Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 09:58, реферат
Карл Маркс - самый знаменитый и влиятельный социальный мыслитель XIX века. Его идеи почти полтора столетия использовались и продолжают использоваться в программах самых разнообразных социальных движениЙ в различных районах земного шара. Некоторые тоталитарные режимы утвердили марксизм в качестве единственной идеологии, имеющей право на существование, превратив ее в разновидность государственной религии.
Некоторые произведения
Маркса остались неоконченными и
при его жизни были опубликованы
лишь частично, другие - вообще увидели
свет десятилетия спустя после его
смерти. К последним, помимо <Немецкой
идеологии>, относятся, в частности,
<Экономическо-философс-кие
Все эти обстоятельства имеют два важных следствия. Во-первых, всякая интерпретация взглядов Маркса - это всегда, так или иначе, их реконструкция. Так происходит в какой-то мере с любой масштабной теоретической системой, но с марксовой - особенно. Во-вторых, существует огромное множество самых разнообразных, противоречивых и взаимоисключающих интерпретаций наследия Маркса. Это многообразие усиливается тем, что в процессе своего распространения в качестве политико-идеологической системы марксизм получал истолкование в зависимости от того, на какую социальную, национальную, культурную почву он попадал, в какой среде он функционировал. К настоящему времени в мире существует огромная марксистская и марксологическая литература, по масштабам и стилю напоминающая тексты по теологии и библеистике.
В результате <марксизм> отделился от своего создателя и стал жить собственной жизнью. Это началось еще при жизни Маркса; так, по поводу своих французских последователей конца 70-х годов он говорил: <Я знаю только одно, что я не марксист> [2, 370]. После его смерти этот процесс значительно усилился. В результате к настоящему времени существует такое множество разнообразных интерпретаций и трактовок его учения, иногда весьма причудливых, что правильнее говорить уже не о марксизме, а о марксизмах1.
Разумеется, каждый из этих марксизмов имеет какое-то отношение к Марксу, но определить степень близости к первоисточнику или истинность интерпретации не всегда возможно. Некоторые интерпретаторы, марксисты или марксологи, заняты поисками <аутентичного>, подлинного Маркса. Другие, используя те или иные фрагменты его произведений, исполняют своего рода <вариации на темы> Маркса, иногда весьма изысканные и утонченные, хотя и вольные. Можно предположить, что если бы Марксу довелось познакомиться и с первыми, и со вторыми интерпретациями, то многие из них вызвали бы у него немалое удивление, и он бы не узнал себя в этих изображениях.
Итак, реконструкция
при истолковании социологии Маркса
необходима и неизбежна, учитывая незавершенность
и многозначность его творчества,
слияние в нем различных
Разумеется, осуществлять это различение и разделение далеко не просто, а иногда и невозможно, но стремиться к этому нужно, если мы хотим понять именно социологию Маркса (а не что-то другое) и социологию Маркса (а не кого-то другого).
3. Идейно-теоретические истоки
Существует известное
представление, идущее от Энгельса и
сформулированное В. И. Лениным в
статье <Три источника и три
составные части марксизма>, о
том, что источники учения Маркса
в целом - это немецкая классическая
философия, английская политическая экономия
и французский утопический
1 Как жаловался
один из выдающихся
Эта генеалогия марксизма Маркса в принципе неоспорима. Но к ней необходимо добавить те источники, которые содержались в других областях знания, а также те, которые не признавались Марксом. Кроме того, указанная генеалогия нуждается в уточнениях.
В частности, когда
речь идет о немецкой классической
философии, то следует подчеркнуть
влияние двух ее представителей: Гегеля
и Фейербаха. Гегель больше других мыслителей
оказал влияние на стиль и метод
научного, в том числе социологического,
мышления Маркса; на его представление
об объективных социальных законах,
прокладывающих себе дорогу сквозь и
через желания и действия отдельных
людей; на его идею прогрессивного развития
как противоречивого процесса, в
котором противоречия разрешаются
в диалектическом синтезе (согласно
гегелевской триаде <тезис-антитезис-синтез>);
на ряд идей частного характера у
Маркса; наконец, на его теорию отчуждения.
Последнюю Маркс разрабатывал также
под воздействием Людвига Фейербаха,
восприняв его материализм и
антирелигиозность. Впрочем, верный своему
полемическому методу, Маркс постоянно
полемизировал и с этими
Что касается Канта, то его реальное воздействие на Маркса сомнительно. Фундаментальные проблемы теории познания, поставленные Кантом, были не решены, а обойдены Марксом с помощью материалистического постулата, согласно которому сознание - это просто бытие, <пересаженное> в человеческую голову и преобразованное в ней.
