Социология Карла Маркса

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 09:58, реферат

Описание работы

Карл Маркс - самый знаменитый и влиятельный социальный мыслитель XIX века. Его идеи почти полтора столетия использовались и продолжают использоваться в программах самых разнообразных социальных движениЙ в различных районах земного шара. Некоторые тоталитарные режимы утвердили марксизм в качестве единственной идеологии, имеющей право на существование, превратив ее в разновидность государственной религии.

Работа содержит 1 файл

Социология Карла Маркса.docx

— 77.79 Кб (Скачать)

Некоторые произведения Маркса остались неоконченными и  при его жизни были опубликованы лишь частично, другие - вообще увидели  свет десятилетия спустя после его  смерти. К последним, помимо <Немецкой идеологии>, относятся, в частности, <Экономическо-философс-кие рукописи 1844 года> (впервые полностью опубликованы на языке оригинала в 1932 г., на русском - в 1956 г.), <Критика политической экономии (Черновой набросок 1857-1858 годов)> (впервые  опубликовано на языке оригинала  в 1939 г. в Москве) и т. д. Каждая новая  публикация порождала новые интерпретации  идей Маркса.

Все эти обстоятельства имеют два важных следствия. Во-первых, всякая интерпретация взглядов Маркса - это всегда, так или иначе, их реконструкция. Так происходит в  какой-то мере с любой масштабной теоретической системой, но с марксовой - особенно. Во-вторых, существует огромное множество самых разнообразных, противоречивых и взаимоисключающих  интерпретаций наследия Маркса. Это  многообразие усиливается тем, что  в процессе своего распространения  в качестве политико-идеологической системы марксизм получал истолкование в зависимости от того, на какую социальную, национальную, культурную почву он попадал, в какой среде он функционировал. К настоящему времени в мире существует огромная марксистская и марксологическая литература, по масштабам и стилю напоминающая тексты по теологии и библеистике.

В результате <марксизм> отделился от своего создателя и  стал жить собственной жизнью. Это  началось еще при жизни Маркса; так, по поводу своих французских  последователей конца 70-х годов он говорил: <Я знаю только одно, что  я не марксист> [2, 370]. После его  смерти этот процесс значительно  усилился. В результате к настоящему времени существует такое множество  разнообразных интерпретаций и  трактовок его учения, иногда весьма причудливых, что правильнее говорить уже не о марксизме, а о марксизмах1.

Разумеется, каждый из этих марксизмов имеет какое-то отношение  к Марксу, но определить степень  близости к первоисточнику или истинность интерпретации не всегда возможно. Некоторые интерпретаторы, марксисты  или марксологи, заняты поисками <аутентичного>, подлинного Маркса. Другие, используя  те или иные фрагменты его произведений, исполняют своего рода <вариации на темы> Маркса, иногда весьма изысканные и утонченные, хотя и вольные. Можно  предположить, что если бы Марксу довелось познакомиться и с первыми, и  со вторыми интерпретациями, то многие из них вызвали бы у него немалое  удивление, и он бы не узнал себя в этих изображениях.

Итак, реконструкция  при истолковании социологии Маркса необходима и неизбежна, учитывая незавершенность  и многозначность его творчества, слияние в нем различных научных  дисциплин, а также научных и  вненаучных компонентов. Но для того чтобы эта реконструкция могла  быть более или менее адекватной, важно постоянно различать и  разделять: 1) доктрину Маркса, или марксизм Маркса, с одной стороны, и марксизм, точнее, марксизмы, возникшие после  Маркса, - с другой; 2) научные и  вненаучные компоненты творчества Маркса; 3) внутри научных компонентов: социологические  и внесоциологические, относящиеся  к другим социальным наукам; 4) социологию Маркса и марксистскую социологию, т. е. те социологические теории и  подходы, которые представляют собой  развитие, истолкование и применение его идей. Даже для того, чтобы  понять взаимовлияние этих сторон, их необходимо различать.

Разумеется, осуществлять это различение и разделение далеко не просто, а иногда и невозможно, но стремиться к этому нужно, если мы хотим понять именно социологию Маркса (а не что-то другое) и социологию Маркса (а не кого-то другого).

3. Идейно-теоретические  истоки

Существует известное  представление, идущее от Энгельса и  сформулированное В. И. Лениным в  статье <Три источника и три  составные части марксизма>, о  том, что источники учения Маркса в целом - это немецкая классическая философия, английская политическая экономия и французский утопический социализм. Кроме того, Маркс и Энгельс  признавали своими предшественниками  английских и французских материалистов XVII-XVIII вв.

1 Как жаловался  один из выдающихся неортодоксальных  последователей Маркса Антонио  Грамши, <марксистские>, <по-марксистски>-эти  прилагательное и наречие стерты, как монеты, прошедшие через слишком  многие руки> [3,42].

