Социальная политика: основные направления и механизм реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование особенностей реализации социальной политики в Республике Беларусь и определение путей ее совершенствования.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность, цели и направления социальной политики;
- рассмотреть основные показатели результативности социальной политики
- рассмотреть социальную политику и её особенности в зарубежных странах
- изучить проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь (в контексте "белорусской модели развития")

Содержание

Введение 3
1.Сущность, цели и направления социальной политики 4
2. Основные показатели результативности социальной политики 13
2.1. Уровень жизни, качество жизни 13
2.2. Потребительская корзина и потребительский бюджет 14
2.3. Социальная справедливость и кривая Лоренца 17
3. Социальная политика и её особенности в зарубежных странах 24
4. Проблемы социальной политики и особенности её реализации в
Республике Беларусь (в контексте "белорусской модели развития") 30
Заключение 43
Список использованных источников 45

Работа содержит 1 файл

Курсовая МОЯ.doc

— 379.50 Кб (Скачать)

      Примечание. Источник: [12]

Рисунок 4.1. Структура денежных доходов населения  
(в процентах к итогу)

      Примечание. Источник: [12] 

     В 2007 году денежные доходы населения составили 6047 тыс.руб. на душу населения (в 2000 г. – 557 тыс.руб.), в том числе оплата труда 3562 тыс.руб. (58,9%), социальные трансферты – 1269,9 тыс.руб.(21,0%), доходы от собственности – 102,8 тыс.руб. (1,7%), другие – 1112,6 тыс.руб.(18,4%).

     Анализ  динамики денежных доходов населения  за 1990-2006 гг. показывает, что наиболее четкие тенденции сложились в области снижения доли доходов от собственности с 3,5% в 1995 г. до  1,7% в 2007 году. Доля оплаты труда в 2000 г. снизилась по сравнению с 1995 г. на 7,9%, а в 2007 году ее доля снова имела тенденцию к росту и составила – 58,9% по сравнению с 55,9% в 2000 году. Также в 2000 году заметен рост доли других доходов в общей структуре доходов населения, а в 2007 году отмечено снижение данного показателя на 4,4% по сравнению с 2000 годом, но если сравнивать этот показатель с 1995 годом, то здесь следует отметить увеличение на 8,6%.

     Оплата  труда остается, тем не менее, главным  фактором, влияющим на рост денежных доходов  населения. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работающих в экономике в 2007 году составила 694,0 тыс. руб. (в 2006 г. – 582,2 тыс. руб.). Если ее среднереспубликанский уровень принять за 100%, то выше этого уровня заработная плата в 2007 г. была в промышленности (111,6%), строительстве (129%), на транспорте (118%) и связи (117%), науке и научном обслуживании (126,5%), в сферах финансов (175,6%) и управления (150%). Ниже среднереспубликанского уровня заработная плата была в торговле и общественном питании (76%), отраслях социальной сферы (77-88%): здравоохранении, образовании, культуре и др. Причем эта ситуация сохраняется с 1990 г.

     Общая позитивная тенденция роста доходов  населения и реальной заработной платы не снимает с повестки дня необходимость более целенаправленного решения весьма сложных и острых проблем в этой сфере:

     - по прежнему остается низкой  доля оплаты труда в ВВП  – 44,2% в 2005 г. (33,3% в 2004 г., 35% - в  2003 г., 36,6% - в 2001 г.), тогда как в  экономически развитых странах она составляет 50-60%;

     - реальные денежные доходы населения  в 2007 году выросли по отношению к 2005 г. на 13,2%, а реальная среднемесячная заработная плата на 10,0% (при росте потребительских цен на 17,5%), что свидетельствует о медленных темпах восстановления ее главных функций – воспроизводственной и стимулирующей, которые были учтены в кризисные годы.

     Ситуация с бедностью в Беларуси остается сложной. Согласно официальной статистике, количество жителей с уровнем располагаемых ресурсов ниже прожиточного минимума, хотя и сокращается, но все еще представляет значительную величину - 28% от общей численности населения или 2676 тыс. чел. Из них 178 тыс. чел. живут в крайней бедности, когда доходы в два раза ниже величины прожиточного минимума.

     К основным группам с высоким уровнем бедности относятся проживающие в сельских районах, семьи с высокой степенью иждивенчества и др. Бедные и очень бедные слои населения заняты в основном в сельском хозяйстве и непрестижных видах работ в других секторах экономики.

