Социальная политика: основные направления и механизм реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование особенностей реализации социальной политики в Республике Беларусь и определение путей ее совершенствования.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность, цели и направления социальной политики;
- рассмотреть основные показатели результативности социальной политики
- рассмотреть социальную политику и её особенности в зарубежных странах
- изучить проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь (в контексте "белорусской модели развития")

Содержание

Введение 3
1.Сущность, цели и направления социальной политики 4
2. Основные показатели результативности социальной политики 13
2.1. Уровень жизни, качество жизни 13
2.2. Потребительская корзина и потребительский бюджет 14
2.3. Социальная справедливость и кривая Лоренца 17
3. Социальная политика и её особенности в зарубежных странах 24
4. Проблемы социальной политики и особенности её реализации в
Республике Беларусь (в контексте "белорусской модели развития") 30
Заключение 43
Список использованных источников 45

Работа содержит 1 файл

Курсовая МОЯ.doc

— 379.50 Кб (Скачать)

     Увеличился спрос  на рабочую силу. На 1 июля 2008 г. в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 68,7 тыс. вакансий, что составило 120,5 процента к уровню 2006 года, количество свободных рабочих мест в 1,6 раза превысило число безработных  (в г. Минске на одного безработного приходилось семь вакансий).

     С начала года трудоустроено 108,5 тыс. человек, в том числе 70,3 тыс. безработных, или 65 % от числа всех трудоустроенных.

     В общественных оплачиваемых работах приняли участие в I полугодии 2008 г. приняли участие 43 тыс. человек, из них 28 тыс. безработных, или 65% от всех принявших участие.

     Переселено на новое  место жительства и работы, с их согласия, 218 семей безработных (151,4% к аналогичному периоду прошлого года) с оказанием им финансовой поддержки из средств Фонда социальной защиты населения.

     На 1 июля 2008 года в  органах по труду, занятости и  социальной защите состояло на учете 42,7 тыс. безработных (92,2 процента от численности  безработных на 1 июля 2007 г.), уровень безработицы удерживался в социально допустимых пределах – 0,9 процента к численности экономически активного населения  (на 1 июля 2007 г. – 1,0 процент).

     Средний размер пособия  на одного безработного в июне 2008 г. составил 46 тыс. рублей, или 22% от бюджета  прожиточного минимума в среднем  на душу населения.

     В январе-июне 2008 года развитие рынка труда малых городских  поселений происходило в соответствие с общереспубликанской тенденцией изменения численности зарегистрированных безработных.

     В целом по малым  городам Республике Беларусь количество безработных за анализируемый период снизилось на 973 человека (-8,9%) – с 10950 до 9977 человек. Рост безработных произошел в 55 городских поселениях из 187 (29,4%), в 119 (63,6%) – произошло снижение, в 13 (7%) – ситуация стабилизировалась.

     В областном разрезе численность безработных с начала года:

     в Брестской области  снизилась на 110 человек (-5%) с 2210 до 2100 чел.;

     в Витебской –  снизилась на 80 человек (-4,6%) с 1757 до 1677 чел.;

     в Гомельской – снизилась  на 6 человек (-0,4%) с 1591 до 1785 чел.;

     в Гродненской – снизилась на 268 человек (-12,7%) с 2112 до 1844 чел.;

     в Минской – снизилась  на 188 человек (-12,1%) с 1556 до 1368 чел.;

     в Могилевской –  снизилась на 321 человек (-18,6%) с 1724 до 1403 чел.

     Таким образом, по состоянию  на 1.07.2008  21% всех безработных в малых городах сконцентрированы в Брестской области, 16,8% – в Витебской, 15,9% – в Гомельской, 18,5% – в Гродненской, 13,7% – в Минской, 14,1% – в Могилевской.

