развитие
от низшего к высшему, от
менее совершенного к более
совершенному. По Конту, в основе
прогресса лежит
3. Из первых двух
пунктов вытекает, что оба они
верят в конечное совершенное
состояние, в грядущий и уже
наступающий золотой век. По
Конту, это позитивное
4. Из предыдущего
пункта в свою очередь
5. Пророчествуя о
грядущем золотом веке, они не
могут просто ожидать его, но
чувствуют себя призванными
В чем различия между контовским и марксовым подходами к социальному развитию?
1. Для Конта <нормальное>
социальное развитие
Правда, Маркс признает
существование застойных
4 Слово <эволюция>
имеет два значения: во-первых, всякое
развитие вообще, независимо от
того, как оно понимается; во-вторых,
постепенное, непрерывное,
2. По Конту, социальный
прогресс носит мирный, непротиворечивый
характер. Он, правда, признает критические
фазы в социальном развитии, когда
происходят революционные
3. Представление
Маркса о характере и путях
социальной эволюции, прогресса
было более сложным и тонким,
чем у Конта. Это было связано
с тем, что Маркс был гораздо
ближе Конта к фактам
Проблематика революции
занимает центральное место в
теории социального изменения Маркса.
Социальная революция в его истолковании
- это не просто переход от одной,
менее прогрессивной
Помимо социальной,
Маркс рассматривал экономическую,
промышленную и политическую революции,
сближая социальную революцию то
с первой, то со второй, то с третьей.
Но особенно тесно он связывает социальную
революцию с политической, т. е. с
завоеванием государственной