     Общий вывод состоит в том, что глубинной, корённой причиной бедности в Беларуси является низкооплачиваемая, малодоходная занятость. Часто получение работы не является необходимым условием для того, чтобы выбраться из бедности. Поэтому серьезной проблемой становится все еще массовое явление «работающей бедноты» и поиск путей повышения заработной платы, надежности трудоустройства и социальной защиты на низкооплачиваемых видах труда.

     Значимость и роль государства в отношении отраслей социальной сферы возрастает в связи с тем, что в экономике республики наряду с рыночной системой хозяйствования действует нерыночный сектор, куда относятся отрасли образования, культуры, здравоохранения и др. и их регулирование резко отличается от регулирования рыночным сектором.

     В Беларуси взят курс на модернизацию и техническое переоснащение медучреждений. Со стороны государства для этого созданы все условия. Объем государственных инвестиций в строительство и реконструкцию объектов здравоохранения в 2007 году увеличился в 2,7 раза.

     В последние годы финансовое обеспечение медицинской отрасли значительно улучшилось. Расходы за пятилетку увеличились в 2,4 раза, а в расчете на одного жителя с 52,7 до 128,5 доллара США. Удельный вес расходов на здравоохранение к валовому внутреннему продукту в 2007 году составил 4,5%, а к 2010 году запланировано довести его до 7% ВВП.

     Амбулаторно-поликлиническая  помощь населению Беларуси в 2007 г. оказывалась в 1 970 лечебно-профилактических организациях (ЛПО), из которых 1 448 относятся к системе Министерства здравоохранения (2006 г. — 1 461).

     Из  числа амбулаторно-поликлинических  организаций системы Минздрава медицинская помощь населению оказывалась в 745 самостоятельных (необъединенных) поликлиниках и амбулаториях, 485 поликлинических отделениях больниц и роддомов, 55 врачебных здравпунктах, 69 стоматологических поликлиниках и 94 диспансерах.

     В 2007 г. число ЛПО системы Минздрава увеличилось на 28 самостоятельных поликлиник, в то же время было сокращено 26 поликлинических отделений в составе больниц и роддомов и 9 диспансеров.

     Медицинская помощь городскому населению оказывалась  в 156 самостоятельных поликлиниках и 272 поликлинических отделениях в составе больниц и роддомов. В сельской местности насчитывались 589 врачебных амбулаторий и 213 поликлиническое отделение участковых больниц.

     Медицинское обслуживание детского населения осуществляется 374 детскими поликлиниками, отделениями и консультациями (2006 г. — 379), помощь женскому населению оказывается в 326 женских консультациях и акушерско-гинекологических кабинетах/отделениях (2006 г. — 324). В республике работают 14 консультаций «Брак и семья» и 6 медико-генетических консультаций [26].

     Стоматологическая помощь населению в 2007 г. оказывалась в 69 самостоятельных стоматологических поликлиниках и 1 054 отделениях. В 2006 г. работало 212 зубопротезных мастерских и 57 ортодонтических отделений.

     В Республике Беларусь существует широкая  сеть медицинских организаций по оказанию специализированной помощи, которая в 2007 г. оказывалась в 94 диспансерах.

     Число станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи уменьшилось с 205 в 1994 г. до 189 в 2007 г.

     В настоящее время в Беларуси проводится активная работа по реформированию системы здравоохранения. Одним из направлений является реструктуризация ЛПО и смещение приоритетов в сторону первичной медико-санитарной помощи. Усиление амбулаторно-поликлинического звена происходит за счет внедрения новых технологий, применявшихся ранее только в стационарах, развития перспективных догоспитальных форм медицинской помощи — дневных стационаров и стационаров на дому, за счет перераспределения ресурсов и функций между амбулаторно-поликлинической и стационарной помощью в пользу первой.

     В настоящее время принято ряд мер по повышению эффективности использования кадровых ресурсов здравоохранения, направленных на повышение качества оказания медицинской помощи населению. Вопросы кадровой политики решаются с учетом реорганизации здравоохранения, внедрения современных и высокотехнологичных подходов к оказанию медицинской помощи населению.

     Образование, составляя один из ключевых факторов международного престижа Республики Беларусь, позволяет ей сохранить довольно высокое место в международных рейтингах. Развитие экономики опирается на накопление человеческого капитала, в формировании которого важнейшую роль играет образование.

     Бюджетное финансирование остается основой обеспечения  права граждан на образование.

     На  протяжении последних лет удельный вес бюджетных расходов на образование (без учета капитальных вложений) по отношению к валовому внутреннему продукту возрос с 6,2% в 2000 году до 6,4% по проекту бюджета 2007 года.