     Количество вакансий по малым городским поселениям с  начала года увеличилось с 6714 до 9622 мест, или на 43,3%. Напряженность на рынке труда малых городов снизилась с 1,6 безработных на 1 вакансию на 1.01.2008 (1,3 по республике) до 1,0 на 1.07.2008 (по республике 0,9). Этот показатель варьируется от 2,0 в Брестской области до 0,6 в Минской. В 17 малых городских поселениях (9,1% от общего количества) по состоянию на 1.07.2008 вакансии отсутствовали.

     В 36-ти городских  поселениях, включенных в Государственную  программу содействия занятости населения на 2008 год за январь-июнь суммарно численность безработных снизилась на 412 человек (-11,3%) с 3647 на 1.01.2008 до 3235 на 1.07.2008.

     Снижение численности  безработных произошло в 27 городских  поселениях (75% от общей численности программных городов), в 7 (19,4%) численность безработных незначительно увеличилась, в 2 (5,6%) – стабилизировалась.

     В территориальном  разрезе 31,4% от всех безработных в  программных городах сконцентрированы в Брестской области, 20,1% – в  Витебской, 11% – в Гомельской, 11,1% – в Гродненской, 14,5% – в Минской, 11,9% – в Могилевской.

     Современный этап развития системы социальной защиты можно охарактеризовать как период становления новой национальной модели социальной поддержки населения. Ее целью является обеспечение устойчивого повышения качества жизни социально уязвимых групп населения, а отличительными особенностями – программно-целевой характер, широкое применение выявительного подхода при определении нуждаемости граждан и семей в социальной поддержке, адресный принцип и межведомственное взаимодействие при оказании помощи.

     Выполняется ряд государственных социальных программ, обеспечивающих укрепление реальных социальных гарантий и повышение качества жизни пожилых людей, ветеранов.

     Мероприятия Комплексной программы по совершенствованию  системы социальной работы с одинокими  гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года позволяют более оперативно, комплексно и максимально эффективно предоставлять каждому одинокому пожилому человеку необходимую социальную поддержку.

     В соответствии с мероприятиями Республиканской комплексной программы социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006-2010 годы проводятся обследования условий жизни одиноких и одиноко проживающих пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, и принимаются меры по решению их проблем. Координирует деятельность республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений по реализации мероприятий данной Программы Межведомственная комиссия, созданная при Министерстве труда и соцзащиты [23].

     В ходе реализации названных программ при определении нуждаемости  одиноких граждан пожилого возраста и ветеранов в социальной поддержке  применяется выявительный подход, что  позволяет обеспечить адресность предоставляемой помощи.

     С целью предупреждения и снижения уровня инвалидности, а также создания и развития системы профессиональной, трудовой и социальной реабилитации с октября 2006 года начала выполняться Государственная программа по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006-2010 годы.

     Активизации мероприятий по созданию безбарьерной среды и обеспечению инвалидам свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры будет способствовать выполнение Государственной программы о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007-2010 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 апреля 2007 г. № 424).

     В республике повсеместно внедрена система  социальных стандартов по обслуживанию населения, которая охватывает всю социальную сферу и включает 44 норматива в области жилищно-коммунального хозяйства, образования, культуры, связи, транспорта, здравоохранения, социального обслуживания, торговли и бытового обслуживания.

     Нормативом  государственного социального стандарта в области социального обслуживания является обеспеченность населения центрами социального обслуживания населения – один центр на административный район. Стандарт обеспечивает оказание максимальной разносторонней и качественной помощи нуждающимся категориям граждан и семей, в том числе проживающим в отдаленных населенных пунктах, делает социальную поддержку адресной, своевременной и эффективной.

     Постоянно предпринимаются меры по обеспечению  эффективного функционирования социального стандарта, его расширению и переводу на более высокий качественный уровень путем укрепления материально-технической базы 156 территориальных центров, развития их внутренней структуры; увеличения охвата социальным обслуживанием сельских жителей, особенно в отдаленных малонаселенных пунктах.