Эта генеалогия марксизма  Маркса в принципе неоспорима. Но к  ней необходимо добавить те источники, которые содержались в других областях знания, а также те, которые  не признавались Марксом. Кроме того, указанная генеалогия нуждается  в уточнениях.

В частности, когда  речь идет о немецкой классической философии, то следует подчеркнуть  влияние двух ее представителей: Гегеля и Фейербаха. Гегель больше других мыслителей оказал влияние на стиль и метод  научного, в том числе социологического, мышления Маркса; на его представление  об объективных социальных законах, прокладывающих себе дорогу сквозь и  через желания и действия отдельных  людей; на его идею прогрессивного развития как противоречивого процесса, в  котором противоречия разрешаются  в диалектическом синтезе (согласно гегелевской триаде <тезис-антитезис-синтез>); на ряд идей частного характера у  Маркса; наконец, на его теорию отчуждения. Последнюю Маркс разрабатывал также  под воздействием Людвига Фейербаха, восприняв его материализм и  антирелигиозность. Впрочем, верный своему полемическому методу, Маркс постоянно  полемизировал и с этими философами.

Что касается Канта, то его реальное воздействие на Маркса сомнительно. Фундаментальные проблемы теории познания, поставленные Кантом, были не решены, а обойдены Марксом  с помощью материалистического  постулата, согласно которому сознание - это просто бытие, <пересаженное> в человеческую голову и преобразованное  в ней.

Из социалистов, оказавших  наибольшее влияние как на социологические, так и на политико-утопические  взгляды Маркса, следует отметить Сен-Симона. В социологическом аспекте  он оказал важное воздействие на оценку Марксом 1) роли <индустрии> (т. е., по Сен-Симону, производства в широком  смысле); 2) значения форм собственности  и классов, особенно пролетариата; 3) важности революционных сдвигов (<критические  эпохи>, по Сен-Симону). Еще до Маркса Сен-Симон обосновывал идею о  том, что современное государство - препятствие для развития индустриального  общества. Велико было влияние Сен-Симона и на формирование социалистическо-коммунистического  идеала немецкого мыслителя. Это  относится, в частности, к таким  идеям Сен-Симона, как обязательный производительный труд; государственное  планирование промышленного и сельскохозяйственного  производства; превращение государства  в орудие организации производства; стирание национальных границ и всемирная  ассоциация народов в будущем  и т. д.

Есть основания  полагать, что влияние Сен-Симона на Маркса было даже более ранним, чем  его знакомство с Гегелем. Влияние  сен-симони-стов в Германии было чрезвычайно  велико. В частности, пропагандистом сен-симонизма был друг Маркса (впоследствии так же, как и многие, ставший  объектом его полемических атак) Мозес  Гесс, которого называли <отцом немецкого  социализма>.

Вообще следует  подчеркнуть, что идеалы Маркса сформировались раньше, чем он сосредоточился на научных  изысканиях. Не наука привела его  к идеалу коммунизма, а наоборот, уже утвердившемуся в его сознании коммунистическому идеалу он стремился  найти научное обоснование. Не случайно <Манифест Коммунистической партии>, в котором выражен коммунистический <символ веры>, был написан еще  в 1847-1848 гг., т. е. задолго до главных  научных работ Маркса, когда он еще только приступал к изучению того общества, которому пророчил гибель (к экономическим исследованиям  он всерьез приступил в начале 50-х годов). Любопытно, что в отличие  от Маркса и Энгельса аналогичные  символы веры у Сен-Симона (<Катехизис  промышленников>, 1823-1824; <Новое христианство>, 1825) и у Конта (<Позитивистский катехизис>, 1852) появились в конце их жизни, как итог их научных и ненаучных размышлений.

Влияние уже упоминавшегося Мозеса Гесса (1812-1875) на Маркса было достаточно велико и носило многосторонний характер, несмотря на то, что сам Гесс, участвовавший  вместе с Марксом в кружке младогегельянцев, увидел в нем величайшего философа человечества. Он первым соединил социализм  с гегелевской философией. По Гессу, идеал социализма - реализация социальной сущности человека. Теорию отчуждения человеком своей собственной  сущности в религии, разработанную  Фейербахом, он расширил и применил к интерпретации различных социальных явлений. Он доказывал, что над человеком  в отчужденной форме господствуют его собственные силы: бог - в религии, деньги - в экономике, государственная  власть - в политике. Будущее социалистическое общество освободит человека от господства созданных им, но отчужденных от него сущностей. Во всех этих положениях легко просматривается та теория отчуждения, которую вслед за Гессом разрабатывал Маркс. Еще до выхода <Манифеста  Коммунистической партии>, в конце 1847 г., Гесс, который принимал активное участие в рабочем движении, опубликовал  работу <Последствия революции  пролетариата>, в которой сформулировал  положения, ставшие затем основополагающими  для Маркса: о концентрации и централизации  капитала в современную эпоху, о  росте нищеты пролетариата, о перепроизводстве и периодических кризисах перепроизводства, о грядущей гибели капитализма [4, 425-444].

