Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 09:58, реферат
Карл Маркс - самый знаменитый и влиятельный социальный мыслитель XIX века. Его идеи почти полтора столетия использовались и продолжают использоваться в программах самых разнообразных социальных движениЙ в различных районах земного шара. Некоторые тоталитарные режимы утвердили марксизм в качестве единственной идеологии, имеющей право на существование, превратив ее в разновидность государственной религии.
Знание законов исторического развития, по Марксу, дает возможность не только понимать прошлое и настоящее, но и, главное, предсказывать будущее. Отсюда важное место пророчеств в его трудах, причем пророчеств активизирующих. Знание предначертаний исторической необходимости, выступившей как замена воли божественного провидения, приводило к тому, что следование историческим законам или тенденциям воспринималось как моральный долг. Поскольку законы пробивают себе дорогу через деятельность людей, то люди - авторы исторической драмы, познавшие эти законы, - не должны ждать, когда они сами пробьют себе дорогу; люди могут и должны ускорить действие этих законов, если они хотят перейти из царства необходимости в царство свободы. Такое активистское истолкование социальных законов подкреплялось политическим радикализмом Маркса и его последователей.
В связи с общей
диалектической ориентацией Маркса
важнейшее место в его
У Маркса мы встречаем
две противоположные
Естественнонаучная
тенденция проявилась у Маркса довольно
рано и отчасти пересекалась с
материалистическими
Но, не дожидаясь
этого будущего состояния, Маркс
в своих социальных исследованиях
использовал естественнонаучные и
общенаучные методологические представления.
Так, в его системном подходе
к обществу отчасти нашли выражение
представления о геологических
системах и биологическом организме.
Открытие клетки повлияло на его анализ
товара как <клетки>, как элементарной,
простейшей единицы капиталистической
экономической системы. В то же время
Маркс применяет и
В качестве общенаучного
метода, применяемого в социальной
науке, Маркс рассматривает
Задолго до возникновения
собственно структурного функционализма
Маркс делает первые попытки применения
структурно-функционального
Маркс уделял внимание и математике, которой иногда занимался в часы досуга; он считал, что использование математики - признак зрелости научной дисциплины.
Что касается антипозитивистской
тенденции в творчестве Маркса, то
она была тесно связана с его
публицистической и политико-революционной
деятельностью. Подход к научной
деятельности как включенной в социальную
практику, опора на диалектику, социальный
критицизм и политический радикализм
Маркса - все это сделало из него
предшественника различных
Некоторые работы Маркса могут быть отнесены к жанру публицистической социологии. В них он широко применяет свой излюбленный метод полемики, а также методы обличения, иронии, сарказма.
Теоретический анализ занимает ведущее место в социологии Маркса. При этом благодаря своей колоссальной научной эрудиции, публицистической и политико-практической деятельности он в своих исследованиях мог опираться на огромный эмпирический материал, относящийся к социальной истории, экономике, праву и т. д. Он обладал глубоким и тонким ощущением специфики отдельных обществ и исторических периодов, которое нередко входило в противоречие с его общими теоретическими схемами.
В работах Маркса
можно обнаружить и элементы того,
что впоследствии получило название
эмпирического социального
7. Теория социальных систем
Одним из первых в истории социологии Маркс разрабатывает весьма развернутое представление об обществе как системе. Это представление воплощено прежде всего в его понятии общественной формации.
Термин <формация>
первоначально использовался в
геологии (главным образом) и в
ботанике. Он был введен в науку
во второй половине XVIII в. немецким геологом
Г. К. Фюкселем и затем, на рубеже XVIII-ХГХ
вв., широко использовался его
Именно из геологии Маркс заимствовал термин <формация> (об этом свидетельствуют, в частности, его прямые аналогии между общественными и геологическими формациями) [14, 460; 15, 402, 413], отчасти, вероятно, под влиянием Гегеля и Фейербаха, которые ранее использовали этот термин в его геологическом значении.
В содержательном отношении
выбор этого термина был не
случайным и выражал
Еще одним естественнонаучным
источником системной ориентации у
Маркса было представление о биологическом
организме, но главным теоретико-
Впервые Маркс использует
термин <общественная формация> () для
обозначения французского общества
начала XIX в. в работе <Восемнадцатое
брюмера Луи Бонапарта> (1852) [10, 120].
В дальнейшем он применяет его
к социальным системам различного масштаба
и уровня: от глобальных систем до социальных
микроединиц. В <Набросках ответа
на письмо В. И. Засулич> (1881) он использует
его применительно к
2 В этом советском
издании французское слово , употребляемое
Марксом (письмо написано по-
3 Последний термин
из <Немецкой идеологии> в том
же издании также переведен
как <образование>, очевидно, с
той же целью, что и в
Общественная формация, по Марксу, - это социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Структура этой системы имеет следующий вид. В ее основании лежит способ производства материальных благ, т. е. экономическая подсистема; для ее обозначения Маркс иногда использует также термины <экономическая формация> и <экономическая общественная формация>. Способ производства имеет две стороны: производительные силы общества и производственные отношения.
К производительным силам относятся все имеющиеся в распоряжении общества ресурсы и средства, обеспечивающие процесс производства: вовлеченные в производство естественные и человеческие ресурсы, средства производства, уровень науки и ее технологическое применение и т. д. Особенно важное место среди производительных сил развитых формаций Маркс, вслед за Сен-Симоном, отводил промышленности, утверждая, что страна промышленно более развитая показывает стране промышлен-но менее развитой картину ее собственного будущего.
Производственные отношения, вторая сторона способа производства, выражается, по Марксу, главным образом в различных формах собственности на средства производства.
Важно иметь в
виду, что Маркс часто понимает
производство как общий цикл движения
производимого блага, куда входят собственно
производство, или производство в
узком смысле, распределение, обмен
и потребление [12, 17-48]. Каждая фаза этого
цикла выполняет важную функцию,
без которой в развитых социальных
системах процесс производства невозможен.
Маркс придает особое значение завершающей
фазе этого цикла - потреблению. <Без
производства нет потребления, но и
без потребления нет
Обе стороны способа производства находятся в состоянии соответствия и взаимодействия; при этом ведущую роль играют производительные силы.
Способ производства составляет, по Марксу, системообразующий компонент социальной системы, определяющий остальные ее компоненты. Именно способ производства создает качественную определенность общественной формации и отличает одну формацию от другой. Но помимо производительных сил и производственных отношений, которые составляют <реальный базис>, структуру общества, формация включает в себя и надстройку, или суперструктуру. В нее Маркс включает прежде всего юридические и политические отношения и институты (находящиеся ближе других институтов и отношений к базису) и далее, точнее, <выше> - остальные сферы социальной жизни, которые, как и право и политика, относятся к области <общественного сознания>, или <идеологии>: мораль, науку, религию, искусство.