     С начала года количество подразделений  в центрах увеличилось с 782 до 801. В среднем на один центр приходится 5,1 подразделений. По состоянию на 1 июля численность граждан, состоящих на учете, составляет 1544,7 тыс. человек, в т.ч. 152 тыс. одиноких и 530 тыс. одиноко проживающих пожилых граждан. Отделениями социальной помощи на дому центров обслуживается 77 тыс. нетрудоспособных граждан.

     Деятельность  центров позволяет одиноким и  одиноко проживающим нетрудоспособным гражданам, нуждающимся в уходе, максимально долго оставаться в привычной обстановке, и только после того, как все возможности нестационарных форм социального обслуживания будут исчерпаны – поселяться в дома-интернаты.

     Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики является социальная защита инвалидов. В республике численность инвалидов составляет более 508 тыс. человек, в том числе около 28 тысяч детей-инвалидов. Функционирует сеть реабилитационных учреждений, осуществляющих мероприятия в рамках медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, в том числе Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр и Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов. Нуждающиеся инвалиды обеспечиваются протезно-ортопедическими изделиями, изделиями лечебного протезирования, техническими средствами реабилитации бесплатно или на льготных условиях.  
Осуществляемые мероприятия по социальной реабилитации и адаптации инвалидов позволили в I полугодии улучшить показатели обеспеченности нуждающихся граждан техническими средствами социальной реабилитации. В очереди на получение спецавтотранспорта по состоянию на 1 июля 2008 г. состояло 3867 инвалидов, в том числе 22 инвалида Великой Отечественной войны, что на 290 инвалидов меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [23].

     Создана и успешно функционирует система  социальной защиты ветеранов и пожилых людей, в соответствии с которой указанным категориям граждан предоставляются, в соответствии с законодательством, различные льготы и социальные гарантии.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Основная  цель социальной политики - повышение  уровня и качества жизни населения Беларуси на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, создания каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье.

     В настоящее время социально-экономическое  развитие Республики Беларусь характеризуется множеством сложных проблем, среди которых, пожалуй, ведущее место занимают проблемы реализации социальной политики. В их числе — сложная демографическая ситуация, проблемы скрытой безработицы, бедности. Нуждаются в совершенствовании многие вопросы оплаты труда, доходов населения; развития отраслей социально-культурной сферы.

     Необходимо  отметить, что существующая практика по борьбе с бедностью и социальной защиты населения не в полной мере учитывает происходящие  в стране институциональные изменения на пути формирования социально ориентированной рыночной экономики. Причины бедности в Беларуси необходимо искать, прежде всего, в вялой адаптации национальной экономики к     процессам  глобализации, неконкурентоспособности   ряда  отраслей   и   производств, низкой производительности труда, превалировании низкооплачиваемых работ.

     Совершенствование системы регулирования доходов  населения является крайне необходимым условием, сопровождающим повышение цен. Требуется ускорить затянувшийся процесс реформирования заработной платы, имея при этом в виду, что непроработанные и непросчитанные действия способны принести не пользу, а вред.

     Решение накопленных проблем призваны обеспечить различные государственные программы, а также годовые социально-экономические прогнозы.

      Таким образом, в Республике Беларусь разработан и действует достаточно сложный и взаимоувязанный комплекс мер по проведению социальной политики в стране. Однако проведению эффективной социальной политики препятствует множество различных внутренних и внешних проблем. Практически исчерпаны  экстенсивные  источники  и  факторы  долговременного экономического роста. Многие проблемы связаны с чрезмерной открытостью экономики Республики Беларусь, экономической зависимостью ее от других стран. Переход на интенсивный путь сдерживается медленным процессом разработки и внедрения высоких ресурсосберегающих технологий из-за нехватки инвестиций,   несовершенства   инновационных   систем,   отсутствия эффективной  конкурентной  среды  и  рыночной  инфраструктуры, стимулирующих спрос на новые знания, нововведения, обновления производства и продукции. Сложные задачи предстоит решать в процессе формирования активной социальной политики, повышения эффективности ее, в том числе в области доходов и оплаты труда, в развитии здравоохранения, при решении демографических проблем.

Информация о работе Социальная политика: основные направления и механизм реализации