     Это позволило обеспечить финансирование основных расходов всех ступеней образования, от дошкольного до высшего, осуществить мероприятия по реформе общеобразовательной школы, государственных программ в области образования, таких, как Президентская программа "Дети Беларуси", программа "Информатизация системы образования", Программа капитального ремонта зданий и сооружений учреждений образования, подчиненных государственным органам управления образования, на 2005-2007 годы, мероприятия в области образования по Государственной программе возрождения села на 2005-2010 годы [25].

     Получают  дальнейшее развитие новые типы учебных  заведений (лицеи, гимназии, колледжи), предоставляющие качественно новый, повышенный уровень образования, сохраняется уровень приема в средние специальные и высшие учебные заведения, обеспечивающего в достаточной мере потребность экономики республики в квалифицированных кадрах. Создаются необходимые условия для получения специального образования на всех уровнях обучения и воспитания для детей с особенностями психофизического развития.

     Понимая важность качественного образования, принимаются меры, направленные на улучшение финансирования отрасли, укрепление материально-технической базы учреждений образования, совершенствование оплаты труда педагогических работников, социальную защиту обучающихся в учреждениях образования.

     Несмотря  на имеющиеся успехи в образовательной  сфере, имеется и ряд проблем.

     Как уже отмечалось выше, государственное финансирование образования в 2007 г. достигло 6,4% от ВВП, а по международным стандартам для динамичного развития сферы образования необходим уровень его общего финансирования не менее 10% от ВВП. Это влечет за собой перегруженность не только средней школы, но и вузов, проводящих занятия зачастую в две и больше смен. В последние годы практически перестали открываться новые профессионально-технические училища, а старые - зачастую ликвидируются, что чревато нехваткой высококвалифицированных рабочих кадров на рынке труда [10].

     Рынок труда Республики Беларусь развивается  в условиях реформирования национальной экономики после кризиса экономической системы в начале 90-х годов. Была поставлена цель - определить правовые, экономические, социальные и организационные основы регулирования занятости населения республики в условиях многоукладной экономики.

     За последние годы ситуация на национальном рынке рабочей  силы изменилась к лучшему, она стала более стабильной и управляемой.

     В настоящее время в экономике республики активизируются процессы реформирования производства и инвестиционной деятельности по созданию новых рабочих мест, в связи с чем намечается тенденция роста численности занятого населения.

     В соответствии с  Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384, основной целью государственной политики в социально-трудовой сфере в 2006 -2010 г.г. является повышение эффективности использования трудовых  ресурсов и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства.

     Рост численности  занятых в экономике отмечен  с 2005 г. (за 2005-2006 гг. численность занятых  увеличилась на 86,5 тыс. чел.). Прогнозируется дальнейшее  увеличение численности занятых в экономике до 4740-4775 тыс. человек к 2010 году (по сравнению с 2005 г. примерно на 400 тыс. человек) и рост уровня занятости до 77,5-77,6% (отношение численности занятых в экономике к трудовым ресурсам).

     В республике численность  населения, занятого в экономике  за январь-июнь 2007 года, по данным Министерства статистики и анализа, составила 4471,8 тыс. человек, увеличившись по сравнению с началом 2007 года на 26,5 тыс. человек (при прогнозе 4375-4448 тыс. человек).

     Продолжается перераспределение  занятого населения между отраслями  экономики, увеличение доли работающих в сфере услуг.

     За январь-июнь 2008 года  прием работников восполнил  их выбытие на 102,3 процента, принято  работников на 9,8 тысяч больше, чем  уволено.

     Оборот рабочей  силы составил 859,0 тысяч человек  или 24,3 процента от среднесписочной  численности работающих (в аналогичном периоде 2007 г. – 22,8 процента).

     В связи с высвобождением уволено 4,5 тысяч человек, что составило 90,0 процентов к аналогичному периоду 2007  года.

     Вынужденная неполная занятость на производстве сократилась  с 98,9 тыс. человек в первом полугодии 2007 до 64,0 тыс. человек в 2008 году, или на 35,3 процента к 2007 году.

     В 2008 году увеличилось  число граждан, обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве на постоянную работу  как в целом по республике, так и по областям. В I полугодии 2008 г. на учет было поставлено 168,8 тыс. граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве, из них признано безработными 107,7 тыс. человек, или 64 % от числа обратившихся.

Информация о работе Социальная политика: основные направления и механизм реализации