Вероятно, Гесс познакомил Маркса и Энгельса с книгой известного немецкого историка и правоведа  Лоренца фон Штейна <Социализм  и коммунизм в современной  Франции> (1842) [5]. Штейн был противником  коммунизма, но он одним из первых, если не первым, засвидетельствовал, что  этот <призрак> бродит по Европе. Он предсказывал его слияние с рабочим  движением, всеобщее распространение  и последующее крушение. Он же обратил  внимание на стремление французских  социалистов, последователей Сен-Симона, строить свои идеи на научном фундаменте. Энгельс назвал книгу Штейна <жалкой> и <худосочной> [6, т. 1, 521], но такого рода оценки у него, как и у Маркса, часто служили признаком серьезного воздействия на их мышление: уже  само их раздражение часто весьма симптоматично.

Вообще в истории  социологии существуют два вида влияния  одних мыслителей на других. Первый из них можно назвать <позитивным>, второй - <негативным>. Первый состоит  в том, что идеи одного мыслителя  воспроизводятся, продолжаются, развиваются  или применяются в исследованиях  другого; при этом влияние может  признаваться <последователем> или  не признаваться. Такие влияния достаточно очевидны.

Другие влияния, <негативные>, обнаружить сложнее, хотя они встречаются  не реже первых. Эти влияния проявляются  через систематическую оппозицию  одного мыслителя другому, противопоставление одних воззрений другим. При <негативном> влиянии определенные тезисы <предшественника> вызывают столь же определенные контртезисы <последователя>, так что последние  оказываются специфическим, но иногда очень точным отражением первых. Уже  сам выбор объекта полемики имеет  большое значение и свидетельствует  о том, что <последователь> неравнодушен к определенному <предшественнику> и вместе с ним втянут в обсуждение одних и тех же проблем. К тому же в процессе этого обсуждения первый зачастую заимствует у последнего гораздо  больше, чем ему самому кажется. <Негативные> влияния в истории социологии бывают не менее сильными, чем <позитивные>, и могут быть тем более сильными, чем энергичнее противопоставление.

Учитывая полемический метод работы Маркса, наряду с <позитивными> он испытал и ряд <негативных> влияний. Даже с наиболее признанными  им авторитетами, в частности Гегелем, Фейербахом, Рикар-до, он вел энергичную полемику. Что касается уже упомянутых Гесса и фон Штейна, то они оказали  на Маркса как <позитивное>, так и <негативное> влияние. Это относится  и к таким мыслителям и политическим деятелям, как Прудон, М. А. Бакунин, Ф. Лассаль; впрочем, обратное влияние  Маркса было во всяком случае не меньшим, так что здесь имело место  взаимовлияние.

Маркс был знаком с идеями Конта и в целом  относился к ним отрицательно. <...В качестве партийного человека я занимаю решительно враждебную позицию по отношению к контизму, а как человек науки очень  невысокого мнения о нем...>, - писал  он [7, 189-190]. В политическом отношении  Марксу был чужд социальный пацифизм Конта, а в научном отношении  контовская теория непрерывной, преемственной  эволюции уступала, с его точки  зрения, гегелевской теории исторического  развития. Тем не менее, как это  будет видно из дальнейшего изложения, в социологических взглядах Маркса и Конта немало общего, что отчасти  объясняется значительным влиянием идей Сен-Симона на них обоих.

В последние годы жизни Маркс обратился к изучению этнографических исследований первобытных  культур, в частности, работ Льюиса Моргана.

Необходимо отметить и влияние естественных наук на формирование социологии Маркса. Это относится, в  частности, к таким наукам, как  геология и биология. Геология служила  одним из источников марксовых представлений  о социальной системе и ее строении (идея формации). Из биологических идей и открытий, оказавших воздействие  на социологические воззрения Маркса, следует подчеркнуть значение понятия  биологического организма, морфологических  представлений в биологии, открытия клетки и создания клеточной теории строения организма. Особенно важным для  Маркса было эволюционное учение Дарвина, изложенное в его знаменитом труде <Происхождение видов> (1859). Маркс  увидел в нем некий биологический  аналог и подтверждение своих  социальных теорий, а также стимул для их дальнейшего развития.

Информация о работе Социология Карла Маркса