Из социалистов, оказавших
наибольшее влияние как на социологические,
так и на политико-утопические
взгляды Маркса, следует отметить
Сен-Симона. В социологическом аспекте
он оказал важное воздействие на оценку
Марксом 1) роли <индустрии> (т. е., по
Сен-Симону, производства в широком
смысле); 2) значения форм собственности
и классов, особенно пролетариата; 3)
важности революционных сдвигов (<критические
эпохи>, по Сен-Симону). Еще до Маркса
Сен-Симон обосновывал идею о
том, что современное государство
- препятствие для развития индустриального
общества. Велико было влияние Сен-Симона
и на формирование социалистическо-
Есть основания полагать, что влияние Сен-Симона на Маркса было даже более ранним, чем его знакомство с Гегелем. Влияние сен-симони-стов в Германии было чрезвычайно велико. В частности, пропагандистом сен-симонизма был друг Маркса (впоследствии так же, как и многие, ставший объектом его полемических атак) Мозес Гесс, которого называли <отцом немецкого социализма>.
Вообще следует
подчеркнуть, что идеалы Маркса сформировались
раньше, чем он сосредоточился на научных
изысканиях. Не наука привела его
к идеалу коммунизма, а наоборот,
уже утвердившемуся в его сознании
коммунистическому идеалу он стремился
найти научное обоснование. Не случайно
<Манифест Коммунистической партии>,
в котором выражен
Влияние уже упоминавшегося
Мозеса Гесса (1812-1875) на Маркса было достаточно
велико и носило многосторонний характер,
несмотря на то, что сам Гесс, участвовавший
вместе с Марксом в кружке младогегельянцев,
увидел в нем величайшего философа
человечества. Он первым соединил социализм
с гегелевской философией. По Гессу,
идеал социализма - реализация социальной
сущности человека. Теорию отчуждения
человеком своей собственной
сущности в религии, разработанную
Фейербахом, он расширил и применил
к интерпретации различных
Вероятно, Гесс познакомил
Маркса и Энгельса с книгой известного
немецкого историка и правоведа
Лоренца фон Штейна <Социализм
и коммунизм в современной
Франции> (1842) [5]. Штейн был противником
коммунизма, но он одним из первых, если
не первым, засвидетельствовал, что
этот <призрак> бродит по Европе. Он
предсказывал его слияние с рабочим
движением, всеобщее распространение
и последующее крушение. Он же обратил
внимание на стремление французских
социалистов, последователей Сен-Симона,
строить свои идеи на научном фундаменте.
Энгельс назвал книгу Штейна <жалкой>
и <худосочной> [6, т. 1, 521], но такого рода
оценки у него, как и у Маркса,
часто служили признаком
Вообще в истории
социологии существуют два вида влияния
одних мыслителей на других. Первый
из них можно назвать <позитивным>,
второй - <негативным>. Первый состоит
в том, что идеи одного мыслителя
воспроизводятся, продолжаются, развиваются
или применяются в
Другие влияния, <негативные>,
обнаружить сложнее, хотя они встречаются
не реже первых. Эти влияния проявляются
через систематическую
Учитывая полемический метод работы Маркса, наряду с <позитивными> он испытал и ряд <негативных> влияний. Даже с наиболее признанными им авторитетами, в частности Гегелем, Фейербахом, Рикар-до, он вел энергичную полемику. Что касается уже упомянутых Гесса и фон Штейна, то они оказали на Маркса как <позитивное>, так и <негативное> влияние. Это относится и к таким мыслителям и политическим деятелям, как Прудон, М. А. Бакунин, Ф. Лассаль; впрочем, обратное влияние Маркса было во всяком случае не меньшим, так что здесь имело место взаимовлияние.
Маркс был знаком с идеями Конта и в целом относился к ним отрицательно. <...В качестве партийного человека я занимаю решительно враждебную позицию по отношению к контизму, а как человек науки очень невысокого мнения о нем...>, - писал он [7, 189-190]. В политическом отношении Марксу был чужд социальный пацифизм Конта, а в научном отношении контовская теория непрерывной, преемственной эволюции уступала, с его точки зрения, гегелевской теории исторического развития. Тем не менее, как это будет видно из дальнейшего изложения, в социологических взглядах Маркса и Конта немало общего, что отчасти объясняется значительным влиянием идей Сен-Симона на них обоих.
В последние годы
жизни Маркс обратился к
Необходимо отметить
и влияние естественных наук на формирование
социологии Маркса. Это относится, в
частности, к таким наукам, как
геология и биология. Геология служила
одним из источников марксовых представлений
о социальной системе и ее строении
(идея формации). Из биологических идей
и открытий, оказавших воздействие
на социологические воззрения